Подробнее Запомнить город


Украина в преддверии национализации: что заберет государство?

08.04.09
размер текста:

Конкретным проявлением финансово-экономического кризиса в Украине стало банкротство множества крупных компаний как финансового, так и реального секторов экономики. Еще большее количество находится в преддверии своего банкротства. Активы некоторых из них перейдут в руки других инвесторов, однако часть предприятий может оказаться попросту не востребованной. Закономерно, что в этих условиях государство будет принимать радикальные меры, национализируя или докапитализируя наиболее важные объекты. Этот процесс уже стартовал в банковской системе и в ближайшем будущем распространится на другие сферы экономики.

Финансово-экономический кризис застал Украину врасплох. На волне ажиотажного спроса на внутренних и внешних рынках, многие отечественные компании, начали проводить неоправданно рискованную политику. При минимальных инвестициях в качественное развитие бизнеса они привлекали колоссальные кредиты для экстенсивного расширения производственных мощностей. Такая тенденция была характерна для большинства отраслей экономики, начиная от химии и металлургии, заканчивая ритейлом, автомобилестроением и банками.

Однако кризис значительно сузил спрос на товары и услуги отечественной экономики, поэтому дополнительные мощности оказались невостребованными. Кредиты же, которые были привлечены для их строительства, приходится возвращать, причем в резко подорожавшей валюте. В сложившихся условиях многие компании вынуждены признавать свою неплатежеспособность и обращаться за помощью к государству.

Максимально «хитрыми» в этой ситуации оказались строительные компании (точнее девелоперские). Им удалось «выбить» не только ряд важных льгот, но и прямое финансирование достройки жилых домов. Таким образом, получив значительную поддержку от правительства, они сохранили за собой контроль над бизнесом, который во многом пострадал именно от просчетов акционеров и руководителей этих компаний.

Аналогичную схему использовали и некоторые металлурги. Полученные ими льготы в первую очередь направлены на увеличение ликвидности предприятий ГМК. Эти средства, очевидно, в большей мере будут направлены на погашение долгов, чем на модернизацию производства. Еще одним инструментом косвенной господдержки металлургов являются крупные инфраструктурные проекты. В частности, правительство финансирует строительство нового стадиона и модернизацию аэропорта в Львове. Подрядчиками данных проектов без конкурса были признаны компании одной из крупнейших металлургических ФПГ – «Индустриального союза Донбасса» Виталия Гайдука и Сергея Таруты.

Между тем, далеко не все отрасли украинской экономики имеют столь сильное лобби в правительстве, поэтому многие предприятия не могут рассчитывать на прямую государственную поддержку без риска потери контроля над компанией.

Разрыв в активах и пассивах вынуждает их соглашаться и на такие условия. Первыми кандидатами на национализацию являются отечественные банки, у которых этот процесс будет крайне сложным: им придется погашать кредиты и возвращать депозиты, притом, что прибыль от активов будет минимальной. Инструмент рефинансирования, с помощью которого НБУ в последние полгода удавалось поддерживать относительную стабильность в банковской сфере, уже не дает желаемого эффекта. Это объясняется тем, что рефинансирование используется только для преодоления временных разрывов между активами и пассивами банков, обусловленных, к примеру, несовпадением сроков поступлений от активов и выплат по обязательствам. При этом подразумевается, что ресурсы банка покрывают его обязательства. В ситуации же когда эти ресурсы отсутствуют, проблему банков необходимо решать за счет докапитализации. Однако финансово-экономический кризис подкосил не только банки, но и их акционеров, поэтому большинство не готовы вливать дополнительную ликвидность в свои учреждения.

Не удивительно, что в таких условиях между банками развязалась настоящая конкурентная война за право быть национализированным. В подавляющем большинстве случаев, они в добровольном порядке принимают решение о передаче контроля в руки государства. В частности, внеочередное общее собрание акционеров банка «Финансы и кредит» приняло решение о передаче государству и инвесторам 50% +1 акции банка. По словам председателя правления банка «Финансы и кредит» Владимира Хлывнюка, вопрос вхождения государства в капитал банка является важным для его успешной работы и реализации намеченных планов. И это несмотря на то обстоятельство, что еще менее года назад владелец группы «Финансы и кредит» Константин Жеваго считался одним из самых успешных и перспективных отечественных олигархов.

Всего же на «государственные» 44 миллиарда гривен, которые правительство может в этом году потратить на скупку и докапитализацию банков, сегодня претендуют 6 учреждений: «Финансы и Кредит», «Укрпромбанк», «Надра», «Родовид», «Укргазбанк» и «Имэксбанк». При этом только «Надра» и «Укрпромбанк» просят у государства 12 млрд. грн.
Между тем, банковское лобби в Украине также достаточно влиятельно, поэтому процедура национализации для них более чем приемлема. Предполагается, что государство будет временным собственником, нынешние акционеры после стабилизации ситуации «должны» будут выкупить не менее 51% акций банка. Очевидно, что такой формат национализации очень похож на скрытую государственную поддержку частных банков, в результате которой государство не получит даже процентов за пользование его ресурсами.

