Подробнее Запомнить город


Судостроение: держать курс

07.04.09
размер текста:

Несмотря на кризис, судостроители Украины продолжают работать по долгосрочным планам и контрактам. Правда, производятся в основном не готовые суда, а «судокомплекты» (корпуса).

Структура подотрасли

Сегодня в число основных судостроительных заводов страны входят Херсонский судостроительный (ХСЗ), Черноморский СЗ (ЧСЗ; подчиняется ХСЗ), «Залив» (Керчь), Wadan Yards Okean (быв. Damen Shipyards), ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» (оба – Николаев), Севастопольский морской завод. Ключевым производителем речных судов была столичная «Ленинская Кузница» - однако в последние годы, по словам экспертов, она пришла в упадок.

ХСЗ контролируется холдингом «Смарт», «Залив» - группой «Финансы и кредит», Wadan Yards – инвесткомпанией FLC West Holding (Россия), Севморзавод – группой «Энергетический стандарт» (Константин Григоришин). Последняя, как считается, контролирует монополиста речных перевозок – компанию «Укрречфлот». И уже в начале 2009 г. пыталась получить право санации еще одного производителя – ОАО «Феодосийская судостроительная компания «Море».

Отметим, что в этом году «Смарт-холдинг» начал реорганизацию своего бизнеса. Первым создан субхолдинг нерудных материалов «Смарт-Нерудпром». А следующей, по словам генерального директора управляющей компании Алексея Пертина, будет доформирована кораблестроительная субгруппа. В которую войдут ХСЗ и ЧСЗ.

Холдинг Wadan Yards сформированный в июле 2008 г., кроме «Океана», включает также 2 верфи в Германии (города Висмар и Варнемюнде).

Нельзя не сказать и о «наших за границей» - заводе Stocznia Gdansk S.A., 76% которого сравнительно недавно и не без труда купил Индустриальный союз Донбасса. Кстати, последний в начале нынешнего года все же договорился с польским правительством о предоставлении для верфи чрезвычайных госсубсидий в размере 150 млн злотых (50 млн долл.). Цель – погашение старых долгов, в т.ч. накопленных еще до приобретения. Cубсидии также будут направлены на реструктуризацию завода согласно требованиям Евросоюза. Заявленный 3-летний инвестплан предполагает вложение в предприятие в общей сложности 700 млн злотых. В Министерстве промышленной политики Украины нам говорят, что речь де-факто идет о строительстве новой современной верфи. Плановый ежегодный уровень производства (по освоении инвестиций) – 10-12 судов. Также намечено выпускать различные металлоконструкции, спрос на которые достаточно высок даже в кризисной Европе.

Параметры рынка

Несложно догадаться, что общая ситуация оставляет желать лучшего – спрос резко упал, нередки отказы и от уже заключенных контрактов. Или, как вариант, - замораживание заказа. Притом отечественные судостроители в основном выпускают не готовые суда, а корпуса, которые «доводятся» за рубежом. Внутреннее оборудование составляет приблизительно 50% от общей суммы себестоимости изделия, и специалисты напоминают, что украинские предприятия почти не изготовляют корабельной «начинки». Собственно, это и есть одна из причин того, что внутренние производители ориентированы на производство корпусов. Премьер-министр Юлия Тимошенко в начале года на фоне своей поездки по судостроительным компаниям страны даже заявила о необходимости пересмотра высоких пошлин на ввоз комплектующих для судов. На которые (на пошлины) кораблестроители постоянно жаловались еще до кризиса.

Так или иначе, сегодня мировой портфель заказов на рынке составляет примерно 500 млрд долл. – но проблема в том, что 300 млрд долл. из этого объема пока что не обеспечено финансированием. А это может означать, что по выполнении ранее сделанных заказов загрузка производства резко упадет. Да, сырье (в т.ч. металл), энергоносители и другие ресурсы производства несколько подешевели. Но и потребители ждут дальнейшего снижения цен, а то и попросту настаивают на нем.
Сузившийся рынок обостряет конкуренцию в геометрической прогрессии – как это ныне происходит и на большинстве остальных рынков. Небезынтересно, что особенно сильно упал сегмент кораблей-контейнеровозов.

