Подробнее Запомнить город


Продать Ильича

30.04.09
размер текста:

Бывший «главный социалист» металлургии Украины – владелец Мариупольского меткомбината им. Ильича Владимир Бойко – меняет структуру активов и намерен сократить от 20 до 25 тысяч рабочих. Эксперты связывают это с попытками продажи компании.

Методика Бойко

В марте 2009 г. в подборках новостей стали появляться интригующие заголовки вроде «ММК им. Ильича продал Кондратьевский огнеупорный завод». Подобная постановка вопроса обращает на себя внимание хотя бы потому, что завод был приобретен всего несколько лет назад в качестве одного из основных компонентов собственной сырьевой базы. (Напомним, огнеупоры, наряду с железорудной продукцией, коксом, ферросплавами, а также металлоломом являются базовыми сырьевыми и расходными материалами черной металлургии).

Однако, как и во многих иных случаях, за броским заголовком скрывается более простая суть: акции того же Кондратьевского завода проданы… ЗАО «Ильич-Сталь»… которому, по последним данным, принадлежит 90,41% акций ОАО «ММК им. Ильича». Аналогичным образом поступили со всеми главными «вторичными» активами объединения – «Уманьферммаш» (не столько производство сельхозтехники, сколько узловая металлобаза в центральном регионе), Комсомольским рудоуправлением (флюсовый известняк для металлопроизводства), страховым обществом «Ильичевское» и др.

Итак, значение «Ильич-Стали» в структуре владения «группы Бойко» возрастает. По мнению экспертов, если ранее ЗАО во многом было «сейфом» для акций основного актива – меткомбината, то ныне оно превращается в управляющую компанию холдинга, оставаясь при этом под полным личным контролем Бойко (учредители «Ильич-Стали»: Организация арендаторов ММК им. Ильича, а также физическое лицо Михаил Подъяблонский - председатель профкома комбината).
Одновременно концентрируются акции и самой «Ильич-Стали», которая уже скупила больше 50% своих ценных бумаг.

Отметим, изначально на ЗАО было зарегистрировано 12,52% его акций, а 87,47% принадлежало Организации арендаторов. Затем «Ильич-Сталь» стала выкупать акции у сотрудников комбината – в 2006 г. было аккумулировано почти 19%, а уже в 2007 – 50,5% (49,5% оставалось у Организации арендаторов).

Обычно собственные акции скупаются для повышения капитализации, перераспределения структуры собственности или для усиления контроля главных собственников над компанией. В данном случае просматривается последний из названных вариантов, - предполагает аналитический центр «Укрпромвнешэкспертиза».

Цели – продажные

Причем имеется в виду желание Бойко продать свой холдинг по возможности единым комплексом. Аналитики предполагали такое желание еще несколько лет назад, на подъеме международных металлорынков. Тогда металлургические олигархи России только начинали собирать активы для своих нынешних макрогрупп, а в корпорации «Миттал Стил» опасливо знакомились с неоднозначным отечественным инвестклиматом. И действительно, по достоверной информации от высшего руководства ММК им. Ильича, рассматривались разные варианты – от продажи тому же «Миттал Стилу» до «объединения активов» с российскими «Металлоинвестом» или «Евразом». Однако на взлете рынка каждая из сторон завышала условия, и в результате ни один из вариантов развития не получил. При этом сам комбинат не переставал поглощать активы – приобрел тот же Кондратьевский завод, закрепил контроль над ГОКом «Укрмеханобр» (Кривбасс), Комсомольским РУ, арендовал коксовые батареи на заводах группы «Энерго» (Виктора Нусенкиса) и др. А также участвовал в конкурсах по «Криворожстали», Криворожскому ГОКу окисленных руд (КГОКОР).

С наступлением кризиса ситуация изменилась. Теперь владельцы (точнее, владелец) ММК Ильича захотел выручить от продажи не максимум, а хотя бы просто достойную сумму. Но чуда не произошло – особый интерес каких бы то ни было покупателей не наблюдается, в т.ч. несмотря на самые привлекательные ценовые предложения. Как говорил еще в начале кризиса (осень 2008 г.) автору один из основных бенефициаров Индустриального союза Донбасса, «вы даже не представляете, что сейчас можно купить в Украине, притом за какие малые деньги». Покупателей не было, оставались лишь продавцы – те, кто на фоне быстро развивающегося спада, пытался избавиться от обесценивающейся собственности.

