Сланцевые консервы

Публікації

Старт проекта по добыче сланцевого газа в Украине оказался неудачным на радость "Газпрому" и местным экологическим активистам. Впрочем, у британско-голландского концерна Royal Dutch Shell есть еще как минимум одна попытка в запасе. От того, насколько успешной она окажется, во многом будет зависеть и поведение Киева на газовых переговорах с Кремлем. Ведь после потери Крыма и, как следствие, возможности ведения газодобычи на причерноморском шельфе, это – единственный козырь, который все еще остается в руках украинских властей.

Совместный проект Shell и НАК "Нафтогаз Украины", из которого газодобывающий дивизион теперь выделен в отдельное ПАО – длинная песня. Соглашение о совместном разделе продукции, юридически оформившее доступ британско-голландского гиганта к украинским недрам, был подписан еще в 2006 году. И 5 лет пылился под сукном на столах у высокопоставленных чиновников в Киеве. Затем в сентябре 2011 документ обновили, а еще через год началась его практическая реализация в виде бурения первой поисковой скважины "Беляевская-400" в Первомайском районе Харьковской области.

В местной облгосадминистрации год спустя утверждали, что на объекте получено позитивное газопроявление, и проекту – быть. Представители Shell во главе с главой ООО "Шелл-Украина" Грэхемом Тайли в декабре 2013 подтвердили на встрече с тогдашним министром экологии и природных ресурсов Олегом Проскуряковым, что получены положительные результаты работы на "Беляевской-400". Отраслевые эксперты тогда особо подчеркивали непосредственную близость данного участка к Юзовской площади, на освоение которой Shell также смогла получить права в январе 2013, после подписания договора о СРП с ООО "Надра Юзовская". По их мнению, это позволяло надеяться, что и второй проект тоже окажется успешным.

Теперь же, следуя от обратного, можно сказать, что неудача на "Беляевской-400" ставит под сомнения успех будущих работ на Юзовской. Впрочем, там начало бурения первой разведочной скважины все равно пришлось отложить до окончания военных действий в Донецкой и Луганской областях. А когда оно произойдет – никто предсказывать не берется. Пессимисты же называют сроки от 2-3 лет до 10. Не хочется, конечно, чтобы они оказались больше других информированными реалистами, но такой сценарий существует. И он, по сути, ставит крест на втором проекте Shell.

А с первым все решится до конца года. Компания 3 июля все же вынуждена была сообщить нерадостную для нее новость: малый дебит газа в первой пробуренной скважине не позволяет вести там промышленную добычу. Остается "Ново-Мечебиловская-100", бурение которой в Близнюковском районе Харьковщины началось в июне 2013 и закончено в марте 2014. Сейчас продолжается ее тестирование, которое и даст окончательный ответ. Договор СРП предусматривает на начальном этапе возможность бурения 3-4 скважин, так что теоретически у Shell есть еще попытки. Однако представляется сомнительным, что она захочет ими воспользоваться.

Дело в том, что ранее центральный офис Shell анонсировал масштабное сокращение расходов по компании. В рамках новой стратегии она намерена продать активы на 15 млрд долл. в течение ближайших двух лет. И уже в феврале нынешнего года компания подтвердила планы продажи своей доли в трех проектах по добыче нефти в Северном море: Anasuria, Nelson и Sean. Это вынужденные меры, на них приходится идти на фоне ухудшения финансовых показателей. Так, по итогам 2013 чистая прибыль Shell снизилась на 39%, до 16,37 млрд долл. Это во многом связано с провальным IV кварталом, в котором финансовый результат ухудшился сразу в 3,7 раза к аналогичному периоду 2012, до 1,78 млрд долл.

Учитывая, что объем капвложений одного из мировых лидеров в сфере нефтегазодобычи за 2013 составил 44,3 млрд долл., и только на свои китайские проекты он тратит по 1 млрд долл. в год, то 200 млн долл., запланированные для освоения на начальном этапе в Харьковской области, выглядят совсем уж небольшой цифрой. Тем не менее в глобальных корпорациях общая стратегия является обязательной для исполнения всеми подразделениями, независимо от их размера. К тому же и в текущем году ситуация для Shell продолжает резко ухудшаться: за I квартал снижение прибыли составило 45%, до 4,5 млрд долл. В этих условиях концерн наверняка предпочтет сосредоточиться на развитии проектов, уже дающих положительный финансовый эффект.

Отказ Shell в январе 2014 от участия в освоении нефтегазоносной Скифской площади крымского шельфа – лишнее тому подтверждение. Для Украины такой поворот событий имеет неоднозначные последствия. С одной стороны, не остается аргументов на переговорах с "Газпромом" об условиях поставки российского ресурса. Потому как пиар-заявления Киева о будущем строительстве терминала по перевалке сжиженного газа на черноморском побережье и о реверсе из Европы никого в Кремле обмануть не могут. Они скорее предназначены для рядовых украинских избирателей, перед которыми надо нарисовать картинку с иллюзией борьбы за энергонезависимость.

