Подробнее Запомнить город


Металлоторговля: весна будет неоднозначная

09.03.09
размер текста:

В феврале 2009 года украинские и мировые металлорынки несколько стабилизировались, что позволило даже скептикам говорить о начале выхода отрасли из кризиса. Однако спешить с подобной оценкой не стоит – негативные тенденции далеко не побеждены. Это заметно и при анализе динамики металлоторговли.

Кто во что горазд

По уточненной информации Министерства промышленной политики, в прошлом году отечественное потребление металлопроката снизилось по сравнению с 2007 годом на 16,5% - до 7,891 млн тонн. При этом импорт вырос на 6,6%, до 1,766 млн тонн. Так, трубные заводы уменьшили закупки на 18% - до 2,1 млн тонн, строительные компании – на 29,1%, до 236,932 тыс. тонн, железнодорожные – на 80,3%, до 69,816 тыс. тонн, метизные – на 21,3%, до 569,935 тыс. тонн. Металлотрейдеры сократили приобретение проката на 9,9% - до 2,6189 млн тонн, горно-металлургические предприятия – на 3,9%, до 738,733 тыс. тонн, машиностроительные – на 13,1%, до 1,425 млн тонн.

Прежде всего, из этих цифр очевидно резкое увеличение значения импорта – аж до 22,34% рынка. Что же касается структуры спроса – то, несмотря на всеобщее падение, в минувшем году металлоторговым структурам таки удалось укрепить свое рыночное влияние. Так, по данным нашего источника в Минпроме, доля металлотрейдеров в общем объеме закупок всех видов проката на внутреннем рынке в 2008 году достигла 33% (за предыдущий год – 30%), трубников – 27% (как и было), машиностроителей – 18% (было 17%), различных предприятий ГМК – 9% (с 8%), метизных – 7% (с 8%), строительных – 3% (с 4%), железной дороги – 1% (с 4%), прочих – 2% (и было 2%).

Такое укрепление позиций торговцев в картине продаж проката подтверждает: по результатам 2008 года развитие крупнейших трейдерских сетей стало успешным. Речь о таких лидерах рынка, как «Метинвест-СМЦ», Украинская горно-металлургическая компания (УГМК), трейдеры группы «Запорожстали» - «МД-Групп» и «Запорожметалл Холдинг». Активно работают и независимые торговцы – как «Комэкс», «Викант» и «Трансагентство». Притом на первом месте по реализации в прошедшем году остался «Метинвест-СМЦ» с 465,643 тыс. тонн проданного металла (в 2007 году – 390,871 тыс. тонн), сохранила свое второе место и УГМК – 343,417 тыс. тонн (2007 год – 322,125 тыс. тонн).

Сбыт «МД-Групп» по результатам ушедшего года упал до 205,522 тыс. тонн (в 2007 году – 210,521), «Запорожметалл Холдинга» - до 68,451 тыс. тонн (с 82,161), «Комэкса» – до 145,196 тыс. тонн (со 186,176), «Трансагентства» – до 88,685 тыс. тонн (с 91,29). Продажи «Виканта» увеличились в 2008 году со 118,02 до 128,434 тыс. тонн.
Как можно заметить, в прошлом году рынок перераспределился в пользу 2 главных лидеров – не в последнюю очередь из-за их более широких возможностей по поддержанию и развитию работы. Понятно, что кризис подорвал и позиции УГМК с «Метинвест-СМЦ» - однако у остальных операторов ситуация еще сложнее. Тем самым, эксперты считают, что в 2009 году монополизация украинского металлорынка только усилится.

