Подробнее Запомнить город


Бюджет 2009: куда девался дефицит?

11.03.09
размер текста:

Второй месяц подряд государственный бюджет Украины официально перевыполняется. При этом, как и в январе, в феврале основная часть доходов по странным стечениям обстоятельств поступила в бюджет в последние дни месяца. С одной стороны это вселяет некую уверенность в том, что даже в разгар кризиса, Кабинет Министров сможет «где-то» найти деньги, чтобы профинансировать, по меньшей мере, защищенные статьи бюджета, с другой стороны - остается много вопросов, прежде всего, откуда правительство берет деньги, и насколько хватит этого скрытого резерва.

В конце недели премьер-министр Украины Ю.Тимошенко прокомментировала ситуацию в бюджетной сфере Украины. По ее словам, в феврале поступления в государственный бюджет составили 103% от плана. Структуру и объемы доходов бюджета глава правительства не раскрыла. Немногим ранее о выполнении плана доходов госбюджета в этом году отчиталось Государственное казначейство Украины. Как оказалось, ситуация в бюджетной сфере практически не ощутила обвального падения экономики в начале года. По информации ведомства, в феврале доходы общего фонда составили 12,5 млрд грн., что почти на 300 млн грн., или на 2,4% выше плана, доходы специального фонда бюджета - почти 6 млрд грн. При этом официальная статистика свидетельствует о том, что основные наполнители бюджета – Государственная налоговая администрация (ГНАУ) и Государственная таможенная служба (ГТСУ) в феврале перевыполнили задачи по сбору налогов. В частности, ГНАУ в феврале перечислила на 2,6% больше запланированного – 7,8 млрд грн., а с учетом возмещения НДС – 5,6 млрд грн., или на 5,2% больше. ГТСУ в феврале мобилизировала на 3% больше денег – 6,2 млрд грн. при плане 6 млрд грн.

Учитывая, что в январе доходы бюджета также превзошли плановые показатели (106% от плана), общая картина по итогам двух месяцев является более чем оптимистичной. План доходов госбюджета в целом в январе-феврале 2009 года перевыполнен на 3,15%. При запланированных платежах в суме 26,8 млрд грн. в общий и специальный фонды госбюджета поступило 27,6 млрд грн. (с учетом возмещения НДС и собственных поступлений бюджетных учреждений).

Столь радужные показатели выполнения бюджета на фоне обвального падения валового внутреннего продукта (по разным оценкам 20-30% в сравнении с январем 2008 года) вызвали много вопросов не только у оппозиции, но и у экспертов. Особенно вызвал интерес тот факт, что основная часть доходов в бюджет поступает в последние дни месяца. Так, в январе 31,3% доходов общего фонда госбюджета было обеспечено в последний расчетный день января. В этот день в общий фонд поступило свыше 2,8 млрд грн., в основном за счет НДС и благодаря превышению сметных доходов над расходами Нацбанка (1 млрд грн.). К слову, эти средства НБУ должен был перечислить только в марте. В феврале сложилась похожая ситуация. По информации Министерства финансов еще 27 февраля в бюджете было только 72% плановых доходов. Таким образом, вырисовывается некая закономерность: по итогам месяца в бюджет поступает около 70% плановых доходов, а в последний день из неизвестных источников покрывается вся разница.

В силу того, что в текущем году профильные госорганы прекратили публиковать оперативные данные относительно структуры доходов госбюджета, определить эти скрытые источники наполнения бюджета непросто. Тем не менее, можно предположить, что секрет бюджетной политики правительства держится на комплексном подходе. По подсчетам специалистов, снижение ВВП на 1% ведет с сокращению доходной части бюджета в среднем на 1,5-1,6%. Таким образом, если исходить из предположения, что ВВП в январе сократился на 20%, то доходы госбюджета должны были уменьшиться примерно на 30%. Такое значение в действительности отвечает ежемесячным показателям выполнения доходной части бюджета за вычетом платежей последнего дня.

