Подробнее Запомнить город


Марганцевый клондайк в степях Украины

25.03.09
размер текста:

В разгар кризиса в горно-металлургической отрасли корпорация "Индустриальный союз Донбасса" взялась за создание собственного ферросплавного производства. Базой для него выбрано Велико-Токмакское месторождение марганцевых руд в Запорожской области. В "ИСД" осознают, что сейчас не самое лучшее время обрастать сырьевыми придатками, но все их предыдущие попытки проникнуть на это месторождение натыкались на различные подводные камни. Сегодня же путь к Велико-токмакским рудам для структур Виталия Гайдука и Сергея Таруты, похоже, расчищен.

После того, как в конце февраля депутаты Запорожского облсовета дали согласие на разработку наиболее изученного участка Велико-Токмакского марганцевого месторождения производственно-коммерческой компанией "Минерал", контролируемой ИСД, ей осталось лишь получить лицензию в Министерстве охраны природной окружающей среды. И хотя для многих предпринимателей такая процедура сопряжена с невероятными сложностями, вряд ли это касается "Индустриального союза Донбасса". Хотя бы потому, что бизнес-партнер Сергея Таруты Виталий Гайдук возглавляет сегодня группу советников премьер-министра и считается одним из самых влиятельных лоббистов в команде Юлии Тимошенко. Более того, несколько лет назад разработка Велико-Токмакского месторождения всерьез интересовала донецкую компанию "Визави", созданную именно господином Гайдуком. Хотя последний, при любом удобном поводе утверждает, что, дескать, отошел от бизнеса, оставив все хлопоты с марганцевыми рудниками своему партнеру по ИСД Сергею Таруте.

Возможно, еще год назад эти хлопоты были бы весьма приятными, но сегодня, когда метпредприятия экономят даже на офисных скрепках, "ИСД" со своим амбициозным инвестиционным проектом и не менее внушительными долгами по банковским кредитам выглядит "белой вороной" в кругу коллег. Только на возведение горно-обогатительного комбината по добыче марганцевой руды и превращению ее в концентрат, не говоря уже о дальнейших переделах, придется потратить не менее 500 миллионов гривен. Решаясь на такие капиталовложения, руководители "Индустриального союза Донбасса" либо демонстрируют завидную прозорливость и терпеливость (ведь отдача возможна не ранее чем через 5-7 лет), либо, что более вероятно, пытаются несколько сгладить весьма неприятный осадок от массовых увольнений на уже действующих предприятиях корпорации. Напомним, что на Алчевском меткомбинате, только по официальной информации, планируется в течение ближайших трех месяцев уволить более 3 тыс. сотрудников из имеющихся на сегодня 17 тысяч человек, а на Алчевском КХЗ – 600 чел. из 3 тыс. чел. И это только начало кампании оптимизации численности персонала на предприятиях «ИСД». По итогам 2009 года приведенные цифры вполне могут увеличиться в 2-2,5 раза.

Дело в том, что у марганцевого проекта имеется толстая социальная подоплека. Еще в конце 80-х годов на Велико-Токмакском месторождении была обустроена и запущена в эксплуатацию первая марганцевая шахта, которой предстояло положить начало одному из крупнейших в Европе горно-обогатительных комбинатов под названием Таврический (всего в его рамках намечалось разбить до 10 шахт). Специально под эту стройку в степи возник поселок Степногорск, куда свезли горных специалистов чуть ли не со всего СССР. Но дальше одной шахты строительство не продвинулось, а позже и та была законсервирована, если точнее - затоплена водой. После этого Степногорск быстро превратился в глубоко депрессивное место, без тепла, газа и работы для местного населения. «ИСД» же пообещал ему газопроводы, школы, дороги и 3 тысячи рабочих мест. И подписался под этим в совместном с Запорожским облсоветом меморандуме. Но пообещать можно все что угодно, а вот удастся ли собственникам «ИСД» все обещанное воплотить в жизнь? Учитывая незавидное положение необеспеченных собственным сырьем и имеющим значительную долговую нагрузку металлургических предприятий корпорации, реализация указанных пунктов меморандума представляется в нынешних условиях маловероятной. Хотя, как PR-проект, призванный сгладить негативный осадок от массовых увольнений на основных активах «ИСД», он, безусловно, свою задачу выполнил.

