Подробнее Запомнить город


Изящный реверанс газовой дипломатии

23.04.09
размер текста:

Январская газовая война между Украиной и Россией вошла в следующую фазу: россияне угрожают Национальной акционерной компании «Нафтогаз» штрафом почти в полмиллиарда долларов за недобор газа в марте 2009 года. По мнению экспертов, Украина сама загнала себя в угол при составлении газовых договоров с «Газпромом» на 2009 год. Теперь украинским газовикам необходимо жертвовать самым дорогим достоянием страны – газотранспортной системой.

Виновниками в предъявлении штрафных санкций «Нафтогазу» являются газовые «дельцы», принимавшие участие в составлении газового договора с «Газпромом» на 2009 год. Слепому было понятно, что снижение потребления газа Украиной – явление неизбежное, так как кризис заставил остановиться большое количество украинских предприятий. В частности, на январь «Нафтогаз Украины» законтрактовал 1 млрд куб. газа, но отобрал лишь 549 млн куб., в феврале - около 1,1 млрд куб. из планировавшихся 2 млрд куб. Планка take or pay («бери или плати») в контракте «Газпрома» с «Нафтогазом Украины» зафиксирована на уровне 80% - такой объем поставок потребитель должен оплатить независимо от возможности его использовать. В целом Украина в январе-марте 2009 года потребила около 2,5 млрд куб. м импортированного природного газа. Украинская сторона официально заявляла, что заинтересована в сокращении законтрактованных объемов импорта в 2009 году с 40 млрд куб м. до 33 млрд куб. м. «Нафтогаз Украины» должен рассчитываться за поставленный газ до 7 числа месяца, следующего за месяцем поставки, иначе вступит в силу условие соглашения о дальнейшей закупке газа только по предоплате. В первом квартале российский газ поставлялся в Украину по максимальной цене в 360 долл./тыс. куб. м. В следующие периоды цена будет следовать за динамикой цен на нефтепродукты. По предварительным расчетам «Газпрома», во втором квартале цена составит 280 долл./тыс. куб. м. Правительство Украины прогнозирует, что среднегодовая цена в 2009 году будет значительно ниже - 228,8 долл. /тыс. куб. м.

Получается, что НАК «Нафтогаз» собственноручно загнал себя под штрафные санкции. Во-первых, подписав подобное соглашение, во-вторых – из-за неспособности спрогнозировать необходимый объем потребления газа, и, в-третьих – не выбрав законтрактированный объем газа. В результате, законтрактированный газ не был выбран, однако платить за него все равно придется. Но уже штрафными санкциями.

На что надеялись специалисты «Нафтогаза», точнее сказать, правительство, которое подписывало данный контракт? Вероятно, на собственные дипломатические способности. Если вспомнить, особой дипломатией украинское правительство в прошлом месяце «Газпром» не тешило. Грубо говоря, наше правительство намеревалось обойти «Газпром» во всех проектах, в которых только обе стороны принимали совместное участие. Как показала действительность, надежды «Нафтогаза» не оправдали себя, и украинской стороне все-таки не удалось избавиться от влияния «Газпрома».

Надо отметить, что руководство «Газпрома» недолго ломало голову над тем, как вернуться к обсуждению вопроса об участии России в модернизации украинской ГТС. Если кто-то полагает, что взрыв на газопроводе Средняя Азия-Центр-4 – счастливое стечение обстоятельств для «Газпрома», с помощью которого они решили получить компенсацию со стороны Украины, то можно смело заявить, что это ошибочное мнение. Это просто повод, к которому «Газпром» решил привязать нерешенные вопросы с «Нафтогазом». Если бы не авария, россияне нашли бы другой повод.

Тем не менее, данный повод повлек за собой новый этап решения газовых проблем «Газпрома». Естественно, что ни у кого в «Нафтогазе» не было желания выплачивать полумиллиардный штраф, к тому же если учесть нынешнее финансовое положение компании. В «Газпроме» это прекрасно понимали. В частности, еще в начале марта российский премьер Владимир Путин заявлял, что «Газпром» не будет требовать от Украины штраф за невыбираемый газ. «Нельзя добивать партнеров»,– говорил он. Но тут суть дела не в самих партнерах, а в том, что у них просто нет денег на оплату этого штрафа. Об этом и говорил зампред «Газпрома» Валерий Голубев. Он отметил, что у «Нафтогаза» нет средств на оплату штрафов, поэтому их предъявление бесполезно, хотя и добавлял, что решение по этому вопросу будет приниматься «в зависимости от конкретных условий». Вскоре появились и конкретные условия - россияне намекнули, что данный штраф может быть аннулирован в том случае, если их допустят к модернизации украинской газотранспортной системы.

