Подробнее Запомнить город


Продать Ильича

30.04.09
размер текста:

Бывший «главный социалист» металлургии Украины – владелец Мариупольского меткомбината им. Ильича Владимир Бойко – меняет структуру активов и намерен сократить от 20 до 25 тысяч рабочих. Эксперты связывают это с попытками продажи компании.

Методика Бойко

В марте 2009 г. в подборках новостей стали появляться интригующие заголовки вроде «ММК им. Ильича продал Кондратьевский огнеупорный завод». Подобная постановка вопроса обращает на себя внимание хотя бы потому, что завод был приобретен всего несколько лет назад в качестве одного из основных компонентов собственной сырьевой базы. (Напомним, огнеупоры, наряду с железорудной продукцией, коксом, ферросплавами, а также металлоломом являются базовыми сырьевыми и расходными материалами черной металлургии).

Однако, как и во многих иных случаях, за броским заголовком скрывается более простая суть: акции того же Кондратьевского завода проданы… ЗАО «Ильич-Сталь»… которому, по последним данным, принадлежит 90,41% акций ОАО «ММК им. Ильича». Аналогичным образом поступили со всеми главными «вторичными» активами объединения – «Уманьферммаш» (не столько производство сельхозтехники, сколько узловая металлобаза в центральном регионе), Комсомольским рудоуправлением (флюсовый известняк для металлопроизводства), страховым обществом «Ильичевское» и др.

Итак, значение «Ильич-Стали» в структуре владения «группы Бойко» возрастает. По мнению экспертов, если ранее ЗАО во многом было «сейфом» для акций основного актива – меткомбината, то ныне оно превращается в управляющую компанию холдинга, оставаясь при этом под полным личным контролем Бойко (учредители «Ильич-Стали»: Организация арендаторов ММК им. Ильича, а также физическое лицо Михаил Подъяблонский - председатель профкома комбината).
Одновременно концентрируются акции и самой «Ильич-Стали», которая уже скупила больше 50% своих ценных бумаг.

Отметим, изначально на ЗАО было зарегистрировано 12,52% его акций, а 87,47% принадлежало Организации арендаторов. Затем «Ильич-Сталь» стала выкупать акции у сотрудников комбината – в 2006 г. было аккумулировано почти 19%, а уже в 2007 – 50,5% (49,5% оставалось у Организации арендаторов).

Обычно собственные акции скупаются для повышения капитализации, перераспределения структуры собственности или для усиления контроля главных собственников над компанией. В данном случае просматривается последний из названных вариантов, - предполагает аналитический центр «Укрпромвнешэкспертиза».

Цели – продажные

Причем имеется в виду желание Бойко продать свой холдинг по возможности единым комплексом. Аналитики предполагали такое желание еще несколько лет назад, на подъеме международных металлорынков. Тогда металлургические олигархи России только начинали собирать активы для своих нынешних макрогрупп, а в корпорации «Миттал Стил» опасливо знакомились с неоднозначным отечественным инвестклиматом. И действительно, по достоверной информации от высшего руководства ММК им. Ильича, рассматривались разные варианты – от продажи тому же «Миттал Стилу» до «объединения активов» с российскими «Металлоинвестом» или «Евразом». Однако на взлете рынка каждая из сторон завышала условия, и в результате ни один из вариантов развития не получил. При этом сам комбинат не переставал поглощать активы – приобрел тот же Кондратьевский завод, закрепил контроль над ГОКом «Укрмеханобр» (Кривбасс), Комсомольским РУ, арендовал коксовые батареи на заводах группы «Энерго» (Виктора Нусенкиса) и др. А также участвовал в конкурсах по «Криворожстали», Криворожскому ГОКу окисленных руд (КГОКОР).

С наступлением кризиса ситуация изменилась. Теперь владельцы (точнее, владелец) ММК Ильича захотел выручить от продажи не максимум, а хотя бы просто достойную сумму. Но чуда не произошло – особый интерес каких бы то ни было покупателей не наблюдается, в т.ч. несмотря на самые привлекательные ценовые предложения. Как говорил еще в начале кризиса (осень 2008 г.) автору один из основных бенефициаров Индустриального союза Донбасса, «вы даже не представляете, что сейчас можно купить в Украине, притом за какие малые деньги». Покупателей не было, оставались лишь продавцы – те, кто на фоне быстро развивающегося спада, пытался избавиться от обесценивающейся собственности.

