Подробнее Запомнить город


Сельхозмаш: противоречивые перспективы

27.03.09
размер текста:

По информации наших источников в правительстве, реальный объем экспорта всех видов сельскохозяйственной техники в январе 2009 года в Украине составил 2 млн долл. Для сравнения, еще в декабре 2008 года это было 4,4 млн долл. Таким образом, падение составило 53,3%.

Параметры подотрасли

В целом по отрасли это достаточно средний показатель. Так, например, экспорт оборудования для бумажной промышленности и полиграфии в первом месяце года относительно декабря сократился на 80,3% (до 200 тыс. долл.), а двигателей на 87,5% (до 9,2 млн долл.), это рекорд падения по январю. Для справки, агромашиностроители Украины выпускают несколько тысяч позиций техники.

В свою очередь, импорт с/х техники в январе 2009 года упал на 49,7% относительно декабря, до 9,5 млн долл., а в сравнении с январем 2008 года – на 77,3%. И здесь сельхозмаш тоже не чемпион: уменьшение ввоза металлургического оборудования – 80% (до 3,1 млн долл.), а лидер спада – все та же «бумажно-полиграфическая» техника с минус 88,3% (до 4 млн долл.).
Понятно, что все эти цифры отражают не столько спад внешней торговли рассматриваемым товаром, сколько резкий спад внутреннего рынка, который и в докризисные годы, сильно зависел от государственных программ поддержки, лизинга и т.д.

Так, по данным министра аграрной политики Юрия Мельника, в минувшем году в стране закуплено техники почти на 9 млрд грн., в том числе на 6,8 млрд грн. импортной и на более чем на 2 млрд грн. отечественной. Несмотря на это, уровень обеспеченности отрасли современными тракторами, комбайнами и др. в 2008 году по-прежнему не превышал 45-50%. При этом более 90% техники требует немедленной замены вследствие износа.

Не удивительно, что докризисная «программа развития села на период до 2015 года» предполагала в 2008-2015 гг. поддержку закупок техники агрохозяйствами в совокупном объеме 6717,8 млн грн., в т.ч. 1893,4 млн внебюджетных средств. При этом в прошедшем году по этому плану предполагалось изыскать 539,6 млн грн. из бюджета и 166 млн «прочих», в 2009 году – соответственно 566,6 и 182,6 млн грн., в следующем году – 594,9 и 200,8 млн, а в 2011-2015 гг. – 3123,3 и 1344 млн грн. соответственно. В ушедшем году план выполнен не был. Понятно также, что и на перспективу он будет скорректирован. Однако интересен сам порядок цифр и план на перспективу, а также то, что речь идет о закупках только лишь украинской техники.

При этом в программу «забиты» такие механизмы поддержки закупок, как частичная компенсация стоимости техники при покупке, а также финансовый лизинг. Но уже в феврале Минагропром сообщил, что на 2009 год финансирования компенсации стоимости не предусмотрено, а расходы по финлизингу предполагаются лишь за счет спецфонда бюджета. Другое «направление работы» - развитие фирменного техсервиса в гарантийный и постгарантийный период, с участием заводов-производителей и поставщиков. Включая формирование «рыночной инфраструктуры» сервиса, в т.ч. на кооперативной основе.

Есть нюансы

В то же время Ю. Мельник полагает, что в нынешнем году, с учетом кризиса, финлизинг мог бы быть наиболее эффективным средством для обновления парка агротехники (наряду с удешевлением кредитов). «Конечно, - продолжает министр, - ситуация требует приоритетных закупок машин производства Украины. Однако качество отечественной техники пока что недостаточно по сравнению с иностранными аналогами». А в парламентском комитете по вопросам аграрной политики и земельных отношений говорят, что антикризисная программа Кабмина расходится с планом бюджета на 2009 год в части развития машинно-тракторного парка АПК.

На таком фоне неоднозначно смотрится мартовское решение правительства о запрете на ввоз сельхозтехники, «аналоги которой производятся в Украине». Во-первых, возникает вопрос, что именно считать аналогами – как показывает практика, данное понятие может трактоваться достаточно широко. Например, аналоги по назначению и/или базовым параметрам, тогда как нюансы качества, срока эксплуатации, «начинки» и т.п. «тактично забываются». Во-вторых, подобный запрет подавляет и без того вялую конкуренцию на рынке, ставя внутренних производителей в тепличные условия. Да, продолжают отраслевые специалисты, в кризисной ситуации поддержка своей промышленности необходима и неизбежна – но в данном конкретном случае это окажет явно негативное влияние на рынок, не говоря уже о непоследовательности – не так давно были отменены заградительные пошлины на импорт с/х техники. Что успело привести к заметному росту ее ввоза, особенно б/у – кстати, последняя, по оценкам аналитиков, нередко качественней, чем новая украинская.

