Подробнее Запомнить город


Мировой чермет: производство стабилизировалось, цены еще нет

01.05.09 Центр антикризисных исследований
размер текста:

Падение производства стали в мире приостановилось. Традиционная весенняя активность на строительных площадках, поддерживающаяся разворачиванием строительства крупных инфраструктурных проектов, оживила отдельные сегменты мирового рынка металлопродукции. Это, в свою очередь, притормозило падение цен, и даже способствовало умеренному росту по некоторым позициям. Однако говорить о долговременных позитивных трендах можно будет только после восстановления мировой промышленности, чего в ближайшей перспективе не ожидается.

Мировое производство стали в марте в сравнении с февралем текущего года «подросло» на 8,3% и составило 91,75 млн тонн. Мартовский объем производства оказался самым высоким за последние пять месяцев, с октября 2008 г. Во многом, этот сравнительно небольшой рост обусловлен сезонными факторами, прежде всего, активизацией строительных работ.

Вместе с этим, позитивное влияние оказало поступление в реальный сектор экономики денег, выделенных для борьбы с финансово-экономическим кризисом. Помимо финансовой сферы, значительная часть средств была направлена в реальный сектор через реализацию крупных инфраструктурных проектов. Определенный позитивный импульс внесла и стабилизация цен на нефть, благодаря чему сохраняются шансы на восстановление спроса на металл в странах ОПЕК и РФ.

В то же время, в сравнении с прошлогодними показателями объем выплавленной стали сократился почти на четверть и составил только 76,5% от марта 2008 г. Проседание на 25% сохраняется уже несколько месяцев подряд, что дает основание полагать о достижении дна спада производства. Скорее всего, нынешний сезонный цикл в чермете пойдет по традиционной траектории, но с 20-23% проседанием в сравнении с прошлогодним уровнем.

По итогам марта в первую десятку крупнейших производителей стали вошли: КНР (45,101 млн тонн), Япония (5,742 млн тонн), РФ (4,627 млн тонн), Индия (4,5 млн тонн), США (4,063 млн тонн), Южная Корея (3,704 млн тонн), Украина (2,38 млн тонн), Германия (2,1 млн тонн), Турция (1,834 млн тонн) и Бразилия (1,731 млн тонн).

Таб. 1. Динамика выплавки стали в І квартале 2009 г., млрд тонн


Большинство названных стран в марте продемонстрировали позитивный показатель роста производства в сравнении с февралем, хотя в сопоставлении с аналогичным показателем предыдущего года по-прежнему наблюдается существенное отставание.

Стоит отметить, что свои позиции восстановила Украина, которая в ноябре прошлого года была лидером по глубине падения производства стали. За счет девальвации национальной валюты и оптимизации расходов, отечественным металлургам удалось сохранить свое присутствие на традиционных экспортных направлениях, а также снова проникнуть в Юго-Восточную Азию, откуда они были вытеснены китайскими конкурентами 4-5 лет назад. На данный момент, украинская металлургия показывает лучшие результаты, чем большинство развитых странах, где выплавка стали в сравнении с прошлым годом сократилась на 42-53%.

Таб. 2. Изменение выплавки стали в марте 2009 г. в сравнении с февралем 2009 г. и мартом 2008 г., %


Региональный разрез выплавки стали показывает, что мартовский рост был общемировой тенденцией. Позитивная динамика наблюдалась во всех крупных регионах мира, за исключением Северной Америки – эпицентра мирового финансово-экономического кризиса. ЕС-27 и СНД второй месяц к ряду показывают медленный, но стабильный прирост объемов выплавки стали. Наиболее оптимистическая ситуация складывается в Азии, локомотивом роста которой является Китай, который обеспечил более половины мирового роста производства стали.

Таб. 3. Динамика выплавки стали в І квартале 2009 г., млрд тонн (по регионам)


В марте объем выплавки стали в КНР возрос по сравнению с предыдущим месяцем на 4,7 млн тонн, или на 11,6%, - с 40,4 млн тонн до 45,1 млн тонн. Поддержку китайской металлургии оказывает реализация правительством страны крупных инфраструктурных проектов. План стимулирования экономики, принятый в ноябре, предусматривает выделение государством в течение двух лет 4 трлн юаней (586 млрд долл.). В январе-феврале объем расходов на инвестиции в Китае, по данным статистического бюро КНР, вырос на 26,5% до 150 млрд долл., при этом большая часть инвестиций пришлась на инфраструктуру, в частности, на строительство железнодорожных и автомобильных дорог. К примеру, объем финансирования железнодорожных проектов утроился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, вложения в сельскохозяйственный сектор выросли в два раза, а в угольные проекты — на 60%. Число новых проектов выросло на 28%.

