Подробнее Запомнить город


Металлургия Украины: «Евразу» и Бойко пора собираться?

13.04.09
размер текста:

В марте на металлорынках наметился очередной спад. И хотя сейчас ситуация немного стабилизировалась, некоторые украинские метхолдинги все ближе к краху. Первыми покинуть металлургию страны могут «Евраз» и ММК им. Ильича.

И новый спад, покой им только снится

По экспертной информации, к середине марта 2009 г. спрос на металлопродукцию в мире снова упал, стимулируя дальнейшее сокращение производства. Обострение ситуации привело к новому ожесточению конкуренции и снижению цен. Так, на пике провала металлические полуфабрикаты из Украины (заготовка и слябы) подешевели до 310-320 долл./т FOB, и то не вызывая особого интереса. Выплавка стали в стране по итогам марта ожидается на уровне 82 тыс. т – это меньше, чем в феврале (до 83 тыс. т) даже с поправкой на то, что в марте на 4 дня больше.

В этой связи специалисты Министерства промышленной политики в частной беседе отмечают, что ситуация в отечественной металлургии остается непростой, а некоторая стабилизация января-февраля – скорее, локальное явление на общекризисном фоне. Так, что касается экспорта, то рецессия развитых экономик усиливается, поэтому надежд на скорое укрепление спроса немного. На рынках развивающихся стран ситуация лучше, но здесь идет жесткая борьба с поставщиками Китая, Индии, Бразилии, да и России. В свою очередь, поставки в РФ сдерживаются таким фактором, как девальвация российского и белорусского рубля, а также казахского тенге.

В такой ситуации на первый план выходит не обеспеченность меткомпаний сырьем (его сегодня достаточно, притом по сниженным ценам), а сортамент и технологичность мощностей. Так, самым «слабым» здесь небезосновательно считается Днепропетровский метзавод (ДМЗ) им. Петровского, в конце 2007 г. купленный группой «Евраз» (Россия). Не лучше ситуация и на других украинских предприятиях группы – на тех же коксохимических заводах приднепровского «куста» («Баглейкокс», «Днепрококс», Днепродзержинский КХЗ). Некоторые руководители объединения «Металлургпром» говорят, что с началом кризиса группа «Приват» и конкретно Игорь Коломойский не перестают радоваться тому, что вовремя сбыли с рук данные активы.

Действительно, если в последние годы на перечисленных «евразовских» заводах и проводились какие-то модернизации – то лишь локальные, да и то не все доводились до конца. А это значит не что иное, как повышенную себестоимость из-за энерго- и ресурсоемкости. В условиях агрессивной ценовой конкуренции это почти что прямой саботаж для конкурентоспособности продукции заводов.

О слабых звеньях

Аналитики склонны полагать, что «Евраз» все равно не хочет расставаться со столь недавними приобретениями в Украине. Тем более, что у него есть определенные возможности поддерживать местные активы за счет возможностей группы. Однако кризис продолжается, и, по словам экспертов, совершенно не исключено, что уже летом руководство холдинга решится на продажу. Причем по возможности «пакетом» - как и покупало. Тем более, все популярнее тезис о том, что кризис и спад – самое время продавать, избавляться от тянущих ко дну предприятий.

Кто именно может заинтересоваться евразовским «набором» заводов? Правильно, тот, кто обладает максимальным запасом прочности и не только переживет кризис, но и продолжает относительно успешно работать на его фоне. И первым тут вспоминается «АрселорМиттал» - не только криворожский комбинат, но и корпорация в целом - во-первых, географическая близость всех отечественных заводов «Евраза» к Кривому Рогу; во-вторых – разветвленная международная вертикальная интеграция компании, позволяющая найти применение даже второсортным активам, и больше того – постепенно обновить их мощности. Так, в недавние годы «АрселорМиттал Кривой Рог» регулярно потреблял кокс, у названых выше коксохимов. Наконец, «АрселорМиттал» уже освоился в Украине, да и сам, в мировом ракурсе, не чужд некоторых «неоднозначных» приемов работы. Тогда как другие лидеры глобальной металлургии (и в целом экономики) даже при завершении кризиса еще долго будут опасаться инвестирования в нашей стране.