На «Заливе» сетуют на конкуренцию со стороны ХСЗ, «Океана» и восточноевропейских кораблестроителей. А гендиректор ХСЗ Василий Федин самой жесткой называет политику конкурентов из Юго-Восточной Азии. По его информации, 90% глобального судостроения сконцентрировано в Японии, Китае и Южной Корее, и местные производители определяют весь международный рынок.

Говорят об агрессивной конкуренции со стороны верфей КНР и на ЧСЗ. Хотя главная проблема сейчас, по оценкам руководителей завода, - не конкуренты, а заказчики. Платежеспособность которых сильно упала. И в такой ситуации причастность к крупной промышленной группе считается большим плюсом.
В целом в портфеле ХСЗ, ЧСЗ и «Залива» доминируют заказы европейских и оффшорных покупателей, а вот «Океан» (Wadan Yards) во многом работает и на Украину. Хотя аналитики обращают внимание, что покупка компании российским инвестором связана с дефицитом профильных мощностей в РФ (по танкерам, газовозам).

На будущее

Впрочем, основные отраслевые игроки не отказываются от планов развития. Например, и ХСЗ, и «Залив» собираются в будущем «дорасти» до производства полнокомплектных судов (в то же время «Океан» в последнее время перестал делать таковые). Тем более что после такого кризиса ожидается не менее мощный подъем (другой вопрос, когда).

Кроме того, «Залив» намерен со временем выйти в сегмент крупнотоннажных судов для внутреннего потребителя, в т.ч. для перевозки грузов насыпью и навалом (балкеров). Первое судно этой серии грузоподъемностью 175 тыс. тонн может быть спущено на воду уже в 2011 году.

В целом отечественное судостроение работает нормально – по крайней мере, пока. Так, в Херсонской обл. около 2/3 вакансий – это вакансии корабельных заводов. Тот же «Залив» сейчас работает по 10 контрактам и заполнен заказами до середины следующего года. У ХСЗ – примерно такое же «расписание» и более 20 заказов. А владельцы «Океана» недовольны использованием большого дока под неполнокомплектные суда. И прорабатывают вопрос загрузки (по выполнении действующих договоров) или сухогрузами и балкерами, или танкерами дедвейтом 60 тонн и выше. Сложная ситуация на ЧСЗ.

Интересно, что группа Wadan Yards в конце февраля получила от правительства Германии кредит на 180 млн евро. Ситуация с кредитами сейчас известна – а тут транш получен еще и в ЕС. И Wadan – пока что единственный собственник немецких верфей, получивший государственный целевой кредит. Притом уже не первый раз: в январе-2009 холдинг получил в порядке предфинансирования еще 1 кредит – на 60 млн евро от правительства земли Мекленбург – Передняя Померания. На территории которой находятся мощности группы. В то же время о банкротстве заявили уже 3 немецкие верфи, сообщает председатель совета директоров Wadan Yards Андрей Бурлаков.

Поможет ли судостроителям государство? В 2008 г. Президент Виктор Ющенко высказался за завершение приватизации отрасли, а уже в текущем году – наоборот, за возрождение ее господдержки. И Минпромполитики уже заявило, что до конца 2009 г. разработает государственную целевую программу развития судостроения (на период до 2015 г.). Но есть и другие формы содействия – скажем, в феврале делегация Кабмина договорилась с норвежскими инвесторами о совместных проектах в украинском судостроении. Эти и другие благоприятные факторы позволяют утверждать, что данный сектор машиностроения Украины может пережить кризис относительно спокойно.


... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
11.07.19, Ярослав Ярош
1 июля Украина завершила самый быстротечный и самый массовый по количеству претендентов конкурс для частных добытчиков. 9 газоносных блоков получили своих потенциальных хозяев, проявивших готовность работать с государством на условиях раздела продукции. Но если раньше Киеву удавалось подписывать СРП с мировыми грандами, такими как Shell, Chevron, Eni, то сейчас список победителей не настолько звездный. В нем преимущественно отечественные компании, а также иностранцы из второго эшелона. Кабмин уже не может позволить себе переборчивость. На страну надвигается реальный дефицит природного газа.
04.07.19, Василий Январев
Нарастивший объемы производства после вынужденного простоя в 2017 году Днепровский металлургический комбинат столкнулся с новой угрозой – 31 мая Хозяйственный суд Днепропетровской области начал процедуру банкротства предприятия по иску компании "Технобудмонтаж Груп". Впрочем, у меткомбината есть все возможности пройти этот непростой период, не теряя объемы производства и не сокращая производственный персонал.
02.07.19, Павел Вернивский
Одно из первых важных сообщений, прозвучавших от команды президента Владимира Зеленского, – работа с Международным валютным фондом будет продолжена. При этом почти каждый политик, пытаясь убедить народ в необходимости работы с МВФ, говорит людям: другой альтернативы нет. Но действительно ли это так?
20.06.19, Василий Январев
На шахтоуправлении "Покровское" входит в финальную фазу крупнейший в угледобывающей отрасли страны инвестиционный проект. Компания готова вложить более 160 млн долл. в разработку нового угольного блока №11. Строительные работы стартовали на этом блоке еще в 2011 г., но у прежнего хозяина Виктора Нусенкиса не хватило ресурсов, чтобы завершить начатое. Приход на "Покровское" в качестве владельца холдинга "Метинвест" дал проекту второе дыхание.
14.06.19, Игорь Воронцов
Банкротство второго по величине стального производителя Великобритании, официально объявленное 22 мая, наглядно показывает, к чему приводят необдуманные регуляторные решения правительства страны. Это хороший повод задуматься и для украинских высокопоставленных чиновников: ведь всегда лучше учиться на чужих ошибках, чем самим наступать на грабли.
10.06.19, Игорь Воронцов
Импорт известкового камня в Украину растет опережающими темпами по сравнению с показателями местных добывающих предприятий. Отрасль находится под воздействием ряда общеэкономических негативных факторов, которые сохранятся и в текущем году. Несмотря на это, планы отдельных производителей на 2019 г. довольно оптимистичны. Они надеются расширить долю рынка, потеснив импортеров. Хотя последним пока удается наращивать объемы поставок.
06.06.19, Ярослав Ярош
Холдинг Виктора Пинчука взялся системно блокировать проникновение чужеродного импорта на внутренний рынок труб. В январе 2019-го "Интерпайп" добился от Антимонопольного комитета решения, которым был разблокирован доступ компании для ряда тендеров ДК "Укргазвыдобування". В мае он получил поддержку и со стороны Минэкоразвития. Межведомственная комиссия по международной торговле начала антидемпинговое расследование в отношении импорта стальных бесшовных горячедеформированных труб из Китая.
30.05.19, Игорь Воронцов, Виктория Финчук
Начавшийся спад в жилищном строительстве негативно сказался на загрузке мощностей украинской цементной промышленности. Основные надежды предприятий связаны с планами правительства по масштабному строительству цементобетонных дорог. Это может стать драйвером роста для всей украинской экономики – поскольку одно рабочее место в дорожном строительстве создает 12 рабочих мест в смежных отраслях. А при строительстве цементобетонных дорог создается 20 рабочих мест, по подсчетам ассоциации "Укрцемент".
21.05.19, Игорь Воронцов
Металлургические предприятия Китая наращивают стальную выплавку стремительными темпами. По итогам апреля показатель повысился на 12,7% по сравнению с тем же месяцем 2018 года, до 85,03 млн тонн. В целом за январь-апрель прирост составил 10,1%, до 314,96 млн тонн.
17.05.19, Ярослав Ярош
За последнюю декаду апреля российской "Транснефти" удалось загрязнить ядовитой хлорорганикой около 6000 км трубопроводной системы "Дружба". Только по предварительным подсчетам российские потери составят свыше 1 млрд долл. Как говорится, и диверсантов не надо. Украина же на истории с грязной нефтью может даже подзаработать в краткосрочной перспективе, хотя потерять – в длинной.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!