Потому что неспроста новости о том, что Украина договаривается о неприменении санкций к «Нафтогазу», и о том, что Россия сможет участвовать в модернизации украинской ГТС, прозвучали в один день из уст министра топлива и энергетики Украины Юрия Продана. Диалог был прост: «Газпром» аннулирует санкции в том случае, если Россию допустят к украинской ГТС. Украинское правительство опять начинает дипломатические маневры, говоря о том, что будет оглашен открытый тендер, в котором россияне смогут принять участие. Участие россиян будет зависеть только от одного фактора: захочет ли этого Украина. И вероятнее всего, чтобы добиться подобных гарантий – «Газпром» вынужден будет официально прописать данную сделку.

Внести изменения в планы обеих сторон на сегодняшний день может только третья сторона – Туркменистан, который явно устал от украинско-российских газовых отношений. Туркменбаши можно понять. Украина снизила потребление газа. «Газпром», не желающий платить за ненужный газ, снизил потребление на 90%, что и привело к аварии на газопроводе по причине избыточного давления в трубе. А расплачиваться за все пришлось Туркмении. Естественно, чтобы избежать подобных проблем в дальнейшем и расставить все точки над «і», а точнее, показать, кто в этом газовом звене является ключевой фигурой, Туркмения решила выйти на рынок ЕС самостоятельно. В частности, на прошлой неделе в Ашхабаде гендиректор немецкой RWE AG Юрген Гроссманн и глава госагентства по управлению и использованию углеводородных ресурсов Туркмении Ягшыгельды Какаев подписали долгосрочное соглашение о транспортировке туркменского газа в Европу. По мнению представителей немецкой компании, данное соглашение должно способствовать повышению безопасности транспортировки туркменского газа в Германию.
Таким образом, туркменский газ будет следовать в обход России – через транскаспийский газопровод по дну Каспийского моря, который может стать составной частью газопровода Nabucco. Чем это может обернуться для Украины? Во-первых, тем, что Туркменистан будет лично формировать газовую цену на европейском рынке. Как только интерес к туркменскому газу в странах ЕС повысится, его цена, по мнению экспертов, уверенно устремится вверх. На этом фоне «Газпром», естественно, также будет использовать рост цен в газовых отношениях с Украиной.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 2
03:46 | 26.07.2010
Аноним
ПОЖАЛУСТА НЕ ЧИТЙАЙТЕ ЭТО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! ПОЖАЛУСТА НЕ ЧИТАЙТЕ ЭТО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! ПОЖАЛУСТА НЕ ЧИТАЙТЕ ЭТО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!. я сам уже попался.Завтра будет нормальный день в вашей жизни.И с вами всё будет хорошо.Успокойтесь !
01:03 | 06.05.2009
rgfdr
ПОЖАЛУСТА НЕ ЧИТЙАЙТЕ ЭТО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! ПОЖАЛУСТА НЕ ЧИТАЙТЕ ЭТО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! ПОЖАЛУСТА НЕ ЧИТАЙТЕ ЭТО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!. я сама уже попалась.Вас будут целовать в самую близкую пятницу любовью к вашей жизни.Завтра будет лучший день в вашей жизни.Однако,если вы не будете объявлять этот комментарий по крайней мере к 3 видео, то Вы умрете в течение 2 дней

...
Новости партнеров


Статьи
20.02.19, Игорь Воронцов
Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.
08.01.19, Игорь Воронцов
Регион Юго-Восточной Азии не входит в число основных рынков сбыта для украинских металлургов. Но растущий торговый протекционизм в ЕС и обострение конкуренции в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) делают ЮВА привлекательным для производителей, желающих поддержать и нарастить стальные продажи.
04.01.19, Ярослав Ярош
Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.
27.12.18, Игорь Воронцов
Рост стоимости активов в мировом горно-металлургическом комплексе и оживление процессов M&A свидетельствуют о подъеме и окончательном завершении кризиса в отрасли. При этом "болезни", которые к нему привели, никуда не делись: избыточные сталеплавильные мощности по-прежнему велики, а барьеры торгового протекционизма в уходящем году стали еще выше.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!