Подробнее Запомнить город


ИСД сольют в «Евраз»?

12.05.09
размер текста:

До конца года, прогнозируют эксперты, корпорация «Индустриальный союз Донбасса» станет объектом поглощения со стороны одной из более крупных российских горно-металлургических компаний. Первая ласточка поглощения ИСД уже вспорхнула – личности, близкие к группе «Приват», заинтересовались скупкой долгов ОАО «Днепровский металлургический комбинат имени Дзержинского», входящего в ИСД. Причиной поглощения ИСД может послужить предбанкротное состояние корпорации. Вопрос заключается лишь в том, какого рода будет это поглощение – дружественное или враждебное.

Совладельцы Индустриального союза Донбасса Виталий Гайдук и Сергей Тарута в прошлом году могли неплохо заработать на объединении своей компании с одним из российских металлургических холдингов. Тогда корпорации поступали предложения о слиянии с такими российскими гигантами как «Евраз» Романа Абрамовича и «Металлоинвест» Алишера Усманова. Предложения были довольно выгодными, если взять в сравнение нынешнее положение ИСД. В случае слияния с той или иной компанией, Виталий Гайдук и Сергей Тарута могли стать акционерами крупнейшей на просторах СНГ горно-металлургической империи. Более того, металлургические предприятия ИСД, которые не имеют собственной сырьевой базы, приобретали надежные источники поставок сырья в виде ГОКов «Евраза» или «Металлоинвеста». Именно отсутствие собственной сырьевой базы было и остается наиболее серьезной проблемой корпорации, что, наряду с крайне рискованной политикой по привлечению заемных источников финансирования, по сути, и привело ее к нынешнему плачевному состоянию.

Не смотря на столь выгодные предложения, Виталий Гайдук и Сергей Тарута не смогли прийти к согласию с оппонентами, считая, что их бизнес будущие партнеры существенно недооценивают. Поэтому слияния с россиянами в прошлом году так и не произошло. В частности, как заявлял в феврале 2008 года генеральный директор «Металлоинвеста» Максим Губиев, компания «Металлоинвест», управляющая активами «Газметалла», не оставляет надежд на слияние с украинской корпорацией «Индустриальный союз Донбасса», однако пока не может договориться о цене. «Мы считаем, что объединение наших активов с ИСД даст положительный эффект... Вопрос в том, кто какой пакет готов иметь. Происходит, может, взаимное недопонимание цены активов», — сказал он. «Мы как группа готовы к слияниям», — обобщил Губиев. На тот момент банки оценивали «Газметалл» для сделки с ИСД в 15 млрд. долларов, в то время как ИСД аналитики оценивали в 5-6 млрд. долларов, а значит, украинские акционеры могли рассчитывать в объединенной компании примерно на 30-35% акций. Естественно, что в нынешней ситуации подобный вариант для совладельцев ИСД был бы просто идеальным. Но тогда он абсолютно не устраивал господ Гайдука и Таруту.

Однако кризис заставил собственников ИСД изменить свое решение. Как уже отмечалось ранее, ИСД – одна из компаний, которые вели хаотичную кредитную политику. Логика стратегов корпорации была проста и, на то время, достаточно эффективна: набрать максимум кредитов для приобретения новых и модернизации имеющихся производственных активов. Более того, ИСД намеревалась оплачивать текущие платежи по обслуживанию кредитов с помощью перекредитования. Но если раньше быстрорастущий рынок металлопродукции позволял это, то с наступлением кризиса выдача кредитов закончилась и, соответственно, на данной схеме был поставлен большой и жирный крест. В итоге у корпорации ИСД остался существенный кредитный портфель в размере 3,3 млрд долл., источников перекредитования которого у корпорации не стало.

Однако наиболее проблемным стало то обстоятельство, что компанию, вероятнее всего, начали беспокоить кредиторы с требованиями о досрочной выплате кредитов. Причиной этому стало понижение рейтингов ИСД международными рейтинговыми агентствами Moody's и Fitch. Только в этом году корпорации необходимо погасить 500 млн долл. кредитов.

