Подробнее Запомнить город


Бюджет 2009: куда девался дефицит?

11.03.09
размер текста:

Второй месяц подряд государственный бюджет Украины официально перевыполняется. При этом, как и в январе, в феврале основная часть доходов по странным стечениям обстоятельств поступила в бюджет в последние дни месяца. С одной стороны это вселяет некую уверенность в том, что даже в разгар кризиса, Кабинет Министров сможет «где-то» найти деньги, чтобы профинансировать, по меньшей мере, защищенные статьи бюджета, с другой стороны - остается много вопросов, прежде всего, откуда правительство берет деньги, и насколько хватит этого скрытого резерва.

В конце недели премьер-министр Украины Ю.Тимошенко прокомментировала ситуацию в бюджетной сфере Украины. По ее словам, в феврале поступления в государственный бюджет составили 103% от плана. Структуру и объемы доходов бюджета глава правительства не раскрыла. Немногим ранее о выполнении плана доходов госбюджета в этом году отчиталось Государственное казначейство Украины. Как оказалось, ситуация в бюджетной сфере практически не ощутила обвального падения экономики в начале года. По информации ведомства, в феврале доходы общего фонда составили 12,5 млрд грн., что почти на 300 млн грн., или на 2,4% выше плана, доходы специального фонда бюджета - почти 6 млрд грн. При этом официальная статистика свидетельствует о том, что основные наполнители бюджета – Государственная налоговая администрация (ГНАУ) и Государственная таможенная служба (ГТСУ) в феврале перевыполнили задачи по сбору налогов. В частности, ГНАУ в феврале перечислила на 2,6% больше запланированного – 7,8 млрд грн., а с учетом возмещения НДС – 5,6 млрд грн., или на 5,2% больше. ГТСУ в феврале мобилизировала на 3% больше денег – 6,2 млрд грн. при плане 6 млрд грн.

Учитывая, что в январе доходы бюджета также превзошли плановые показатели (106% от плана), общая картина по итогам двух месяцев является более чем оптимистичной. План доходов госбюджета в целом в январе-феврале 2009 года перевыполнен на 3,15%. При запланированных платежах в суме 26,8 млрд грн. в общий и специальный фонды госбюджета поступило 27,6 млрд грн. (с учетом возмещения НДС и собственных поступлений бюджетных учреждений).

Столь радужные показатели выполнения бюджета на фоне обвального падения валового внутреннего продукта (по разным оценкам 20-30% в сравнении с январем 2008 года) вызвали много вопросов не только у оппозиции, но и у экспертов. Особенно вызвал интерес тот факт, что основная часть доходов в бюджет поступает в последние дни месяца. Так, в январе 31,3% доходов общего фонда госбюджета было обеспечено в последний расчетный день января. В этот день в общий фонд поступило свыше 2,8 млрд грн., в основном за счет НДС и благодаря превышению сметных доходов над расходами Нацбанка (1 млрд грн.). К слову, эти средства НБУ должен был перечислить только в марте. В феврале сложилась похожая ситуация. По информации Министерства финансов еще 27 февраля в бюджете было только 72% плановых доходов. Таким образом, вырисовывается некая закономерность: по итогам месяца в бюджет поступает около 70% плановых доходов, а в последний день из неизвестных источников покрывается вся разница.

В силу того, что в текущем году профильные госорганы прекратили публиковать оперативные данные относительно структуры доходов госбюджета, определить эти скрытые источники наполнения бюджета непросто. Тем не менее, можно предположить, что секрет бюджетной политики правительства держится на комплексном подходе. По подсчетам специалистов, снижение ВВП на 1% ведет с сокращению доходной части бюджета в среднем на 1,5-1,6%. Таким образом, если исходить из предположения, что ВВП в январе сократился на 20%, то доходы госбюджета должны были уменьшиться примерно на 30%. Такое значение в действительности отвечает ежемесячным показателям выполнения доходной части бюджета за вычетом платежей последнего дня.

Стоит отметить, что и 70% выполнения планов по доходу – это достаточно высокий показатель в нынешних условиях. В первом квартале текущего года ситуацию «спасет» то, что на январь и начало февраля приходятся платежи налога на прибыль за предыдущий год. Несмотря на убытки украинских предприятий в ІV квартале 2008 года, общий финансовый результат большинства из них по итогам года был положительным, поэтому налог на прибыль в начале 2009 года поддержал бюджет в январе-феврале. Очевидно, что совсем иная ситуация будет в апреле-марте, когда придет очередь платежей налога на прибыль по итогам І квартала. Уже сегодня становится ясно, что его поступления в текущем году будут стремиться к нулю, а поскольку на него приходится около 20% налоговых доходов госбюджета, то эта недоимка будет чувствительной. Кроме того, в текущем году возникнут проблемы с чистым поступлением НДС из-за того, что рост поступлений от импортного НДС падают более стремительно, чем объемы его возмещения экспортерам. Стремительное падение импорта (на 50% в январе-феврале) вызовет также снижение поступлений от сбора импортных пошлин и акцизных сборов с ввезенных товаров. В прошлом году эти две статьи доходов дали бюджету свыше 15 млрд грн. При этом 13% временная надбавка, которая вступила в действие 6 марта, не сможет покрыть эту недоимку. Исходя из динамики импорта и перечня товаров, на которую она распространяется можно ожидать доходы по данной статье в рамках 1,5-1,9 млрд грн.

