Подробнее Запомнить город


Труба стратегического назначения

23.03.09
размер текста:

Сегодня в Брюсселе проходит Международная инвестиционная конференция по вопросам реконструкции украинской газотранспортной системы, в которой принимают участие представители всех 26 стран-членов ЕС, а также Россия, США, Канада и Япония. Украина намерена предоставить мастер-план модернизации, которая требует инвестиций более 3 млрд долл. С одной стороны, Украина пытается модернизировать свое национальное достояние, с другой стороны, она еще больше залезает в долги. Что же получит Украина в результате модернизации ГТС?

Как известно, украинская газотранспортная система, по которой ежегодно прокачивается 120 млрд куб. газа, не является серьезным источником пополнения государственного либо еще какого-нибудь бюджета, так как при цене 1,7 долл./тыс. куб. м газа на 100 км ни о каком бизнесе в этом направлении говорить не стоит. Потому что, к примеру, соседняя Венгрия за транзит тысячи кубометров на 300 км требует такую же плату, как Украина за транзит на расстоянии 1,1 тыс. км. ГТС – это не бизнес, ГТС – это политика. Вспомним, например, начало текущего года, когда газ перестал поступать в Европу по разного рода причинам. Естественно, наша страна не заработала при этом ни копейки. Однако при этом она показала свою значимость для Европы, которая едва не замерзла, а также для «Газпрома», который понес миллиардные убытки. Поэтому ГТС - не способ заработать деньги, его скорее можно рассматривать как способ давления на ту или иную среду. Президент Виктор Ющенко так охарактеризовал ее: «отечественная ГТС является стратегическим активом украинского народа, который при разумном использовании на годы вперед будет гарантировать защиту национальных интересов». Однако есть большая проблема – на сегодняшний день самая стратегически важная украинская труба буквально трещит по швам, так как срок ее эксплуатации давно истек. Очень ярко выразил необходимость модернизации украинской ГТС президент Союза общественных объединений «Свободная Россия» Модест Колеров. В частности, он заявил, что Украина банкрот, ее газотранспортная система сгнила. А политических денег ни у России, ни у Европы для создания консорциума нет, и в ближайшем будущем их не будет. Поэтому, чтобы сохранить свой стратегический актив, Украине необходимо срочно начать модернизацию ГТС. По подсчетам украинского правительства, модернизация обойдется ни много, ни мало в 3 млрд долл. 18,5 млн. Сроки модернизации – семь лет.
 
Уполномоченный президента по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский озвучил следующий мастер-план, предлагаемый Украиной. В частности, предполагается проведение модернизации по следующим основным направлениям: поддержание проектных технических параметров существующих основных транзитных газопроводов и подземных газовых хранилищ, внедрение современных эффективных, экологически совместимых технологий транспортирования и хранения газа и управления его потоками. Кроме того, предполагается внедрение современных методов и технологий контроля технического состояния объектов украинской ГТС, учета количества и качества газа в режиме реального времени и пространства на всей территории Украины, а также приведение нормативно-технической базы украинской ГТС в соответствие с нормативами, применяемыми в странах ЕС.

Относительно проектов, то предлагается модернизация и реконструкция линейных частей газопроводов со вспомогательными объектами, систем линейной телемеханики и связи, компрессорных станций, подземных хранилищ газа и строительство новых газоизмерительных станций. Реконструкция и строительство компрессорных станций обойдется дороже остальных объектов. Согласно подсчетам специалистов, на эти цели необходимо 1 млрд 435,3 млн долл. Модернизация линейной части газопроводов требует инвестиций в размере 616,3 млн долл., подземных хранилищ газа – 455,3 млн долл., строительство новых газоизмерительных станций на границе с Россией – 448 млн долл. Приоритетными проектами модернизации и реконструкции являются: западный транзитный коридор (газопроводы Союз, Уренгой-Помары-Ужгород и Прогресс), Южный транзитный коридор (газопроводы Елец — Кременчуг — Кривой Рог, Ананьев — Тирасполь — Измаил), подземные хранилища газа Бильче-Волыцко-Угерское и Богородчанско, газоизмерительные станции «Ужгород», «Берегово», «Дроздовичи», «Теково» и «Орловка».

