Подробнее Запомнить город


Судостроение: держать курс

07.04.09
размер текста:

Несмотря на кризис, судостроители Украины продолжают работать по долгосрочным планам и контрактам. Правда, производятся в основном не готовые суда, а «судокомплекты» (корпуса).

Структура подотрасли

Сегодня в число основных судостроительных заводов страны входят Херсонский судостроительный (ХСЗ), Черноморский СЗ (ЧСЗ; подчиняется ХСЗ), «Залив» (Керчь), Wadan Yards Okean (быв. Damen Shipyards), ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» (оба – Николаев), Севастопольский морской завод. Ключевым производителем речных судов была столичная «Ленинская Кузница» - однако в последние годы, по словам экспертов, она пришла в упадок.

ХСЗ контролируется холдингом «Смарт», «Залив» - группой «Финансы и кредит», Wadan Yards – инвесткомпанией FLC West Holding (Россия), Севморзавод – группой «Энергетический стандарт» (Константин Григоришин). Последняя, как считается, контролирует монополиста речных перевозок – компанию «Укрречфлот». И уже в начале 2009 г. пыталась получить право санации еще одного производителя – ОАО «Феодосийская судостроительная компания «Море».

Отметим, что в этом году «Смарт-холдинг» начал реорганизацию своего бизнеса. Первым создан субхолдинг нерудных материалов «Смарт-Нерудпром». А следующей, по словам генерального директора управляющей компании Алексея Пертина, будет доформирована кораблестроительная субгруппа. В которую войдут ХСЗ и ЧСЗ.

Холдинг Wadan Yards сформированный в июле 2008 г., кроме «Океана», включает также 2 верфи в Германии (города Висмар и Варнемюнде).

Нельзя не сказать и о «наших за границей» - заводе Stocznia Gdansk S.A., 76% которого сравнительно недавно и не без труда купил Индустриальный союз Донбасса. Кстати, последний в начале нынешнего года все же договорился с польским правительством о предоставлении для верфи чрезвычайных госсубсидий в размере 150 млн злотых (50 млн долл.). Цель – погашение старых долгов, в т.ч. накопленных еще до приобретения. Cубсидии также будут направлены на реструктуризацию завода согласно требованиям Евросоюза. Заявленный 3-летний инвестплан предполагает вложение в предприятие в общей сложности 700 млн злотых. В Министерстве промышленной политики Украины нам говорят, что речь де-факто идет о строительстве новой современной верфи. Плановый ежегодный уровень производства (по освоении инвестиций) – 10-12 судов. Также намечено выпускать различные металлоконструкции, спрос на которые достаточно высок даже в кризисной Европе.

Параметры рынка

Несложно догадаться, что общая ситуация оставляет желать лучшего – спрос резко упал, нередки отказы и от уже заключенных контрактов. Или, как вариант, - замораживание заказа. Притом отечественные судостроители в основном выпускают не готовые суда, а корпуса, которые «доводятся» за рубежом. Внутреннее оборудование составляет приблизительно 50% от общей суммы себестоимости изделия, и специалисты напоминают, что украинские предприятия почти не изготовляют корабельной «начинки». Собственно, это и есть одна из причин того, что внутренние производители ориентированы на производство корпусов. Премьер-министр Юлия Тимошенко в начале года на фоне своей поездки по судостроительным компаниям страны даже заявила о необходимости пересмотра высоких пошлин на ввоз комплектующих для судов. На которые (на пошлины) кораблестроители постоянно жаловались еще до кризиса.

Так или иначе, сегодня мировой портфель заказов на рынке составляет примерно 500 млрд долл. – но проблема в том, что 300 млрд долл. из этого объема пока что не обеспечено финансированием. А это может означать, что по выполнении ранее сделанных заказов загрузка производства резко упадет. Да, сырье (в т.ч. металл), энергоносители и другие ресурсы производства несколько подешевели. Но и потребители ждут дальнейшего снижения цен, а то и попросту настаивают на нем.
Сузившийся рынок обостряет конкуренцию в геометрической прогрессии – как это ныне происходит и на большинстве остальных рынков. Небезынтересно, что особенно сильно упал сегмент кораблей-контейнеровозов.

