Подробнее Запомнить город


Куйбышев отмаялся

15.01.13
размер текста:

Под занавес прошлого года Донецкий хозяйственный суд признал банкротом Краматорский металлургический завод им. Куйбышева и дал старт процедуре ликвидации предприятия. Фактически это "похоронка" для одного из ветеранов украинской металлургии. Но на его костях пытаются воспрянуть сразу два юных юрлица – Краматорский металлопрокатный и Краматорский ферросплавный заводы. Они переняли все, что было ценного из производственных мощностей КМЗ им. Куйбышева, оставив ему лишь шлак накопившихся долгов.

Что такое не везет

Краматорский металлургический завод был создан еще в 1898 году. Совсем не Куйбышевым, а немецкими капиталистами Фицнером и Гампером, стоявшими у истоков большого машиностроения в Краматорске. Чугунолитейное производство сначала являлось одним из звеньев машиностроительного цикла, и только в советские времена оно было выведено в отдельное предприятие. К гигантам индустриализации Краматорский МЗ никогда не принадлежал, но на закате СССР была предпринята попытка превратить его хотя бы в образец модернизации. В 1989 году в мартеновском цехе Краматорского метзавода соорудили четырехручьевую сортовую МНЛЗ горизонтального типа, которая предполагала получение квадратной заготовки сечением 175 х 175 мм, производительностью 80 тонн/час. Если бы это сработало, будущее у предприятия, возможно, вышло бы более светлым. Но, несмотря на значительные усилия, приложенные проектантами и специалистами завода, в течение нескольких последующих лет так и не удалось выйти на стабильные объемы разливки. Это произошло из-за определенных концептуальных недоработок в конструкции МНЛЗ и ее плохой совместимости с технологическими пережитками старого мартеновского цеха.

В конце концов, в 1990 годы эта МНЛЗ была демонтирована. А заводу пришлось и дальше выезжать за счет крупносортного стана 620, находящего в эксплуатации с 1909 года. Секрет его долгожительства в том, что он производит полособульбовые профили широкого сортамента – довольно редкий в металлургии продукт, пользующийся стабильным спросом в судостроении. Кроме того, в этом же прокатном цеху имеется и единственная в Украине установка скоростной электротермической обработки крупносортного проката мощностью 20 тыс. тонн в год. Еще в 2010 краматорский полособульб экспортировался, хотя загрузка стана 620 упала до 28% от проектной мощности. Прокатывали его из стали, поставляемой Днепровским меткомбинатом им. Дзержинского. Оба завода входили в контур корпорации "Индустриальный союз Донбасса", так что получалась "семейная" кооперация. Потенциально она намечалась еще длиннее, поскольку в краматорском профиле нуждались и польские верфи, подконтрольные ИСД. Но жизнь внесла свои коррективы.

Проблемы корпорации Сергея Таруты аукнулись Краматорскому метзаводу не меньше, чем ее планы. КМЗ им. Куйбышева пришлось повидать на своем веку достаточно много собственников. Далеко не каждое из отечественных предприятий ГМК может похвастаться тем, что в его акционерах побывали компании из крупнейших бизнес-групп отрасли – СКМ, "Приват", ИСД. Именно последняя к 2007 году сконцентрировала в своих руках большинство акций завода посредством распределения пакетов между компаниями "Регион", "Азовимпекс", "Азовинтекс", "Визави". Но полоса невезения, похоже, как раз тогда и начинала накрывать КМЗ плотным слоем.

Так, еще в 2006 году по иску "Донецкоблэнерго" начались судебные разбирательства относительно признания предприятия банкротом. Впрочем, владельцы завода сначала не слишком серьезно воспринимали эту угрозу, понимая, что в судах можно препираться годами. Однако беда одна не ходит. Грянувший в металлургии кризис поставил на грань потери и гораздо более ценные активы ИСД, чем раритетное краматорское производство. На него не хватало ни финансовых, ни человеческих ресурсов. Добила завод авария на доменной печи №4 (единственной находившейся к тому времени в эксплуатации), случившаяся в 2007 году. На следующий год она возобновила работу, но в начале 2009 была остановлена. Как объясняли на заводе, из-за неблагоприятной рыночной ситуации и падения спроса на передельный чугун. Возможно, это и стало той точкой бифуркации, пройдя которую, руководство ИСД решило, что реанимировать Краматорский МЗ нет смысла – пора думать о том, как закрыть его с минимальными издержками.