Среди небанковской сферы уже также числятся крупные компании, желающие перейти под контроль государства. Еще в октябре прошлого года, такой вариант событий для ММК им. Ильича не исключал его бессменный руководитель Владимир Бойко. Гендиректор комбината сетовал на то, что предприятие работает себе в убыток, поэтому он готов рассматривать вариант национализации. Большинство экспертов склонны полагать, что вероятность перехода ММК им. Ильича под контроль государства достаточно высока. Предприятие не успело провести модернизацию, вследствие чего себестоимость его продукции выше, нежели у конкурентов. Стоит также отметить, что «Ильич-сталь» не имеет собственных источников качественного ЖРС и кокса, и она, в отличие от других ФПГ, не обладает аккумулированными финансовыми ресурсами или ликвидными активами в других отраслях национальной экономики. Очевидно, что работать в убыток ММК им. Ильича долго не сможет.

Аналогичные проблемы испытывает и корпорация «Индустриальный союз Донбасса». При этом ситуацию усугубляет значительная долговая нагрузка предприятий ФПГ. В нынешнем году она должна погасить около 5 млрд грн. кредитов. Больше всего долгов сконцентрировано на Алчевском (2,8 млрд грн.) и Днепровском (1,04 млрд грн.) меткомбинатах.
В случае дальнейшего ухудшения ситуации на рынках металлопродукции, названным компаниям придется обращаться за помощью к все тому же государству. При этом речь, скорее всего, будет идти не о полной национализации, а об участии государства в докапитализации посредством выкупа эмитированных акций. К слову, возможность участия государства в акционерном капитале частных компаний сейчас активно обсуждается в правительстве.

Как констатируют эксперты, национализация является нормальной практикой даже для рыночных стран. Многие из них активно прибегают к данным инструментам в условиях нынешнего кризиса. Финансовый кризис уже дал импульс волны национализации, которая прокатилась по США и Европе. Так, еще в сентябре прошлого года правительство США приняло решение о переходе в госсобственность крупнейших ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac.

Кроме того, американское правительство вошло в состав акционеров девяти системообразующих банков страны: Bank of America, J.P Morgan, Citigroup, Wells Fargo, Goldman Sachs, Morgan Stanley, Bank of New York, Mellon и State Street. В Великобритании были национализированы второй по величине британский банк Royal Bank of Scotland, а в HBOS и Lloyds TSB государственная доля составила 43,5%. Кроме того, подверглись национализации бельгийско-голландская финансовая группа Fortis, исландский банк Landsbanki и др.

На данный момент большинство национализированных компаний приходится на финансовый сектор. Между тем, как показывает практика, после разворачивания полноценного экономического кризиса, страны ЕС и США возьмутся также и за национализацию реального сектора экономики. Очевидно, что такой участи не избежать и некоторым западным автопроизводителям.

Национализация увеличивает капитализацию неплатежеспособных предприятий, поэтому в условиях кризиса она является достаточно эффективным инструментом стабилизации отдельных отраслей экономики. Однако в Украине наряду с добровольной, в последнее время, поднимается вопрос о принудительной национализации неэффективно работающих предприятий. В частности, в начале марта премьер-министр Юлия Тимошенко заявила, что такие меры могут быть приняты к тем предприятиям, которые будут задерживать зарплату сотрудникам.

Первым в списке кандидатов на принудительную национализацию по таким критериям стоит Херсонский машиностроительный завод. После печально известных событий на данном предприятии глава правительства пригрозила внести на рассмотрение парламента специальный закон о возращении ХМЗ государству. Правда, спустя месяц никаких законопроектов ни относительно национализации ХМЗ, ни каких-либо других предприятий в Верховной Раде зарегистрировано не было. Среди других промышленных предприятий принудительному возврату в госсобственность может подвергнуться Запорожский алюминиевый комбинат, входящий в ОК «Русал». Конфликт с правительством длится еще с 2005 года, когда это предприятие уже было реприватизировано решением суда.

Между тем, принудительная приватизация хоть и является необходимой мерой в крайних случаях, в украинских условиях представляет серьезную опасность. В стране отсутствует законодательная база для национализации кризисных предприятий, и не определены четкие критерии и границы применения столь радикальной меры. Как показывает практика в основе движущих сил национализации в Украине лежит намерение перераспределить собственность, а не улучшить ситуацию на конкретном предприятии.

В итоге очень часто, случается так, что государство забирает эффективно работающие активы, тогда как полуразрушенные предприятия остаются в собственности безответственных акционеров. В данном контексте возникает множество рисков, и национализация, к которой, скорее всего, придется прибегнуть правительству, может закончиться хаосом и очередным попиранием прав частной собственности в Украине.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!