Подробнее Запомнить город


В Багдаде не все спокойно

18.02.14
размер текста:

Ирак в последние годы стал весьма важным рынком для отечественных металлургов. По данным за январь-ноябрь 2013 года, на него пришлось 28,4% украинского экспорта арматуры, а общий объем поставок за 11 месяцев составил почти миллион тонн. Быстро развивающийся и наращивающий добычу нефти Ирак является потенциально перспективным рынком сбыта и для других украинских товаров. Однако в начале 2014 года Ирак резко сократил импорт отечественной стальной продукции вследствие внутриполитической нестабильности.

Перспективный Ирак


В прошлом году Ирак являлся одним из крупнейших покупателей украинской стали – 4,8% от общего объема экспорта. А среди импортеров готовой стальной продукции он по итогам января-ноября 2013 года вообще занимает третье место, уступая только России и Турции. За этот период иракские компании приобрели в нашей стране более 700 тыс. тонн арматуры и почти 200 тыс. тонн горячего и холодного плоского проката.

На черные металлы приходится в настоящее время почти 80% украинского экспорта в Ирак (остальное – это в основном поставки продовольствия). Однако эта страна, безусловно, может стать крупным покупателем отечественной промышленной продукции, хотя пока что последней сделкой на этом направлении является неудачная поставка бронетранспортеров, не принятых заказчиком и отправленных им обратно.

Главное богатство Ирака – это огромные (четвертые или пятые в мире) запасы углеводородного сырья. При этом Ирак, с 1990 года находившийся в международной изоляции, а затем долгое время приходивший в себя после вторжения западной коалиции в 2003 году, является последним в мире крупным неразработанным источником легкодоступной нефти. На иракских месторождениях сегодня работают китайские, американские, европейские, российские компании.

В январе 2014 года добыча нефти в стране достигла рекордного значения – 3,52 млн баррелей в день, а максимальные объемы экспорта в первом полугодии прошлого года превышали 2,5 млн баррелей в день. К концу текущего года правительство страны рассчитывает довести объем производства до 4 млн баррелей в день, а экспорта – до 3,4 млн. Более долгосрочные планы развития национальной нефтяной отрасли предусматривают выход на уровень 9-12 млн баррелей в день к концу текущего десятилетия. Западные аналитики приводят в своих прогнозах более скромные показатели – порядка 3,6 млн баррелей в день в текущем году и 5-6 млн – через 5 лет. Тем не менее общая тенденция выглядит вполне очевидной: в ближайшие годы Ирак будет увеличивать добычу нефти и, соответственно, доходы от ее экспорта.

По оценкам Arab Steel, ежегодная потребность Ирака в стальной продукции составляет в настоящее время порядка 4,5-5 млн тонн в год, но этот показатель быстро увеличивается. Иракская Национальная комиссия по инвестициям прогнозирует, что в 2020 году в стране будет ежегодно использоваться не менее 7 млн тонн стали в год, а при благоприятных для национальной экономики условиях – и все 10 млн тонн. Страна отчаянно нуждается в новых инфраструктурных объектах – железных и шоссейных дорогах, мостах, воздушных и морских портах, нефте- и газопроводах. Кроме того, в Ираке очень острой является жилищная проблема. По оценкам Мирового банка, только в ближайшие пять лет в стране необходимо построить порядка 3,5 млн квартир. Наконец, существуют планы строительства в Ираке нескольких современных нефтеперерабатывающих заводов.

При этом черная металлургия в Ираке развита сравнительно слабо. В настоящее время в стране насчитываются всего четыре интегрированных сталелитейных предприятия совокупной производительностью менее 1,2 млн тонн длинномерного проката в год. Правда, на юге страны строятся еще два предприятия, общая мощность которых в проекте достигает 1,5 млн тонн готовой продукции в год, но далеко не факт, что они смогут дать этот объем. Как и в других странах Персидского залива, в Ираке весьма актуальна проблема обеспечения сталелитейного производства сырьем и энергией.