Хроники пикирующего бомбардировщика

И тут старый иск "Донецкоблэнерго" пришелся даже кстати. На его основании был сформирован комитет кредиторов Краматорского метзавода, в состав которого, кроме упомянутой энергокомпании, вошли еще два юрлица – "Визави" и "Индустриальный союз Донбасса". Ход следует признать удачным: процесс банкротства предприятия стал управляемым его же хозяевами. В течение следующих нескольких лет сумма озвученных в судах претензий кредиторов несколько раз менялась, но в основном по причине перетока средств между заводом и разными предприятиями группы ИСД. Зафиксирован, например, случай, когда размер дебиторской задолженности Краматорского МЗ за полгода сократился практически на 200 млн грн. Так, по состоянию на 1 мая 2011 года он составлял более 567 млн грн., а на 22 декабря 2011 – уже 367,6 млн грн.

Могло показаться, что предприятие резко пошло на поправку. Но секрет здесь иной. Весной 2010 в Краматорске появились сразу двое сочувствующих судьбе невезучего завода. Молодые, но амбициозные компании, с красноречивыми названиями – Краматорский ферросплавный завод и Краматорский металлопрокатный завод – выразили желание инвестировать в КМЗ им. Куйбышева и стать его санаторами. И суды, и кредиторы план санации одобрили. А он, среди прочего, предусматривал финансовое участие компаний-инвесторов на сумму около 134 млн грн. Это вливание плюс взыскание ряда дебиторских долгов и позволило Краматорскому метзаводу на конец года сократить кредиторскую задолженность. Но не стало залогом его спасения.

Львиная доля погашенных в указанный период долгов пришлась на кредиторов из группы ИСД. С другой стороны и санаторы-инвесторы имели к ней самое прямое отношение. Основателем Краматорских ферросплавного и металлопрокатного заводов выступила компания "Регион" Олега Мкртчана, одного из двух нынешних ключевых совладельцев ИСД. За свой взнос санаторы-нвесторы получили имущество КМЗ, на базе которого намерены развивать собственное производство, уже полностью очищенное от старых долгов

После этого судьба завода-ветерана опять перестала кого-либо интересовать, и он продолжил свой путь на дно. Если на конец 2011 года сумма претензий, внесенных в регистр кредиторов КМЗ им. Куйбышева, составляла лишь 99 млн грн., то сейчас она уже превышает 500 млн грн. Такой разрыв может свидетельствовать о том, что год назад большинство тех, кому задолжал завод, еще верили в гипотетическую возможность его возрождения, а сегодня эта вера полностью иссякла. Вот они и спешат оформить свои претензии юридически, чтобы хоть что-то получить с банкрота. Впрочем, первые строчки в перечне кредиторов опять же занимает "Индустриальный союз Донбасса" (более 187 млн грн. задолженности) или близкие к нему структуры: Алчевский коксохимический завод (85,5 млн грн.), Донецкий индустриальный союз (почти 25 млн грн.), ДМК им. Дзержинского (более 10 млн грн). И даже своему санатору, теперь уже бывшему, – Краматорскому ферросплавному заводу – КМЗ им. Куйбышева успел задолжать 50,5 млн грн. По сравнению с вышеуказанными цифрами, те 17 млн грн., уплатить которые требует от завода Пенсионный фонд, на основании чьего иска предприятие и объявлено в декабре банкротом, не выглядят столь уж астрономической суммой.