А в "Газпроме" все прекрасно знают, что власти Анкары никогда не разрешат проход газовых танкеров через проливы Босфор и Дарданеллы в Черное море. Потому как турецкая экономика тоже сидит на российской газовой игле, 63% от годового потребления идет из РФ через трубопровод "Голубой поток". Кстати, почему-то в Турции никто не устраивает по этому поводу истерик. Ну, а что касается европейского газа, то такой опыт уже есть. Сейчас мало кто помнит, что впервые его начали поставлять в Украину по реверсу из Словакии и Венгрии еще в 2001 году – задолго до того, как газовые войны с РФ стали одним из любимых занятий украинских политиков. Вот тогда и выяснилось, что технически такая возможность существует, но о больших объемах говорить не приходится – речь шла о нескольких миллионах кубометров в месяц.

Это подтвердилось и в 2012-2013, когда подзабытую инициативу захотели реанимировать тогдашний премьер Николай Азаров и министр энергетики Эдуард Ставицкий. Хотя, если честно, сама попытка выглядела глупо: например, в 2012 из-за суровых морозов компании ЕС просили у "Газпрома" дополнительные объемы сверх законтрактованных. Простой вопрос – откуда в таком случае у европейцев возьмется газ для продажи Украине, раз им самим порой не хватает? Реально решить проблему могло разве что развитие морской газодобычи на причерноморском шельфе. Однако операция "Крым – наш", которую Кремль провернул не без помощи украинских националистов, поставила крест и на этой возможности.

С другой стороны, промышленная разработка месторождений сланцевого газа на востоке Украины как минимум ухудшит и без того неблагополучную экологическую обстановку в регионе, отмечают авторы независимых природоохранных исследований, результаты которых были представлены в Харькове в начале июля нынешнего года в присутствии представителей Shell. Обойти данный факт никак нельзя. Хотя если "Ново-Мечебиловская-100" даст тот же результат, что и "Беляевская-400", проблема отпадет сама собой. Если же газ найдут в требуемых объемах, есть смысл обратиться к опыту умных людей. То есть европейцев, на которых мы так стремимся быть похожими, пусть и безуспешно.

Там в городке Фредериксхавен местные власти 27 июня выдали разрешение французскому концерну Total на бурение скважины для поиска сланцевого газа. И это в до мозга костей "зеленой" Дании, где чистота окружающей среды возведена чуть ли не в ранг религии! Но есть нюанс: Total разрешено бурить только традиционные вертикальные скважины, без использования гидравлического разрыва. Который применялся Shell в Харьковской области на обеих скважинах.

Независимый эксперт в сфере энергетики Валентин Землянский в комментарии МинПрому отметил, что для получения полной картины о возможностях промышленной добычи сланцевого газа необходимо пробурить порядка 50 скважин. Между тем договор об СРП с Shell предусматривает бурение 15 скважин за 5 лет, напомнил он. "Будут ли они бурить дальше – это вопрос к Shell, но я не думаю, что за этот период сланцевый газ сможет как-то повлиять на обеспеченность Украины энергоресурсами. Нужно 5 лет, только чтобы получить ответ на вопрос о возможности его промышленной добычи. Поэтому я бы сейчас занимался вопросами энергоэффективности, направленными на снижение потребления газа", – сказал эксперт.

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

16 Квітня 2024

Обсяг металобрухту на майданчиках Міноборони до кінця року може сягнути 200 тисяч тонн

Металургійна промисловість Європи потребує 5 млн тонн водню на рік для декарбонізації

МВФ прогнозує зростання ВВП України цьогоріч до 3,2%

Поляки розблокували пункт пропуску Долгобичув-Угринів

Зеленський підписав закон про мобілізацію

Бронювання працює неефективно: кожен шостий працівник мобілізований – Петрук

Акціонери US Steel схвалили злиття з Nippon Steel

Компанія Дерипаски втратить 36% експорту внаслідок нових санкцій США та Великої Британії 

Українські металургійні компанії у березні скоротили експорт напівфабрикатів на 38,7%

Києву загрожують відключення світла за графіком – ДТЕК

Польська JSW скоротить видобуток вугілля на 850 тисяч тонн

АМКР збільшив виплавку сталі на 93% 

За три місяці китайські металурги відвантажили за кордон 25,8 млн тонн сталі

Майже 19 тисяч компаній переїхали по Україні від початку великої війни

Споживання сталі в Україні впало на чверть у 1 кварталі

Нафтогаз готовий викупити весь газ, запропонований українськими видобувниками

ВСІ НОВИНИ ⇢