Кроме того, иракская металлургия распределена неравномерно. Основные мощности находятся на юге страны либо на севере, на территории Курдской автономии, в то время как в центральной части своего производства нет. При этом внутренняя транспортная связность оставляет желать лучшего, да и политические противоречия между южанами-шиитами, в настоящее время контролирующими правительство страны, суннитским меньшинством и курдами не содействуют внутренней торговле. Потребности Багдада в арматуре поэтому в значительной мере удовлетворяются за счет импорта арматуры из Турции и Украины, поступающего в страну сухопутным путем со стороны Средиземного моря, к которому Ирак выхода не имеет.

В последние годы Ирак является одним из крупнейших клиентов для комбината "Арселор Миттал Кривой Рог" и вторым по величине (после России) покупателем украинской арматуры. Но с начала 2014 года объем закупок внезапно резко упал – практически до нуля. Из-за этого украинским компаниям приходится отправлять свою продукцию по низким ценам в Ливан и даже Алжир, невзирая на действующую в этой стране 15% импортную пошлину.

Впрочем, то же самое уже случалось в начале 2013 года, когда иракские компании точно так же практически отсутствовали на внешнем рынке до середины февраля, а затем, как говорится, наверстали. Пауза в обоих случаях объясняется тем, что большая часть крупных строительных и инфраструктурных проектов, в которых используется украинская арматура, финансируется государством. Выделение же средств происходит только после утверждения парламентом государственного бюджета, с чем были проблемы в прошлом году и снова возникли в нынешнем. Однако сегодняшняя ситуация выглядит более сложной, чем прошлогодняя. Вследствие этого не исключено, что спрос на украинскую стальную продукцию в Ираке сократится по сравнению с прошлым годом.

Субъективные трудности

Американская оккупация не принесла в Ирак качественного государственного управления. Наоборот, в этой стране очень высокий уровень коррупции, значительная часть бюджетных средств тратится на содержание бюрократического аппарата, условия для ведения бизнеса откровенно плохи. Более того, в прошлом году в Ираке снова вырос уровень насилия. Количество погибших во время терактов достигло максимального показателя с 2008 года. В январе 2014 года боевики-исламисты, пришедшие из Сирии, даже захватывали города в центральной части страны – достаточно далеко от нефтяных месторождений юга и севера, но всего в нескольких десятках километров от Багдада.

Все это, естественно, оказывает негативное воздействие на экономику Ирака. Хотя в прошлом году рост ВВП страны составил 9%, этот показатель обеспечивался в основном ростом нефтедобычи. В "ненефтяной" экономике Ирака, скорее, наблюдался спад. При этом в текущем году ситуация может ухудшиться. И одним из основных факторов риска является как раз государственный бюджет.

В этом году иракские власти планируют государственные расходы в объеме 164,5 трлн динаров (141,2 млрд долл.), тогда как ожидаемые доходы должны составить только 139,6 трлн динаров. При этом в бюджет заложены весьма оптимистичные ожидания, связанные с экспортом нефти: 3,4 млн баррелей в день против 2,39 млн баррелей в день в прошлом году. Из этого объема 400 тыс. баррелей в день должны дать месторождения Курдской автономии. Исходя из этого показателя рассчитан и ожидаемый вклад курдов в общегосударственную копилку.

Основное противоречие здесь заключается в том, что прошлогодний экспорт нефти из Иракского Курдистана составлял только в среднем 250 тыс. баррелей в день, и существенно увеличить этот показатель не представляется возможным. Единственным значимым экспортным маршрутом для североиракской нефти является нефтепровод, ведущий из Киркука в турецкий порт Джейхан, причем эту трубу регулярно взрывают и всячески мешают ее работе. Поэтому власти Эрбиля (столицы Курдской автономии) отказываются вносить в государственный бюджет столько отчислений от экспорта нефти, сколько требует центральное правительство в Багдаде, а курдские депутаты отказываются голосовать за бюджет. Переговоры продолжаются до сих пор, но пока не привели ни к каким результатам.