При должном рассмотрении

Интересно также, что – по имеющимся данным – в минувшем году металлотрейдеры купили у «АрселорМиттал Кривой Рог» (АМКР) 612,216 тыс. тонн проката, тогда как в 2007 году это было 589,977 тыс. тонн. У Мариупольского меткомбината (ММК) им. Ильича закуплено 74,679 тыс. тонн (2007 – 68,427 тыс. тонн), Макеевского метзавода – 149,608 тыс. тонн (216,108), у «Запорожстали» - 271,809 тыс. тонн (299,294), «Азовстали» – 142,72 тыс. тонн (174,343), у Днепровского комбината им. Дзержинского – 92,5 тыс. тонн (94,425), Алчевского меткомбината – 138,871 тыс. тонн (в 2007 году – 141,78). У Донецкого метзавода торговые компании приобрели 56,385 тыс. тонн проката (2007 – 70,812), у Донецкого металлопрокатного завода – 9,255 тыс. тонн (22), Днепропетровского метзавода им. Петровского – 76,748 тыс. тонн (98,154), Енакиевского метзавода (ЕМЗ) – 177,111 тыс. тонн (162,740).

Как видим, из-за кризиса почти все производители продали меньше проката. Исключение – АМКР, ММК Ильича и ЕМЗ, что можно связывать с запуском обновленных агрегатов на этих предприятиях.

Насчет же тенденций металлотрейдинга подтвердим: из-за кризиса многим продавцам придется покинуть рынок. Среди причин – то, что спрос со стороны ключевых конечных потребителей еще далеко не стабилизировался (напомним, это строительство и машиностроение). Зимний же рост закупок трейдерами в Украинской ассоциации металлоторговцев (УАМ) объясняют не восстановлением потребления, а пополнением складов – на фоне поднятия заводами цен в гривне. В свою очередь, последнее вызвано, прежде всего, стремлением производителей подтягивать свои цены под курс валюты.

Описанная активизация продаж, по цепочке, «подогревает» рынок в целом, усиливая впечатление некой стабилизации. Однако слабость конечного спроса и масштаб текущих долгов уже сейчас вынуждают некоторых второстепенных игроков покидать рынок. Заметим, «первые кандидаты» на уход – не самые мелкие операторы, как можно было бы предположить, а средние. В УАМ поясняют это так: «Небольшие продавцы более живучи, поскольку ориентированы на мелкую розницу и не имеют больших активов. Иными словами, купить для перепродажи 1 тыс. тонн металла можно и за свои деньги – а на 5 тыс. тонн уже надо занимать».
Не удивительно, что, например, в январе 2009 года объем первичного рынка металлопроката остался на уровне ноября-декабря – порядка 340 тыс. тонн (включая чугун и заготовку).

Что дальше

Считается, что аффилированные трейдеры проще преодолевают кризис – они первыми выкупают металл у заводов. Но у этой привязки есть и обратная сторона – обязательства приобретать именно у «своих» производителей и, несмотря на рыночную динамику. Так, по существующей информации, та же УГМК столкнулась с подобным задолго до кризиса, и это не 1 раз сдерживало самостоятельное развитие компании.

В целом по итогам февраля этого года на металлорынке Украины (относительно января) ценовой прирост замедлился, вплоть до нового спада. В частности, арматура состоянием на конец второго месяца года стоила у основных торговцев в среднем 5200 грн./тонн – против 5600-5700 грн./тонн еще месяц назад. Лист всех видов с январских 6175-6200 грн./тонн упал, чуть ли не до 6000 грн./тонн, трубы – с 6100-6200 грн./тонн до 5700 грн./тонн. Есть основания считать, что удешевление «перейдет» и на март – с новой стабилизацией весной. Активизации же спроса по-прежнему стоит ждать только при начале активного финансирования по инфраструктурным проектам общегосударственного масштаба, и то не раньше лета.