За полгода кризиса крупные международные операторы несколько освоились с новой ситуацией, что снова актуализировало вопрос продажи комбината. И именно с предпродажной подготовкой некоторые эксперты Министерства промышленной политики Украины связывают описанную выше реструктуризацию собственности.

Все просто: с консолидацией всех ликвидных активов в руках «Ильич-Стали» их будет намного проще продать – как единым имущественным комплексом, так и, если понадобится, по отдельности. А на балансе ОАО «ММК им. Ильича» можно оставить убыточные структуры, долги и т.п. В последние 10-15 лет подобным образом «реструктуризировались» многие крупные украинские предприятия, достаточно вспомнить пример Донецкого металлургического завода.

Напомним, в «группу Бойко» также входят порт, судоремонтный завод, авиакомпания «Ильич-Авиа», швейная фабрика, рыбоконсервный комбинат, многочисленные агропромышленные цеха, сеть супермаркетов, аптек, санатории и дома отдыха, телеканал, несколько газет. Промышленные активы – химико-металлургическая фабрика (выпуск электродов и т.п., а в целом – замороженное производство дорогих микротоннажных материалов вроде поликристаллического кремния); 12,956% акций ОАО «Донецккокс» (завод постепенно закрывается). И шахта «Интеринвестуголь» (ранее – им. Менжинского) – г. Первомайск Луганской обл., здесь к 2010 г. планируется ежегодно добывать 0,7-0,8 млн т угля марки Ж.

Кому оно надо?

Возможен и иной вариант концентрации активов – с ликвидацией прежних форм управления (ОАО, «Ильич-Стали» и Организации арендаторов) и образованием нового юрлица, свободного от обязательств юрлиц-предшественников. Такого варианта уже в апреле в беседе с корреспондентом «Минпрома» на предприятии также не исключили. Это позволило бы изъять из обращения абсолютно все акции компаний группы, во многом обезопасив ее от теоретически возможных исков насчет законности приватизации ММК Ильича (начиная с 2000 г.). А о необходимости пересмотра итогов приватизации комбината уже в 2009 г. успела заявить, например, премьер-министр Юлия Тимошенко. С учетом ее пока что неплохих перспектив на президентских выборах - это может быть достаточно опасно для нынешних владельцев комбината.

В целом, большинство специалистов считает, что подготовка к желаемой продаже и сокращение риска реприватизации ведутся параллельно и взаимосвязано. В этом контексте акцентируем внимание на еще одном векторе «оптимизации» - резком сокращении штата. По информации мариупольской мэрии, уже в ближайшие месяцы планируется увольнение, как минимум, 20-25 тыс. ильичевцев. Кроме того, в последние два года ММК им. Ильича стал значительно урезать поддержку социальной инфраструктуры г. Мариуполь, в развитии которой столь активно ранее участвовал.

И, наконец, по мере возможностей продолжается модернизация и реконструкция производства. Главный на сегодня проект – внедрение в аглодоменном переделе пылеугольного топлива (ПУТ), что позволит резко сократить расходы на природный газ. Несмотря на кризисную ситуацию, завершение проекта возможно уже в I половине 2010 г.

Кто может купить «Ильича»? Кроме россиян, у которых сейчас тоже полномасштабный кризис, всегда называлось два ключевых претендента – транснациональный стальной гигант «АрселорМиттал» и крупнейшая ГМК-компания с украинской пропиской «Метинвест». Причем, если «Метинвест» предпочитает не афишировать свои намерения по данному поводу, то инсайдерская информация из высших эшелонов руководства «АрселорМиттал» подтверждает, что ММК им. Ильича вполне может быть ей интересен. Правда пока что «индо-люксембургские» металлурги предпочитают ждать – пока металлорынки не войдут в застой еще глубже и профильные активы не подешевеют до полного минимума.



... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.
04.03.20, Василий Январев
Чем лучше развит внутренний рынок стали, тем проще металлургам любой страны переносить периодически повторяющиеся спады на глобальной арене. В Украине с этим традиционно было неважно, а по итогам прошлого года ситуация ухудшилась: потребление металлопродукции сокращается, а импортеры продолжают наращивать свою долю даже на падающем рынке.
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!