На «Заливе» сетуют на конкуренцию со стороны ХСЗ, «Океана» и восточноевропейских кораблестроителей. А гендиректор ХСЗ Василий Федин самой жесткой называет политику конкурентов из Юго-Восточной Азии. По его информации, 90% глобального судостроения сконцентрировано в Японии, Китае и Южной Корее, и местные производители определяют весь международный рынок.

Говорят об агрессивной конкуренции со стороны верфей КНР и на ЧСЗ. Хотя главная проблема сейчас, по оценкам руководителей завода, - не конкуренты, а заказчики. Платежеспособность которых сильно упала. И в такой ситуации причастность к крупной промышленной группе считается большим плюсом.
В целом в портфеле ХСЗ, ЧСЗ и «Залива» доминируют заказы европейских и оффшорных покупателей, а вот «Океан» (Wadan Yards) во многом работает и на Украину. Хотя аналитики обращают внимание, что покупка компании российским инвестором связана с дефицитом профильных мощностей в РФ (по танкерам, газовозам).

На будущее

Впрочем, основные отраслевые игроки не отказываются от планов развития. Например, и ХСЗ, и «Залив» собираются в будущем «дорасти» до производства полнокомплектных судов (в то же время «Океан» в последнее время перестал делать таковые). Тем более что после такого кризиса ожидается не менее мощный подъем (другой вопрос, когда).

Кроме того, «Залив» намерен со временем выйти в сегмент крупнотоннажных судов для внутреннего потребителя, в т.ч. для перевозки грузов насыпью и навалом (балкеров). Первое судно этой серии грузоподъемностью 175 тыс. тонн может быть спущено на воду уже в 2011 году.

В целом отечественное судостроение работает нормально – по крайней мере, пока. Так, в Херсонской обл. около 2/3 вакансий – это вакансии корабельных заводов. Тот же «Залив» сейчас работает по 10 контрактам и заполнен заказами до середины следующего года. У ХСЗ – примерно такое же «расписание» и более 20 заказов. А владельцы «Океана» недовольны использованием большого дока под неполнокомплектные суда. И прорабатывают вопрос загрузки (по выполнении действующих договоров) или сухогрузами и балкерами, или танкерами дедвейтом 60 тонн и выше. Сложная ситуация на ЧСЗ.

Интересно, что группа Wadan Yards в конце февраля получила от правительства Германии кредит на 180 млн евро. Ситуация с кредитами сейчас известна – а тут транш получен еще и в ЕС. И Wadan – пока что единственный собственник немецких верфей, получивший государственный целевой кредит. Притом уже не первый раз: в январе-2009 холдинг получил в порядке предфинансирования еще 1 кредит – на 60 млн евро от правительства земли Мекленбург – Передняя Померания. На территории которой находятся мощности группы. В то же время о банкротстве заявили уже 3 немецкие верфи, сообщает председатель совета директоров Wadan Yards Андрей Бурлаков.

Поможет ли судостроителям государство? В 2008 г. Президент Виктор Ющенко высказался за завершение приватизации отрасли, а уже в текущем году – наоборот, за возрождение ее господдержки. И Минпромполитики уже заявило, что до конца 2009 г. разработает государственную целевую программу развития судостроения (на период до 2015 г.). Но есть и другие формы содействия – скажем, в феврале делегация Кабмина договорилась с норвежскими инвесторами о совместных проектах в украинском судостроении. Эти и другие благоприятные факторы позволяют утверждать, что данный сектор машиностроения Украины может пережить кризис относительно спокойно.


... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.02.19, Игорь Воронцов
Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.
08.01.19, Игорь Воронцов
Регион Юго-Восточной Азии не входит в число основных рынков сбыта для украинских металлургов. Но растущий торговый протекционизм в ЕС и обострение конкуренции в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) делают ЮВА привлекательным для производителей, желающих поддержать и нарастить стальные продажи.
04.01.19, Ярослав Ярош
Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.
27.12.18, Игорь Воронцов
Рост стоимости активов в мировом горно-металлургическом комплексе и оживление процессов M&A свидетельствуют о подъеме и окончательном завершении кризиса в отрасли. При этом "болезни", которые к нему привели, никуда не делись: избыточные сталеплавильные мощности по-прежнему велики, а барьеры торгового протекционизма в уходящем году стали еще выше.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!