За одного битого двух небитых дают

После того как в 2000 году на Краматорском метзаводе был закрыт мартеновский цех и остановлена домна №3, предприятие начало страдать от раздвоения личности. Оставшаяся в эксплуатации четвертая домна могла выплавлять одно из двух: либо 145 тыс. тонн в год ферромарганца, либо порядка 500 тыс. тонн чугуна для собственного прокатного производства. Напомним, сейчас на заводе в дееспособном состоянии есть два прокатных стана – крупно- и среднесортный (каждый – на 100 тыс. тонн годовых). Идея О.Мкртчана развести ферросплавное и прокатное производство по разным предприятиям успешно лечит от раздвоения. Только пациент сегодня уже, скорее, мертв, чем жив.

Зато новые структуры, возникшие на его мощностях, вполне себе бодрствуют. Краматорский металлопрокатный завод уже капитально отремонтировал в прошлом году печи в сортопрокатном цеху. Краматорский ферросплавный завершает капремонт домны №4 и воздухообогревателей. Кроме того, оба завода-новичка обзавелись к концу 2012 и земельными наделами. На последней прошлогодней сессии горсовет Краматорска одобрил ряд договоров аренды земель обанкротившегося КМЗ им. Куйбышева. В частности, Краматорский металлопрокатный завод получил 2 участка общей площадью почти 8 га, а Краматорский ферросплавный завод – 8 участков площадью 128 га.

Именно ферросплавное направление является сегодня наиболее ценным осколком от Краматорского метзавода. Еще летом аналитики оценивали его стоимость в 50-70 млн долл. Но сейчас его ценность, вероятно, даже выросла на фоне остановки украинских ферросплавных заводов "Привата". В конце концов о ликвидности актива свидетельствует и то, что О.Мкртчан уже успел его перепродать, хотя предприятие еще не выпускает готовую продукцию. Впервые информация о том, что КФЗ перепродан российским соискателям появилась летом, когда юридическая компания DLA Piper в своем пресс-релизе сообщила, что оказала содействие инвестору из России в выкупе акций украинского ферромарганцевого завода. Правда, имена субъектов купли-продажи не разглашались, но участники рынка пришли к выводу, что речь идет о сделке между "Регионом" О.Мкртчана и пулом российских партнеров ИСД во главе с Владимиром Катуниным. В ноябре косвенное подтверждение того, что на КФЗ идет перетасовка акций, пришло из Антимонопольного комитета Украины. Он дал разрешение одной кипрской компании Opatu Investments Limited приобрести контрольную долю в другой кипрской компании Solarmo Holdings Limited, а последняя, как раз, и владела до этого Краматорским ферросплавным заводом.

Правда, тогда же в ноябре генеральный директор КФЗ Юрий Лобода сетовал корреспонденту УНИАН на то, что промплощадка ему досталась в очень плохом состоянии, поэтому на запуск печи потребуется почти год. "Скорее всего, задувка печи состоится не ранее сентября 2013 года. Приблизительно через три месяца после этого мы сможем выйти на выплавку 14 тыс. тонн доменного ферромарганца в месяц, что составит 168 тыс. тонн в год", – прогнозировал Ю.Лобода. По его словам, в Краматорске будет применена технология производства низкоуглеродистого ферромарганца, обкатанная на Саткинском чугуноплавильном заводе в России, где господин Лобода ранее работал заместителем гендиректора. Кстати, КФЗ рассчитывает и на те же, что и в Сатке, источники сырья – импортную руду из Казахстана и ЮАР.

При этом Ю.Лобода сделал оговорку, что точные даты запуска КФЗ будут зависеть от ситуации на рынке ферросплавов. Так, если к моменту завершения восстановительных работ спрос будет низким, то владельцы завода могут отложить запуск. С другой стороны, можно было бы его и форсировать, нацеливаясь на то, чтобы частично занять ферромарганцевую нишу "Привата" на российском рынке. Однако спрос на ферросплавы и в России, и в мире в целом, продолжает оставаться невысоким. Поэтому маловероятно, что нынешние хозяева Краматорского ферросплавного будут торопить события.

