Подробнее Запомнить город


Металлургия Украины: «Евразу» и Бойко пора собираться?

13.04.09
размер текста:

В марте на металлорынках наметился очередной спад. И хотя сейчас ситуация немного стабилизировалась, некоторые украинские метхолдинги все ближе к краху. Первыми покинуть металлургию страны могут «Евраз» и ММК им. Ильича.

И новый спад, покой им только снится

По экспертной информации, к середине марта 2009 г. спрос на металлопродукцию в мире снова упал, стимулируя дальнейшее сокращение производства. Обострение ситуации привело к новому ожесточению конкуренции и снижению цен. Так, на пике провала металлические полуфабрикаты из Украины (заготовка и слябы) подешевели до 310-320 долл./т FOB, и то не вызывая особого интереса. Выплавка стали в стране по итогам марта ожидается на уровне 82 тыс. т – это меньше, чем в феврале (до 83 тыс. т) даже с поправкой на то, что в марте на 4 дня больше.

В этой связи специалисты Министерства промышленной политики в частной беседе отмечают, что ситуация в отечественной металлургии остается непростой, а некоторая стабилизация января-февраля – скорее, локальное явление на общекризисном фоне. Так, что касается экспорта, то рецессия развитых экономик усиливается, поэтому надежд на скорое укрепление спроса немного. На рынках развивающихся стран ситуация лучше, но здесь идет жесткая борьба с поставщиками Китая, Индии, Бразилии, да и России. В свою очередь, поставки в РФ сдерживаются таким фактором, как девальвация российского и белорусского рубля, а также казахского тенге.

В такой ситуации на первый план выходит не обеспеченность меткомпаний сырьем (его сегодня достаточно, притом по сниженным ценам), а сортамент и технологичность мощностей. Так, самым «слабым» здесь небезосновательно считается Днепропетровский метзавод (ДМЗ) им. Петровского, в конце 2007 г. купленный группой «Евраз» (Россия). Не лучше ситуация и на других украинских предприятиях группы – на тех же коксохимических заводах приднепровского «куста» («Баглейкокс», «Днепрококс», Днепродзержинский КХЗ). Некоторые руководители объединения «Металлургпром» говорят, что с началом кризиса группа «Приват» и конкретно Игорь Коломойский не перестают радоваться тому, что вовремя сбыли с рук данные активы.

Действительно, если в последние годы на перечисленных «евразовских» заводах и проводились какие-то модернизации – то лишь локальные, да и то не все доводились до конца. А это значит не что иное, как повышенную себестоимость из-за энерго- и ресурсоемкости. В условиях агрессивной ценовой конкуренции это почти что прямой саботаж для конкурентоспособности продукции заводов.

О слабых звеньях

Аналитики склонны полагать, что «Евраз» все равно не хочет расставаться со столь недавними приобретениями в Украине. Тем более, что у него есть определенные возможности поддерживать местные активы за счет возможностей группы. Однако кризис продолжается, и, по словам экспертов, совершенно не исключено, что уже летом руководство холдинга решится на продажу. Причем по возможности «пакетом» - как и покупало. Тем более, все популярнее тезис о том, что кризис и спад – самое время продавать, избавляться от тянущих ко дну предприятий.

Кто именно может заинтересоваться евразовским «набором» заводов? Правильно, тот, кто обладает максимальным запасом прочности и не только переживет кризис, но и продолжает относительно успешно работать на его фоне. И первым тут вспоминается «АрселорМиттал» - не только криворожский комбинат, но и корпорация в целом - во-первых, географическая близость всех отечественных заводов «Евраза» к Кривому Рогу; во-вторых – разветвленная международная вертикальная интеграция компании, позволяющая найти применение даже второсортным активам, и больше того – постепенно обновить их мощности. Так, в недавние годы «АрселорМиттал Кривой Рог» регулярно потреблял кокс, у названых выше коксохимов. Наконец, «АрселорМиттал» уже освоился в Украине, да и сам, в мировом ракурсе, не чужд некоторых «неоднозначных» приемов работы. Тогда как другие лидеры глобальной металлургии (и в целом экономики) даже при завершении кризиса еще долго будут опасаться инвестирования в нашей стране.

