Подробнее Запомнить город


Мировой кризис продолжит усугубляться

05.05.09
размер текста:

«Я не вижу в текущей ситуации ничего угрожающего или вызывающего пессимизм… Я уверен, что весной наступит оживление экономики и в течение наступающего года страна будет стабильно развиваться».

Не пытайтесь угадать, кто так непоколебимо сегодня верит в светлое будущее. Это не Ющенко, не Тимошенко, не Обама и не Доминик Стросс-Канн. Хотя президент и премьер-министр Украины, президент США и глава МВФ, а также прочие высокопоставленные руководители национального и международного уровня регулярно делали подобные обнадеживающие заявления в течение последних шести месяцев. На самом же деле эти слова были сказаны министром финансов США Эндрю Меллоном… 24 декабря 1929 г., через два месяца после так называемого «черного четверга» - когда в течение одного дня на Нью-Йоркской бирже в результате начавшейся паники было продано 12,9 млн ценных бумаг. Это привело к катастрофическому падению котировок, разорению миллионов инвесторов и потерям в размере 30 млрд долл., - что превысило расходы американского правительства в ходе первой мировой войны.

Как известно из истории, последовавший вслед за «черным четвергом» кризис получил название «Великая депрессия» и продлился четыре года. Прогноз тогдашнего министра финансов США не оправдался. И есть все основания полагать, что нынешние оптимистические высказывания глав правительств и международных финансовых учреждений также не соответствуют действительности. Во-первых, неутешительно выглядят макроэкономические показатели ведущих мировых экономик. Так, промпроизводство во Франции в феврале по отношению к предыдущему году снизилось на 13,5%, в Германии – на 2,9% в феврале и 6,1% в январе (по отношению к предыдущему месяцу). Уровень безработицы в США в марте достиг 8,5% - наибольшего значения с 1983 г. В Японии этот показатель составил 4,4% (2,99 млн человек), а падение промпроизводства в феврале достигло 9,4% по сравнению с январем. Кстати, в январе падение было еще большим – 10,2%. И впервые за последние 13 лет дефицит платежного баланса Японии в январе ушел в минус, достигнув рекордного значения в 172,8 млрд иен (1,8 млрд долл). В связи с этим МВФ, Европейский центробанк и Всемирный банк пересматривают свои предыдущие прогнозы в сторону ухудшения - однако они все еще чрезмерно оптимистичны.

На это указывает неэффективность антикризисных мер, принимаемых в США, Японии и Евросоюзе. Так, Федеральная резервная система США в конце марта сообщила о намерении выкупить госдолг на 1,2 трлн долл., в том числе долгосрочные облигации правительства США на общую сумму до 300 млрд долл. Ожидается также дополнительное «вливание» в размере 1 трлн долл. в финансовую систему страны путем покупок банковских долговых обязательств, обеспеченных ипотечными закладными. По мнению ФРС, это позволит улучшить ситуацию на финансовом рынке страны и стимулирует выдачу конечным пользователям кредитов на сумму до 1 трлн долл. Банк Англии также начал скупку госдолгов с целью вливания в экономику дополнительных средств. Японское правительство в апреле утвердило антикризисную программу в объеме 150 млрд долл. Евросоюз еще в декабре прошлого года принял антикризисную программу на 200 млрд евро.

Именно эти страны в течение последних десятилетий являлись основными источниками потребительского спроса для мировой экономики. На его удовлетворение так или иначе ориентировалось большинство национальных экономик, в том числе украинская. И это давало возможность для их собственного роста. Но однажды выяснилось, что вышеупомянутый спрос не обеспечивался реальными активами и не коррелировался с фактическим уровнем производства в этих странах. Он был основан на кредитах, выданных под залог облигаций, выпущенных для погашения ранее взятых кредитов и так далее. Вот почему при совокупном объеме мирового ВВП в размере 65 трлн долл. общий объем выпущенных ценных бумаг в мире достиг 620 трлн долл. Иными словами, лишь десятая часть финансовых обязательств реально обеспечивалась. Понятно, что так не могло продолжаться бесконечно. Теперь же развитые страны пытаются заново «надуть» лопнувший «пузырь». Однако дальнейшее падение макроэкономических показателей явно указывает на бесполезность такого подхода.