За полгода кризиса крупные международные операторы несколько освоились с новой ситуацией, что снова актуализировало вопрос продажи комбината. И именно с предпродажной подготовкой некоторые эксперты Министерства промышленной политики Украины связывают описанную выше реструктуризацию собственности.

Все просто: с консолидацией всех ликвидных активов в руках «Ильич-Стали» их будет намного проще продать – как единым имущественным комплексом, так и, если понадобится, по отдельности. А на балансе ОАО «ММК им. Ильича» можно оставить убыточные структуры, долги и т.п. В последние 10-15 лет подобным образом «реструктуризировались» многие крупные украинские предприятия, достаточно вспомнить пример Донецкого металлургического завода.

Напомним, в «группу Бойко» также входят порт, судоремонтный завод, авиакомпания «Ильич-Авиа», швейная фабрика, рыбоконсервный комбинат, многочисленные агропромышленные цеха, сеть супермаркетов, аптек, санатории и дома отдыха, телеканал, несколько газет. Промышленные активы – химико-металлургическая фабрика (выпуск электродов и т.п., а в целом – замороженное производство дорогих микротоннажных материалов вроде поликристаллического кремния); 12,956% акций ОАО «Донецккокс» (завод постепенно закрывается). И шахта «Интеринвестуголь» (ранее – им. Менжинского) – г. Первомайск Луганской обл., здесь к 2010 г. планируется ежегодно добывать 0,7-0,8 млн т угля марки Ж.

Кому оно надо?

Возможен и иной вариант концентрации активов – с ликвидацией прежних форм управления (ОАО, «Ильич-Стали» и Организации арендаторов) и образованием нового юрлица, свободного от обязательств юрлиц-предшественников. Такого варианта уже в апреле в беседе с корреспондентом «Минпрома» на предприятии также не исключили. Это позволило бы изъять из обращения абсолютно все акции компаний группы, во многом обезопасив ее от теоретически возможных исков насчет законности приватизации ММК Ильича (начиная с 2000 г.). А о необходимости пересмотра итогов приватизации комбината уже в 2009 г. успела заявить, например, премьер-министр Юлия Тимошенко. С учетом ее пока что неплохих перспектив на президентских выборах - это может быть достаточно опасно для нынешних владельцев комбината.

В целом, большинство специалистов считает, что подготовка к желаемой продаже и сокращение риска реприватизации ведутся параллельно и взаимосвязано. В этом контексте акцентируем внимание на еще одном векторе «оптимизации» - резком сокращении штата. По информации мариупольской мэрии, уже в ближайшие месяцы планируется увольнение, как минимум, 20-25 тыс. ильичевцев. Кроме того, в последние два года ММК им. Ильича стал значительно урезать поддержку социальной инфраструктуры г. Мариуполь, в развитии которой столь активно ранее участвовал.

И, наконец, по мере возможностей продолжается модернизация и реконструкция производства. Главный на сегодня проект – внедрение в аглодоменном переделе пылеугольного топлива (ПУТ), что позволит резко сократить расходы на природный газ. Несмотря на кризисную ситуацию, завершение проекта возможно уже в I половине 2010 г.

Кто может купить «Ильича»? Кроме россиян, у которых сейчас тоже полномасштабный кризис, всегда называлось два ключевых претендента – транснациональный стальной гигант «АрселорМиттал» и крупнейшая ГМК-компания с украинской пропиской «Метинвест». Причем, если «Метинвест» предпочитает не афишировать свои намерения по данному поводу, то инсайдерская информация из высших эшелонов руководства «АрселорМиттал» подтверждает, что ММК им. Ильича вполне может быть ей интересен. Правда пока что «индо-люксембургские» металлурги предпочитают ждать – пока металлорынки не войдут в застой еще глубже и профильные активы не подешевеют до полного минимума.



... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
10:58 | 07.05.2009
наблюдател
интересно кгда ж его уже продадут ) хотя бойко вроде как известен тем что не хочет расставаться со своей вотчиной....

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!