Подробнее Запомнить город


Мировой кризис продолжит усугубляться

05.05.09
размер текста:

«Я не вижу в текущей ситуации ничего угрожающего или вызывающего пессимизм… Я уверен, что весной наступит оживление экономики и в течение наступающего года страна будет стабильно развиваться».

Не пытайтесь угадать, кто так непоколебимо сегодня верит в светлое будущее. Это не Ющенко, не Тимошенко, не Обама и не Доминик Стросс-Канн. Хотя президент и премьер-министр Украины, президент США и глава МВФ, а также прочие высокопоставленные руководители национального и международного уровня регулярно делали подобные обнадеживающие заявления в течение последних шести месяцев. На самом же деле эти слова были сказаны министром финансов США Эндрю Меллоном… 24 декабря 1929 г., через два месяца после так называемого «черного четверга» - когда в течение одного дня на Нью-Йоркской бирже в результате начавшейся паники было продано 12,9 млн ценных бумаг. Это привело к катастрофическому падению котировок, разорению миллионов инвесторов и потерям в размере 30 млрд долл., - что превысило расходы американского правительства в ходе первой мировой войны.

Как известно из истории, последовавший вслед за «черным четвергом» кризис получил название «Великая депрессия» и продлился четыре года. Прогноз тогдашнего министра финансов США не оправдался. И есть все основания полагать, что нынешние оптимистические высказывания глав правительств и международных финансовых учреждений также не соответствуют действительности. Во-первых, неутешительно выглядят макроэкономические показатели ведущих мировых экономик. Так, промпроизводство во Франции в феврале по отношению к предыдущему году снизилось на 13,5%, в Германии – на 2,9% в феврале и 6,1% в январе (по отношению к предыдущему месяцу). Уровень безработицы в США в марте достиг 8,5% - наибольшего значения с 1983 г. В Японии этот показатель составил 4,4% (2,99 млн человек), а падение промпроизводства в феврале достигло 9,4% по сравнению с январем. Кстати, в январе падение было еще большим – 10,2%. И впервые за последние 13 лет дефицит платежного баланса Японии в январе ушел в минус, достигнув рекордного значения в 172,8 млрд иен (1,8 млрд долл). В связи с этим МВФ, Европейский центробанк и Всемирный банк пересматривают свои предыдущие прогнозы в сторону ухудшения - однако они все еще чрезмерно оптимистичны.

На это указывает неэффективность антикризисных мер, принимаемых в США, Японии и Евросоюзе. Так, Федеральная резервная система США в конце марта сообщила о намерении выкупить госдолг на 1,2 трлн долл., в том числе долгосрочные облигации правительства США на общую сумму до 300 млрд долл. Ожидается также дополнительное «вливание» в размере 1 трлн долл. в финансовую систему страны путем покупок банковских долговых обязательств, обеспеченных ипотечными закладными. По мнению ФРС, это позволит улучшить ситуацию на финансовом рынке страны и стимулирует выдачу конечным пользователям кредитов на сумму до 1 трлн долл. Банк Англии также начал скупку госдолгов с целью вливания в экономику дополнительных средств. Японское правительство в апреле утвердило антикризисную программу в объеме 150 млрд долл. Евросоюз еще в декабре прошлого года принял антикризисную программу на 200 млрд евро.

Именно эти страны в течение последних десятилетий являлись основными источниками потребительского спроса для мировой экономики. На его удовлетворение так или иначе ориентировалось большинство национальных экономик, в том числе украинская. И это давало возможность для их собственного роста. Но однажды выяснилось, что вышеупомянутый спрос не обеспечивался реальными активами и не коррелировался с фактическим уровнем производства в этих странах. Он был основан на кредитах, выданных под залог облигаций, выпущенных для погашения ранее взятых кредитов и так далее. Вот почему при совокупном объеме мирового ВВП в размере 65 трлн долл. общий объем выпущенных ценных бумаг в мире достиг 620 трлн долл. Иными словами, лишь десятая часть финансовых обязательств реально обеспечивалась. Понятно, что так не могло продолжаться бесконечно. Теперь же развитые страны пытаются заново «надуть» лопнувший «пузырь». Однако дальнейшее падение макроэкономических показателей явно указывает на бесполезность такого подхода.

