Подробнее Запомнить город


Сельхозмаш: противоречивые перспективы

27.03.09
размер текста:

По информации наших источников в правительстве, реальный объем экспорта всех видов сельскохозяйственной техники в январе 2009 года в Украине составил 2 млн долл. Для сравнения, еще в декабре 2008 года это было 4,4 млн долл. Таким образом, падение составило 53,3%.

Параметры подотрасли

В целом по отрасли это достаточно средний показатель. Так, например, экспорт оборудования для бумажной промышленности и полиграфии в первом месяце года относительно декабря сократился на 80,3% (до 200 тыс. долл.), а двигателей на 87,5% (до 9,2 млн долл.), это рекорд падения по январю. Для справки, агромашиностроители Украины выпускают несколько тысяч позиций техники.

В свою очередь, импорт с/х техники в январе 2009 года упал на 49,7% относительно декабря, до 9,5 млн долл., а в сравнении с январем 2008 года – на 77,3%. И здесь сельхозмаш тоже не чемпион: уменьшение ввоза металлургического оборудования – 80% (до 3,1 млн долл.), а лидер спада – все та же «бумажно-полиграфическая» техника с минус 88,3% (до 4 млн долл.).
Понятно, что все эти цифры отражают не столько спад внешней торговли рассматриваемым товаром, сколько резкий спад внутреннего рынка, который и в докризисные годы, сильно зависел от государственных программ поддержки, лизинга и т.д.

Так, по данным министра аграрной политики Юрия Мельника, в минувшем году в стране закуплено техники почти на 9 млрд грн., в том числе на 6,8 млрд грн. импортной и на более чем на 2 млрд грн. отечественной. Несмотря на это, уровень обеспеченности отрасли современными тракторами, комбайнами и др. в 2008 году по-прежнему не превышал 45-50%. При этом более 90% техники требует немедленной замены вследствие износа.

Не удивительно, что докризисная «программа развития села на период до 2015 года» предполагала в 2008-2015 гг. поддержку закупок техники агрохозяйствами в совокупном объеме 6717,8 млн грн., в т.ч. 1893,4 млн внебюджетных средств. При этом в прошедшем году по этому плану предполагалось изыскать 539,6 млн грн. из бюджета и 166 млн «прочих», в 2009 году – соответственно 566,6 и 182,6 млн грн., в следующем году – 594,9 и 200,8 млн, а в 2011-2015 гг. – 3123,3 и 1344 млн грн. соответственно. В ушедшем году план выполнен не был. Понятно также, что и на перспективу он будет скорректирован. Однако интересен сам порядок цифр и план на перспективу, а также то, что речь идет о закупках только лишь украинской техники.

При этом в программу «забиты» такие механизмы поддержки закупок, как частичная компенсация стоимости техники при покупке, а также финансовый лизинг. Но уже в феврале Минагропром сообщил, что на 2009 год финансирования компенсации стоимости не предусмотрено, а расходы по финлизингу предполагаются лишь за счет спецфонда бюджета. Другое «направление работы» - развитие фирменного техсервиса в гарантийный и постгарантийный период, с участием заводов-производителей и поставщиков. Включая формирование «рыночной инфраструктуры» сервиса, в т.ч. на кооперативной основе.

Есть нюансы

В то же время Ю. Мельник полагает, что в нынешнем году, с учетом кризиса, финлизинг мог бы быть наиболее эффективным средством для обновления парка агротехники (наряду с удешевлением кредитов). «Конечно, - продолжает министр, - ситуация требует приоритетных закупок машин производства Украины. Однако качество отечественной техники пока что недостаточно по сравнению с иностранными аналогами». А в парламентском комитете по вопросам аграрной политики и земельных отношений говорят, что антикризисная программа Кабмина расходится с планом бюджета на 2009 год в части развития машинно-тракторного парка АПК.