Сейчас очевидно, что затопление степногорской шахты в 1995 году было серьезным экономическим просчетом, как и утверждения об убыточности разработки Велико-Токмакского месторождения. По данным геологических изысканий, проводимых от момента открытия месторождения (1932 год) и по 80-е годы прошлого века, здешние залежи марганцевой руды составляют не меньше чем 1,5 млрд. тонн, что равно примерно 70% всех отечественных запасов данного ископаемого, и намного больше, чем в соседнем Никопольском бассейне, который кормит Марганецкий и Орджоникидзевский ГОКи.

Государство попыталось исправить ситуацию в 1997 году, создав на базе остатков имущества Таврического ГОКа государственное предприятие "Стептехсервис". Однако денег на освоение Велико-Токмакского месторождения от этого не прибавилось и в начале 2000-х годов контрольный пакет это ГП, предварительно преобразованного в ЗАО, выкупила упомянутая выше компания "Визави" Виталия Гайдука. Еще два года спустя государство продало все остающиеся у него акции "Стептехсервиса" (48,75%). Но на этот раз покупателем выступил Запорожский ферросплавный завод, входящий в орбиту влияния группы "Приват". Два частных владельца "Стептехсервиса" сразу как-то не сработались. В корпорации "ИСД", участвующей в проекте от имени "Визави", небеспричинно предположили, что "Приват" вошел в состав степногорского ЗАО, чтобы тормозить его работу изнутри и тем самым сохранять свое монопольное положение на внутреннем рынке марганцевой руды.

"ИСД" же, активно наращивая в первой половине 2000-х годов свои стальные мышцы, все больше испытывала дефицит ферросплавов, в частности ферромарганца. Тем более, что на определенном отрезке времени приватовские структуры контролировали практически все ферросплавные заводы страны, в том числе и крупнейший - Никопольский. Ферромарганец, как известно, применяют в качестве раскислителя при производстве почти всех марок сталей и как легирующий элемент при выплавке низколегированных и специальных сталей. Его расход составляет более 1% от массы производимой стали, а доля в себестоимости сталепроката - достигает даже 5-8%; это больше, например, чем доля природного газа. То есть для ИСД, выплавлявшей в лучшие годы порядка 10 млн. тонн стали в год, потребность в ферромарганце измерялась более чем сотней тысяч тонн. Тем временем, в ее корпоративной среде производить ферромарганцы в небольших количествах мог лишь Краматорский металлургический завод. Да и то, сегодня это производство остановлено, как убыточное.

После нескольких лет безуспешного поиска общего языка с партнерами по "Стептехсервису" корпорация Виталия Гайдука сменила тактику. Там махнули рукой и на старую шахту, и на само ЗАО, созданное на базе Таврического ГОКа, постановив строить рядом совершенно новый горно-обогатительный комбинат - Степногорский. Благо, срок лицензии на недропользование на приглянувшемся ИСД участке истек у "Стептехсервиса" в 2008 году, а продлить его без согласия Минприроды и Запорожского облсовета юридически невозможно. Запорожские депутаты уже свое слово сказали, почти «единодушно» согласившись, чтобы на этом участке (северный блок Велико-Токмакского месторождения марганцевых руд) поработала фирма "Минерал", предусмотрительно зарегистрированная «ИСД» непосредственно в Степногорске. Как заявил председатель Запорожского облсовета Александр Нефедов, инвестор обещает построить кроме ГОКа и совершенно новый феросплавный комбинат на границе Васильевского и Михайловского районов области мощностью 350 тыс. тонн в год. Ради этого на должность директора "Минерала" даже пригласили российского специалиста, построившего у себя на родине целых три ферросплавных комбината. Впрочем, ранее в "ИСД" рассматривали и варианты выпуска марганцевых ферросплавов из токмакского сырья то ли в Краматорске, то ли на базе некоторых мартеновских мощностей на Алчевском металлургическом комбинате.