Стоит отметить, что и 70% выполнения планов по доходу – это достаточно высокий показатель в нынешних условиях. В первом квартале текущего года ситуацию «спасет» то, что на январь и начало февраля приходятся платежи налога на прибыль за предыдущий год. Несмотря на убытки украинских предприятий в ІV квартале 2008 года, общий финансовый результат большинства из них по итогам года был положительным, поэтому налог на прибыль в начале 2009 года поддержал бюджет в январе-феврале. Очевидно, что совсем иная ситуация будет в апреле-марте, когда придет очередь платежей налога на прибыль по итогам І квартала. Уже сегодня становится ясно, что его поступления в текущем году будут стремиться к нулю, а поскольку на него приходится около 20% налоговых доходов госбюджета, то эта недоимка будет чувствительной. Кроме того, в текущем году возникнут проблемы с чистым поступлением НДС из-за того, что рост поступлений от импортного НДС падают более стремительно, чем объемы его возмещения экспортерам. Стремительное падение импорта (на 50% в январе-феврале) вызовет также снижение поступлений от сбора импортных пошлин и акцизных сборов с ввезенных товаров. В прошлом году эти две статьи доходов дали бюджету свыше 15 млрд грн. При этом 13% временная надбавка, которая вступила в действие 6 марта, не сможет покрыть эту недоимку. Исходя из динамики импорта и перечня товаров, на которую она распространяется можно ожидать доходы по данной статье в рамках 1,5-1,9 млрд грн.

На фоне названных проблем перевыполнение бюджета выглядит алогичным. Тем не менее, Кабмин имеет ряд ресурсов и инструментов, которые сейчас позволяют латать дыры в бюджете. Во-первых, это манипуляция с показателем инфляции. Напомним, что в бюджете заложен изначально нереальный показатель на уровне 9,5%, что почти в 2,5 раза ниже прошлогоднего уровня. Динамика уровня цен в начале года дает основания прогнозировать, что заложенный показатель инфляции будет преодолен уже в первом квартале. Это означает, что номинальные и реальные показатели выполнения бюджета будут серьезно расходиться. Иными словами, Кабмин номинально может перевыполнить план доходов бюджета и в 2 раза, однако реально это будут ничем не подкрепленные деньги. Во-вторых, план доходов госбюджета распределен таким образом, что большая часть доходов припадает на второе полугодие. В частности, на первые два месяца запланировано только около 11% от годовых поступлений. Объективных оснований для такого смещения плана нет, скорее всего, Кабинет министров попросту понадеялся на то, что экономическая ситуация во второй половине этого года улучшится. Однако, риск, что такой прогноз не сбудется, очень высок.

Помимо манипулятивных инструментов, правительство имеет также ряд резервов, которыми оно покрывает те 30% ежемесячной недоимки. Скорее всего, этот резерв формируется благодаря девальвации гривны. Только за счет снижения курса гривны с 5 грн. до 8 грн. за долл. поступления от уплаты НДС с российского газа возрастут на 34-35 млрд грн. Аналогичный дополнительный заработок правительство получит от переоценки всего импорта. Вторым источником покрытия дефицита являются внутренние и внешние заимствования. Согласно нынешнему бюджету их размер должен составить 70,0 млрд грн. и 18,8 млрд грн. При этом тот механизм, который сейчас используется на внутреннем рынке (продажа Нацбанку ОВГЗ) является прямой формой «печатания денег».

Однако баланс проблем и возможностей их решить у правительства все же смещен в пользу первых. Очевидно, это уже осознает и сам Кабмин. В последнее время, премьер-министр стала менее категоричной в отношении пересмотра бюджета. В начале марта, Ю.Тимошенко сообщила, что она, формально под давлением Президента, согласилась на пересмотр главного финансового документа страны в апреле-мае. В сложившихся условиях, не только эксперты, но и большинство граждан, скорее всего, отнесутся с пониманием к ожидаемому секвестру бюджета, поэтому правительство имеет возможность провести непопулярные решения без потерь своих политических позиций. При этом, продолжение затягивания и отрицания возможности сокращения социальных расходов, заранее зная, что на этот шаг в конечном итоге придется пойти, свидетельствует, что украинские власти так и не сделали должных выводов кризиса 90-х.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!