Европейские страны пошли по другому пути: помимо реализации инфраструктурных проектов, они сконцентрировали усилия на поддержке спроса на промышленные товары. В частности, правительства Германии, Италии, Франции субсидируют покупки новых автомобилей. Однако, оживление ситуации на европейском автомобильном рынке, не оказало ощутимого эффекта на местную металлургию. Во многом это обусловлено, тем, что европейские автоконцерны пока что распродают складские запасы и не спешат наращивать производство новых авто.

Положение металлургов СНГ, по прежнему, зависит в большей мере от антикризисных программ, принятых в странах, которые являются потребителями их продукции, нежели от тех мер, которые принимаются у них дома. Фактор подготовки Украины к Евро 2012 г., а также РФ к Олимпиаде в Сочи оказывают определенное позитивное влияние на региональный чермет, однако мартовский рост обусловлен благодаря активизации спроса в Юго-Восточной Азии, Северной Африке и Ближнем Востоке.

Различная динамика роста производства стали в регионах обусловлена изменением конфигурации спроса, а также технологической неспособностью стран реагировать на столь переменчивую конъюнктуру. В прошлом году, она была благоприятна для производителей листовой стали, которая шла со значительной надбавкой в сравнении с длинномерным прокатом. Однако, стагнация промышленности в большинстве развитых стран, прежде всего, автомобилестроения, судостроения и производства бытовой техники, которые формируют значительную долю спроса на листовую продукцию, значительно охладила рынок. В апреле текущего года, складывалась парадоксальная ситуация, когда стоимость г/к листа опускалась ниже стоимости заготовки. В середине апреля азиатские производители продавали горячекатаные рулоны по 380 долл./тонн на условиях FOB, а украинские и российские производители снизили цены еще ниже.

Иная ситуация в сегменте конструкционной стали, строительного назначения. Помимо традиционного возобновления спроса на металл со стороны строителей, рынок подогревает потребность в длинномерном прокате для реализации антикризисных инфраструктурных проектов. Благодаря этому, в некоторых регионах мира цены на прокат не только стабилизировались, но и пошли вверх. В частности, в наиболее популярных рынках для украинской продукции – в Северной Африке и Ближнем Востоке, стоимость арматуры достигает 500 долл./тонн на условиях FOB, хотя такая цена скорее исключение.

Рост цен на конструкционную сталь подогрел спрос на заготовки. Лондонские фьючерсы после обвала в середине марта до 270-280 долл./тонн в апреле стабилизировались в диапазоне 340-350 долл./тонн. Наметился определенный подъем и в черноморском регионе. Благодаря увеличению загрузки турецких меткомбинатов, украинские компании сумели не только увеличить производство заготовки, но и поднять цены на свою продукцию до 350-360 долл./тонн на условиях FOB.

Таким образом, первые положительные тенденции, наметившиеся в черной металлургии в марте, очевидно, сохранятся и в апреле. Однако положительная динамика выплавки стали, вряд ли, предопределит устойчивую восходящую ценовую тенденцию. Падение стоимости ЖРС, угля, лома и фрахта в условия острой конкуренции будет толкать производителей на дальнейшее снижение цен. Прежде всего, это заденет сегмент плоского проката, цены на который при нынешней стоимости ресурсов проросту не могут опуститься ниже. После пополнения запасов строительными компаниями, уже в июне-июле остановится и рынок конструкционной стали. В данном контексте, украинским металлургам вряд ли стоит ожидать долгосрочного позитивного тренда, а максимально использовать конъюнктурные всплески, один из которых сейчас наблюдается.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
17:09 | 02.05.2009
Металлург
Выживут сильнейшие, кого жаба не давит вкладывать средства в новые технологии. Украинскому ГМК не выжить, особенно CКМ или Метинвесту! Кто не верит приезжайте на Азовсталь посмотрите на это ржавое чудо под руководством г-на Лившица Д.А. и Третьякова А.Б., ремонтов нет, люди гибнут, специалистов нет, одни жополизы белят дроги. Имеющий уши да услышит!

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!