А вот украинские группы вряд ли заинтересуются «евразовскими» активами, тем более в 2009 г. Их внутренняя ситуация и без того сложная – даже у таких «китов», как «Метинвест» и Индустриальный союз Донбасса (ИСД). Cомнительно, чтобы, располагая мощностями крупнейшего в Европе Авдеевского коксохима (а также включенным в состав «Азовстали» бывшим «Маркохимом», Енакиевским КХП и влиянием на «Запорожкокс»), метхолдинг Рината Ахметова вдруг «повесил» на себя еще 3 депрессивных КХЗ. Или ДМЗ Петровского – при многомиллиардных программах модернизации, замороженных из-за кризиса.

То же самое можно сказать и об ИСД, которому сейчас едва удается относительно стабильно работать.
Другим кандидатом «на выход» из отрасли эксперты считают Мариупольский комбинат (ММК) им. Ильича, бессменно руководимый «главным промышленным социалистом» страны Владимиром Бойко. Во-первых, предприятие вынуждено закупать большую часть сырья, а это никак не плюс. Второе – на него еще с начала 90-х годов «засматривается» СКМ. Группа Ахметова вполне способна интегрировать комбинат в единый производственный комплекс с «Азовсталью», а также в целом в свою цепочку металлопроизводства.

Третье – по проверенным данным, руководство ММК им.Ильича еще до кризиса начало прорабатывать варианты продажи компании. Наконец, сложно назвать плюсом специализацию предприятия на плоской металлопродукции – на рынке последней продолжается рецессия.

Тем самым, здесь потенциальным покупателем и инвестором может быть скорее украинская компания «Метинвест». Тем более что комбинат располагает собственным ГОКом («Укрмеханобр»), миноритарным пакетом в Авдеевском КХЗ и т.д. А также начал строить собственную сбытовую сеть, действует крупная металлобаза в центре Украины – «Уманьферммаш».

Миражи стабилизации

На этом фоне отметим, что к концу марта мировые металлорынки снова несколько стабилизировались. Так, вырос спрос на длинномерный прокат (прежде всего на Ближнем Востоке), что спровоцировало увеличение цен на металлолом и полуфабрикаты. Так, отечественные и российские полуфабрикаты подорожали с 280-300 долл./т FOB (середина месяца) до 315-320 долл./т FOB. Цены увеличиваются практически ежедневно, и поставщики уже готовятся к 330-340 долл./т FOB; притом потребители из Турции, Персидского залива, Индии и др. стараются закупить больше продукции в ожидании дальнейшего роста ее стоимости.

Цены на арматуру в ОАЭ, Иране, странах Восточного Средиземноморья к концу месяца выросли в среднем на 20-25 долл./т, до более чем 400 долл./т FOB и рост продолжается.

А вот на рынке листа сохраняется спад. Так, поставщики из Украины снизили цену предложения горячекатаных рулонов для ближневосточных стран до 360-380 долл./т CFR, а для Турции и до 350 долл./т CFR. А толстый лист группа «Донецкстали» поставляет в Турцию по 430-440 долл./т CFR. В Евросоюзе г/к рулон по-прежнему стоит 300-330 евро/т EXW, а более дорогой продукт постепенно дешевеет. Пример: некоторые поставщики ЕС уже предлагают холоднокатаный рулон дешевле 400 евро/т EXW. Результат – операторы планируют и дальше сокращать производство.

Тем самым, очередная локальная стабилизация не изменила общего пессимизма игроков рынка, уже к маю ожидающих дальнейшего развития негативных трендов. Мартовский всплеск цен и потребления неизбежно ведет к резкой активизации предложения, и в итоге рынок вновь сильно перенасытится. Также, кроме Ближнего Востока, во всех иных регионах обстановка в сегменте «длинного» проката остается напряженной. Продолжается удешевление подобной продукции в Восточной Европе, а в конце апреля можно ждать и нового всеобщего спада. В такой ситуации выбывание из отечественной металлургии целых холдингов остается более чем реальным.


... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!