Готовый продукт мог бы там же, на АМК, и потребляться, допустим, для заливки в "печь-ковш" с последующим производством легированных сталей. Однако до ферросплавного цикла еще нужно дожить. Только на то, чтобы получить в Степногорске первую руду у ПКФ "Минерал" уйдет как минимум 2-3 года, и то при регулярном финансировании. Во-первых, закладывать новый ствол все же сложнее, чем расконсервировать затопленную шахту. Во-вторых, твердость велико-токмакских руд почти в 2 раза выше, чем в Никопольском бассейне. Зато токмакское сырье "жирнее". Содержание марганца в нем составляет 25,8%, тогда как в никопольской руде -- лишь 23%.

Бизнес-план, представленный В.Гайдуком и С.Тарутой Запорожскому облсовету, предполагает выход на добычу 500 тыс. тонн марганцевой руды в год на протяжении 5 лет. Для сравнения: проектная мощность шахты №1 Таврического ГОКа составляла 2 миллиона тонн в год. Но это были еще всесоюзные масштабы, для ИСД и 500-тысячный рубеж - высота. Хотя потенциал месторождения позволяет рассчитывать и на большее. Так, балансовые запасы только того поля, к которому "крепится" затопленная шахта, оценены почти в 100 млн. тонн марганцевой руды, промышленные - в 55-57 млн. тонн. И таких полей, как утверждают геологи, на месторождении с десяток. То есть запасов на век "Индустриального союза Донбасса" хватит. Были бы реальные возможности их извлечь. Был бы, в конце концов, спрос на это сырье.
По поводу спроса перспективы пока достаточно неопределенные. В принципе металлурги надеются, что через 5 лет о нынешнем кризисе будут вспоминать как о давнем несчастном случае. По мнению Александра Пилипенко, вице-президента "Индустриальной группы" (управляющей компании "ИСД"), восстановления среднемесячных объемов производства стали на уровне, зафиксированном в мае 2008 года, следует ждать не раньше, чем через 5-7 лет. В 2009 году металлургическая отрасль все еще будет опускаться ко дну, два следующих года - находиться в зоне турбулентности у этого самого дна, и только затем можно рассчитывать на плавное восстановление.

Ферросплавная подотрасль - не исключение из общей тенденции. Кризис сбыта и на нее дохнул холодом. В начале марта украинские ферросплавные заводы даже заявили о готовности на 13% снизить отпускные цены, лишь бы внутренний рынок забирал их продукцию. И в то же время Никопольский завод ферросплавов - самый большой в стране производитель ферромарганца - предпочитает импортировать марганцевую руду аж из далекой Ганы, лишь бы не покупать ее у ГОКов "Привата" (Орджоникидзевского и Марганецкого). Парадоксальный получается расклад, но он в некоторой степени играет на руку инициаторам строительства Степногорского ГОКа. Потенциально излишки руды они могут поставлять на тот же НЗФ - до него с Велико-Токмакского месторождения шапкой можно добросить. Не исключено также, что со временем "ИСД" появится в Степногорске в компании с группой ArcelorMittal. С ней Виталий Гайдук еще в прошлом году вел переговоры о совместном ферросплавном проекте в Запорожской области - с прицелом, что часть готового ферромарганца шла бы по щадящим ценам на "Криворожсталь".

Получается, что до недавнего времени забытый Богом Степногорск вскоре может очутиться в самом эпицентре внимания целой плеяды стальных гигантов. Ведь, вероятно, и "Приват" еще не совсем охладел к Таврическому ГОКу. И совладелец Полтавского ГОКа Константин Жеваго не так давно носился с идеей создания в этом же регионе независимого Токмакского ферросплавного завода. Разница лишь в том, что если у Виталия Гайдука (по понятным причинам) стройка уже почти на выходе, то конкурирующим проектам нужно еще пройти весьма утомительные процедуры согласования с многочисленными и далеко не дружественно настроенными государственными структурами.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!