Подробнее Запомнить город


Крылья для олигарха?

16.04.09
размер текста:

В 2009 г. объемы производства в авиастроении Украины могут даже вырасти. Это может быть связано с интересами международной промышленной группы Константина Григоришина.

Нежданный позитив

Напомним, что основные отечественные авиазаводы – это столичные «Авиант» и АНТК им. Антонова, а также Харьковский авиазавод (ХГАПП). По информации Минпромполитики, в 2008 г. относительно 2007 г. авиастроители страны сократили производство примерно на 19%, до 4,28 млрд грн. в стоимостном эквиваленте. Однако уже по итогам этого года, несмотря на кризис, объемы могут вырасти – из-за государственной поддержки. В том числе – направленной на достройку самолетов, сборка которых на предприятиях уже близка к завершению. И даже в кризисном январе-2009 украинский авиаэкспорт составил 4,4 млн долл. в денежном выражении, тогда как в январе прошлого года это было лишь 2,9 млн долл. А в феврале сохранился примерно на уровне января – 4,3 млн долл.

27 декабря 2008 г. Кабмин одобрил стратегию развития авиационной промышленности до 2020 г. А в начале 2009 г. министр промышленной политики Украины Владимир Новицкий заявил, что годовое финансирование авиапромышленности составит 500 млн грн. Кроме того, 125 млн грн. будет выделено из государственного Стабилизационного фонда конкретно на проект «Ан-70». А уже в марте премьер-министр Юлия Тимошенко отметила, что только на подготовку заказов для «Авианта» Кабмин выделит 200-250 млн грн. Источник – или тот же Стабилизационный фонд, или долгосрочные льготные кредиты, или предоплата заказчиков. По экспертным данным, сейчас правительство ведет переговоры с «некой страной» (возможно, Иран) о контракте на 58 региональных реактивных пассажирских самолетов Ан-148, в случае заключения заказ будет выполняться совместно с Россией. Продолжаются переговоры по крупному контракту с Индией. И уже в феврале 2009 г. Кабмин пополнил уставный фонд «Авианта» на 28,8 млн грн.

В целом, по оценкам профильных экспертов, при правительственной поддержке авиазаводы страны могут быть загружены на последующие 10-15 лет, даже в нынешних условиях. Так, решено продлить антикризисные меры для авиапредприятий на неопределенный срок, прорабатывается вопрос реструктуризации кредитов и долгов. Кабмин собирается поддержать рекапитализацию банков, через которые будет осуществляться поддержка авиазаводов. Также готовятся предложения по госзаказу на самолеты. Ю.Тимошенко даже объявила о готовности объединить усилия с фракцией Партии регионов для принятия законов о поддержке и развитии авиационной промышленности.
И в конце марта В. Новицкий уточнил, что госзаказ на ближайшие 4 года должен составить до 30 самолетов, то есть – по 7 самолетов ежегодно.

Где зарыта собака

Откуда же такой интерес к не самой развитой подотрасли машиностроения, да еще в условиях всеохватного кризиса? Частично ответ на этот вопрос можно найти в осенней инициативе В.Новицкого о приватизации авиазаводов. Тогда Минпромполитики подготовило проект постановления Кабмина о создании концерна «Антонов» и устава нового объединения. Хотя до того правительство не принимало никаких решений ни о корпоратизации, ни, тем более, о приватизации предприятий подотрасли. Проект содержал лишь ссылку на указ президента от 27.06.2008 «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 30 мая 2008 г. «О состоянии выполнения Государственной комплексной программы развития авиационной промышленности на период до 2010 г. и первоочередных задачах развития отечественного авиастроения». Данный указ, в частности, поручал правительству разработать стратегию развития авиапрома до 2020 г. (что и было сделано к концу минувшего года), а после ее утверждения в месячный срок рассмотреть вопрос об «особенностях корпоратизации» профильных предприятий.

Однако уже осенью, напоминают в центре «Укрпромвнешэкспертиза», руководство Минпромполитики начало кампанию именно за приватизацию авиазаводов. Кстати, интересно, что президентский указ, на который ссылается министерство в своем проекте постановления, содержит негативную оценку работы Минпромполитики в области авиастроения. Так, в тексте сказано, что неэффективное управление объектами авиастроительной отрасли со стороны Министерства промышленной политики является «дестабилизирующим фактором». И что в этой связи, созданный для объединения разработчиков и производителей авиатехники госконцерн «Авиация Украины», по-прежнему не имеет реальных рычагов влияния на предприятия-участники концерна. Далее в указе предлагается вывести заводы, входящие в концерн, из подчинения Минпромполитики.

В начале 2009 г. В.Новицкий снова «вернулся к теме», правда, уже несколько смягчив акценты. По его словам, «необходимо в будущем акционировать авиастроительные предприятия. А также разработать рыночную структуру их работы, которая позволит заводам лучше ориентироваться в рыночной среде». Если же «дело дойдет до приватизации», то контрольный пакет акций заводов предлагается закреплять в госсобственности (В этой связи вспоминаются множественные примеры размывания госпакетов акций, с последующим переходом контроля к частным структурам.)
Активно поддерживает министра и глава объединения «Антонов» Дмитрий Кива, который в конце марта заявил: украинские авиапредприятия нужно как можно скорее корпоратизировать и акционировать, причина – «только в этом случае возможно масштабное сотрудничество с зарубежными партнерами и инвесторами. Нигде в мире, кроме Украины, в авиационной отрасли госпредприятия уже не работают – обычно это АО под контролем государства».

