Подробнее Запомнить город


ИСД сольют в «Евраз»?

12.05.09
размер текста:

До конца года, прогнозируют эксперты, корпорация «Индустриальный союз Донбасса» станет объектом поглощения со стороны одной из более крупных российских горно-металлургических компаний. Первая ласточка поглощения ИСД уже вспорхнула – личности, близкие к группе «Приват», заинтересовались скупкой долгов ОАО «Днепровский металлургический комбинат имени Дзержинского», входящего в ИСД. Причиной поглощения ИСД может послужить предбанкротное состояние корпорации. Вопрос заключается лишь в том, какого рода будет это поглощение – дружественное или враждебное.

Совладельцы Индустриального союза Донбасса Виталий Гайдук и Сергей Тарута в прошлом году могли неплохо заработать на объединении своей компании с одним из российских металлургических холдингов. Тогда корпорации поступали предложения о слиянии с такими российскими гигантами как «Евраз» Романа Абрамовича и «Металлоинвест» Алишера Усманова. Предложения были довольно выгодными, если взять в сравнение нынешнее положение ИСД. В случае слияния с той или иной компанией, Виталий Гайдук и Сергей Тарута могли стать акционерами крупнейшей на просторах СНГ горно-металлургической империи. Более того, металлургические предприятия ИСД, которые не имеют собственной сырьевой базы, приобретали надежные источники поставок сырья в виде ГОКов «Евраза» или «Металлоинвеста». Именно отсутствие собственной сырьевой базы было и остается наиболее серьезной проблемой корпорации, что, наряду с крайне рискованной политикой по привлечению заемных источников финансирования, по сути, и привело ее к нынешнему плачевному состоянию.

Не смотря на столь выгодные предложения, Виталий Гайдук и Сергей Тарута не смогли прийти к согласию с оппонентами, считая, что их бизнес будущие партнеры существенно недооценивают. Поэтому слияния с россиянами в прошлом году так и не произошло. В частности, как заявлял в феврале 2008 года генеральный директор «Металлоинвеста» Максим Губиев, компания «Металлоинвест», управляющая активами «Газметалла», не оставляет надежд на слияние с украинской корпорацией «Индустриальный союз Донбасса», однако пока не может договориться о цене. «Мы считаем, что объединение наших активов с ИСД даст положительный эффект... Вопрос в том, кто какой пакет готов иметь. Происходит, может, взаимное недопонимание цены активов», — сказал он. «Мы как группа готовы к слияниям», — обобщил Губиев. На тот момент банки оценивали «Газметалл» для сделки с ИСД в 15 млрд. долларов, в то время как ИСД аналитики оценивали в 5-6 млрд. долларов, а значит, украинские акционеры могли рассчитывать в объединенной компании примерно на 30-35% акций. Естественно, что в нынешней ситуации подобный вариант для совладельцев ИСД был бы просто идеальным. Но тогда он абсолютно не устраивал господ Гайдука и Таруту.

Однако кризис заставил собственников ИСД изменить свое решение. Как уже отмечалось ранее, ИСД – одна из компаний, которые вели хаотичную кредитную политику. Логика стратегов корпорации была проста и, на то время, достаточно эффективна: набрать максимум кредитов для приобретения новых и модернизации имеющихся производственных активов. Более того, ИСД намеревалась оплачивать текущие платежи по обслуживанию кредитов с помощью перекредитования. Но если раньше быстрорастущий рынок металлопродукции позволял это, то с наступлением кризиса выдача кредитов закончилась и, соответственно, на данной схеме был поставлен большой и жирный крест. В итоге у корпорации ИСД остался существенный кредитный портфель в размере 3,3 млрд долл., источников перекредитования которого у корпорации не стало.

Однако наиболее проблемным стало то обстоятельство, что компанию, вероятнее всего, начали беспокоить кредиторы с требованиями о досрочной выплате кредитов. Причиной этому стало понижение рейтингов ИСД международными рейтинговыми агентствами Moody's и Fitch. Только в этом году корпорации необходимо погасить 500 млн долл. кредитов.

