Подробнее Запомнить город


Экспортная диета для ВПК

28.04.09
размер текста:

В условиях финансово-экономического кризиса украинский военно-промышленный комплекс (ВПК) оказался едва ли не единственной отраслью, сохранившей достаточно оптимистичные перспективы на 2009 г. По крайней мере, в том, что касается экспорта. Поскольку основные потребители украинских вооружений находятся в Азии и Африке. Они не держали средства в ценных бумагах Lemann Brothers и подобных ему учреждениях, а потому не собираются сокращать свои военные программы.

Например, Китай объявил об увеличении расходов на вооружение в 2009 г. на 14,9% по сравнению с предыдущим периодом - до 480,3 млрд юаней, что соответствует 68,94 млрд долл. При этом в ЦРУ считают, что Пекин существенно занижает официальные данные и что на самом деле его затраты на развитие вооруженных сил (без учета их содержания) колеблются в пределах от 97 до 139 млрд долл. Несколько скромнее выглядят достижения Индии, которая в 2005-2008 гг. израсходовала 12 млрд долл. на покупку только российских вооружений. Всего же до 2011 г. в Дели планируют увеличить расходы на закупки военной продукции до 30 млрд долл. Таким образом, в условиях кризиса экспортный потенциал для украинских предприятий ВПК не только сохраняется, но и увеличивается.

Это позволяет компенсировать потери от практически полного сокращения на этот год госзаказа по линии отечественного Минобороны. Хотя еще в августе прошлого года, при составлении первоначального проекта госбюджета-2009 предполагалось, что военное ведомство сможет, например, заказать на Харьковском заводе им. Малышева 10 новых танков Т-84 «Оплот», 3 бронированные ремонтно-эвакуационные машины «Атлет», а также 10 бронетранспортеров БТР-4. Тем не менее, несмотря на то, что принятый вариант госбюджета предусматривает финансирование лишь текущих расходов на содержание армии, источник в руководстве завода им. Малышева сообщил, что в 2009 г. предприятие планирует реализовать продукции не меньше, чем в 2008 г. Тогда этот показатель составил 230 млн грн. Из них 80 млн грн. пришлось на долю украинского Минобороны, закупившего 10 новых танков Т-64 «Булат». Это означает, что экспортные поставки завода им. Малышева в 2009 г. увеличатся примерно наполовину.

Только на экспортную составляющую в нынешнем году приходится рассчитывать и запорожскому НПК «Искра», специализирующемуся на производстве радиолокационных станций (РЛС) для войск ПВО. Первоначально планировалось, что в 2009 г. Минобороны закупит на предприятии две новые РЛС «Пеликан», а также модернизирует четыре действующие. Стоимость одного нового «Пеликана» составляет примерно 23 млн грн. и на протяжении двух предыдущих лет военному ведомству удавалось закупать лишь по одной новой РЛС. Теперь же, по мнению экспертов, предприятие при пессимистическом сценарии сможет реализовать продукцию на 5-6 млн долл., при оптимистическом сценарии – на 10 млн долл.

Намерены удержать в 2009 г. достигнутые показатели и на донецком заводе «Топаз», производящем знаменитые комплексы радиотехнической разведки «Кольчуга». При этом в 2008 г. по сравнению с предыдущим периодом предприятие увеличило реализацию продукции с 87,25 до 297,46 млн грн., то есть более чем в три раза. Следует отметить, что это вполне реальная задача – поскольку предприятия ВПК не торгуют «с колес» на бирже, а работают по долгосрочным контрактам, заключаемым на несколько лет вперед. Соответственно и финансирование по ним планируется и ведется заказчиком заблаговременно.

Всего же прошлом году, по оценкам экспертов, Украина экспортировала военной техники и вооружений, а также так называемой «продукции двойного назначения» на 1-1,2 млрд долл. Причем из вооружений значительная часть экспорта приходится на высокотехнологическую продукцию. Это системы управления огнем, а также двигатели для российских боевых вертолетов Ка-50-2 «Черная акула», комплектующие для оптико-электронных прицелов российских противотанковых ракетных комплексов «Хризантема-С», комплексы для диагностики зенитно-ракетных систем С-300, головки самонаведения для ракет типа «воздух-воздух». Их выпуск налажен на киевских заводах «Артем» и «Арсенал», черкасском «Фотоприборе», запорожском «Мотор-Сич». За исключением последнего, все предприятия являются государственными и находятся в управлении Минпромполитики. Следует также отметить, что еще с конца 1990-х годов целый ряд предприятий ВПК, подчиненных данному ведомству, по-прежнему находится в критическом финансовом состоянии на уровне банкротства и не ведет производственной деятельности. Примером может служить запорожский «Радиоприбор», ранее выпускавший радиостанции для бронетехники.

Кроме того, значительная часть предприятий ВПК находятся в управлении Минобороны. Это 10 авиаремонтных заводов, объединенных в госконцерн «Авиавоенремонт», а также 19 танкоремонтных заводов, входящих в концерн «Техвоенсервис». Они в 2008 г. увеличили экспорт продукции и услуг на 2,7% по сравнению с предыдущим периодом – до 792,9 млн грн. И только 10% от этой суммы пришлось на продукцию и услуги для потребностей самого ведомства. То есть и здесь четко прослеживается преобладание внешнеэкономической составляющей. Впрочем, несмотря на то, что заводы Минобороны являются действующими, их финансовое состояние оставляет желать лучшего. Так, дебиторская задолженность всех предприятий Минобороны в 2008 г. увеличилась на 5,9% - до 780,6 млн грн., зато кредиторская в тот же период возросла на 30,1% - до 1,183 млрд грн. Задолженность по зарплате увеличилась с 7,2 до 16,7 млн грн. При росте валовой прибыли на 22,1%, до 687,3 млн грн., чистая прибыль всех предприятий Минобороны составила лишь 65,5 млн грн.

В значительной мере это объясняется неэффективной моделью экспорта вооружений, при которой заводы Минобороны выполняют заказы для госмонополии «Укрспецэкспорт» либо ее дочерних структур. Которые основную часть маржи, полученной при реализации, списывают на производственные затраты, понесенные в ходе предпродажной подготовки. «Условно говоря, это все равно, что купить танк за 100 тыс. долл., якобы покрыть его сверху золотом – по документам, и потом продать за 2 млн долл. Государство при этом практически не получает никакой прибыли», - поясняют в ГлавКРУ. Там предлагают передать всю предпродажную подготовку непосредственно заводам Минобороны. Соответствующие предложения направлены в Кабмин. В свою очередь, военное ведомство внесло иное предложение: передать Киевский и Львовский танкоремонтные заводы на баланс «Укрспецэкспорта» - чтобы переложить на него все расходы по содержанию предприятий. Однако решения по данному вопросу так и не принято.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.
10.08.20, Ярослав Ярош
Если говорить о государственно-частном партнерстве в бизнесе, то компания "Укрнафта" является классическим примером, как не надо делать. Имея 50%+1 акцию в "Укрнафте", государство не только не способно ею управлять, но и ежегодно теряет миллиарды гривен, уходящих на счета миноритарных акционеров – юридических лиц из условной группы "Приват" Игоря Коломойского.
20.07.20, Ярослав Ярош
Украина владеет одними из богатейших в мире месторождений титановых руд. Но так и научилась эффективно торговать этим сырьем. Закрытость рынка создает благодатные условия для "схематоза". Ни одна из команд, управляющих государственными титановыми активами, не сумела удержаться от такого искушения. В том числе и та, что сейчас у руля.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!