По конкретным предприятиям

Если брать сегмент комбайнов, то их выпуск в Украине представлен, прежде всего, Херсонским машзаводом (ХМЗ; известен недавними событиями). Конкретно о комбайнах отметим, что дотирование их покупки (впрочем, не только их) в последние годы осуществлялось через НАК «Украгролизинг». По экспертным оценкам, минус такой схемы в том, что НАК добавляет свою надбавку к итоговой цене техники. Результат – почти полное нивелирование ценовых льгот. Тем более что потребитель должен еще платить проценты за лизинг.

Вместе с тем, до последнего времени обновление парка все же упрощалось посредством льготных кредитов для сельского хозяйства, проценты по которым компенсировало государство. Однако кризис создал сложности и здесь.
Так, на начало 2009 года такой продукт ХМЗ, как комбайн «Славутич», стоил более 500 тыс. грн. Здесь напомним, что на текущий год дотации агромашиностроителям сильно урезаны, и возможности сдерживать цену за счет господдержки минимальны. К тому же, по данным специалистов, нынешнее правительство настойчиво пытается перевести финансирование профильных заводов из центрального бюджета в местные. Которые, как известно, заметно слабее – как по уровню расходов, так и по дисциплине.

В этой связи в Министерстве промышленной политики предлагают сделать дотации избирательными – поддерживать лишь предприятия, которые изготовляют реально конкурентоспособную технику. Из актуальных примеров тут можно привести контракт «классика» отрасли, Харьковского тракторного завода (ХТЗ), на поставку в Казахстан 60 тракторов. Кроме того, по словам директора департамента тракторного и сельскохозяйственного машиностроения Минпромполитики Владимира Саченко, ХТЗ продолжает консультации с казахстанскими партнерами насчет СП по сборке сельхозтехники на тамошних мощностях.

А на Лозовском кузнечно-механическом заводе (ЛКМЗ) в начале года управляющей компанией (машиностроительная группа «УПЭК») решено наладить массовое производство с/х техники. В том числе, полного спектра многооперационных прицепных агрегатов для основных типов тракторов, эксплуатируемых в СНГ. План рассчитан на ближайшие 2 года, плановый объем ежегодных продаж техники в результате – около 50 млн долл. Кстати, по мере развития сельхозмаш-направления, рассказывают в УПЭК, уже в 2009 году в группе может быть создан агродивизион (пока что действуют авто- и железнодорожный дивизионы). И дополняют: на фоне кризиса производство прицепной агротехники может быть прибыльным направлением, поскольку именно АПК может стать локомотивом стабилизации. В этом году на ЛКМЗ планирует выпустить 1500 с/х агрегатов – и затем реализовать через дилерскую сеть в Украине, России и Казахстане (а также на рынках Беларуси и Молдовы).

Итак, как видим, конкурентоспособная продукция у отечественных агромашиностроителей есть, и они, в принципе, способны продвигать ее на рынке и без госпомощи. Однако такое продвижение в сегодняшних условиях крайне затруднено даже для крупных промышленных групп и почти невозможно для отдельных заводов. Даже для таких крупных, как «Южмаш», который в последние годы разработал собственные трактора и пытался наладить их выпуск.


... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.
08.01.19, Игорь Воронцов
Регион Юго-Восточной Азии не входит в число основных рынков сбыта для украинских металлургов. Но растущий торговый протекционизм в ЕС и обострение конкуренции в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) делают ЮВА привлекательным для производителей, желающих поддержать и нарастить стальные продажи.
04.01.19, Ярослав Ярош
Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.
27.12.18, Игорь Воронцов
Рост стоимости активов в мировом горно-металлургическом комплексе и оживление процессов M&A свидетельствуют о подъеме и окончательном завершении кризиса в отрасли. При этом "болезни", которые к нему привели, никуда не делись: избыточные сталеплавильные мощности по-прежнему велики, а барьеры торгового протекционизма в уходящем году стали еще выше.
21.12.18, Ярослав Ярош
В 2018 г. большая приватизация снова провалена. И несостоявшиеся торги по "Центрэнерго" – как кислая вишенка на этом приевшемся торте. Правительство, возможно, даже отправит в отставку и. о. главы Фонда госимущества Виталия Трубарова. Не особо веря, что кадровые перестановки кардинально изменят ситуацию. Ведь у предшественника Трубарова тоже ничего не получилось. Да и накануне избирательной кампании в стране на эту стратегическую должность придется искать такого же временщика. Серьезные ставки пойдут уже после выборов.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!