Подробнее Запомнить город


Мировой чермет: производство стабилизировалось, цены еще нет

01.05.09 Центр антикризисных исследований
размер текста:

Падение производства стали в мире приостановилось. Традиционная весенняя активность на строительных площадках, поддерживающаяся разворачиванием строительства крупных инфраструктурных проектов, оживила отдельные сегменты мирового рынка металлопродукции. Это, в свою очередь, притормозило падение цен, и даже способствовало умеренному росту по некоторым позициям. Однако говорить о долговременных позитивных трендах можно будет только после восстановления мировой промышленности, чего в ближайшей перспективе не ожидается.

Мировое производство стали в марте в сравнении с февралем текущего года «подросло» на 8,3% и составило 91,75 млн тонн. Мартовский объем производства оказался самым высоким за последние пять месяцев, с октября 2008 г. Во многом, этот сравнительно небольшой рост обусловлен сезонными факторами, прежде всего, активизацией строительных работ.

Вместе с этим, позитивное влияние оказало поступление в реальный сектор экономики денег, выделенных для борьбы с финансово-экономическим кризисом. Помимо финансовой сферы, значительная часть средств была направлена в реальный сектор через реализацию крупных инфраструктурных проектов. Определенный позитивный импульс внесла и стабилизация цен на нефть, благодаря чему сохраняются шансы на восстановление спроса на металл в странах ОПЕК и РФ.

В то же время, в сравнении с прошлогодними показателями объем выплавленной стали сократился почти на четверть и составил только 76,5% от марта 2008 г. Проседание на 25% сохраняется уже несколько месяцев подряд, что дает основание полагать о достижении дна спада производства. Скорее всего, нынешний сезонный цикл в чермете пойдет по традиционной траектории, но с 20-23% проседанием в сравнении с прошлогодним уровнем.

По итогам марта в первую десятку крупнейших производителей стали вошли: КНР (45,101 млн тонн), Япония (5,742 млн тонн), РФ (4,627 млн тонн), Индия (4,5 млн тонн), США (4,063 млн тонн), Южная Корея (3,704 млн тонн), Украина (2,38 млн тонн), Германия (2,1 млн тонн), Турция (1,834 млн тонн) и Бразилия (1,731 млн тонн).

Таб. 1. Динамика выплавки стали в І квартале 2009 г., млрд тонн


Большинство названных стран в марте продемонстрировали позитивный показатель роста производства в сравнении с февралем, хотя в сопоставлении с аналогичным показателем предыдущего года по-прежнему наблюдается существенное отставание.

Стоит отметить, что свои позиции восстановила Украина, которая в ноябре прошлого года была лидером по глубине падения производства стали. За счет девальвации национальной валюты и оптимизации расходов, отечественным металлургам удалось сохранить свое присутствие на традиционных экспортных направлениях, а также снова проникнуть в Юго-Восточную Азию, откуда они были вытеснены китайскими конкурентами 4-5 лет назад. На данный момент, украинская металлургия показывает лучшие результаты, чем большинство развитых странах, где выплавка стали в сравнении с прошлым годом сократилась на 42-53%.

Таб. 2. Изменение выплавки стали в марте 2009 г. в сравнении с февралем 2009 г. и мартом 2008 г., %


Региональный разрез выплавки стали показывает, что мартовский рост был общемировой тенденцией. Позитивная динамика наблюдалась во всех крупных регионах мира, за исключением Северной Америки – эпицентра мирового финансово-экономического кризиса. ЕС-27 и СНД второй месяц к ряду показывают медленный, но стабильный прирост объемов выплавки стали. Наиболее оптимистическая ситуация складывается в Азии, локомотивом роста которой является Китай, который обеспечил более половины мирового роста производства стали.