В этой связи показательной выглядит ситуация в мировой автопромышленности. Выпуск автомобилей на протяжении десятилетий искусственно стимулировался кредитной поддержкой в западных странах. Это позволяло создавать новые производства и рабочие места, развивать смежные отрасли. Однако стабильно высокий уровень доходов граждан на самом деле не соответствовал состоянию экономики. В самом деле: если, к примеру, пошитую за 20 центов в Китае мягкую игрушку ввезти в США за 3 долл., затем продать в супермаркете за 20 долл. и отнести эти 17 долл. в американский ВВП – понятно, что получается «воздушный» показатель. Между тем на него ориентировались участники рынка, расширяя производство. Но когда дальнейшее накачивание экономики «воздухом» стало невозможно, вдруг оказалось, что в мире не нужно такое количество автомобилей. Налицо классический пример перепроизводства, бороться с которым развитые страны пытаются… путем дальнейшего увеличения этого самого производства. Вот почему не только в Украине, а, прежде всего, в развитых странах наблюдается сокращение автопродаж, сопоставимое разве что с показателями времен второй мировой войны. Так, в США в марте автопродажи упали на 37% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. – до 857,7 тыс. шт. При этом продажи Toyota сократились на 39%, General Motors, Ford и Chrysler на 45%, 41% и 39% соответственно. Не помогают оживить мертвеца (потребительский спрос) ни беспрецедентные скидки, ни новые маркетинговые подходы (например, Ford берется выплачивать по автокредиту ежемесячно 700 долл. в случае потери работы заемщиком), основанные на невиданных по своему масштабу объемах господдержки. Так, Chrysler и General Motors уже получили от правительства США 22 млрд долл., тем не менее GM по-прежнему балансирует на грани банкротства. В Великобритании в марте автопродажи упали на 30,5%. Между тем автопром является одним из основных мировых потребителей металлургической продукции. И это означает, что спрос на нее также не будет увеличиваться в обозримом будущем.

В этой связи едва ли стоит ожидать позитивного эффекта от действий МВФ, капитал которого развитые страны в начале апреля договорились утроить – до 750 млрд долл. Из них 100 млрд долл. намерена выделить Япония, 40 млрд долл. – Китай и т.д. Во-первых, кредиты МВФ предоставляет развивающимся странам, тогда как источник всех нынешних проблем находится в «болезни» развитых экономик. Сможет ли дополнительная «накачка» деньгами переместить акцент спроса в «третий мир»? Очевидно, что нет. Ведь, как уже отмечалось, в настоящее время и так лишь десятая часть денег и ценных бумаг реально обеспечена. И, по подсчетам Всемирного банка, лишь через 50 лет мировой ВВП сможет удвоиться. Опять же, объявленное на саммите G20 в Лондоне решение МВФ продать 400 тонн золота из своих резервов для увеличения капитала приведет лишь к дальнейшему снижению мировых цен на драгметалл, а заодно и к уменьшению обеспеченности SDR – закрытых депозитарных расписок МВФ, которые и являются его валютой, не будучи деньгами в их классическом понимании.

Выходом для западного мира может стать лишь «обнуление» финансовых балансов. И определенная работа в этом направлении ведется – в 2009 г. в мире планируется списать проблемные финансовые активы на 4 трлн долл. Сумма с одной стороны впечатляющая, с другой – явно недостаточная для «выздоровления» мировой экономики. Рассчитывать же на Китай и Индию не приходится: эти страны спасаются, стимулируя внутренний спрос и уходя от экспортной ориентации. При этом более предпочтительно выглядят перспективы мирового сельского хозяйства: поскольку в связи с ростом населения потребность в продовольствии продолжает увеличиваться. В свою очередь, это сохраняет определенные возможности для производителей минеральных удобрений.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
16:00 | 06.05.2009
одесса
на ночь не читать.жуть.