История одного консорциума

В общем, история модернизации украинской ГТС берет начало еще в 2002 году, когда в ходе переговоров экс-президента Украины Леонида Кучмы, бывшего канцлера ФРГ Герхарда Шредера и экс-президента России Владимира Путина возникла идея создания газотранспортного консорциума. В частности, в 2003 году было создано ООО «Международный консорциум по управлению газотранспортной системой Украины», в котором по 50% принадлежало «Нафтогазу» и «Газпрому». Однако с того момента партнеры не сделали больше ни шага из-за разного понимания акционерами функций данного предприятия. В частности, «Газпром» настаивал на управлении всей украинской ГТС, а «Нафтогаз» предлагал ограничиться строительством двух новых газопроводов: Богородчаны – Ужгород и Новопсковск – Александров Гай. При этом украинской стороной было заявлено, что газотранспортная система не подлежит приватизации.

Поэтому украинская сторона все эти годы искала новые подходы для реализации модернизации ГТС и сегодня она нашла его в лице Европейского Союза. Еще в мае прошлого года Виктор Ющенко заявлял, что ЕС готов выделить Украине 2,5 млрд долл. При этом В.Ющенко подчеркивает, что украинская газотранспортная и нефтетранспортная системы рассматриваются Киевом как неотделимая часть европейской энергетической политики, а Европейский Союз не посягает на целостность украинской ГТС. Конкретные условия привлечения средств на модернизацию украинской ГТС пока не определены, утверждает Президент. «Условия привлечения необходимых ресурсов будут в дальнейшем определены, в том числе базируясь на основоположном решении донорской конференции в Брюсселе. Подробно об этом еще рано говорить, но убежден, мы получим оптимальные, взаимоприемлемые условия инвестирования, возможно, путем привлечения средств в форме кредитов, грантов, осуществления совместных инвестиций», - заявил Виктор Ющенко.

Как бы там ни было, однако модернизация ГТС означает, что Украина продолжает залезать в многомиллиардные долги. На сегодняшний день уже действует программа кредитования Украины Международным валютным фондом в размере 16 млрд долл., отправлен официальный запрос России о кредите в размере 5 млрд долл., а также премьер-министр Юлия Тимошенко намерена обсудить вопрос кредитования с Японией и рядом стран ЕС. Кроме всего этого, модернизация ГТС требует кредита в размере 3 млрд долл. Кто будет возвращать все эти средства, на сегодняшний день пока неизвестно. Поэтому опасение некоторых политиков относительно того, что за модернизацией ГТС кроется ее продажа, хотя это и запрещено законом Украины, есть определенный смысл, так как деньги необходимо будет отдавать. В частности, депутат фракции Компартии в Верховной Раде Евгений Царьков сказал: «Ющенко заявил, что намерен включить ГТС Украины в европейскую систему, но на самом деле за этим кроется ее продажа - никто просто так включать не будет. Он намерен отдать 51% газотранспортной системы транснациональным компаниям. Это направлено против России. Это может привести к потере Украиной транзита, к разрыву отношений с монополистом, и мы будем покупать газ российский в Германии».