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 3
03:33 | 22.07.2019
Антон
Перезвоните мне пожалуйста по номеру 8(812)454-88-83 Нажмите 1 спросить Вячеслава.
17:38 | 21.05.2019
rfavFliva
Добрый день,

ООО Дальневосточная торгово-экономическая компания оказывает услуги по растаможке грузов прибывающих морским транспортом в Восточный порт и порты г. Владивостока (ВМТП, ВМКТ) из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Специалисты нашей компании проведут весь спект работ по соблюдению всех процедур таможенной очистке грузов в соответствии требованиям таможенного и налогового законодательства.

Таможенные услуги ООО Дальневосточная торгово-экономическая компания:
Определение кодов ТН ВЭД,
Достоверный расчет таможенных платежей,
Помощь в подготовке внешнеэкономических контрактов,
Помощь в подготовке необходимой документации для проведения процедур растаможке,
Сопровождение при проведении процедур таможенной очистке,
Получение разрешительных документов при ввозе иностранных товаров на территорию Российской Федерации,
Подготовка пакета документов при доказательстве таможенной стоимости товаров,

Услуги поставщика и Торгового дома:
Согласование основных параметров сделки: сроки поставки и окончательная стоимость товара на Вашем складе,
Заключение внешнеторгового контракта с Вашим отправителем,
Выполнение функций валютного агента,
Доставка груза в любой регион Российской Федерации,
Оформление разрешительных документов необходимых при ввозе иностранных товаров на территорию РФ,
Возможность доставки грузов по HBL,
Фиксированная стоимость сделки,
Точные сроки поставки до Вашего склада,
Оптимизация сделки.
Услуги поставщика и Торгового дома предусматривают полное бухгалтерское сопровождение отличающееся особой спецификой в сфере ВЭД.

Для расчёта стоимости поставки товара присылайте запрос на эл.почту
15:44 | 06.05.2019
rfavFliva
Уважаемые Коллеги и Партнёры,

ООО "Дальневосточная торгово-экономическая компания" оказывает помощь в прохождении процедуры таможенной очистки товаров прибывающих на территорию Российской Федерации из Китая,Тайваня, Японии,Кореи,Таиланда, США, Индии, Сингапура, Малайзии, Индонезии, Европы. Благодаря большому опыту, наших сотрудников, тесному взаимодействию с различными отделами и подразделениями контролирующих органов, мы обеспечим оперативное таможенное оформление с минимальными временными и материальными издержками. Наши специалисты отслеживают изменения российского законодательства, в частности Таможенного кодекса, особенности его применения (прецеденты на местах), в совершенстве знают правила оформления любых категорий товаров в соответствии с действующими режимами, что дает возможность профессионально и быстро принимать решения, мгновенно реагировать в любых ситуациях.

Консультационные услуги:
- Консультации по составлению внешнеторговых контрактов;
- Подготовка документации для проведения процедур таможенного оформления товаров;
- Получение разрешительных документов при ввозе иностранных товаров на территорию РФ;
- Подбор кодов ТН ВЭД;
- Расчёт таможенных платежей за поставляемые товары.

Услуги контрактодержателя:
- Согласование основных параметров сделки: сроки доставки и стоимость товаров на Вашем складе;
- Заключение контрактов с Вашим инопартнёром;
- Проведение оплаты Вашему инопартнёру за поставляемый товар;
- Проведение таможенной очистки товаров;
- Бухгалтерское сопровождение.

