Подробнее Запомнить город


Изящный реверанс газовой дипломатии

23.04.09
размер текста:

Январская газовая война между Украиной и Россией вошла в следующую фазу: россияне угрожают Национальной акционерной компании «Нафтогаз» штрафом почти в полмиллиарда долларов за недобор газа в марте 2009 года. По мнению экспертов, Украина сама загнала себя в угол при составлении газовых договоров с «Газпромом» на 2009 год. Теперь украинским газовикам необходимо жертвовать самым дорогим достоянием страны – газотранспортной системой.

Виновниками в предъявлении штрафных санкций «Нафтогазу» являются газовые «дельцы», принимавшие участие в составлении газового договора с «Газпромом» на 2009 год. Слепому было понятно, что снижение потребления газа Украиной – явление неизбежное, так как кризис заставил остановиться большое количество украинских предприятий. В частности, на январь «Нафтогаз Украины» законтрактовал 1 млрд куб. газа, но отобрал лишь 549 млн куб., в феврале - около 1,1 млрд куб. из планировавшихся 2 млрд куб. Планка take or pay («бери или плати») в контракте «Газпрома» с «Нафтогазом Украины» зафиксирована на уровне 80% - такой объем поставок потребитель должен оплатить независимо от возможности его использовать. В целом Украина в январе-марте 2009 года потребила около 2,5 млрд куб. м импортированного природного газа. Украинская сторона официально заявляла, что заинтересована в сокращении законтрактованных объемов импорта в 2009 году с 40 млрд куб м. до 33 млрд куб. м. «Нафтогаз Украины» должен рассчитываться за поставленный газ до 7 числа месяца, следующего за месяцем поставки, иначе вступит в силу условие соглашения о дальнейшей закупке газа только по предоплате. В первом квартале российский газ поставлялся в Украину по максимальной цене в 360 долл./тыс. куб. м. В следующие периоды цена будет следовать за динамикой цен на нефтепродукты. По предварительным расчетам «Газпрома», во втором квартале цена составит 280 долл./тыс. куб. м. Правительство Украины прогнозирует, что среднегодовая цена в 2009 году будет значительно ниже - 228,8 долл. /тыс. куб. м.

Получается, что НАК «Нафтогаз» собственноручно загнал себя под штрафные санкции. Во-первых, подписав подобное соглашение, во-вторых – из-за неспособности спрогнозировать необходимый объем потребления газа, и, в-третьих – не выбрав законтрактированный объем газа. В результате, законтрактированный газ не был выбран, однако платить за него все равно придется. Но уже штрафными санкциями.

На что надеялись специалисты «Нафтогаза», точнее сказать, правительство, которое подписывало данный контракт? Вероятно, на собственные дипломатические способности. Если вспомнить, особой дипломатией украинское правительство в прошлом месяце «Газпром» не тешило. Грубо говоря, наше правительство намеревалось обойти «Газпром» во всех проектах, в которых только обе стороны принимали совместное участие. Как показала действительность, надежды «Нафтогаза» не оправдали себя, и украинской стороне все-таки не удалось избавиться от влияния «Газпрома».

Надо отметить, что руководство «Газпрома» недолго ломало голову над тем, как вернуться к обсуждению вопроса об участии России в модернизации украинской ГТС. Если кто-то полагает, что взрыв на газопроводе Средняя Азия-Центр-4 – счастливое стечение обстоятельств для «Газпрома», с помощью которого они решили получить компенсацию со стороны Украины, то можно смело заявить, что это ошибочное мнение. Это просто повод, к которому «Газпром» решил привязать нерешенные вопросы с «Нафтогазом». Если бы не авария, россияне нашли бы другой повод.

