Подробнее Запомнить город


Евро-2012: только футбол

22.04.09
размер текста:

Евро-2012 не сможет открыть Украину для Евросоюза. Уже сегодня можно говорить о несбыточности этих планов. И дело не только в мировом кризисе. Конечно, он помешал притоку иностранных инвестиций, необходимых для подготовки к главному спортивному событию в Европе. Сегодня вполне очевидно, что первые прогнозы будущих дивидендов Украины как принимающей стороны делались в состоянии эйфории, мешающей объективному анализу.

Планов громадье

Протянуть железнодорожную колею по евростандарту (с более узким межрельсовым расстоянием) от западной границы до Киева,… пустить по украинским железным дорогам французские скоростные поезда, способные перевозить пассажиров со средней скоростью 200 км/ч.,… построить кольцевую автостраду вокруг Киева, включая мост протяженностью свыше 1 км,… построить метро в Донецке… - вот неполный перечень масштабных инвестпроектов, анонсированных властями в 2008 г. И это уже не говоря о строительстве новых пассажирских терминалов во всех принимающих аэропортах, призванном как минимум удвоить их пропускную способность. А также о капремонте автодорог с приведением их к европейским требованиям по качеству и обустройством прилегающей инфраструктуры.

Однако время, отпущенное на привлечение инвестиций и кредитов под эти проекты, было потрачено на выяснение, кто и как будет распределять выделяемые бюджетные средства. Напомним, что всего на подготовку к Евро-2012 госпрограммой предусмотрено освоить 27,5 млрд грн из государственного и 22,9 млрд грн из местных бюджетов, а также привлечь 20 млрд долл. частных инвестиций. Например, жаркими и затяжными получились дебаты про взлетно-посадочные полосы аэропортов: должны ли они остаться в госсобственности либо их следует приватизировать. Также с большим опозданием (из-за политических торгов) парламент принял ключевые законы, без которых было невозможно хотя бы начать разговор с потенциальными инвесторами. Это законы «О государственно-частном партнерстве» и «О порядке принудительного изъятия земельных участков для общественных потребностей». Тоже самое относится и к принятым изменениям в закон «О концессии», предусматривающим новый подход государства к взаимоотношениям с концессионером – компенсацию его затрат из бюджета в течение длительного периода времени. Все это было проголосовано лишь в первом квартале текущего года – когда в условиях кризиса и снижения инвестиционной активности Украине осталось рассчитывать только на кредиты Всемирного банка, Европейского инвестиционного банка и ЕБРР. Между тем отечественные компании не могут претендовать на участие в проектах, финансируемых за счет этих учреждений. Поскольку одним из главных критериев отбора является наличие соответствующего международного опыта. Так, реконструкцию первой очереди автотрассы «Чоп-Киев», финансируемую ЕБРР, было доверено выполнять македонской компании «Гранит-АЧМ» и турецкой «Онур».

Украинским предприятиям пришлось довольствоваться скромной ролью субподрядчика. Очевидно, что при реализации второй и третьей очереди проекта ничего радикально не поменяется. Ведь кто платит, тот, как известно, и заказывает музыку. А у ВБ, ЕБРР и ЕИБ есть собственные правила проведения тендеров, которых они неукоснительно придерживаются. Причем трасса Киев-Чоп является, пожалуй, единственным проектом, который будет реально завершен до начала Евро-2012. Учитывая, что возможности самого государства как инвестора невелики. Так, в 2009 г. предусмотрено выделить 500 млн грн на строительство и реконструкцию объездных автомобильных дорог вокруг городов, связанных с подготовкой и проведением в Украине Евро-2012 г. По подсчетам Укравтодора, данных средств хватит на капремонт примерно 50 км автодорог либо на строительство 11 км новой трассы. Это означает, что транспортным инфраструктурным проектам под Евро-2012 не суждено стать локомотивом по выводу национальной экономики из кризиса – вопреки ранее звучавшим обещаниям. Что же касается подготовки спортивных сооружений, то она, очевидно, будет завершена в срок. Но капитальная реконструкция стадионов в Харькове, Донецке, Днепропетровске и Киеве, при всей своей значимости, все-таки не тянет на роль вышеупомянутого локомотива. Не тот масштаб.

Анализируя динамику работ, которая имеется в аэропортах, также можно сделать вывод, что взлетно-посадочные полосы за счет бюджетных средств удастся отремонтировать. Сейчас такие работы ближе всего к завершению в Донецке и «Жулянах» и средства на них выделяются даже из резервного фонда Кабинета министров. Однако о новых терминалах не стоит вспоминать. В лучшем случае существующие аэровокзалы удастся «подмарафетить» перед самым приездом гостей - с помощью «косметического» ремонта. Как говорится, дешево и сердито.

А где туризм?

Но, пожалуй, наиболее сложная ситуация в туристической отрасли. Между тем именно от нее ожидалась наибольшая отдача. Условно говоря, существуют два сценария проведения чемпионата. Первый заключается в том, что болельщики прилетают (приезжают) непосредственно в день проведения футбольного матча и сразу же после его окончания уезжают. Второй вариант – когда болельщики приезжают на целый месяц, в течение которого проходят игры чемпионата. В свободные дни они проводят время на экскурсиях. В первом случае один приезжающий оставляет в Украине 500-600 евро в день, во втором случае – 100 евро в день. Но для этого необходимо, чтобы город либо область не только обладали значительным историко-культурным и природно-климатическим потенциалом, а и содержали этот потенциал в том виде, когда его не стыдно продемонстрировать. Плюс развитая туристическая инфраструктура. А она подразумевает как «мелочи» в виде табличек с названиями улиц на нескольких языках, так и более серьезные вещи в виде условий размещения.

Изначально планировалось, что под проведение Евро-2012 в Украине должно быть построено 143 новых отеля, из них 54 пятизвездочных, 67 четырехзвездочных и 22 трехзвездочных. В том числе в Киеве, согласно генплану, уже до конца 2009 г. должно действовать 24 пятизвездочных отеля, 40 четырехзвездочных, 23 трехзвездочных. Кроме того, предполагалось реконструировать (с повышением категории) 136 действующих отелей. Сейчас Гостуркурортслужба признала риск невыполнения по 31 объекту отельной инфраструктуры. Тем не менее, есть все основания полагать, что эта цифра окажется во много больше. Например, в Днепропетровске к Евро-2012 планировалось возведение 22 новых отелей, однако де-факто строятся лишь 4. Приблизительно в таком же соотношении ситуация и в остальных городах, мэры которых не скрывают, что самая серьезная проблема связана с пятизвездочными отелями – наиболее дорогими в обслуживании. Точнее, с их дальнейшим использованием. «Закончится чемпионат, а что дальше? Кто будет пользоваться услугами отеля?» - рассуждают инвесторы. Понятно, что в течение месяца они не смогут окупить понесенные многомиллионные затраты. На это требуется в среднем 7-10 лет, по оценкам гостиничных операторов.

Поэтому расходы могут оправдаться лишь в случае целенаправленного развития туриндустрии. Тогда при условии соответствующей рекламной и маркетинговой стратегии можно генерировать стабильный турпоток. Между тем организаторы Евро-2012 в Украине планируют решать вопрос размещения гостей путем аренды плавучих гостиниц на время проведения соревнований. Что фактически означает возврат к прежнему состоянию туристической отрасли сразу же после финального свистка на НСК «Олимпийский».



... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
11:15 | 26.04.2009
оооо
Бу-га-га ! Какое Евро2012 в Украине ???Тут скоро такое начнется !!! Это правительство кретинов разворует инветиции и свалит !

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!