Подробнее Запомнить город


Металлургия Украины: «Евразу» и Бойко пора собираться?

13.04.09
размер текста:

В марте на металлорынках наметился очередной спад. И хотя сейчас ситуация немного стабилизировалась, некоторые украинские метхолдинги все ближе к краху. Первыми покинуть металлургию страны могут «Евраз» и ММК им. Ильича.

И новый спад, покой им только снится

По экспертной информации, к середине марта 2009 г. спрос на металлопродукцию в мире снова упал, стимулируя дальнейшее сокращение производства. Обострение ситуации привело к новому ожесточению конкуренции и снижению цен. Так, на пике провала металлические полуфабрикаты из Украины (заготовка и слябы) подешевели до 310-320 долл./т FOB, и то не вызывая особого интереса. Выплавка стали в стране по итогам марта ожидается на уровне 82 тыс. т – это меньше, чем в феврале (до 83 тыс. т) даже с поправкой на то, что в марте на 4 дня больше.

В этой связи специалисты Министерства промышленной политики в частной беседе отмечают, что ситуация в отечественной металлургии остается непростой, а некоторая стабилизация января-февраля – скорее, локальное явление на общекризисном фоне. Так, что касается экспорта, то рецессия развитых экономик усиливается, поэтому надежд на скорое укрепление спроса немного. На рынках развивающихся стран ситуация лучше, но здесь идет жесткая борьба с поставщиками Китая, Индии, Бразилии, да и России. В свою очередь, поставки в РФ сдерживаются таким фактором, как девальвация российского и белорусского рубля, а также казахского тенге.

В такой ситуации на первый план выходит не обеспеченность меткомпаний сырьем (его сегодня достаточно, притом по сниженным ценам), а сортамент и технологичность мощностей. Так, самым «слабым» здесь небезосновательно считается Днепропетровский метзавод (ДМЗ) им. Петровского, в конце 2007 г. купленный группой «Евраз» (Россия). Не лучше ситуация и на других украинских предприятиях группы – на тех же коксохимических заводах приднепровского «куста» («Баглейкокс», «Днепрококс», Днепродзержинский КХЗ). Некоторые руководители объединения «Металлургпром» говорят, что с началом кризиса группа «Приват» и конкретно Игорь Коломойский не перестают радоваться тому, что вовремя сбыли с рук данные активы.

Действительно, если в последние годы на перечисленных «евразовских» заводах и проводились какие-то модернизации – то лишь локальные, да и то не все доводились до конца. А это значит не что иное, как повышенную себестоимость из-за энерго- и ресурсоемкости. В условиях агрессивной ценовой конкуренции это почти что прямой саботаж для конкурентоспособности продукции заводов.

О слабых звеньях

Аналитики склонны полагать, что «Евраз» все равно не хочет расставаться со столь недавними приобретениями в Украине. Тем более, что у него есть определенные возможности поддерживать местные активы за счет возможностей группы. Однако кризис продолжается, и, по словам экспертов, совершенно не исключено, что уже летом руководство холдинга решится на продажу. Причем по возможности «пакетом» - как и покупало. Тем более, все популярнее тезис о том, что кризис и спад – самое время продавать, избавляться от тянущих ко дну предприятий.

Кто именно может заинтересоваться евразовским «набором» заводов? Правильно, тот, кто обладает максимальным запасом прочности и не только переживет кризис, но и продолжает относительно успешно работать на его фоне. И первым тут вспоминается «АрселорМиттал» - не только криворожский комбинат, но и корпорация в целом - во-первых, географическая близость всех отечественных заводов «Евраза» к Кривому Рогу; во-вторых – разветвленная международная вертикальная интеграция компании, позволяющая найти применение даже второсортным активам, и больше того – постепенно обновить их мощности. Так, в недавние годы «АрселорМиттал Кривой Рог» регулярно потреблял кокс, у названых выше коксохимов. Наконец, «АрселорМиттал» уже освоился в Украине, да и сам, в мировом ракурсе, не чужд некоторых «неоднозначных» приемов работы. Тогда как другие лидеры глобальной металлургии (и в целом экономики) даже при завершении кризиса еще долго будут опасаться инвестирования в нашей стране.