Впрочем, даже после принятия бюджета украинским поставщикам арматуры трудно рассчитывать на существенное улучшение спроса со стороны Ирака. Во-первых, по оценкам экспертов Международного валютного фонда, бюджет на 2014 год, очевидно, будет секвестирован, так как не обеспечивается достаточными доходами. Во-вторых, в нем предусмотрено сокращение ассигнований на инвестиции, в том числе в инфраструктурные проекты. Уже к концу 2013 года резервы Фонда развития Ирака, из которого финансируются государственные капиталовложения, уменьшились до 6,5 млрд долл. по сравнению с 18,5 млрд годом ранее.

Наконец, в-третьих, на иракском рынке арматуры усиливается конкуренция со стороны турецких металлургов. Испытывая большие трудности со сбытом на внутреннем рынке, и столкнувшись со снижением спроса со стороны ОАЭ, Саудовской Аравии и Египта, турецкие компании стараются расширить свое присутствие в Ираке, в частности, предлагая арматуру по более низким ценам.

Поэтому, хотя государственный бюджет в Ираке, безусловно, рано или поздно будет принят, а спрос на импортную арматуру в целом восстановится, в этом году условия для украинских компаний на этом рынке, скорее всего, ухудшатся. При этом дальнейшие перспективы Ирака будут зависеть не только от него, но и от положения в соседних странах – Сирии, Турции, Иране, Саудовской Аравии. Здесь также надо учитывать и то, что крупнейшие игроки на мировом рынке нефти не заинтересованы в значительном расширении иракского экспорта, поскольку это может привести к падению цен.

В то же время, если ближайшее будущее "ненефтяного" сектора иракской экономики представляется не слишком благоприятным, в нефтедобывающей отрасли вероятен рост. Поэтому Ирак выглядит достаточно перспективным рынком сбыта труб. Правда, украинские компании практически не представлены в Ираке. В 2012 году в эту страну было отправлено всего 4,2 тыс. отечественных стальных труб, а за 11 месяцев 2013 года – менее 3,5 тыс. тонн.

Однако в начале февраля 2014 года украинская компания "Интерпайп", в прошлом году включенная в список поставщиков иракской государственной нефтяной компании SOC, провела конференцию для представителей Министерства нефтяной промышленности и иракских нефтегазовых компаний. Это, безусловно, дает надежду на подписание новых контрактов на поставку украинских труб в Ирак.

Виктор Тарнавский

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
19.02.21, Ярослав Ярош
Такого конца ушедшего года не прогнозировал никто. На фоне пандемии и спада деловой активности ценовые индикаторы на основные виды металлургического сырья, в т. ч. полуфабрикаты обновили исторические максимумы – кто за 5, 6 лет, а кто и за 10. Украинские экспортеры вовремя сориентировались в ситуации и поймали дополнительную маржу. С трепетом надеясь, что и в 2021 г. удастся ковать железо, не отходя от кассы.
09.02.21, Ярослав Ярош
Новоизбранный президента США Джо Байден начал свою каденцию с того, что отменил десяток решений своего предшественника. Но это не означает, что под снос пойдет все, что соорудил Дональд Трамп. Стена на границе с Мексикой, возможно, и рухнет, на забор, который оградил Штаты от импорта стали и других товаров может устоять. Слишком много лоббистов его подпирает.
29.01.21, Дмитрий Наталуха
В понедельник президент США Джо Байден подписал указ, обязывающий Федеральное правительство покупать больше продукции американского производства. Этим указом фактически существенно расширяется сфера действия и нормы знаменитого закона "покупай американское"
23.12.20, Ярослав Ярош
Несмотря на пандемию, карантин и экономический спад, рынок нефтепродуктов в Украине продолжает расти. В текущем году, впервые за десять последних лет, объем потребления топлив превысит 11 млн тонн. Емкость этого рынка в денежном эквиваленте приближается к 1,5 млрд долл. И нефтетрейдеры лелеют надежды, что пик еще впереди.
15.12.20, Василий Январев
Направленный на развитие отечественного машиностроения закон о локализации готов ко второму чтению. Требования к локализации сделаны более мягкими и плавными, что, по мнению разработчиков документа, позитивно скажется на практической реализации заложенных норм. Экономический эффект детально просчитан и дело остается лишь за депутатами, которые будут рассматривать законопроект, возможно, уже на этой неделе.
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!