А вот украинские группы вряд ли заинтересуются «евразовскими» активами, тем более в 2009 г. Их внутренняя ситуация и без того сложная – даже у таких «китов», как «Метинвест» и Индустриальный союз Донбасса (ИСД). Cомнительно, чтобы, располагая мощностями крупнейшего в Европе Авдеевского коксохима (а также включенным в состав «Азовстали» бывшим «Маркохимом», Енакиевским КХП и влиянием на «Запорожкокс»), метхолдинг Рината Ахметова вдруг «повесил» на себя еще 3 депрессивных КХЗ. Или ДМЗ Петровского – при многомиллиардных программах модернизации, замороженных из-за кризиса.

То же самое можно сказать и об ИСД, которому сейчас едва удается относительно стабильно работать.
Другим кандидатом «на выход» из отрасли эксперты считают Мариупольский комбинат (ММК) им. Ильича, бессменно руководимый «главным промышленным социалистом» страны Владимиром Бойко. Во-первых, предприятие вынуждено закупать большую часть сырья, а это никак не плюс. Второе – на него еще с начала 90-х годов «засматривается» СКМ. Группа Ахметова вполне способна интегрировать комбинат в единый производственный комплекс с «Азовсталью», а также в целом в свою цепочку металлопроизводства.

Третье – по проверенным данным, руководство ММК им.Ильича еще до кризиса начало прорабатывать варианты продажи компании. Наконец, сложно назвать плюсом специализацию предприятия на плоской металлопродукции – на рынке последней продолжается рецессия.

Тем самым, здесь потенциальным покупателем и инвестором может быть скорее украинская компания «Метинвест». Тем более что комбинат располагает собственным ГОКом («Укрмеханобр»), миноритарным пакетом в Авдеевском КХЗ и т.д. А также начал строить собственную сбытовую сеть, действует крупная металлобаза в центре Украины – «Уманьферммаш».

Миражи стабилизации

На этом фоне отметим, что к концу марта мировые металлорынки снова несколько стабилизировались. Так, вырос спрос на длинномерный прокат (прежде всего на Ближнем Востоке), что спровоцировало увеличение цен на металлолом и полуфабрикаты. Так, отечественные и российские полуфабрикаты подорожали с 280-300 долл./т FOB (середина месяца) до 315-320 долл./т FOB. Цены увеличиваются практически ежедневно, и поставщики уже готовятся к 330-340 долл./т FOB; притом потребители из Турции, Персидского залива, Индии и др. стараются закупить больше продукции в ожидании дальнейшего роста ее стоимости.

Цены на арматуру в ОАЭ, Иране, странах Восточного Средиземноморья к концу месяца выросли в среднем на 20-25 долл./т, до более чем 400 долл./т FOB и рост продолжается.

А вот на рынке листа сохраняется спад. Так, поставщики из Украины снизили цену предложения горячекатаных рулонов для ближневосточных стран до 360-380 долл./т CFR, а для Турции и до 350 долл./т CFR. А толстый лист группа «Донецкстали» поставляет в Турцию по 430-440 долл./т CFR. В Евросоюзе г/к рулон по-прежнему стоит 300-330 евро/т EXW, а более дорогой продукт постепенно дешевеет. Пример: некоторые поставщики ЕС уже предлагают холоднокатаный рулон дешевле 400 евро/т EXW. Результат – операторы планируют и дальше сокращать производство.

Тем самым, очередная локальная стабилизация не изменила общего пессимизма игроков рынка, уже к маю ожидающих дальнейшего развития негативных трендов. Мартовский всплеск цен и потребления неизбежно ведет к резкой активизации предложения, и в итоге рынок вновь сильно перенасытится. Также, кроме Ближнего Востока, во всех иных регионах обстановка в сегменте «длинного» проката остается напряженной. Продолжается удешевление подобной продукции в Восточной Европе, а в конце апреля можно ждать и нового всеобщего спада. В такой ситуации выбывание из отечественной металлургии целых холдингов остается более чем реальным.


... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!