Подробнее Запомнить город


Автопром: выехать из тоннеля

06.03.09
размер текста:

Кризис привел к остановке ключевых автозаводов Украины. Однако, как и в других отраслях, в автомобильной промышленности есть «свет в конце тоннеля».

Общая картинка

Наши источники в Кабинете Министров подтверждают, что в январе 2009 г. отечественное производство легковых автомашин сократилось относительно первого месяца прошлого года на 85,6%. В натуральном выражении выпущено 4500 легковых авто. Производство автобусов упало несколько меньше – на 81% до 146 шт., грузовиков – на 90,1%, до 100 шт.

Напомним, основа украинского автопрома – это 4 крупных советских автозавода: Запорожский (ЗАЗ), Луцкий (ЛуАЗ), Львовский (ЛАЗ) и Кременчугский (КрАЗ). Причем с обретением независимости их специализация в основном сохранилась: ЗАЗ – «легковушки», ЛуАЗ – внедорожники, ЛАЗ – автобусы, КрАЗ – тяжелые грузовики. Позже добавились; Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ, крупноузловая сборка китайских марок Geely, Great Wall, Chana, корейских Ssang Yong, российских ВАЗ); «Черкасский автобус» (известная марка микроавтобусов «Богдан»); «Еврокар» (сборка марок VW, Skoda и SEAT).

Так вот, в конце 2008 г. сразу несколько лидеров остановили производство, работая лишь со склада. В частности, ЛАЗ остановил работу в декабре, формально объяснив это отключением электроэнергии (а также тем, что в январе много праздников). Кроме того, остановились КрАСЗ, КрАЗ.

С другой стороны, уже в январе замершие автопроизводители начали говорить о возобновлении выпуска продукции. Понятно, что это во многом «хорошая мина при плохой игре». Однако, по мнению наших экспертов, компании не стали бы совсем уж впустую заявлять подобное. Тем более, что дело не только в публичных заявлениях, но и в реальном стремлении восстановить производство. Так, на ЛАЗе «Минпрому» отмечают: в феврале проводилась работа по «возвращению в строй» подразделений завода, обеспечивающих выполнение существующих договоров. Вместе с тем, продолжают в компании, развивается работа по привлечению новых заказов – в минувшем году сформировать контрактный портфель не удалось. Понятно, что работа ЛАЗа будет зависеть от того, насколько активно коммунальные транспортные службы городов страны будут закупать новые автобусы и троллейбусы. И запчасти к ним. Кроме этого, завод продолжает начатый в 2008 г. диалог с иностранными потребителями.

А специалисты добавляют: стабилизации работы завода поспособствует его включенность в «большой» ЛАЗ-холдинг (управляющая компания «Сити Транспорт Групп»), созданный в позапрошлом году. В который также входят Днепровский автозавод (г. Днепродзержинск), Николаевский машзавод, ТД «Украинские коммерческие автомобили», сервисная структура «Бус-Сервис» и лизинговая LAZ Finance.

Отдельно о КрАЗе

А вот КрАЗ переносил запуск главного конвейера уже 2 раза, последний раз – на середину марта. Тем не менее, по результатам 1-го весеннего месяца предприятие все еще намерено выпустить порядка 150 грузовиков – в рамках договоров с покупателями СНГ. Отметим, грузовые «КрАЗы» сегодня используются в более чем 60 странах мира. Не удивительно, что в 2009 г. компания рассчитывает сохранить уровень производства за счет экспорта. Тем более что главный внутренний потребитель – строительство – сейчас в серьезном упадке. Так, в прошедшем году из 3634 автомашин в Украине было продано лишь 1097, остальное – за рубеж. Причем в Россию – 1088 шт., а на Ближний Восток, в Африку и Латинскую Америку – совокупно 10% автомашин. В том числе на Кубу – 192, в Нигерию – 101, Экваториальную Гвинею – 25, другие страны – 46. Среди прочего, в начале 2009 г. КрАЗ завершил отгрузку Кубе 160 машинокомплектов по программе модернизации местного парка «КрАЗов». Стоимость контракта – на уровне $17 млн, для сравнения, в 2007 г. весь украино-кубинский товарооборот составил $20 млн.