Таб. 3. Динамика выплавки стали в І квартале 2009 г., млрд тонн (по регионам)


В марте объем выплавки стали в КНР возрос по сравнению с предыдущим месяцем на 4,7 млн тонн, или на 11,6%, - с 40,4 млн тонн до 45,1 млн тонн. Поддержку китайской металлургии оказывает реализация правительством страны крупных инфраструктурных проектов. План стимулирования экономики, принятый в ноябре, предусматривает выделение государством в течение двух лет 4 трлн юаней (586 млрд долл.). В январе-феврале объем расходов на инвестиции в Китае, по данным статистического бюро КНР, вырос на 26,5% до 150 млрд долл., при этом большая часть инвестиций пришлась на инфраструктуру, в частности, на строительство железнодорожных и автомобильных дорог. К примеру, объем финансирования железнодорожных проектов утроился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, вложения в сельскохозяйственный сектор выросли в два раза, а в угольные проекты — на 60%. Число новых проектов выросло на 28%.

Европейские страны пошли по другому пути: помимо реализации инфраструктурных проектов, они сконцентрировали усилия на поддержке спроса на промышленные товары. В частности, правительства Германии, Италии, Франции субсидируют покупки новых автомобилей. Однако, оживление ситуации на европейском автомобильном рынке, не оказало ощутимого эффекта на местную металлургию. Во многом это обусловлено, тем, что европейские автоконцерны пока что распродают складские запасы и не спешат наращивать производство новых авто.

Положение металлургов СНГ, по прежнему, зависит в большей мере от антикризисных программ, принятых в странах, которые являются потребителями их продукции, нежели от тех мер, которые принимаются у них дома. Фактор подготовки Украины к Евро 2012 г., а также РФ к Олимпиаде в Сочи оказывают определенное позитивное влияние на региональный чермет, однако мартовский рост обусловлен благодаря активизации спроса в Юго-Восточной Азии, Северной Африке и Ближнем Востоке.

Различная динамика роста производства стали в регионах обусловлена изменением конфигурации спроса, а также технологической неспособностью стран реагировать на столь переменчивую конъюнктуру. В прошлом году, она была благоприятна для производителей листовой стали, которая шла со значительной надбавкой в сравнении с длинномерным прокатом. Однако, стагнация промышленности в большинстве развитых стран, прежде всего, автомобилестроения, судостроения и производства бытовой техники, которые формируют значительную долю спроса на листовую продукцию, значительно охладила рынок. В апреле текущего года, складывалась парадоксальная ситуация, когда стоимость г/к листа опускалась ниже стоимости заготовки. В середине апреля азиатские производители продавали горячекатаные рулоны по 380 долл./тонн на условиях FOB, а украинские и российские производители снизили цены еще ниже.

Иная ситуация в сегменте конструкционной стали, строительного назначения. Помимо традиционного возобновления спроса на металл со стороны строителей, рынок подогревает потребность в длинномерном прокате для реализации антикризисных инфраструктурных проектов. Благодаря этому, в некоторых регионах мира цены на прокат не только стабилизировались, но и пошли вверх. В частности, в наиболее популярных рынках для украинской продукции – в Северной Африке и Ближнем Востоке, стоимость арматуры достигает 500 долл./тонн на условиях FOB, хотя такая цена скорее исключение.

Рост цен на конструкционную сталь подогрел спрос на заготовки. Лондонские фьючерсы после обвала в середине марта до 270-280 долл./тонн в апреле стабилизировались в диапазоне 340-350 долл./тонн. Наметился определенный подъем и в черноморском регионе. Благодаря увеличению загрузки турецких меткомбинатов, украинские компании сумели не только увеличить производство заготовки, но и поднять цены на свою продукцию до 350-360 долл./тонн на условиях FOB.

Таким образом, первые положительные тенденции, наметившиеся в черной металлургии в марте, очевидно, сохранятся и в апреле. Однако положительная динамика выплавки стали, вряд ли, предопределит устойчивую восходящую ценовую тенденцию. Падение стоимости ЖРС, угля, лома и фрахта в условия острой конкуренции будет толкать производителей на дальнейшее снижение цен. Прежде всего, это заденет сегмент плоского проката, цены на который при нынешней стоимости ресурсов проросту не могут опуститься ниже. После пополнения запасов строительными компаниями, уже в июне-июле остановится и рынок конструкционной стали. В данном контексте, украинским металлургам вряд ли стоит ожидать долгосрочного позитивного тренда, а максимально использовать конъюнктурные всплески, один из которых сейчас наблюдается.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!