А вот украинские группы вряд ли заинтересуются «евразовскими» активами, тем более в 2009 г. Их внутренняя ситуация и без того сложная – даже у таких «китов», как «Метинвест» и Индустриальный союз Донбасса (ИСД). Cомнительно, чтобы, располагая мощностями крупнейшего в Европе Авдеевского коксохима (а также включенным в состав «Азовстали» бывшим «Маркохимом», Енакиевским КХП и влиянием на «Запорожкокс»), метхолдинг Рината Ахметова вдруг «повесил» на себя еще 3 депрессивных КХЗ. Или ДМЗ Петровского – при многомиллиардных программах модернизации, замороженных из-за кризиса.

То же самое можно сказать и об ИСД, которому сейчас едва удается относительно стабильно работать.
Другим кандидатом «на выход» из отрасли эксперты считают Мариупольский комбинат (ММК) им. Ильича, бессменно руководимый «главным промышленным социалистом» страны Владимиром Бойко. Во-первых, предприятие вынуждено закупать большую часть сырья, а это никак не плюс. Второе – на него еще с начала 90-х годов «засматривается» СКМ. Группа Ахметова вполне способна интегрировать комбинат в единый производственный комплекс с «Азовсталью», а также в целом в свою цепочку металлопроизводства.

Третье – по проверенным данным, руководство ММК им.Ильича еще до кризиса начало прорабатывать варианты продажи компании. Наконец, сложно назвать плюсом специализацию предприятия на плоской металлопродукции – на рынке последней продолжается рецессия.

Тем самым, здесь потенциальным покупателем и инвестором может быть скорее украинская компания «Метинвест». Тем более что комбинат располагает собственным ГОКом («Укрмеханобр»), миноритарным пакетом в Авдеевском КХЗ и т.д. А также начал строить собственную сбытовую сеть, действует крупная металлобаза в центре Украины – «Уманьферммаш».

Миражи стабилизации

На этом фоне отметим, что к концу марта мировые металлорынки снова несколько стабилизировались. Так, вырос спрос на длинномерный прокат (прежде всего на Ближнем Востоке), что спровоцировало увеличение цен на металлолом и полуфабрикаты. Так, отечественные и российские полуфабрикаты подорожали с 280-300 долл./т FOB (середина месяца) до 315-320 долл./т FOB. Цены увеличиваются практически ежедневно, и поставщики уже готовятся к 330-340 долл./т FOB; притом потребители из Турции, Персидского залива, Индии и др. стараются закупить больше продукции в ожидании дальнейшего роста ее стоимости.

Цены на арматуру в ОАЭ, Иране, странах Восточного Средиземноморья к концу месяца выросли в среднем на 20-25 долл./т, до более чем 400 долл./т FOB и рост продолжается.

А вот на рынке листа сохраняется спад. Так, поставщики из Украины снизили цену предложения горячекатаных рулонов для ближневосточных стран до 360-380 долл./т CFR, а для Турции и до 350 долл./т CFR. А толстый лист группа «Донецкстали» поставляет в Турцию по 430-440 долл./т CFR. В Евросоюзе г/к рулон по-прежнему стоит 300-330 евро/т EXW, а более дорогой продукт постепенно дешевеет. Пример: некоторые поставщики ЕС уже предлагают холоднокатаный рулон дешевле 400 евро/т EXW. Результат – операторы планируют и дальше сокращать производство.

Тем самым, очередная локальная стабилизация не изменила общего пессимизма игроков рынка, уже к маю ожидающих дальнейшего развития негативных трендов. Мартовский всплеск цен и потребления неизбежно ведет к резкой активизации предложения, и в итоге рынок вновь сильно перенасытится. Также, кроме Ближнего Востока, во всех иных регионах обстановка в сегменте «длинного» проката остается напряженной. Продолжается удешевление подобной продукции в Восточной Европе, а в конце апреля можно ждать и нового всеобщего спада. В такой ситуации выбывание из отечественной металлургии целых холдингов остается более чем реальным.


... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!