Подробнее Запомнить город


Как Кабмин будет экономику активизировать

04.02.13
размер текста:

Министерство экономического развития и торговли обнародовало проект Государственной программы активизации развития экономики на 2013-2014 годы, которая должна стать основой экономической политики Украины на ближайшие два года. Как заявил премьер-министр Николай Азаров, на реализацию этого проекта требуется около 180 млрд грн. – 12,8% от размера номинального ВВП страны в 2012 году. Беспрецедентный масштаб программы должен предполагать постановку важнейших целей и решение серьезных задач в сжатые сроки. Но пока опубликованный проект оставляет слишком много вопросов.

Модернизация как необходимость

Появление Государственной программы активизации развития экономики Украины прямо вытекает из того сложного положения, в котором оказалась наша страна. Как признают авторы документа, в последнее время в отечественной экономике обострился ряд негативных тенденций.

С начала второго полугодия 2012 года Украина находится на спаде. В третьем квартале снижение ВВП составило 1,3%, а в четвертом – 2,7%. Только хорошие результаты, показанные в начале года, позволили Украине в целом завершить год с плюсом в 0,2%. Тем не менее по итогам прошлого года объем промышленного производства сократился на 1,8% по сравнению с 2011. Спад в металлургии составил 5,2%, в машиностроении – 6,0%, в сельском хозяйстве – 4,5%, в строительстве – 13,8%.

Отчасти эти результаты объясняются кризисом в мировой экономике, который особенно сильно ударил по таким традиционным покупателям украинских товаров, как страны Евросоюза и Ближнего Востока. Однако наиболее тревожной тенденцией является падение конкурентоспособности украинской продукции. Отечественные металлурги потеряли часть рынка сбыта в Турции и странах Ближнего Востока вследствие расширения там собственных импортозамещающих мощностей. Украинские машиностроители утрачивают позиции на ключевом российском рынке, на который в 2012 году приходилось 68,2% экспорта.

Под натиском зарубежных конкурентов украинские производители теряют целые сектора отечественного рынка. Среди продаваемых в нашей стране потребительских товаров, относящихся к продукции машиностроения (автомобили, бытовая техника и электроника), доля импорта сегодня достигла 99,2%, а в закупках промышленного оборудования отечественными предприятиями на импорт приходится 92,6%. Украинский импорт растет быстрее, чем экспорт, что приводит к росту внешней задолженности и ставит под угрозу стабильность национальной валюты.

На мировом рынке Украина превратилась в поставщика металлопродукции, сельскохозяйственного и минерального сырья, устаревшего промышленного оборудования и компонентов. Эти товары имеют низкую рентабельность, а их продажи не приносят отечественным компаниям существенных прибылей. Соответственно, государство не получает достаточного объема средств в виде налогов, и у производителей остается недостаточно ресурсов для проведения модернизации своих мощностей. Уровень износа основных фондов в промышленности, энергетике, коммунальном хозяйстве Украины достигает 65-90%.

Одним словом, "дальше так жить нельзя". Еще немного, и Украина окончательно превратится в страну третьего мира, вынужденную закупать все мало-мальски сложные изделия за рубежом, а у государства не останется средств на содержание социальной сферы. Это приведет к резкому падению жизненного уровня населения и окончательно добьет малый и средний бизнес, ориентирующийся на внутренний потребительский рынок.

Таким образом, модернизация экономики действительно должна являться основным и безусловным приоритетом правительства Украины. Только создание современных отраслей и производств, способных заменить на отечественном рынке импортную продукцию отечественной, поднять экспортные поступления и доходы бюджета, а также создать десятки тысяч новых высокооплачиваемых рабочих мест, может помочь нашей стране выйти из многолетнего кризиса.

Очевидно, что решить задачи такого масштаба может только государство. Все страны, модернизировавшие в последние десятилетия свою экономику и прорвавшиеся из третьего мира в первый, – Япония, Южная Корея, Малайзия, Турция, Сингапур, – сумели пройти этот путь только в рамках долгосрочной и целенаправленной государственной стратегии экономического развития. А всевозможные стимулирующие пакеты, нацеленные на оживление экономики с помощью госинвестиций и программ, стали важной составной частью антикризисной политики многих стран – от Китая до Соединенных Штатов Америки. Так что украинское правительство действует в рамках мировой тенденции.

Впрочем, просто сформулировать правильную идею – это намного меньше, чем полдела: важно наполнить ее конкретным содержанием. А с этим у авторов программы возникли определенные проблемы.

От плана до факта

Проект Минэкономторга предусматривает 6 основных направлений: повышение конкурентоспособности отечественной экономики, улучшение инвестиционных условий, поддержка национального производителя и реализация политики импортозамещения, развитие высокотехнологических перспективных секторов, структурные реформы в стратегических секторах, международное сотрудничество и развитие экспортного потенциала. Однако при более пристальном знакомстве с каждым из этих разделов возникает слишком много вопросов.

При этом можно даже не обращать внимание на практическое отсутствие конкретики. Такие программы стратегического уровня всегда включают пункты типа "расширить", "создать" и "обеспечить". Скорее, вызывает некоторое удивление наличие в перечне ожидаемых результатов реализации правительственной стратегии таких положений, как запуск одного телекоммуникационного спутника, модернизация трех боевых самолетов и предоставление кредитов на строительство и приобретение жилья примерно 2533 молодым семьям и одиноким молодым гражданам.

