Подробнее Запомнить город


Изящный реверанс газовой дипломатии

23.04.09
размер текста:

Январская газовая война между Украиной и Россией вошла в следующую фазу: россияне угрожают Национальной акционерной компании «Нафтогаз» штрафом почти в полмиллиарда долларов за недобор газа в марте 2009 года. По мнению экспертов, Украина сама загнала себя в угол при составлении газовых договоров с «Газпромом» на 2009 год. Теперь украинским газовикам необходимо жертвовать самым дорогим достоянием страны – газотранспортной системой.

Виновниками в предъявлении штрафных санкций «Нафтогазу» являются газовые «дельцы», принимавшие участие в составлении газового договора с «Газпромом» на 2009 год. Слепому было понятно, что снижение потребления газа Украиной – явление неизбежное, так как кризис заставил остановиться большое количество украинских предприятий. В частности, на январь «Нафтогаз Украины» законтрактовал 1 млрд куб. газа, но отобрал лишь 549 млн куб., в феврале - около 1,1 млрд куб. из планировавшихся 2 млрд куб. Планка take or pay («бери или плати») в контракте «Газпрома» с «Нафтогазом Украины» зафиксирована на уровне 80% - такой объем поставок потребитель должен оплатить независимо от возможности его использовать. В целом Украина в январе-марте 2009 года потребила около 2,5 млрд куб. м импортированного природного газа. Украинская сторона официально заявляла, что заинтересована в сокращении законтрактованных объемов импорта в 2009 году с 40 млрд куб м. до 33 млрд куб. м. «Нафтогаз Украины» должен рассчитываться за поставленный газ до 7 числа месяца, следующего за месяцем поставки, иначе вступит в силу условие соглашения о дальнейшей закупке газа только по предоплате. В первом квартале российский газ поставлялся в Украину по максимальной цене в 360 долл./тыс. куб. м. В следующие периоды цена будет следовать за динамикой цен на нефтепродукты. По предварительным расчетам «Газпрома», во втором квартале цена составит 280 долл./тыс. куб. м. Правительство Украины прогнозирует, что среднегодовая цена в 2009 году будет значительно ниже - 228,8 долл. /тыс. куб. м.

Получается, что НАК «Нафтогаз» собственноручно загнал себя под штрафные санкции. Во-первых, подписав подобное соглашение, во-вторых – из-за неспособности спрогнозировать необходимый объем потребления газа, и, в-третьих – не выбрав законтрактированный объем газа. В результате, законтрактированный газ не был выбран, однако платить за него все равно придется. Но уже штрафными санкциями.

На что надеялись специалисты «Нафтогаза», точнее сказать, правительство, которое подписывало данный контракт? Вероятно, на собственные дипломатические способности. Если вспомнить, особой дипломатией украинское правительство в прошлом месяце «Газпром» не тешило. Грубо говоря, наше правительство намеревалось обойти «Газпром» во всех проектах, в которых только обе стороны принимали совместное участие. Как показала действительность, надежды «Нафтогаза» не оправдали себя, и украинской стороне все-таки не удалось избавиться от влияния «Газпрома».

Надо отметить, что руководство «Газпрома» недолго ломало голову над тем, как вернуться к обсуждению вопроса об участии России в модернизации украинской ГТС. Если кто-то полагает, что взрыв на газопроводе Средняя Азия-Центр-4 – счастливое стечение обстоятельств для «Газпрома», с помощью которого они решили получить компенсацию со стороны Украины, то можно смело заявить, что это ошибочное мнение. Это просто повод, к которому «Газпром» решил привязать нерешенные вопросы с «Нафтогазом». Если бы не авария, россияне нашли бы другой повод.

Тем не менее, данный повод повлек за собой новый этап решения газовых проблем «Газпрома». Естественно, что ни у кого в «Нафтогазе» не было желания выплачивать полумиллиардный штраф, к тому же если учесть нынешнее финансовое положение компании. В «Газпроме» это прекрасно понимали. В частности, еще в начале марта российский премьер Владимир Путин заявлял, что «Газпром» не будет требовать от Украины штраф за невыбираемый газ. «Нельзя добивать партнеров»,– говорил он. Но тут суть дела не в самих партнерах, а в том, что у них просто нет денег на оплату этого штрафа. Об этом и говорил зампред «Газпрома» Валерий Голубев. Он отметил, что у «Нафтогаза» нет средств на оплату штрафов, поэтому их предъявление бесполезно, хотя и добавлял, что решение по этому вопросу будет приниматься «в зависимости от конкретных условий». Вскоре появились и конкретные условия - россияне намекнули, что данный штраф может быть аннулирован в том случае, если их допустят к модернизации украинской газотранспортной системы.

Потому что неспроста новости о том, что Украина договаривается о неприменении санкций к «Нафтогазу», и о том, что Россия сможет участвовать в модернизации украинской ГТС, прозвучали в один день из уст министра топлива и энергетики Украины Юрия Продана. Диалог был прост: «Газпром» аннулирует санкции в том случае, если Россию допустят к украинской ГТС. Украинское правительство опять начинает дипломатические маневры, говоря о том, что будет оглашен открытый тендер, в котором россияне смогут принять участие. Участие россиян будет зависеть только от одного фактора: захочет ли этого Украина. И вероятнее всего, чтобы добиться подобных гарантий – «Газпром» вынужден будет официально прописать данную сделку.

Внести изменения в планы обеих сторон на сегодняшний день может только третья сторона – Туркменистан, который явно устал от украинско-российских газовых отношений. Туркменбаши можно понять. Украина снизила потребление газа. «Газпром», не желающий платить за ненужный газ, снизил потребление на 90%, что и привело к аварии на газопроводе по причине избыточного давления в трубе. А расплачиваться за все пришлось Туркмении. Естественно, чтобы избежать подобных проблем в дальнейшем и расставить все точки над «і», а точнее, показать, кто в этом газовом звене является ключевой фигурой, Туркмения решила выйти на рынок ЕС самостоятельно. В частности, на прошлой неделе в Ашхабаде гендиректор немецкой RWE AG Юрген Гроссманн и глава госагентства по управлению и использованию углеводородных ресурсов Туркмении Ягшыгельды Какаев подписали долгосрочное соглашение о транспортировке туркменского газа в Европу. По мнению представителей немецкой компании, данное соглашение должно способствовать повышению безопасности транспортировки туркменского газа в Германию.
Таким образом, туркменский газ будет следовать в обход России – через транскаспийский газопровод по дну Каспийского моря, который может стать составной частью газопровода Nabucco. Чем это может обернуться для Украины? Во-первых, тем, что Туркменистан будет лично формировать газовую цену на европейском рынке. Как только интерес к туркменскому газу в странах ЕС повысится, его цена, по мнению экспертов, уверенно устремится вверх. На этом фоне «Газпром», естественно, также будет использовать рост цен в газовых отношениях с Украиной.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 2

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!