Совладельцы ИСД начали прибегать к крайним мерам снижения расходов: увольнять и отправлять в неоплачиваемые отпуска работников металлургических комбинатов, останавливать цеха, замораживать проекты и целые производства. Однако, естественно, это не решило всех финансовых проблем компании, поэтому чуть ли не единственным на сегодня выходом из сложной ситуации является продажа корпорации. Но и тут не все так просто. Во-первых, в условиях кризиса продать такого гиганта как ИСД достаточно проблематично. Во-вторых, это реальная рыночная стоимость корпорации. Ни для кого не будет удивлением, если разница между ценой, которую назовут господа Гайдук и Тарута, будет на несколько миллиардов отличаться от цены потенциальных покупателей. Хотя сейчас назвать цену ИСД просто невозможно, и не только потому, что у них значительные долговые обязательства. Кризис существенно понизил капитализацию всех участников горно-металлургического рынка. И теперь цена предприятия и его рыночная капитализация – это совершенно разные параметры. Для ИСД же такое понятие как капитализация просто исчезло. Хотя, впрочем, и такое понятие как цена.

Сомнительно, что сегодня на рынке найдется компания, которая готова будет предложить 1-2 млрд долл. за покупку ИСД, с учетом того, что необходимо будет еще погасить 3,3 млрд долл. долгов. Поэтому наиболее оптимальным вариантом в сложившейся ситуации является покупка долгов предприятий, входящих в корпорацию «Индустриальный союз Донбасса». В принципе, такая процедура может и расцениваться как покупка самой корпорации.

К данной процедуре, к слову, и намерены приступить личности, близкие к группе «Приват». В частности, анонимная компания, имеющая свидетельство Госкомиссии по регулированию рынка финансовых услуг Украины серии ФК №49 от 22.02.2005, заявила о своем намерении приобрести долги ОАО «Днепровский металлургический комбинат имени Дзержинского». Данное свидетельство, как оказалось, принадлежит днепропетровскому ООО «Литис», которое возглавляет Сергей Леонов. Этот человек известен своей активной деятельностью в украинской приватизации. В частности, несколько лет назад Леонов представлял в наблюдательных советах Орджоникедзевского и Марганецкого ГОКа акционеров кипрской компании Fortress Ltd, которая аффилирована с группой «Приват». Кроме того, он намеревался приобрести контрольные пакеты Северного ГОКа и Никопольского ферросплавного завода, которые государство продавало в 2003 году. Подавая заявку на конкурс по продаже СевГОКа, у Сергея Леонова было в наличии гарантийное письмо о предоставлении ему в случае победы кредита в размере 87 млн. гривен от дочерней структуры «Приватбанка». Кроме того, в 2005-2006 годах Леонов в судебных тяжбах отстаивал интересы группы «Приват». Сначала был активным участником судебных разбирательств вокруг продажи НЗФ, немногим позже — пытался отменить конкурс по продаже «Лугансктепловоза».

Таким образом, можно предположить, что группа «Приват» пытается аккумулировать долги крупного актива ИСД, а затем в своих интересах инициировать банкротство комбината. Момент, надо отметить, группа «Приват» выбрала наиболее удачный – на сегодняшний день ИСД наиболее уязвим в финансовом плане. А интерес к комбинату со стороны группы «Приват» объясняется просто: это один из профильных активов, который при случае можно будет выгодно перепродать той же компании «Евраз», акционерами которой являются совладельцы группы «Приват» Геннадий Боголюбов и Игорь Коломойский. Или же путем присоединения комбината к «Евразу» увеличить свою долю в этой компании. Естественно, такие недружественные шаги со стороны днепропетровских коллег должны насторожить собственников «Индустриального союза Донбасса».

По мнению экспертов, если Гайдук и Тарута в ближайшее время не найдут выхода из сложившейся ситуации, в частности, потенциальных покупателей или, что более вероятно, партнеров, их бизнесу в скором времени придет конец, или же они станут жертвами «рейдерских» атак таких опасных «акул бизнеса» как «Приват».

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!