Проблема в том, что проект программы не создает впечатления целостности. В нем намечены отдельные направления, которые далеко не всегда соответствуют друг другу и общей идеологии документа. Они просто механически соединены между собой, не образуя целостную картину.

Например, большая часть задач государственной политики на 2013-2014 годы в разделе, посвященном повышению конкурентоспособности отечественной экономики, относится скорее к администрированию. В принципе, можно согласиться с тем, что упорядочение процедур получения документов разрешительного характера и уменьшение вмешательства контролирующих органов в хозяйственную деятельность каким-то образом связаны с повышением конкурентоспособности. Но как к этому относятся нормативно-правовое регулирование сферы игорного бизнеса или повышение ответственности работодателей за нарушения трудового законодательства – тайна великая! Пожалуй, единственное в этом разделе, что действительно может помочь в решении поставленной задачи, – это создание Банка развития для поддержки приоритетных отраслей и инвестиционных проектов.

Поддержка национального производителя и стратегия импортозамещения, согласно проекту программы, должны быть сосредоточены в областях сельского хозяйства, пищевой, легкой, деревообрабатывающей промышленности, а также охраны лесных и водных биоресурсов. В то же время о потребительском рынке там не сказано практически ничего, а ключевые для отечественной экономики горно-металлургическая, машиностроительная и химическая отрасли промышленности удостоились всего одного упоминания.

В сфере международного сотрудничества упор сделан на интеграцию с Европейским союзом, однако в перечне ожидаемых результатов государственной политики ни слова о практических результатах этой деятельности, зато поставлена цель добиться 15% расширения экспорта товаров и услуг в Россию. Очевидно, по мнению авторов программы, для этого будет достаточно зоны свободной торговли со странами СНГ.

Таких противоречий и несуразиц в проекте еще очень много, но это не так важно. Главное не то, что значится в документе, который будет прочно забыт сразу же после его подписания, а то, что реально собирается делать правительство для активизации развития отечественной экономики. На какие цели должны пойти те самые 180 млрд грн. за два года, о которых упоминал Н.Азаров, и где взять эти деньги?

Средства и цели

Во всем мире для поддержки экономики используются такие инструменты: предоставление льгот национальным производителям, ограничение конкуренции со стороны импорта, прямое стимулирование создание новых отраслей и производств, государственные инвестиции.

По словам Н.Азарова, правительство надеется удешевить стоимость кредитов для отечественных производителей, смягчив монетарную политику. Однако в нынешних украинских условиях это можно сделать только посредством целевого выделения средств на конкретные проекты через предлагаемый Банк развития. Высокая стоимость ресурсов коммерческих банков в Украине, препятствующая реализации долгосрочных проектов в промсфере, объясняется не дефицитом гривны, а иными факторами. Более того, есть опасность, что в случае инъекции государственных средств в банковскую систему основным результатом станет падение курса национальной валюты и усиление инфляции.

Ранее правительство уже заявило о своем намерении повысить импортные пошлины на ряд товаров и подготовило соответствующее обращение в ВТО. Кроме того, Н.Азаров заявлял о необходимости воздвигнуть барьеры на пути поступления в Украину некачественного ширпотреба. Но таким образом можно помочь только тем производствам, которые уже сейчас могут конкурировать с иностранными поставщиками, в то время как во многих секторах потребительского рынка украинской продукции нет вообще, а в ряде других она занимает четко выраженную низшую ценовую нишу и почти не пересекается с импортом.

Чтобы добиться реального импортозамещения, необходимо воссоздавать в Украине целые отрасли. Однако мировой опыт показывает, что создавать производства, ориентированные на внутренний рынок, реально только в том случае, если внутренние цены существенно превосходят мировые (так было, например, с созданием собственной металлургии в Турции, Иране или ОАЭ). Украинский потребительский рынок слишком узок из-за бедности большей части населения. Из-за этого привезти в страну практически любой товар выгоднее, чем изготовить на месте. Чтобы заместить импорт собственной продукцией, надо или проводить жесткую протекционистскую политику (а это несовместимо с членством в ВТО и европейской интеграцией), или создавать высокотехнологические предприятия, изначально нацеленные не только на внутреннее потребление, но и на экспорт. Для этого по примеру Турции или Китая нужно создавать индустриальные парки, завлекать большими льготами иностранцев, опекать отечественный капитал и… заранее продумать, в какие страны сбывать изготовленную продукцию. Кризисный Евросоюз, например, для этого подходит мало.

Наконец, можно поддержать экономику за счет реализации крупных строительных проектов. Так, для отечественной строительной отрасли серьезным подспорьем было проведение Евро-2012. В принципе, в проекте программы значатся строительство метрополитена, расширение железнодорожной сети, модернизация ЖКХ и угольных шахт… Вопрос заключается в том, где взять средства на реализацию всего этого при хронически дефицитном бюджете и падающих налоговых поступлениях. На этот вопрос программа ответа не дает. Очевидно только, что привлечение средств международных финансовых организаций и технической помощи на общую сумму 1,8-2,5 млрд долл. проблемы не решит.

Вот и получается, что, правильно определив самые насущные проблемы отечественной экономики и поставив перед страной актуальные задачи, правительство пока не показало ни конкретных путей достижения этих целей, ни ресурсов, с помощью которых оно собирается их добиться. На пути модернизации экономики Украины пока стоят два высоких барьера: нет денег, а те, что выделяются, часто используются нецелевым образом, и нет специалистов, способных разработать и реализовать стратегические программы общегосударственного масштаба. Смогут ли власти их преодолеть? Вопрос открытый…

Виктор Тарнавский

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!