Подробнее Запомнить город


Евро-2012: только футбол

22.04.09
размер текста:

Евро-2012 не сможет открыть Украину для Евросоюза. Уже сегодня можно говорить о несбыточности этих планов. И дело не только в мировом кризисе. Конечно, он помешал притоку иностранных инвестиций, необходимых для подготовки к главному спортивному событию в Европе. Сегодня вполне очевидно, что первые прогнозы будущих дивидендов Украины как принимающей стороны делались в состоянии эйфории, мешающей объективному анализу.

Планов громадье

Протянуть железнодорожную колею по евростандарту (с более узким межрельсовым расстоянием) от западной границы до Киева,… пустить по украинским железным дорогам французские скоростные поезда, способные перевозить пассажиров со средней скоростью 200 км/ч.,… построить кольцевую автостраду вокруг Киева, включая мост протяженностью свыше 1 км,… построить метро в Донецке… - вот неполный перечень масштабных инвестпроектов, анонсированных властями в 2008 г. И это уже не говоря о строительстве новых пассажирских терминалов во всех принимающих аэропортах, призванном как минимум удвоить их пропускную способность. А также о капремонте автодорог с приведением их к европейским требованиям по качеству и обустройством прилегающей инфраструктуры.

Однако время, отпущенное на привлечение инвестиций и кредитов под эти проекты, было потрачено на выяснение, кто и как будет распределять выделяемые бюджетные средства. Напомним, что всего на подготовку к Евро-2012 госпрограммой предусмотрено освоить 27,5 млрд грн из государственного и 22,9 млрд грн из местных бюджетов, а также привлечь 20 млрд долл. частных инвестиций. Например, жаркими и затяжными получились дебаты про взлетно-посадочные полосы аэропортов: должны ли они остаться в госсобственности либо их следует приватизировать. Также с большим опозданием (из-за политических торгов) парламент принял ключевые законы, без которых было невозможно хотя бы начать разговор с потенциальными инвесторами. Это законы «О государственно-частном партнерстве» и «О порядке принудительного изъятия земельных участков для общественных потребностей». Тоже самое относится и к принятым изменениям в закон «О концессии», предусматривающим новый подход государства к взаимоотношениям с концессионером – компенсацию его затрат из бюджета в течение длительного периода времени. Все это было проголосовано лишь в первом квартале текущего года – когда в условиях кризиса и снижения инвестиционной активности Украине осталось рассчитывать только на кредиты Всемирного банка, Европейского инвестиционного банка и ЕБРР. Между тем отечественные компании не могут претендовать на участие в проектах, финансируемых за счет этих учреждений. Поскольку одним из главных критериев отбора является наличие соответствующего международного опыта. Так, реконструкцию первой очереди автотрассы «Чоп-Киев», финансируемую ЕБРР, было доверено выполнять македонской компании «Гранит-АЧМ» и турецкой «Онур».

Украинским предприятиям пришлось довольствоваться скромной ролью субподрядчика. Очевидно, что при реализации второй и третьей очереди проекта ничего радикально не поменяется. Ведь кто платит, тот, как известно, и заказывает музыку. А у ВБ, ЕБРР и ЕИБ есть собственные правила проведения тендеров, которых они неукоснительно придерживаются. Причем трасса Киев-Чоп является, пожалуй, единственным проектом, который будет реально завершен до начала Евро-2012. Учитывая, что возможности самого государства как инвестора невелики. Так, в 2009 г. предусмотрено выделить 500 млн грн на строительство и реконструкцию объездных автомобильных дорог вокруг городов, связанных с подготовкой и проведением в Украине Евро-2012 г. По подсчетам Укравтодора, данных средств хватит на капремонт примерно 50 км автодорог либо на строительство 11 км новой трассы. Это означает, что транспортным инфраструктурным проектам под Евро-2012 не суждено стать локомотивом по выводу национальной экономики из кризиса – вопреки ранее звучавшим обещаниям. Что же касается подготовки спортивных сооружений, то она, очевидно, будет завершена в срок. Но капитальная реконструкция стадионов в Харькове, Донецке, Днепропетровске и Киеве, при всей своей значимости, все-таки не тянет на роль вышеупомянутого локомотива. Не тот масштаб.

Анализируя динамику работ, которая имеется в аэропортах, также можно сделать вывод, что взлетно-посадочные полосы за счет бюджетных средств удастся отремонтировать. Сейчас такие работы ближе всего к завершению в Донецке и «Жулянах» и средства на них выделяются даже из резервного фонда Кабинета министров. Однако о новых терминалах не стоит вспоминать. В лучшем случае существующие аэровокзалы удастся «подмарафетить» перед самым приездом гостей - с помощью «косметического» ремонта. Как говорится, дешево и сердито.

А где туризм?

Но, пожалуй, наиболее сложная ситуация в туристической отрасли. Между тем именно от нее ожидалась наибольшая отдача. Условно говоря, существуют два сценария проведения чемпионата. Первый заключается в том, что болельщики прилетают (приезжают) непосредственно в день проведения футбольного матча и сразу же после его окончания уезжают. Второй вариант – когда болельщики приезжают на целый месяц, в течение которого проходят игры чемпионата. В свободные дни они проводят время на экскурсиях. В первом случае один приезжающий оставляет в Украине 500-600 евро в день, во втором случае – 100 евро в день. Но для этого необходимо, чтобы город либо область не только обладали значительным историко-культурным и природно-климатическим потенциалом, а и содержали этот потенциал в том виде, когда его не стыдно продемонстрировать. Плюс развитая туристическая инфраструктура. А она подразумевает как «мелочи» в виде табличек с названиями улиц на нескольких языках, так и более серьезные вещи в виде условий размещения.

