Подробнее Запомнить город


Евро-2012: только футбол

22.04.09
размер текста:

Евро-2012 не сможет открыть Украину для Евросоюза. Уже сегодня можно говорить о несбыточности этих планов. И дело не только в мировом кризисе. Конечно, он помешал притоку иностранных инвестиций, необходимых для подготовки к главному спортивному событию в Европе. Сегодня вполне очевидно, что первые прогнозы будущих дивидендов Украины как принимающей стороны делались в состоянии эйфории, мешающей объективному анализу.

Планов громадье

Протянуть железнодорожную колею по евростандарту (с более узким межрельсовым расстоянием) от западной границы до Киева,… пустить по украинским железным дорогам французские скоростные поезда, способные перевозить пассажиров со средней скоростью 200 км/ч.,… построить кольцевую автостраду вокруг Киева, включая мост протяженностью свыше 1 км,… построить метро в Донецке… - вот неполный перечень масштабных инвестпроектов, анонсированных властями в 2008 г. И это уже не говоря о строительстве новых пассажирских терминалов во всех принимающих аэропортах, призванном как минимум удвоить их пропускную способность. А также о капремонте автодорог с приведением их к европейским требованиям по качеству и обустройством прилегающей инфраструктуры.

Однако время, отпущенное на привлечение инвестиций и кредитов под эти проекты, было потрачено на выяснение, кто и как будет распределять выделяемые бюджетные средства. Напомним, что всего на подготовку к Евро-2012 госпрограммой предусмотрено освоить 27,5 млрд грн из государственного и 22,9 млрд грн из местных бюджетов, а также привлечь 20 млрд долл. частных инвестиций. Например, жаркими и затяжными получились дебаты про взлетно-посадочные полосы аэропортов: должны ли они остаться в госсобственности либо их следует приватизировать. Также с большим опозданием (из-за политических торгов) парламент принял ключевые законы, без которых было невозможно хотя бы начать разговор с потенциальными инвесторами. Это законы «О государственно-частном партнерстве» и «О порядке принудительного изъятия земельных участков для общественных потребностей». Тоже самое относится и к принятым изменениям в закон «О концессии», предусматривающим новый подход государства к взаимоотношениям с концессионером – компенсацию его затрат из бюджета в течение длительного периода времени. Все это было проголосовано лишь в первом квартале текущего года – когда в условиях кризиса и снижения инвестиционной активности Украине осталось рассчитывать только на кредиты Всемирного банка, Европейского инвестиционного банка и ЕБРР. Между тем отечественные компании не могут претендовать на участие в проектах, финансируемых за счет этих учреждений. Поскольку одним из главных критериев отбора является наличие соответствующего международного опыта. Так, реконструкцию первой очереди автотрассы «Чоп-Киев», финансируемую ЕБРР, было доверено выполнять македонской компании «Гранит-АЧМ» и турецкой «Онур».

Украинским предприятиям пришлось довольствоваться скромной ролью субподрядчика. Очевидно, что при реализации второй и третьей очереди проекта ничего радикально не поменяется. Ведь кто платит, тот, как известно, и заказывает музыку. А у ВБ, ЕБРР и ЕИБ есть собственные правила проведения тендеров, которых они неукоснительно придерживаются. Причем трасса Киев-Чоп является, пожалуй, единственным проектом, который будет реально завершен до начала Евро-2012. Учитывая, что возможности самого государства как инвестора невелики. Так, в 2009 г. предусмотрено выделить 500 млн грн на строительство и реконструкцию объездных автомобильных дорог вокруг городов, связанных с подготовкой и проведением в Украине Евро-2012 г. По подсчетам Укравтодора, данных средств хватит на капремонт примерно 50 км автодорог либо на строительство 11 км новой трассы. Это означает, что транспортным инфраструктурным проектам под Евро-2012 не суждено стать локомотивом по выводу национальной экономики из кризиса – вопреки ранее звучавшим обещаниям. Что же касается подготовки спортивных сооружений, то она, очевидно, будет завершена в срок. Но капитальная реконструкция стадионов в Харькове, Донецке, Днепропетровске и Киеве, при всей своей значимости, все-таки не тянет на роль вышеупомянутого локомотива. Не тот масштаб.

Анализируя динамику работ, которая имеется в аэропортах, также можно сделать вывод, что взлетно-посадочные полосы за счет бюджетных средств удастся отремонтировать. Сейчас такие работы ближе всего к завершению в Донецке и «Жулянах» и средства на них выделяются даже из резервного фонда Кабинета министров. Однако о новых терминалах не стоит вспоминать. В лучшем случае существующие аэровокзалы удастся «подмарафетить» перед самым приездом гостей - с помощью «косметического» ремонта. Как говорится, дешево и сердито.

А где туризм?

Но, пожалуй, наиболее сложная ситуация в туристической отрасли. Между тем именно от нее ожидалась наибольшая отдача. Условно говоря, существуют два сценария проведения чемпионата. Первый заключается в том, что болельщики прилетают (приезжают) непосредственно в день проведения футбольного матча и сразу же после его окончания уезжают. Второй вариант – когда болельщики приезжают на целый месяц, в течение которого проходят игры чемпионата. В свободные дни они проводят время на экскурсиях. В первом случае один приезжающий оставляет в Украине 500-600 евро в день, во втором случае – 100 евро в день. Но для этого необходимо, чтобы город либо область не только обладали значительным историко-культурным и природно-климатическим потенциалом, а и содержали этот потенциал в том виде, когда его не стыдно продемонстрировать. Плюс развитая туристическая инфраструктура. А она подразумевает как «мелочи» в виде табличек с названиями улиц на нескольких языках, так и более серьезные вещи в виде условий размещения.

Изначально планировалось, что под проведение Евро-2012 в Украине должно быть построено 143 новых отеля, из них 54 пятизвездочных, 67 четырехзвездочных и 22 трехзвездочных. В том числе в Киеве, согласно генплану, уже до конца 2009 г. должно действовать 24 пятизвездочных отеля, 40 четырехзвездочных, 23 трехзвездочных. Кроме того, предполагалось реконструировать (с повышением категории) 136 действующих отелей. Сейчас Гостуркурортслужба признала риск невыполнения по 31 объекту отельной инфраструктуры. Тем не менее, есть все основания полагать, что эта цифра окажется во много больше. Например, в Днепропетровске к Евро-2012 планировалось возведение 22 новых отелей, однако де-факто строятся лишь 4. Приблизительно в таком же соотношении ситуация и в остальных городах, мэры которых не скрывают, что самая серьезная проблема связана с пятизвездочными отелями – наиболее дорогими в обслуживании. Точнее, с их дальнейшим использованием. «Закончится чемпионат, а что дальше? Кто будет пользоваться услугами отеля?» - рассуждают инвесторы. Понятно, что в течение месяца они не смогут окупить понесенные многомиллионные затраты. На это требуется в среднем 7-10 лет, по оценкам гостиничных операторов.

Поэтому расходы могут оправдаться лишь в случае целенаправленного развития туриндустрии. Тогда при условии соответствующей рекламной и маркетинговой стратегии можно генерировать стабильный турпоток. Между тем организаторы Евро-2012 в Украине планируют решать вопрос размещения гостей путем аренды плавучих гостиниц на время проведения соревнований. Что фактически означает возврат к прежнему состоянию туристической отрасли сразу же после финального свистка на НСК «Олимпийский».



... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!