...
Новости партнеров


Статьи
13.07.18, Ярослав Ярош
Во многосерийном баттле за контроль над компанией "Укрнафта" между государством и группой "Приват" открыт новый фронт. На этот раз в городе Каменском Днепропетровской области. Командующий приватовской армией Игорь Коломойский решил остановить одно из крупнейших химических предприятий Украины – объединение "Днипроазот". Но хлопнуть при этом дверью так, чтобы окна задрожали по всей стране. Причем здесь "Укрнафта"? В течение 7 последних лет "Днипроазот" находился у нее на иждивении.
09.07.18, Василий Январев
После введения Межведомственной комиссией по международной торговле квот на импорт серной кислоты обсуждение данного вопроса перенеслось из МЭРТ в Государственную регуляторную службу. На прошедшем на днях в ГРС совещании схлестнулись представители производителей и потребителей кислоты, причем аргументы последних оказались гораздо сильнее.
05.07.18, Ярослав Ярош
Газотранспортная система Украины похожа на перезревшую невесту. Когда ее трубы добивались, Киев медлил. Сегодня он готов отдать ГТС хоть в аренду, хоть в концессию, хоть в совместное владение, но очередь из претендентов уже не стоит. Есть риск, что через два года вся эта огромная система общей длинной в 38 тыс. км газопроводов будет обслуживать исключительно внутренний рынок Украины. А это уже мало кому интересно.
02.07.18, Максим Полевой
Ведущие железорудные производители мира готовят к работе новые месторождения взамен выбывающих – на фоне нестабильности рыночных ожиданий в связи с начатыми США торговыми войнами.
27.06.18, Игорь Воронцов
Наиболее масштабные сделки в европейской металлургии оказались под угрозой срыва из-за слишком строгого следования демократическим процедурам, при которых все имеют не только собственное мнение, но еще и голос с правом "вето". Закономерно, что при таком раскладе шансы продавцов и покупателей ударить по рукам уменьшаются – время работает против них. Да и вообще у любого делового энтузиазма есть предел. Как и у обычного человеческого терпения.
21.06.18, Анна Ганзенко
В мае Кабинет министров одобрил Национальную транспортную стратегию Украины до 2030 года. О необходимости разработки такого основополагающего документа говорили уже давно, ведь транспортная отрасль, несмотря на все еще весомый вклад в формирование отечественного ВВП (около 6%), по-прежнему находится в глубоком и затяжном падении.
18.06.18, Ярослав Ярош
Администрация США решила больше не откладывать введение защитных мер против экспорта из ЕС и NAFTA, так что с 1 июня стальная продукция из этих регионов должна облагаться 25-процентной пошлиной. Две недели спустя Евросоюз решился на ответные санкции. Вслед за Канадой, Индией, Китаем и некоторыми другими странами. Маховик торговой войны набирает глобальные обороты, так что и украинским производителям будет трудно от него уклониться.
14.06.18, Игорь Воронцов
Ситуация на украинском рынке металлолома становится все горячее, по мнению участников III научно-технической конференции, организованной ассоциацией "УАВтормет" и прошедшей в Киеве 12 июня. Однако летняя жара здесь ни при чем – растет конкуренция за ограниченный объем ресурса. За него борются несколько категорий потребителей: украинские металлурги, литейщики и зарубежные металлурги.
12.06.18, Павел Вернивский
На прошлой неделе Верховная Рада все же одобрила закупку 55 французских вертолетов на сумму 555 млн евро. Это решение украинских политиков еще раз доказывает, что власть взяла курс на деиндустриализацию экономики страны, а также самоустранение государства от функции главного субъекта экономического развития.
06.06.18, Максим Полевой
На мировом рынке цветных металлов – борьба с последствиями импортных санкций США и дефицит большинства биржевых видов сырья, что создает предпосылки для дальнейшего повышения цен.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!