Тем не менее, данный повод повлек за собой новый этап решения газовых проблем «Газпрома». Естественно, что ни у кого в «Нафтогазе» не было желания выплачивать полумиллиардный штраф, к тому же если учесть нынешнее финансовое положение компании. В «Газпроме» это прекрасно понимали. В частности, еще в начале марта российский премьер Владимир Путин заявлял, что «Газпром» не будет требовать от Украины штраф за невыбираемый газ. «Нельзя добивать партнеров»,– говорил он. Но тут суть дела не в самих партнерах, а в том, что у них просто нет денег на оплату этого штрафа. Об этом и говорил зампред «Газпрома» Валерий Голубев. Он отметил, что у «Нафтогаза» нет средств на оплату штрафов, поэтому их предъявление бесполезно, хотя и добавлял, что решение по этому вопросу будет приниматься «в зависимости от конкретных условий». Вскоре появились и конкретные условия - россияне намекнули, что данный штраф может быть аннулирован в том случае, если их допустят к модернизации украинской газотранспортной системы.

Потому что неспроста новости о том, что Украина договаривается о неприменении санкций к «Нафтогазу», и о том, что Россия сможет участвовать в модернизации украинской ГТС, прозвучали в один день из уст министра топлива и энергетики Украины Юрия Продана. Диалог был прост: «Газпром» аннулирует санкции в том случае, если Россию допустят к украинской ГТС. Украинское правительство опять начинает дипломатические маневры, говоря о том, что будет оглашен открытый тендер, в котором россияне смогут принять участие. Участие россиян будет зависеть только от одного фактора: захочет ли этого Украина. И вероятнее всего, чтобы добиться подобных гарантий – «Газпром» вынужден будет официально прописать данную сделку.

Внести изменения в планы обеих сторон на сегодняшний день может только третья сторона – Туркменистан, который явно устал от украинско-российских газовых отношений. Туркменбаши можно понять. Украина снизила потребление газа. «Газпром», не желающий платить за ненужный газ, снизил потребление на 90%, что и привело к аварии на газопроводе по причине избыточного давления в трубе. А расплачиваться за все пришлось Туркмении. Естественно, чтобы избежать подобных проблем в дальнейшем и расставить все точки над «і», а точнее, показать, кто в этом газовом звене является ключевой фигурой, Туркмения решила выйти на рынок ЕС самостоятельно. В частности, на прошлой неделе в Ашхабаде гендиректор немецкой RWE AG Юрген Гроссманн и глава госагентства по управлению и использованию углеводородных ресурсов Туркмении Ягшыгельды Какаев подписали долгосрочное соглашение о транспортировке туркменского газа в Европу. По мнению представителей немецкой компании, данное соглашение должно способствовать повышению безопасности транспортировки туркменского газа в Германию.
Таким образом, туркменский газ будет следовать в обход России – через транскаспийский газопровод по дну Каспийского моря, который может стать составной частью газопровода Nabucco. Чем это может обернуться для Украины? Во-первых, тем, что Туркменистан будет лично формировать газовую цену на европейском рынке. Как только интерес к туркменскому газу в странах ЕС повысится, его цена, по мнению экспертов, уверенно устремится вверх. На этом фоне «Газпром», естественно, также будет использовать рост цен в газовых отношениях с Украиной.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 2
03:46 | 26.07.2010
Аноним
ПОЖАЛУСТА НЕ ЧИТЙАЙТЕ ЭТО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! ПОЖАЛУСТА НЕ ЧИТАЙТЕ ЭТО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! ПОЖАЛУСТА НЕ ЧИТАЙТЕ ЭТО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!. я сам уже попался.Завтра будет нормальный день в вашей жизни.И с вами всё будет хорошо.Успокойтесь !
01:03 | 06.05.2009
rgfdr
ПОЖАЛУСТА НЕ ЧИТЙАЙТЕ ЭТО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! ПОЖАЛУСТА НЕ ЧИТАЙТЕ ЭТО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! ПОЖАЛУСТА НЕ ЧИТАЙТЕ ЭТО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!. я сама уже попалась.Вас будут целовать в самую близкую пятницу любовью к вашей жизни.Завтра будет лучший день в вашей жизни.Однако,если вы не будете объявлять этот комментарий по крайней мере к 3 видео, то Вы умрете в течение 2 дней

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!