Для расчёта стоимости поставки товара присылайте запрос на эл.почту

...
Новости партнеров


Статьи
09.08.19, Ярослав Ярош
Антимонопольный комитет тоже переобувается. В августе он обнародовал итоги расследования по внутреннему рынку азотных удобрений, следствием чего могло стать даже предписание о необходимости принудительного разделения азотных активов Дмитрия Фирташа (Group DF) в Украине. Конечным выгодополучателем такого решения может оказаться Игорь Коломойский. Хотя кашу заварил и не он. Как минимум – появляется шанс отгрызть часть рынка минудобрений для приватовского "Днипроазота". Как максимум – можно попробовать приобрести за недорого один из химкомбинатов Д.Фирташа.
29.07.19, Ярослав Ярош
На закате своей каденции кабинет Владимира Гройсмана целых два раза сделал хорошо национальной компании "Энергоатом". Он присоединил к ней Восточный горно-обогатительный комбинат, занимающийся добычей урановой руды. И одобрил инвестиционный проект расширения производственных мощностей Новоконстантиновской шахты в Кировоградской области. В случае его реализации добычу урана в Украине можно будет удвоить в 2021 г.
11.07.19, Ярослав Ярош
1 июля Украина завершила самый быстротечный и самый массовый по количеству претендентов конкурс для частных добытчиков. 9 газоносных блоков получили своих потенциальных хозяев, проявивших готовность работать с государством на условиях раздела продукции. Но если раньше Киеву удавалось подписывать СРП с мировыми грандами, такими как Shell, Chevron, Eni, то сейчас список победителей не настолько звездный. В нем преимущественно отечественные компании, а также иностранцы из второго эшелона. Кабмин уже не может позволить себе переборчивость. На страну надвигается реальный дефицит природного газа.
04.07.19, Василий Январев
Нарастивший объемы производства после вынужденного простоя в 2017 году Днепровский металлургический комбинат столкнулся с новой угрозой – 31 мая Хозяйственный суд Днепропетровской области начал процедуру банкротства предприятия по иску компании "Технобудмонтаж Груп". Впрочем, у меткомбината есть все возможности пройти этот непростой период, не теряя объемы производства и не сокращая производственный персонал.
02.07.19, Павел Вернивский
Одно из первых важных сообщений, прозвучавших от команды президента Владимира Зеленского, – работа с Международным валютным фондом будет продолжена. При этом почти каждый политик, пытаясь убедить народ в необходимости работы с МВФ, говорит людям: другой альтернативы нет. Но действительно ли это так?
20.06.19, Василий Январев
На шахтоуправлении "Покровское" входит в финальную фазу крупнейший в угледобывающей отрасли страны инвестиционный проект. Компания готова вложить более 160 млн долл. в разработку нового угольного блока №11. Строительные работы стартовали на этом блоке еще в 2011 г., но у прежнего хозяина Виктора Нусенкиса не хватило ресурсов, чтобы завершить начатое. Приход на "Покровское" в качестве владельца холдинга "Метинвест" дал проекту второе дыхание.
14.06.19, Игорь Воронцов
Банкротство второго по величине стального производителя Великобритании, официально объявленное 22 мая, наглядно показывает, к чему приводят необдуманные регуляторные решения правительства страны. Это хороший повод задуматься и для украинских высокопоставленных чиновников: ведь всегда лучше учиться на чужих ошибках, чем самим наступать на грабли.
10.06.19, Игорь Воронцов
Импорт известкового камня в Украину растет опережающими темпами по сравнению с показателями местных добывающих предприятий. Отрасль находится под воздействием ряда общеэкономических негативных факторов, которые сохранятся и в текущем году. Несмотря на это, планы отдельных производителей на 2019 г. довольно оптимистичны. Они надеются расширить долю рынка, потеснив импортеров. Хотя последним пока удается наращивать объемы поставок.
06.06.19, Ярослав Ярош
Холдинг Виктора Пинчука взялся системно блокировать проникновение чужеродного импорта на внутренний рынок труб. В январе 2019-го "Интерпайп" добился от Антимонопольного комитета решения, которым был разблокирован доступ компании для ряда тендеров ДК "Укргазвыдобування". В мае он получил поддержку и со стороны Минэкоразвития. Межведомственная комиссия по международной торговле начала антидемпинговое расследование в отношении импорта стальных бесшовных горячедеформированных труб из Китая.
30.05.19, Игорь Воронцов, Виктория Финчук
Начавшийся спад в жилищном строительстве негативно сказался на загрузке мощностей украинской цементной промышленности. Основные надежды предприятий связаны с планами правительства по масштабному строительству цементобетонных дорог. Это может стать драйвером роста для всей украинской экономики – поскольку одно рабочее место в дорожном строительстве создает 12 рабочих мест в смежных отраслях. А при строительстве цементобетонных дорог создается 20 рабочих мест, по подсчетам ассоциации "Укрцемент".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!