На таком фоне неоднозначно смотрится мартовское решение правительства о запрете на ввоз сельхозтехники, «аналоги которой производятся в Украине». Во-первых, возникает вопрос, что именно считать аналогами – как показывает практика, данное понятие может трактоваться достаточно широко. Например, аналоги по назначению и/или базовым параметрам, тогда как нюансы качества, срока эксплуатации, «начинки» и т.п. «тактично забываются». Во-вторых, подобный запрет подавляет и без того вялую конкуренцию на рынке, ставя внутренних производителей в тепличные условия. Да, продолжают отраслевые специалисты, в кризисной ситуации поддержка своей промышленности необходима и неизбежна – но в данном конкретном случае это окажет явно негативное влияние на рынок, не говоря уже о непоследовательности – не так давно были отменены заградительные пошлины на импорт с/х техники. Что успело привести к заметному росту ее ввоза, особенно б/у – кстати, последняя, по оценкам аналитиков, нередко качественней, чем новая украинская.

По конкретным предприятиям

Если брать сегмент комбайнов, то их выпуск в Украине представлен, прежде всего, Херсонским машзаводом (ХМЗ; известен недавними событиями). Конкретно о комбайнах отметим, что дотирование их покупки (впрочем, не только их) в последние годы осуществлялось через НАК «Украгролизинг». По экспертным оценкам, минус такой схемы в том, что НАК добавляет свою надбавку к итоговой цене техники. Результат – почти полное нивелирование ценовых льгот. Тем более что потребитель должен еще платить проценты за лизинг.

Вместе с тем, до последнего времени обновление парка все же упрощалось посредством льготных кредитов для сельского хозяйства, проценты по которым компенсировало государство. Однако кризис создал сложности и здесь.
Так, на начало 2009 года такой продукт ХМЗ, как комбайн «Славутич», стоил более 500 тыс. грн. Здесь напомним, что на текущий год дотации агромашиностроителям сильно урезаны, и возможности сдерживать цену за счет господдержки минимальны. К тому же, по данным специалистов, нынешнее правительство настойчиво пытается перевести финансирование профильных заводов из центрального бюджета в местные. Которые, как известно, заметно слабее – как по уровню расходов, так и по дисциплине.

В этой связи в Министерстве промышленной политики предлагают сделать дотации избирательными – поддерживать лишь предприятия, которые изготовляют реально конкурентоспособную технику. Из актуальных примеров тут можно привести контракт «классика» отрасли, Харьковского тракторного завода (ХТЗ), на поставку в Казахстан 60 тракторов. Кроме того, по словам директора департамента тракторного и сельскохозяйственного машиностроения Минпромполитики Владимира Саченко, ХТЗ продолжает консультации с казахстанскими партнерами насчет СП по сборке сельхозтехники на тамошних мощностях.

А на Лозовском кузнечно-механическом заводе (ЛКМЗ) в начале года управляющей компанией (машиностроительная группа «УПЭК») решено наладить массовое производство с/х техники. В том числе, полного спектра многооперационных прицепных агрегатов для основных типов тракторов, эксплуатируемых в СНГ. План рассчитан на ближайшие 2 года, плановый объем ежегодных продаж техники в результате – около 50 млн долл. Кстати, по мере развития сельхозмаш-направления, рассказывают в УПЭК, уже в 2009 году в группе может быть создан агродивизион (пока что действуют авто- и железнодорожный дивизионы). И дополняют: на фоне кризиса производство прицепной агротехники может быть прибыльным направлением, поскольку именно АПК может стать локомотивом стабилизации. В этом году на ЛКМЗ планирует выпустить 1500 с/х агрегатов – и затем реализовать через дилерскую сеть в Украине, России и Казахстане (а также на рынках Беларуси и Молдовы).

Итак, как видим, конкурентоспособная продукция у отечественных агромашиностроителей есть, и они, в принципе, способны продвигать ее на рынке и без госпомощи. Однако такое продвижение в сегодняшних условиях крайне затруднено даже для крупных промышленных групп и почти невозможно для отдельных заводов. Даже для таких крупных, как «Южмаш», который в последние годы разработал собственные трактора и пытался наладить их выпуск.


... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!