На фоне названных проблем перевыполнение бюджета выглядит алогичным. Тем не менее, Кабмин имеет ряд ресурсов и инструментов, которые сейчас позволяют латать дыры в бюджете. Во-первых, это манипуляция с показателем инфляции. Напомним, что в бюджете заложен изначально нереальный показатель на уровне 9,5%, что почти в 2,5 раза ниже прошлогоднего уровня. Динамика уровня цен в начале года дает основания прогнозировать, что заложенный показатель инфляции будет преодолен уже в первом квартале. Это означает, что номинальные и реальные показатели выполнения бюджета будут серьезно расходиться. Иными словами, Кабмин номинально может перевыполнить план доходов бюджета и в 2 раза, однако реально это будут ничем не подкрепленные деньги. Во-вторых, план доходов госбюджета распределен таким образом, что большая часть доходов припадает на второе полугодие. В частности, на первые два месяца запланировано только около 11% от годовых поступлений. Объективных оснований для такого смещения плана нет, скорее всего, Кабинет министров попросту понадеялся на то, что экономическая ситуация во второй половине этого года улучшится. Однако, риск, что такой прогноз не сбудется, очень высок.

Помимо манипулятивных инструментов, правительство имеет также ряд резервов, которыми оно покрывает те 30% ежемесячной недоимки. Скорее всего, этот резерв формируется благодаря девальвации гривны. Только за счет снижения курса гривны с 5 грн. до 8 грн. за долл. поступления от уплаты НДС с российского газа возрастут на 34-35 млрд грн. Аналогичный дополнительный заработок правительство получит от переоценки всего импорта. Вторым источником покрытия дефицита являются внутренние и внешние заимствования. Согласно нынешнему бюджету их размер должен составить 70,0 млрд грн. и 18,8 млрд грн. При этом тот механизм, который сейчас используется на внутреннем рынке (продажа Нацбанку ОВГЗ) является прямой формой «печатания денег».

Однако баланс проблем и возможностей их решить у правительства все же смещен в пользу первых. Очевидно, это уже осознает и сам Кабмин. В последнее время, премьер-министр стала менее категоричной в отношении пересмотра бюджета. В начале марта, Ю.Тимошенко сообщила, что она, формально под давлением Президента, согласилась на пересмотр главного финансового документа страны в апреле-мае. В сложившихся условиях, не только эксперты, но и большинство граждан, скорее всего, отнесутся с пониманием к ожидаемому секвестру бюджета, поэтому правительство имеет возможность провести непопулярные решения без потерь своих политических позиций. При этом, продолжение затягивания и отрицания возможности сокращения социальных расходов, заранее зная, что на этот шаг в конечном итоге придется пойти, свидетельствует, что украинские власти так и не сделали должных выводов кризиса 90-х.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
18.03.19, Ярослав Ярош
Более 10 лет руководство комбината "ArcelorMittal Кривой Рог" вело разговоры о строительстве новой агломерационной фабрики на предприятии. Но в начале 2019-го из дирекции АМКР прилетели другие вводные. Комбинат решил отказаться от прежней идеи. Теперь вместо новой аглофабрики должна появиться фабрика по окомкованию ЖРС. Такой объект, согласно предварительным расчетам, и экологичнее, и экономически выгоднее. Но при этом реконструкция обогатительного хозяйства на АМКР затянется и подорожает.
01.03.19, Игорь Воронцов
Наметившийся рост мировых цен на стальной лом угрожает стабильности работы украинских металлургических предприятий, обеспечивающих сотни тысяч рабочих мест и 25% валютных поступлений в страну. Ответом на вызов является законопроект №9474, принятый Верховной Радой 28 февраля за основу и в целом и направленный президенту Украины. Если он последует примеру законодателей и не станет затягивать с подписанием важного для отрасли документа, можно будет считать, что у металлургов есть сырье, а у бюджета – рост налоговых поступлений.
27.02.19, Ярослав Ярош
Глобальные торговые войны на стальном рынке украинскую металлургию пока особо не подкосили. Наоборот, по данным Министерства экономического развития и торговли, экспорт стальной продукции из страны вырос на 14,9%, или на 1,5 млрд долл. в денежном выражении, а по некоторым товарным позициям показал лучшие результаты с 2014 года.
20.02.19, Игорь Воронцов
Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!