Изначально планировалось, что под проведение Евро-2012 в Украине должно быть построено 143 новых отеля, из них 54 пятизвездочных, 67 четырехзвездочных и 22 трехзвездочных. В том числе в Киеве, согласно генплану, уже до конца 2009 г. должно действовать 24 пятизвездочных отеля, 40 четырехзвездочных, 23 трехзвездочных. Кроме того, предполагалось реконструировать (с повышением категории) 136 действующих отелей. Сейчас Гостуркурортслужба признала риск невыполнения по 31 объекту отельной инфраструктуры. Тем не менее, есть все основания полагать, что эта цифра окажется во много больше. Например, в Днепропетровске к Евро-2012 планировалось возведение 22 новых отелей, однако де-факто строятся лишь 4. Приблизительно в таком же соотношении ситуация и в остальных городах, мэры которых не скрывают, что самая серьезная проблема связана с пятизвездочными отелями – наиболее дорогими в обслуживании. Точнее, с их дальнейшим использованием. «Закончится чемпионат, а что дальше? Кто будет пользоваться услугами отеля?» - рассуждают инвесторы. Понятно, что в течение месяца они не смогут окупить понесенные многомиллионные затраты. На это требуется в среднем 7-10 лет, по оценкам гостиничных операторов.

Поэтому расходы могут оправдаться лишь в случае целенаправленного развития туриндустрии. Тогда при условии соответствующей рекламной и маркетинговой стратегии можно генерировать стабильный турпоток. Между тем организаторы Евро-2012 в Украине планируют решать вопрос размещения гостей путем аренды плавучих гостиниц на время проведения соревнований. Что фактически означает возврат к прежнему состоянию туристической отрасли сразу же после финального свистка на НСК «Олимпийский».



... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
11:15 | 26.04.2009
оооо
Бу-га-га ! Какое Евро2012 в Украине ???Тут скоро такое начнется !!! Это правительство кретинов разворует инветиции и свалит !

...
Новости партнеров


Статьи
21.09.18, Ярослав Ярош
Фонд госимущества намерен до конца текущего года продать контрольный пакет акций электрогенерирующей компании "Центрэнерго" и таким образом хоть чуть-чуть наполнить бюджет по статье "Поступления от приватизации". Конкурса с нетерпением ждут украинские "угольные генералы", заинтересованные в закрытии сделки еще до президентских выборов. Но они же могут и сорвать продажу, пытаясь помешать друг другу.
19.09.18, Павел Вернивский
Недавняя новость: Беларусь отказалась от кредитов Международного валютного фонда. Возможно, многим данный факт не покажется чем-то особенным, но можно вспомнить и Польшу, которая приняла аналогичное решение годом ранее. Почему же мы так зависим от этой организации? Если названные страны отказались от кредитов МВФ, способна ли и Украина поступить так же? И если подобное невозможно сегодня, то как сделать это реальным в будущем?
17.09.18, Игорь Воронцов
Скупка наличной валюты населением через официальные обменные пункты в августе вернулась к кризисным значениям января-февраля 2015 г. Означает ли это, что всем нам следует готовиться к обвалу курса гривны, МинПром выяснил с помощью экспертов.
14.09.18, Максим Полевой
У "Днепроспецстали" в 2018 году возникли трудности из-за ослабления спроса, подорожания сырья и энергоносителей. Это привело к росту импорта нержавейки в Украину, тем более что ее мировое производство активно растет.
10.09.18, Игорь Воронцов
Серьезные изменения наметились в стальном балансе Турции, а это один из наиболее важных рынков сбыта для украинских металлургов. Смогут ли они воспользоваться благоприятной ситуацией, станет ясно ближе к концу года. Тем более что по-прежнему существует ряд внутренних факторов, сдерживающих развитие отрасли.
07.09.18, Анна Ганзенко
Очередная эпопея с доставкой по Днепру херсонских арбузов киевским покупателям снова напомнила, что отрасль речных грузовых перевозок в Украине еще существует. Однако беспристрастная статистика свидетельствует, что небывалый общественный интерес к барже с арбузами, за передвижением которой и в прошлом, и в этом году, следили чуть ли не все ведущие масс-медиа страны, так и не смог убедить законодателей своевременно предоставить отрасли более комфортные условия для возрождения былого потенциала.
05.09.18, Игорь Воронцов
Новое падение курса гривны в этом году началось даже раньше, чем в прошлом. При этом Национальный банк Украины традиционно рапортует, что фундаментальных причин для обесценивания гривны нет. Тем не менее она уже благополучно потеряла 10% своей стоимости за последние 1,5 недели.
03.09.18, Ярослав Ярош
В конце августа Украина подала сразу 2 апелляции на решения Всемирной торговой организации: по кейсу DS 499 о поставках железнодорожных вагонов в Россию и по кейсу DS 493 об импорте российской аммиачной селитры. Прецедентов, когда ВТО меняет свое первоначальное мнение, немного. Но время мы потянуть можем, и особенно в споре вокруг удобрений это имеет существенное значение.
29.08.18, Максим Полевой
Европейские чиновники говорят, что ЕС окончательно оправился от последствий экономического кризиса 2008 года. Помешать укреплению тренда могут капризы президента США Дональда Трампа и выход Великобритании из Евросоюза.
23.08.18, Ярослав Ярош
Еще продолжается лето, но уже через два месяца на страну обрушится отопительный сезон. И в правительстве смутно занервничали по поводу запасов топлива на складах. Ведь если с закачкой газа в подземные хранилища все идет по плану, то с накоплением энергетического угля – пора объявлять аврал. Украина серьезно отстает от прошлогоднего графика поставок. В конце июля этот разрыв достигал почти 40%, сейчас сократился до 20-25%, но вряд ли его удастся ликвидировать полностью до первых холодов.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!