Подробнее Запомнить город


Металлургов спасет внутренний рынок

30.10.08
размер текста:

Мировой кризис внес свои коррективы в спокойную и размеренную жизнь украинских металлургов. Кто бы мог подумать, что столь успешное начало 2008 года (в І полугодии цены на основные виды металлургической продукции выросли в среднем на 40-60%) закончится настоящим кошмаром.

В связи с этим отечественными СМИ активно обсуждается достаточно неожиданное заявление основного акционера компании "СКМ" Рината Ахметова, сделанное им на Международном инвестиционном саммите Донецкой области.

Бизнесмен, получающий львиную долю своих доходов от подконтрольных ему предприятий горно-металлургического комплекса (ГМК), дословно сказал: “Сегодня все спрашивают – как помочь металлургам? В условиях кризиса помогать надо не металлургам, а потребителям металла: строителям и машиностроению. Мы должны иметь строительный бум. От этого выиграют все”.

Причем данное заявление было сделано на фоне множества обращений горняков и металлургов к правительству, президенту и Верховной раде с просьбами о предоставлении временных льгот предприятиям ГМК для минимизации последствий глобального финансово-промышленного кризиса.

Попробуем разобраться, что же могло побудить, пожалуй, самого влиятельного отечественного бизнесмена к такому заявлению.

Бурное развитие промышленности крупнейших по численности населения стран мира (Китай, Индия, Бразилия, Россия, Мексика) до недавних пор сопровождалось постоянным ростом спроса на металлопродукцию и, как следствие, резким увеличением потребления стали на душу населения этих государств. Для развитых стран характерно потребление около 500 кг стали на человека в год. А в периоды динамичного промышленного роста потребление стали обычно достигает исторических максимумов, превышающих указанный уровень в 1,5, а то и в 2 раза.

Основное отличие так называемых развитых стран от развивающихся заключается в том, что в развитых государствах рост ВВП уже практически не сопровождается значимым увеличением потребления металлопродукции, так как добавленная стоимость создается преимущественно за счет роста сферы услуг. Развивающиеся же страны, напротив, стремятся в кратчайшие сроки сократить технологическое отставание от своих более развитых конкурентов и инвестируют в основном в создание новых и модернизацию имеющихся средств производства.

Поэтому на одного жителя стремительно развивающегося Китая уже сейчас приходится около 300 кг внутреннего потребления стали, а на жителя Индии – все еще не более 40 кг. И, несмотря на глобальный кризис, у названных выше стран сохраняются огромные резервы для дальнейшего роста металлопотребления. Это, в свою очередь, оставляет надежду, что наблюдаемый сейчас спад в мировом ГМК не будет затяжным.

Но вернемся к отечественным реалиям. Потребление металлопродукции украинскими потребителями сократилось с 25 млн тонн в 1992 году до 2,8 млн тонн в 1999 году (среднегодовой темп снижения внутреннего потребления составил за этот период 27%). В те годы украинский ГМК удалось спасти от технологического дефолта только благодаря так называемому экономическому эксперименту, проведенному на предприятиях отрасли.

В соответствии с Законом Украины от 14.07.1999 "О проведении экономического эксперимента на предприятиях горно-металлургического комплекса Украины" (действовал с 01.07.1999 по 01.01.2002) и Законом Украины от 17.01.2002 "О дальнейшем развитии горно-металлургического комплекса" (действовал с 17.01.2002 по 01.01.2003) для 67 предприятий ГМК были созданы благоприятные условия для преодоления кризисного состояния. В основном они касались временного снижения налоговой нагрузки. Проведенные тогда мероприятия позволили компаниям отрасли выйти из кризиса и запустить инвестиционные программы комплексной модернизации. Но при использовании опыта эксперимента 1999-2002 годов необходимо также учитывать, что на внешнем рынке многие его инициативы трактовались как преференции предприятиям отдельной отрасли и послужили основанием к возбуждению ряда антидемпинговых и прочих расследований против украинской продукции.

Значительно увеличившиеся объемы производства и не менее впечатляющие финансовые результаты, достигнутые в 2002-2007 годах, несколько "вскружили голову" отечественным горнякам и металлургам. Однако успехи в работе предприятий отрасли базировались, прежде всего, на использовании благоприятной ценовой конъюнктуры на глобальном рынке и, в гораздо меньшей степени, на оживлении спроса на внутреннем. Хотя нельзя сказать, что внутреннее металлопотребление стояло на месте. За период 1999-2007 гг. потребление металлопродукции Украиной выросло с 2,8 млн тонн до 10,3 млн тонн (среднегодовой темп роста составил 17,7%). Но поставки металла на экспорт росли гораздо быстрее и составляли около 80% общего объема произведенной в Украине металлопродукции, что делало нас крайне зависимыми от колебаний конъюнктуры на глобальном рынке металла. И только в конце 2007 г. - начале 2008 г. доля экспорта стала снижаться и приближаться к отметке 70%, что вселяло определенный оптимизм в представителей отечественного ГМК и отраслевых экспертов.