В этой связи показательной выглядит ситуация в мировой автопромышленности. Выпуск автомобилей на протяжении десятилетий искусственно стимулировался кредитной поддержкой в западных странах. Это позволяло создавать новые производства и рабочие места, развивать смежные отрасли. Однако стабильно высокий уровень доходов граждан на самом деле не соответствовал состоянию экономики. В самом деле: если, к примеру, пошитую за 20 центов в Китае мягкую игрушку ввезти в США за 3 долл., затем продать в супермаркете за 20 долл. и отнести эти 17 долл. в американский ВВП – понятно, что получается «воздушный» показатель. Между тем на него ориентировались участники рынка, расширяя производство. Но когда дальнейшее накачивание экономики «воздухом» стало невозможно, вдруг оказалось, что в мире не нужно такое количество автомобилей. Налицо классический пример перепроизводства, бороться с которым развитые страны пытаются… путем дальнейшего увеличения этого самого производства. Вот почему не только в Украине, а, прежде всего, в развитых странах наблюдается сокращение автопродаж, сопоставимое разве что с показателями времен второй мировой войны. Так, в США в марте автопродажи упали на 37% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. – до 857,7 тыс. шт. При этом продажи Toyota сократились на 39%, General Motors, Ford и Chrysler на 45%, 41% и 39% соответственно. Не помогают оживить мертвеца (потребительский спрос) ни беспрецедентные скидки, ни новые маркетинговые подходы (например, Ford берется выплачивать по автокредиту ежемесячно 700 долл. в случае потери работы заемщиком), основанные на невиданных по своему масштабу объемах господдержки. Так, Chrysler и General Motors уже получили от правительства США 22 млрд долл., тем не менее GM по-прежнему балансирует на грани банкротства. В Великобритании в марте автопродажи упали на 30,5%. Между тем автопром является одним из основных мировых потребителей металлургической продукции. И это означает, что спрос на нее также не будет увеличиваться в обозримом будущем.

В этой связи едва ли стоит ожидать позитивного эффекта от действий МВФ, капитал которого развитые страны в начале апреля договорились утроить – до 750 млрд долл. Из них 100 млрд долл. намерена выделить Япония, 40 млрд долл. – Китай и т.д. Во-первых, кредиты МВФ предоставляет развивающимся странам, тогда как источник всех нынешних проблем находится в «болезни» развитых экономик. Сможет ли дополнительная «накачка» деньгами переместить акцент спроса в «третий мир»? Очевидно, что нет. Ведь, как уже отмечалось, в настоящее время и так лишь десятая часть денег и ценных бумаг реально обеспечена. И, по подсчетам Всемирного банка, лишь через 50 лет мировой ВВП сможет удвоиться. Опять же, объявленное на саммите G20 в Лондоне решение МВФ продать 400 тонн золота из своих резервов для увеличения капитала приведет лишь к дальнейшему снижению мировых цен на драгметалл, а заодно и к уменьшению обеспеченности SDR – закрытых депозитарных расписок МВФ, которые и являются его валютой, не будучи деньгами в их классическом понимании.

Выходом для западного мира может стать лишь «обнуление» финансовых балансов. И определенная работа в этом направлении ведется – в 2009 г. в мире планируется списать проблемные финансовые активы на 4 трлн долл. Сумма с одной стороны впечатляющая, с другой – явно недостаточная для «выздоровления» мировой экономики. Рассчитывать же на Китай и Индию не приходится: эти страны спасаются, стимулируя внутренний спрос и уходя от экспортной ориентации. При этом более предпочтительно выглядят перспективы мирового сельского хозяйства: поскольку в связи с ростом населения потребность в продовольствии продолжает увеличиваться. В свою очередь, это сохраняет определенные возможности для производителей минеральных удобрений.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
06.07.20, Елена Курашина
Государственный монополист "Укрзализныця" в очередной раз создал проблему для грузоперевозчиков. Причина благая – обеспечение безопасности движения. Но ее формальная реализация уже поставила ряд крупнейших отечественных предприятий на грань остановки.
26.06.20, Ярослав Ярош
За два первых квартала 2020 г. спрос на сталь в мире фатально просел. За два следующих, есть надежда, он будет восстанавливаться. Но медленно и осторожно. Поэтому по итогам года в минусе окажутся все крупнейшие сталепроизводители за исключением, возможно, Китая. Такие выводы вытекают из последнего отчета ассоциации WorldSteel. Ухудшить и без того сдержанный прогноз может вторая волна коронавируса и желание некоторых участников рынка слишком быстро возобновить производство. Это как в случае с водолазом, опустившимся глубоко на дно - резкое всплытие может его убить.
23.06.20, Василий Январев, Елена Курашина
Необдуманное введение квот на импорт серной кислоты в июле 2018 года резко ухудшило ситуацию для отраслей, использующих ее в своих производственных процессах. Цена на этот ресурс для потребителей выросла более чем вдвое, но самое худшее, что дефицит кислоты грозит масштабными техногенными и экологическими катастрофами на металлургических и коксохимических предприятиях.
12.06.20, Василий Январев, Елена Курашина
Коронавирусный кризис внес серьезные коррективы в украинский рынок труда. На фоне роста безработицы, сокращения зарплат, а также невозможностью для многих заробитчан вернуться на свои рабочие места в странах ЕС конкуренция за хорошие рабочие места в Украине резко обострилась. Особенно в крупных промышленных компаниях, которые держаться на плаву и способны обеспечивать своим сотрудникам приемлемый уровень зарплат.
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!