Не странно, что в таких условиях некоторые металлоторговцы спешат закончить инвестпроекты, начатые до кризиса – чтобы хоть как-то укрепить свое положение. Скажем, за счет ухода в сторону продукции более высокого передела. Тут достаточно характерен пример Восточно-Украинской металлургической компании, которая осенью начала в г. Алчевск – за свои средства – строительство нового завода по выпуску оцинкованной стали и проката с полимерным покрытием. Стоимость проекта – 50 млн долл., подобный продукт считается дефицитным в Украине даже в условиях кризиса. Ввод нового предприятия в эксплуатацию намечен на конец 2009 года, основное оборудование – 2 прокатных стана австрийской компании Bronks совокупной ежегодной мощностью 100 тыс. тонн. Сырьем станет продукция отечественного ММК им. Ильича и «Запорожсталь» и импортный холоднокатаный прокат. В результате компания намерена занять около 25% соответствующего внутреннего рынка.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
02.06.20, Анна Долгих
О важности существования независимого регулятора на транспорте в контексте создания системы прозрачных тарифов потребители транспортных услуг уже набили оскомину, рассказывая об этом на всевозможных площадках для коммуникации между бизнесом и властью. Но очередной предложенный проект создания НКРТ еще далек от совершенства.
28.05.20, Ярослав Ярош
"Укрзализныця" задекларировала самое масштабное обновление локомотивного парка за все времена независимости. В период 2021-2025 гг. она намерена приобрести 205 новых локомотивов, для чего начала предварительный отбор поставщиков. Но украинские промышленники дружно раскритиковали условия такого отбора. Камнем преткновения стала норма локализации производства локомотивов в Украине. УЗ согласна минимум в 15%. Машиностроители заявляют, что способны обеспечить и 50-процентную глубину локализации.
28.04.20, Ярослав Ярош
Под предлогом пандемии европейское стальное лобби готовит почву для сокращения квот на импорт стальной продукции на территорию ЕС. В течение апреля Еврокомиссию буквально засыпали просьбами кардинально закрыть внутренний рынок. В обращениях, как правило, речь идет об урезании квот на 75% как минимум на полгода. По плану новые параметры квот Еврокомиссия должна официально объявить 1 июля. Но большинство металлургов из ЕС настаивает на экстренном пересмотре.
17.04.20, Василий Январев
Пандемия коронавируса COVID-19 одним махом перечеркнула все позитивные макроэкономические прогнозы начала текущего года. Оказалось, что невидимый глазу вирус способен нанести украинской экономике урон гораздо больший, чем все торговые войны и геополитические противостояния вместе взятые.
10.04.20, Ярослав Ярош
Мировая нефтяная отрасль переживает крупнейший кризис сбыта в истории. Возможно, именно так выглядит начало конца "нефтяной эры". Никто не гарантирует, что даже беспрецедентное сокращение добычи восстановит спрос и спасет цены на нефть от обвала. Тем не менее 9 апреля Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) и Россия договорились снизить во втором квартале суточную добычу на 10 млн баррелей.
08.04.20, Сергей Саливон
Экономическая теория гласит, что государству выгоднее производить товары у себя, чем покупать их за границей. Тем более в условиях кризиса, когда многие страны закрывают свои рынки от украинских товаров. Но какие у нашей страны остались возможности по замещению импорта?
27.03.20, Василий Январев
Пораженная пандемией Европа, ради спасения человеческих жизней, решила принести в жертву экономику. Большинство европейских автомобилестроительных предприятий – PCA, Fiat, Renault, Ford, Volkswagen - уже объявили о приостановке производства на неопределенное время. В связи с карантином остановлены и другие промышленные предприятия, заморожены стройки.
20.03.20, Ярослав Ярош
Мировая пандемия коронавируса поломала все аналитические прогнозы на 2020 год. Эксперты предполагали вялотекущий кризис в экономике, а случился скоропостижный. И судить о его масштабах слишком рано. В лучшем случае глобальная экономика потеряет несколько процентов ВВП, в худшем – скатится до параметров Великой депрессии, когда мировая торговля сократилась на 50%.
16.03.20, Василий Январев
Продолжающееся на протяжении восьми месяцев падение объемов промышленного производства в Украине заставляет власти искать способы стимулирования этого важнейшего сектора отечественной экономики. Пока в Украине не назначен министр экономики, а профильного министерства нет уже очень давно, эту работу взял на себя парламентский комитет по вопросам экономического развития.
12.03.20, Ярослав Ярош
Правительство Алексея Гончарука собиралось в течение 5 лет закрыть все убыточные госшахты в Украине. Новый премьер Денис Шмыгаль более консервативен в этом вопросе. "Шахта – не киоск", –заявил он. Поэтому нужно вести речь о развитии угольных регионов, а не закрытии шахт. Но на их дотирование государство тратит в последнее время более 2 млрд грн в год.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!