Также холдинг получил в свое управление кубинское предприятие по ремонту грузовиков (г. Сьенфуэгос), с помощью которого и будет обновлять устаревшие автомашины. На первом этапе будет восстановлена техника, прибывшая из СССР начиная с 1961 г., а это более 10 тыс. «КрАЗов»; глубина модернизации – 80%. На втором этапе будет начата сборка новых автомобилей, с правом реализации в латиноамериканских странах.
Скажем и об усилении позиций компании в Средней Азии – например, в Туркменистане, куда в прошлом году отгружено 178 авто. Это в 1,6 раза больше, чем в 2007 г., основные заказчики – ТЭК и строители, лидер спроса – полноприводные самосвалы. Обсуждается перспектива технического перевооружения туркменских аэродромов заправщиками на шасси «КрАЗ».

В целом в нынешнем году странам Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки КрАЗ предполагает поставить 30-40% грузовиков. Из прогнозируемых 2600-3000 – в холдинге полагают, что такого годового объема достаточно для сохранения рыночных позиций. Минимальный безубыточный уровень производства для кременчугского завода до конца 2009 г. оценивается в 300 автомобилей в месяц. Пока же традиционные конкуренты предприятия – КАМАЗ (РФ) и МАЗ (Беларусь) – не исключают активизации работы в Украине. И уже заявили о готовности идти для этого на серьезные ценовые скидки. «Контраргументом» КрАЗа тут могут стать неплохие лоббистские позиции (связь с «группой Жеваго»).

Не менее важно

Далее, исполнительный директор ООО «КрАСЗ» Николай Черныш информирует, что компания возобновит сборку никак не раньше апреля этого года. Производственные планы урезаны, но продолжаются переговоры с компанией Geely Holding Group (Китай) о новом совместном проекте. Напомним, еще в 2007 г. – в связи с началом активных продаж «бюджетных» авто Geely – данный производитель начал изучать возможность открытия на базе КрАСЗ уже не крупно-, а мелкоузловой сборки. Кременчугский горсовет уже выделил под новое производство 50 га земли. Начать проект стоит от 4-5 млн грн., уточняет Н. Черныш.

Интересно, что докризисный рост выпуска автомашин в стране был настолько велик, что его хватило на довольно весомые проценты по итогам ушедшего года. Так, легковых авто в 2008 г. было изготовлено на 5,6% больше (402 тыс.), автобусов – на 10,5% (10042). Впрочем, некоторые отечественные автопроизводители намерены развивать выпуск продукции и в наступившем году – если и не в «штуках», то географически. В этом смысле показательны планы корпорации «Богдан». В частности, во ІІ пол. 2009 г. она собирается возобновить строительство завода по производству автобусов и легковых авто в Нижегородской обл. России. По информации президента корпорации Олега Свинарчука, мощность нового предприятия – 120 тыс. автомашин и 6 тыс. автобусов в год. Параллельно с некоторыми банками идут консультации по финансированию проекта. Который, как известно, был начат в 2006 г. совместно с ЗАЗом (затем группа «УкрАвто», владеющая последним, допустила свое самоустранение).

Кроме банков, «Богдан» пытается пополнять свои средства и продажей акций. Так, уже в начале этого года мажоритарный акционер Автомобильного завода «Богдан» (новое название ЛуАЗа) – SV-Motors Ltd. – продал 3,85% акций завода британской инвестиционной фирме NLV Private Equity and Investments Ltd. Сумма сделки, по словам О. Свинарчука, - $13,3 млн, притом в собственности SV-Motors осталось 45% уставного капитала.
В целом считается, что падение украинского автопроизводства в 2009 г. может составить от 27% до 40%. Окончательная цифра будет зависеть от развития экономической ситуации.


... ...
 


Комментарии
комментариев: 1

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!