В Украине по итогам 2007 года был достигнут уровень внутреннего потребления почти в 220 кг стали на человека. И это притом что еще в 2005 году этот показатель не превышал 180 кг. Такому росту способствовало достаточно успешное развитие отечественных металлопотребляющих отраслей, прежде всего машиностроения, строительства, трубной и метизной промышленности. Но столь внезапно нагрянувший кризис практически парализовал их работу. Все перечисленные выше металлопотребители находятся сегодня, как и металлурги, на грани полной остановки и консервации производственных мощностей. Последовавший за ипотечным бумом глубокий кризис привел к тому, что строительная индустрия, демонстрировавшая в последние годы темпы роста около 15% в год и обеспечивавшая до 20% внутреннего спроса на металлопрокат, оказалась в состоянии рецессии.

При этом Украина имеет огромные резервы для увеличения внутреннего металлопотребления. Состояние действующего металлофонда оценивается экспертами как критическое для индустриально развитой страны. Несмотря на единичные попытки обновления, износ промышленной, транспортной, социальной и жилищно-коммунальной инфраструктуры с каждым годом только увеличивается. А ведь через территорию нашего государства проходят магистральные трубопроводы общеевропейского значения, которые уже давно требуют как минимум капитального ремонта. Спрос на жилую и коммерческую недвижимость остается по-прежнему неудовлетворенным. Один только Чемпионат Европы по футболу 2012 года способен дать мощнейший стимул для активизации внутреннего спроса на металлопродукцию. К тому же иностранные инвесторы неоднократно заявляли о готовности участвовать в финансировании инфраструктурных проектов, приуроченных к Евро-2012.

Если нам удастся подняться хотя бы до уровня внутреннего потребления металла в 300 кг на душу населения, то мы принципиально изменим существующую структуру металлопотребления: на внутреннем рынке будет использоваться не менее 50% производимой отечественными металлургами продукции, вместо сегодняшних 20-30%. Поэтому повышение емкости внутреннего рынка за счет опережающего развития металлоперерабатывающих отраслей промышленности в течение ближайших 5 лет должно стать первостепенной задачей промышленной политики государства.

Таким образом, реальные перспективы для развития внутреннего рынка металлопотребления имеются. Однако проблема в том, что существуют они уже достаточно давно, но, тем не менее, продолжают оставаться только лишь перспективами. Государство не располагает достаточным количеством денежных средств для финансирования масштабных проектов, а частный бизнес не заинтересован в их финансировании ввиду значительных рисков, обусловленных отсутствием четких "правил игры". Механизмы государственно-частного партнерства у нас практически не работают, так как отсутствует основная составляющая данного механизма – доверие между сторонами.

Но все же выход из сложившейся ситуации просто необходимо найти, иначе отечественная экономика не сможет адекватно ответить на вызовы, предъявляемые текущим кризисом.

Во-первых, нужно срочно стабилизировать политическую ситуацию в стране. В условиях политического хаоса и неопределенности кризисные явления будут только усиливаться.

Во-вторых, Украина должна отказаться от так называемых социальных бюджетов, основная часть расходов которых идет только на "проедание", и принимать исключительно "бюджеты развития", где основная роль отводится финансированию таких необходимых инвестиционных проектов, в том числе инфраструктурных.

Все средства, полученные от приватизации государственного имущества, также должны направляться на финансирование инвестиций в соответствующих сферах экономики.

И, наконец, именно государство обязано сейчас выступить инициатором и катализатором развития металлопотребляющих отраслей.

Металлурги, в свою очередь, должны сконцентрировать усилия на комплексной модернизации производства. Обновление технологического оборудования позволит наладить выпуск высокотехнологической металлопродукции, внутренний спрос на которую сегодня удовлетворяется исключительно с помощью импорта, а также постепенно отвоевывать утраченные мировые рынки сбыта.

Таким образом, текущий кризис стоит рассматривать не только как угрозу, а еще и как представившуюся возможность радикально изменить существующую структуру потребления продукции ГМК.

Но для этого как государству, так и бизнесу предстоит решить важную дилемму: провести сегодня технологическую и структурную революцию и уже в среднесрочной перспективе вернуть себе утерянные позиции или же долго и мучительно развиваться эволюционным путем до следующего кризиса, который может окончательно подорвать конкурентоспособность нашей экономики.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 8

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!