Многие эксперты считают, что нынешний период, учитывая огромный дефицит бюджета, не является наиболее удачным для кредита под модернизацию ГТС. И сегодняшнее решение правительства скорее похоже на минутную слабость из-за большого желания удержать власть в стране и определенное влияние в мировом сообществе.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
11.09.19, Игорь Воронцов
Украина ранее уже потеряла позиции в высокотехнологичных отраслях, утратив статус развитой индустриальной державы. Теперь предлагается уничтожить еще и горнодобывающую промышленность, на которой во многом базируется вся экономика страны. Соответствующие инициативы содержатся в законопроекте №1210 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины. Автором документа является председатель комитета Верховной Рады по налоговой политике Даниил Гетманцев.
06.09.19, Ярослав Ярош
Польский металлургический комбинат Huta Czestochowa почти 15 лет принадлежал украинской корпорации "Индустриальный союз Донбасса". Но уже в ближайшее время он сменит владельца. И это станет концом целой польской эпохи в истории "ИСД". В общем, не очень успешной эпохи. За последние годы "ИСД" растерял весь пакет своих польских активов. Huta Czestochowa оставалась последней фамильной ценностью, но и она уже долгое время балансировала на грани банкротства. Продан комбинат будет в 5 с лишним раза дешевле, чем Сергей Тарута с партнерами купили его в 2005 г.
02.09.19, Василий Январев
После перезагрузки всех ветвей власти у Украины расширяется "окно возможностей" для диалога с США, в том числе и по промышленным вопросам. Как ожидается, президент Владимир Зеленский осенью может провести ряд встреч с американским лидером Дональдом Трампом. Поэтому украинские металлурги уже обратились к главе государства с просьбой поднять вопрос о замене 25%-ной пошлины на квоты.
09.08.19, Ярослав Ярош
Антимонопольный комитет тоже переобувается. В августе он обнародовал итоги расследования по внутреннему рынку азотных удобрений, следствием чего могло стать даже предписание о необходимости принудительного разделения азотных активов Дмитрия Фирташа (Group DF) в Украине. Конечным выгодополучателем такого решения может оказаться Игорь Коломойский. Хотя кашу заварил и не он. Как минимум – появляется шанс отгрызть часть рынка минудобрений для приватовского "Днипроазота". Как максимум – можно попробовать приобрести за недорого один из химкомбинатов Д.Фирташа.
29.07.19, Ярослав Ярош
На закате своей каденции кабинет Владимира Гройсмана целых два раза сделал хорошо национальной компании "Энергоатом". Он присоединил к ней Восточный горно-обогатительный комбинат, занимающийся добычей урановой руды. И одобрил инвестиционный проект расширения производственных мощностей Новоконстантиновской шахты в Кировоградской области. В случае его реализации добычу урана в Украине можно будет удвоить в 2021 г.
11.07.19, Ярослав Ярош
1 июля Украина завершила самый быстротечный и самый массовый по количеству претендентов конкурс для частных добытчиков. 9 газоносных блоков получили своих потенциальных хозяев, проявивших готовность работать с государством на условиях раздела продукции. Но если раньше Киеву удавалось подписывать СРП с мировыми грандами, такими как Shell, Chevron, Eni, то сейчас список победителей не настолько звездный. В нем преимущественно отечественные компании, а также иностранцы из второго эшелона. Кабмин уже не может позволить себе переборчивость. На страну надвигается реальный дефицит природного газа.
04.07.19, Василий Январев
Нарастивший объемы производства после вынужденного простоя в 2017 году Днепровский металлургический комбинат столкнулся с новой угрозой – 31 мая Хозяйственный суд Днепропетровской области начал процедуру банкротства предприятия по иску компании "Технобудмонтаж Груп". Впрочем, у меткомбината есть все возможности пройти этот непростой период, не теряя объемы производства и не сокращая производственный персонал.
02.07.19, Павел Вернивский
Одно из первых важных сообщений, прозвучавших от команды президента Владимира Зеленского, – работа с Международным валютным фондом будет продолжена. При этом почти каждый политик, пытаясь убедить народ в необходимости работы с МВФ, говорит людям: другой альтернативы нет. Но действительно ли это так?
20.06.19, Василий Январев
На шахтоуправлении "Покровское" входит в финальную фазу крупнейший в угледобывающей отрасли страны инвестиционный проект. Компания готова вложить более 160 млн долл. в разработку нового угольного блока №11. Строительные работы стартовали на этом блоке еще в 2011 г., но у прежнего хозяина Виктора Нусенкиса не хватило ресурсов, чтобы завершить начатое. Приход на "Покровское" в качестве владельца холдинга "Метинвест" дал проекту второе дыхание.
14.06.19, Игорь Воронцов
Банкротство второго по величине стального производителя Великобритании, официально объявленное 22 мая, наглядно показывает, к чему приводят необдуманные регуляторные решения правительства страны. Это хороший повод задуматься и для украинских высокопоставленных чиновников: ведь всегда лучше учиться на чужих ошибках, чем самим наступать на грабли.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!