Совладельцы ИСД начали прибегать к крайним мерам снижения расходов: увольнять и отправлять в неоплачиваемые отпуска работников металлургических комбинатов, останавливать цеха, замораживать проекты и целые производства. Однако, естественно, это не решило всех финансовых проблем компании, поэтому чуть ли не единственным на сегодня выходом из сложной ситуации является продажа корпорации. Но и тут не все так просто. Во-первых, в условиях кризиса продать такого гиганта как ИСД достаточно проблематично. Во-вторых, это реальная рыночная стоимость корпорации. Ни для кого не будет удивлением, если разница между ценой, которую назовут господа Гайдук и Тарута, будет на несколько миллиардов отличаться от цены потенциальных покупателей. Хотя сейчас назвать цену ИСД просто невозможно, и не только потому, что у них значительные долговые обязательства. Кризис существенно понизил капитализацию всех участников горно-металлургического рынка. И теперь цена предприятия и его рыночная капитализация – это совершенно разные параметры. Для ИСД же такое понятие как капитализация просто исчезло. Хотя, впрочем, и такое понятие как цена.

Сомнительно, что сегодня на рынке найдется компания, которая готова будет предложить 1-2 млрд долл. за покупку ИСД, с учетом того, что необходимо будет еще погасить 3,3 млрд долл. долгов. Поэтому наиболее оптимальным вариантом в сложившейся ситуации является покупка долгов предприятий, входящих в корпорацию «Индустриальный союз Донбасса». В принципе, такая процедура может и расцениваться как покупка самой корпорации.

К данной процедуре, к слову, и намерены приступить личности, близкие к группе «Приват». В частности, анонимная компания, имеющая свидетельство Госкомиссии по регулированию рынка финансовых услуг Украины серии ФК №49 от 22.02.2005, заявила о своем намерении приобрести долги ОАО «Днепровский металлургический комбинат имени Дзержинского». Данное свидетельство, как оказалось, принадлежит днепропетровскому ООО «Литис», которое возглавляет Сергей Леонов. Этот человек известен своей активной деятельностью в украинской приватизации. В частности, несколько лет назад Леонов представлял в наблюдательных советах Орджоникедзевского и Марганецкого ГОКа акционеров кипрской компании Fortress Ltd, которая аффилирована с группой «Приват». Кроме того, он намеревался приобрести контрольные пакеты Северного ГОКа и Никопольского ферросплавного завода, которые государство продавало в 2003 году. Подавая заявку на конкурс по продаже СевГОКа, у Сергея Леонова было в наличии гарантийное письмо о предоставлении ему в случае победы кредита в размере 87 млн. гривен от дочерней структуры «Приватбанка». Кроме того, в 2005-2006 годах Леонов в судебных тяжбах отстаивал интересы группы «Приват». Сначала был активным участником судебных разбирательств вокруг продажи НЗФ, немногим позже — пытался отменить конкурс по продаже «Лугансктепловоза».

Таким образом, можно предположить, что группа «Приват» пытается аккумулировать долги крупного актива ИСД, а затем в своих интересах инициировать банкротство комбината. Момент, надо отметить, группа «Приват» выбрала наиболее удачный – на сегодняшний день ИСД наиболее уязвим в финансовом плане. А интерес к комбинату со стороны группы «Приват» объясняется просто: это один из профильных активов, который при случае можно будет выгодно перепродать той же компании «Евраз», акционерами которой являются совладельцы группы «Приват» Геннадий Боголюбов и Игорь Коломойский. Или же путем присоединения комбината к «Евразу» увеличить свою долю в этой компании. Естественно, такие недружественные шаги со стороны днепропетровских коллег должны насторожить собственников «Индустриального союза Донбасса».

По мнению экспертов, если Гайдук и Тарута в ближайшее время не найдут выхода из сложившейся ситуации, в частности, потенциальных покупателей или, что более вероятно, партнеров, их бизнесу в скором времени придет конец, или же они станут жертвами «рейдерских» атак таких опасных «акул бизнеса» как «Приват».

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!