Эксперты подсказывают, что вряд ли Новицкий здесь действует самостоятельно, на свой страх и риск. И отмечают: Владимир Станиславович стал министром по квоте Блока Юлии Тимошенко, но «замечен» в связях с командой известного бизнесмена Константина Григоришина (и его группой «Энергетический стандарт»). Который уже давно имеет свои интересы в отечественном машиностроении (Севастопольский морской завод, холдинг «Укрречфлот», попытка получить контроль над ОАО «Феодосийская судостроительная компания «Море»). А в качестве политических лоббистов избрал Компартию Украины. Исходя из этого, специалисты склонны к мнению, что назначение Новицкого стало своеобразной «платой» БЮТ за лояльность компартии. А совместная «авиа»-активность министра промполитики и премьера свидетельствует о стремлении стоящих за ними бизнес-групп разделить между собой контроль над авиапромом.

Дополнительным стимулом для Григоришина контролировать украинские авиазаводы можно считать падение спроса на суда и водные грузоперевозки. Так, убытки «Севморзавода» в 2008 г. увеличились в сравнении с позапрошлым годом в 4,3 раза – до 34,79 млн грн.; северный док продан, а основная площадка (бывшее «Лазаревское адмиралтейство», с 2 доками) не работает. Собственник начал подготовку к принудительному банкротству, а глава Севастопольской городской госадминистрации Сергей Куницын в ответ намекнул на возможную реприватизацию.

«С Россией на вечные времена»

Будет «украино-российский» бизнесмен Григоришин контролировать авиапром Украины или нет – последний все равно «завязан» на РФ. Аналитики акцентируют, что в конце марта активизировались переговоры по совместному с Россией проекту военного транспортника Ан-70. Притом отечественная сторона пытается обменять смягчение своей позиции по проекту на уступки в других вопросах и отраслях. В конце марта в рамках межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству «Тимошенко-Путин» поднят вопрос о возвращении россиян в проект Ан-70. Хотя ранее консультации о продолжении проекта проводились с Китаем. Ожидается, что будет устранена и формальная причина выхода россиян из проекта – отказ украинского Минобороны закупить 2 самолета в рамках создания машины. В феврале Кабмин даже предписал внести данную покупку в госбюджет.

Кроме того, уже в последние мартовские дни ОАО «Авиакор – авиазавод» (Россия) и АНТК им. Антонова, в рамках заседания межправительственной «комиссии по сотрудничеству в области авиастроения», заключили соглашение о «комплексном взаимодействии в сфере модернизации, производства, выведения на рынок и сервиса самолетов Ан-140-100». Напомним, что это пассажирский лайнер для региональных линий. Предусматривается доработка модели на основе опыта эксплуатации двух первых машин авиакомпанией «Якутия» (РФ), доведение послепродажного обслуживания до мировых стандартов, разработка бизнес-плана создания «рамповой» версии самолета и др. Кстати, российское ОАО входит в холдинг «Русские машины», объединяющий машиностроительные активы группы Олега Дерипаски («Базовый элемент»).

Также сейчас обсуждается перспектива интеграции ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК; Россия) и авиастроительных заводов Украины; совместное производство самолетов семейств Ан-148 и Ан-74; возрождение серийного выпуска тяжелого транспортника Ан-124. По экспертным оценкам, РФ сейчас крайне заинтересована в кооперации по невоенным моделям. Так, проект Ан-148 имеет перспективы на Ближнем и Среднем Востоке, в Юго-Восточной Азии, по Ан-140 есть планы продажи технологий в Иран. Не исключено, что под все эти проекты будет открыто новое производство авиадвигателей в Подмосковье – такую идею сейчас активно «продвигает» генеральный директор отечественного завода «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев.

С другой стороны, в середине марта ОАК объявила, что намерена отказаться от выпуска Ан-148 на базе «Воронежского акционерного самолетостроительного общества». Хотя еще совсем недавно подтверждала интерес к проекту.
В целом специалисты полагают, что в будущем российское влияние на украинский авиапром будет только усиливаться. И приход в отрасль Константина Григоришина может стать органичной частью данного усиления.


... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".
11.11.19, Игорь Воронцов
Завершение первого этапа реконструкции стана "1700" позволяет Мариупольскому металлургическому комбинату им. Ильича (ММКИ) существенно увеличить продажи продукции с добавленной стоимостью – прежде всего на зарубежных рынках. Это вписывается в стратегию группы "Метинвест", в состав которой входит предприятие. Серьезным препятствием для ее реализации представляются торговые барьеры в виде заградительных пошлин и квот, получившие широкое распространение в различных регионах мира.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!