Подробнее Запомнить город


Уран теряет добычу

12.03.09
размер текста:

Амбициозные планы украинской ядерной энергетики на текущий год корректируются под влиянием кризиса. Так, и.о. вице-президента НАЭК «Энергоатом» Владимир Бронников сообщил, что в 2009 году корпорация недовыработает примерно три миллиарда киловатт-часов электроэнергии в связи со снижением объемов потребления промышленными предприятиями. В результате «Энергоатом» недополучит около 450 млн грн. Это, в свою очередь, означает паузу по новым проектам, которая растягивается на неопределенный период. Поскольку приоритетным для компании остается обеспечение безопасности действующих энергоблоков.

Одним из основных проектов развития в текущем году должно было стать строительство шахты на Новоконстантиновском месторождении урановых руд. Оно расположено в Кировоградской обл. и является крупнейшим в Европе. На эти цели еще в сентябре 2008 года Минтопэнерго планировало направить 120 млн долл. Кроме того, 80 млн долл. предполагалось выделить Восточному ГОКу, а также предприятиям «Цирконий» и «Смолы», входящим в госконцерн «Ядерное топливо Украины». Однако уже в ноябре-декабре стало ясно, что эти планы придется корректировать. И в окончательном варианте госбюджета на нужды всей энергетики было предусмотрено только 600 млн грн. Причем из стабфонда, наполняемость которого за счет внешних займов и приватизации вызывает сегодня большие сомнения не только у экспертов.

Недостающие средства правительство намеревалось занять у ЕБРР. Но, как пояснил в ходе февральского визита в Украину президент этого учреждения Томас Миров, здесь и сейчас ЕБРР готов кредитовать инфраструктурные проекты – строительство линий электропередачи, а также использование возобновляемых источников – ветра, солнца, воды, для производства электроэнергии. Могут также рассматриваться проекты модернизации тепловых теплоэлектростанций. О возможности кредитования атомщиков Т.Миров не упоминал даже вскользь. Между тем начало промышленной добычи Новоконстантиновского месторождения с выходом на проектную мощность 1,5 тыс. тонн в год требует освоения 900 млн долл.

Однако пока что у атомщиков нет даже окончательного варианта бизнес-плана строительства шахты в Новоконстантиновке. Есть только технико-экономическое обоснование. Под такой документ ни ЕБРР, ни любой другой банк деньги никогда не выделит. Кроме того, в неофициальных разговорах в Минтопэнерго признают, что к освоению масштабных инвестиций сейчас не готова не только дирекция предприятия, строящегося на базе Новоконстантиновского месторождения, но и сам ВостГОК- действующее предприятие, расположенное в Желтых Водах (Днепропетровская обл). Причина – убыточность его нынешнего функционирования. Себестоимость добычи урановой руды на ВостГОКе достигает 180 долл. за кг. Тогда как на мировых рынках его цена сейчас – 103 долл. за кг.

Понятно, что при таких производственно-финансовых показателях очереди инвесторов, желающих вкладывать средства в ВостГОК, не наблюдается. И предприятию, а также всей отечественной уранодобывающей промышленности, остается лишь ждать лучших времен. В прошлом они имели место. Так, в 2007 году стоимость килограмма урана на международных биржах достигала 300 долл. за кг. Тогда ВостГОК пользовался благоприятной конъюнктурой и активно экспортировал свою продукцию. Но в то время на рынке присутствовала спекулятивная составляющая. Инвестфонды скупали урановый концентрат, надеясь на дальнейший рост его стоимости: поскольку предполагалось, что к реализации собственных ядерных программ вот-вот приступят Индонезия, Турция и Вьетнам.

Достаточно сказать, что один только печально известный Leman Brothers скупил 450 тыс. фунтов уранового концентрата. Однако ожидания не оправдались и предложение на рынке превысило спрос. И в нынешних условиях продукцию ВостГОКа не хотел брать даже «Энергоатом», которому намного дешевле было приобрести концентрат у независимого международного поставщика. Правда, правительство волевым решением все же обязало атомщиков закупать сырье в Желтых Водах. При этом Кабмину не удалось полностью переложить на генерацию проблемы уранодобывающей отрасли путем присоединения строящейся шахты к «Энергоатому». Такая инициатива не нашла необходимой поддержки в самом Минтопэнерго. В итоге максимум, на что согласилась генерирующая компания – участвовать в разработке Новоконстантиновского месторождения на основе договора о совместной деятельности.

Но рассчитывать на такую совместную деятельность в обозримом будущем не приходится. По прогнозам, озвученным в Кейптауне на конференции добывающих компаний в феврале, в текущем и следующем году стоимость урана продолжит снижаться до 88-101 долл. за кг. А значит, у инвесторов не будет оснований для восстановления интереса к уранодобывающей отрасли в целом и ВостГОКу и Новоконстантиновке в частности. Правда, эксперты допускают, что при позитивном сценарии к концу 2009 года цена на уран повысится до 176 долл. за кг. Это возможно в случае практической реализации ранее объявленных программ строительства в Индии и Китае соответственно 7 и 5 новых ядерных реакторов. Пока что не было заявлений о замораживании данных программ, поэтому небольшой повод для оптимизма все же есть.

Следует напомнить, что Украина занимает шестое место в мире по добыче урановой руды – 800 тонн в год. При этом потребности отечественной ядерной энергетики составляют 2,4 тыс. тонн урановой руды в год. Таким образом, в будущем проблема с сырьем для «Энергоатома» станет более актуальной, поскольку до конца 2010 года (к началу нового ценового цикла) Украина не успевает создать резерв ядерного топлива. Его предполагалось создать в равных частях из руды и готового топлива. Но для этого необходима сумма, нереальная в условиях кризиса – 3,6 млрд грн. Между тем резервный запас позволил бы амортизировать колебания стоимости как уранового концентрата, так и топливных таблеток. Решить проблему за счет конечных потребителей сейчас тоже не представляется возможным: правительство ввело мораторий на повышение тарифов на электроэнергию.





... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!