Подробнее Запомнить город


Изящный реверанс газовой дипломатии

23.04.09
размер текста:

Январская газовая война между Украиной и Россией вошла в следующую фазу: россияне угрожают Национальной акционерной компании «Нафтогаз» штрафом почти в полмиллиарда долларов за недобор газа в марте 2009 года. По мнению экспертов, Украина сама загнала себя в угол при составлении газовых договоров с «Газпромом» на 2009 год. Теперь украинским газовикам необходимо жертвовать самым дорогим достоянием страны – газотранспортной системой.

Виновниками в предъявлении штрафных санкций «Нафтогазу» являются газовые «дельцы», принимавшие участие в составлении газового договора с «Газпромом» на 2009 год. Слепому было понятно, что снижение потребления газа Украиной – явление неизбежное, так как кризис заставил остановиться большое количество украинских предприятий. В частности, на январь «Нафтогаз Украины» законтрактовал 1 млрд куб. газа, но отобрал лишь 549 млн куб., в феврале - около 1,1 млрд куб. из планировавшихся 2 млрд куб. Планка take or pay («бери или плати») в контракте «Газпрома» с «Нафтогазом Украины» зафиксирована на уровне 80% - такой объем поставок потребитель должен оплатить независимо от возможности его использовать. В целом Украина в январе-марте 2009 года потребила около 2,5 млрд куб. м импортированного природного газа. Украинская сторона официально заявляла, что заинтересована в сокращении законтрактованных объемов импорта в 2009 году с 40 млрд куб м. до 33 млрд куб. м. «Нафтогаз Украины» должен рассчитываться за поставленный газ до 7 числа месяца, следующего за месяцем поставки, иначе вступит в силу условие соглашения о дальнейшей закупке газа только по предоплате. В первом квартале российский газ поставлялся в Украину по максимальной цене в 360 долл./тыс. куб. м. В следующие периоды цена будет следовать за динамикой цен на нефтепродукты. По предварительным расчетам «Газпрома», во втором квартале цена составит 280 долл./тыс. куб. м. Правительство Украины прогнозирует, что среднегодовая цена в 2009 году будет значительно ниже - 228,8 долл. /тыс. куб. м.

Получается, что НАК «Нафтогаз» собственноручно загнал себя под штрафные санкции. Во-первых, подписав подобное соглашение, во-вторых – из-за неспособности спрогнозировать необходимый объем потребления газа, и, в-третьих – не выбрав законтрактированный объем газа. В результате, законтрактированный газ не был выбран, однако платить за него все равно придется. Но уже штрафными санкциями.

На что надеялись специалисты «Нафтогаза», точнее сказать, правительство, которое подписывало данный контракт? Вероятно, на собственные дипломатические способности. Если вспомнить, особой дипломатией украинское правительство в прошлом месяце «Газпром» не тешило. Грубо говоря, наше правительство намеревалось обойти «Газпром» во всех проектах, в которых только обе стороны принимали совместное участие. Как показала действительность, надежды «Нафтогаза» не оправдали себя, и украинской стороне все-таки не удалось избавиться от влияния «Газпрома».

Надо отметить, что руководство «Газпрома» недолго ломало голову над тем, как вернуться к обсуждению вопроса об участии России в модернизации украинской ГТС. Если кто-то полагает, что взрыв на газопроводе Средняя Азия-Центр-4 – счастливое стечение обстоятельств для «Газпрома», с помощью которого они решили получить компенсацию со стороны Украины, то можно смело заявить, что это ошибочное мнение. Это просто повод, к которому «Газпром» решил привязать нерешенные вопросы с «Нафтогазом». Если бы не авария, россияне нашли бы другой повод.

Тем не менее, данный повод повлек за собой новый этап решения газовых проблем «Газпрома». Естественно, что ни у кого в «Нафтогазе» не было желания выплачивать полумиллиардный штраф, к тому же если учесть нынешнее финансовое положение компании. В «Газпроме» это прекрасно понимали. В частности, еще в начале марта российский премьер Владимир Путин заявлял, что «Газпром» не будет требовать от Украины штраф за невыбираемый газ. «Нельзя добивать партнеров»,– говорил он. Но тут суть дела не в самих партнерах, а в том, что у них просто нет денег на оплату этого штрафа. Об этом и говорил зампред «Газпрома» Валерий Голубев. Он отметил, что у «Нафтогаза» нет средств на оплату штрафов, поэтому их предъявление бесполезно, хотя и добавлял, что решение по этому вопросу будет приниматься «в зависимости от конкретных условий». Вскоре появились и конкретные условия - россияне намекнули, что данный штраф может быть аннулирован в том случае, если их допустят к модернизации украинской газотранспортной системы.

Потому что неспроста новости о том, что Украина договаривается о неприменении санкций к «Нафтогазу», и о том, что Россия сможет участвовать в модернизации украинской ГТС, прозвучали в один день из уст министра топлива и энергетики Украины Юрия Продана. Диалог был прост: «Газпром» аннулирует санкции в том случае, если Россию допустят к украинской ГТС. Украинское правительство опять начинает дипломатические маневры, говоря о том, что будет оглашен открытый тендер, в котором россияне смогут принять участие. Участие россиян будет зависеть только от одного фактора: захочет ли этого Украина. И вероятнее всего, чтобы добиться подобных гарантий – «Газпром» вынужден будет официально прописать данную сделку.

Внести изменения в планы обеих сторон на сегодняшний день может только третья сторона – Туркменистан, который явно устал от украинско-российских газовых отношений. Туркменбаши можно понять. Украина снизила потребление газа. «Газпром», не желающий платить за ненужный газ, снизил потребление на 90%, что и привело к аварии на газопроводе по причине избыточного давления в трубе. А расплачиваться за все пришлось Туркмении. Естественно, чтобы избежать подобных проблем в дальнейшем и расставить все точки над «і», а точнее, показать, кто в этом газовом звене является ключевой фигурой, Туркмения решила выйти на рынок ЕС самостоятельно. В частности, на прошлой неделе в Ашхабаде гендиректор немецкой RWE AG Юрген Гроссманн и глава госагентства по управлению и использованию углеводородных ресурсов Туркмении Ягшыгельды Какаев подписали долгосрочное соглашение о транспортировке туркменского газа в Европу. По мнению представителей немецкой компании, данное соглашение должно способствовать повышению безопасности транспортировки туркменского газа в Германию.
Таким образом, туркменский газ будет следовать в обход России – через транскаспийский газопровод по дну Каспийского моря, который может стать составной частью газопровода Nabucco. Чем это может обернуться для Украины? Во-первых, тем, что Туркменистан будет лично формировать газовую цену на европейском рынке. Как только интерес к туркменскому газу в странах ЕС повысится, его цена, по мнению экспертов, уверенно устремится вверх. На этом фоне «Газпром», естественно, также будет использовать рост цен в газовых отношениях с Украиной.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 2

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!