Подробнее Запомнить город


Автопром: выехать из тоннеля

06.03.09
размер текста:

Кризис привел к остановке ключевых автозаводов Украины. Однако, как и в других отраслях, в автомобильной промышленности есть «свет в конце тоннеля».

Общая картинка

Наши источники в Кабинете Министров подтверждают, что в январе 2009 г. отечественное производство легковых автомашин сократилось относительно первого месяца прошлого года на 85,6%. В натуральном выражении выпущено 4500 легковых авто. Производство автобусов упало несколько меньше – на 81% до 146 шт., грузовиков – на 90,1%, до 100 шт.

Напомним, основа украинского автопрома – это 4 крупных советских автозавода: Запорожский (ЗАЗ), Луцкий (ЛуАЗ), Львовский (ЛАЗ) и Кременчугский (КрАЗ). Причем с обретением независимости их специализация в основном сохранилась: ЗАЗ – «легковушки», ЛуАЗ – внедорожники, ЛАЗ – автобусы, КрАЗ – тяжелые грузовики. Позже добавились; Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ, крупноузловая сборка китайских марок Geely, Great Wall, Chana, корейских Ssang Yong, российских ВАЗ); «Черкасский автобус» (известная марка микроавтобусов «Богдан»); «Еврокар» (сборка марок VW, Skoda и SEAT).

Так вот, в конце 2008 г. сразу несколько лидеров остановили производство, работая лишь со склада. В частности, ЛАЗ остановил работу в декабре, формально объяснив это отключением электроэнергии (а также тем, что в январе много праздников). Кроме того, остановились КрАСЗ, КрАЗ.

С другой стороны, уже в январе замершие автопроизводители начали говорить о возобновлении выпуска продукции. Понятно, что это во многом «хорошая мина при плохой игре». Однако, по мнению наших экспертов, компании не стали бы совсем уж впустую заявлять подобное. Тем более, что дело не только в публичных заявлениях, но и в реальном стремлении восстановить производство. Так, на ЛАЗе «Минпрому» отмечают: в феврале проводилась работа по «возвращению в строй» подразделений завода, обеспечивающих выполнение существующих договоров. Вместе с тем, продолжают в компании, развивается работа по привлечению новых заказов – в минувшем году сформировать контрактный портфель не удалось. Понятно, что работа ЛАЗа будет зависеть от того, насколько активно коммунальные транспортные службы городов страны будут закупать новые автобусы и троллейбусы. И запчасти к ним. Кроме этого, завод продолжает начатый в 2008 г. диалог с иностранными потребителями.

А специалисты добавляют: стабилизации работы завода поспособствует его включенность в «большой» ЛАЗ-холдинг (управляющая компания «Сити Транспорт Групп»), созданный в позапрошлом году. В который также входят Днепровский автозавод (г. Днепродзержинск), Николаевский машзавод, ТД «Украинские коммерческие автомобили», сервисная структура «Бус-Сервис» и лизинговая LAZ Finance.

Отдельно о КрАЗе

А вот КрАЗ переносил запуск главного конвейера уже 2 раза, последний раз – на середину марта. Тем не менее, по результатам 1-го весеннего месяца предприятие все еще намерено выпустить порядка 150 грузовиков – в рамках договоров с покупателями СНГ. Отметим, грузовые «КрАЗы» сегодня используются в более чем 60 странах мира. Не удивительно, что в 2009 г. компания рассчитывает сохранить уровень производства за счет экспорта. Тем более что главный внутренний потребитель – строительство – сейчас в серьезном упадке. Так, в прошедшем году из 3634 автомашин в Украине было продано лишь 1097, остальное – за рубеж. Причем в Россию – 1088 шт., а на Ближний Восток, в Африку и Латинскую Америку – совокупно 10% автомашин. В том числе на Кубу – 192, в Нигерию – 101, Экваториальную Гвинею – 25, другие страны – 46. Среди прочего, в начале 2009 г. КрАЗ завершил отгрузку Кубе 160 машинокомплектов по программе модернизации местного парка «КрАЗов». Стоимость контракта – на уровне $17 млн, для сравнения, в 2007 г. весь украино-кубинский товарооборот составил $20 млн.

Также холдинг получил в свое управление кубинское предприятие по ремонту грузовиков (г. Сьенфуэгос), с помощью которого и будет обновлять устаревшие автомашины. На первом этапе будет восстановлена техника, прибывшая из СССР начиная с 1961 г., а это более 10 тыс. «КрАЗов»; глубина модернизации – 80%. На втором этапе будет начата сборка новых автомобилей, с правом реализации в латиноамериканских странах.
Скажем и об усилении позиций компании в Средней Азии – например, в Туркменистане, куда в прошлом году отгружено 178 авто. Это в 1,6 раза больше, чем в 2007 г., основные заказчики – ТЭК и строители, лидер спроса – полноприводные самосвалы. Обсуждается перспектива технического перевооружения туркменских аэродромов заправщиками на шасси «КрАЗ».

В целом в нынешнем году странам Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки КрАЗ предполагает поставить 30-40% грузовиков. Из прогнозируемых 2600-3000 – в холдинге полагают, что такого годового объема достаточно для сохранения рыночных позиций. Минимальный безубыточный уровень производства для кременчугского завода до конца 2009 г. оценивается в 300 автомобилей в месяц. Пока же традиционные конкуренты предприятия – КАМАЗ (РФ) и МАЗ (Беларусь) – не исключают активизации работы в Украине. И уже заявили о готовности идти для этого на серьезные ценовые скидки. «Контраргументом» КрАЗа тут могут стать неплохие лоббистские позиции (связь с «группой Жеваго»).

Не менее важно

Далее, исполнительный директор ООО «КрАСЗ» Николай Черныш информирует, что компания возобновит сборку никак не раньше апреля этого года. Производственные планы урезаны, но продолжаются переговоры с компанией Geely Holding Group (Китай) о новом совместном проекте. Напомним, еще в 2007 г. – в связи с началом активных продаж «бюджетных» авто Geely – данный производитель начал изучать возможность открытия на базе КрАСЗ уже не крупно-, а мелкоузловой сборки. Кременчугский горсовет уже выделил под новое производство 50 га земли. Начать проект стоит от 4-5 млн грн., уточняет Н. Черныш.

Интересно, что докризисный рост выпуска автомашин в стране был настолько велик, что его хватило на довольно весомые проценты по итогам ушедшего года. Так, легковых авто в 2008 г. было изготовлено на 5,6% больше (402 тыс.), автобусов – на 10,5% (10042). Впрочем, некоторые отечественные автопроизводители намерены развивать выпуск продукции и в наступившем году – если и не в «штуках», то географически. В этом смысле показательны планы корпорации «Богдан». В частности, во ІІ пол. 2009 г. она собирается возобновить строительство завода по производству автобусов и легковых авто в Нижегородской обл. России. По информации президента корпорации Олега Свинарчука, мощность нового предприятия – 120 тыс. автомашин и 6 тыс. автобусов в год. Параллельно с некоторыми банками идут консультации по финансированию проекта. Который, как известно, был начат в 2006 г. совместно с ЗАЗом (затем группа «УкрАвто», владеющая последним, допустила свое самоустранение).

Кроме банков, «Богдан» пытается пополнять свои средства и продажей акций. Так, уже в начале этого года мажоритарный акционер Автомобильного завода «Богдан» (новое название ЛуАЗа) – SV-Motors Ltd. – продал 3,85% акций завода британской инвестиционной фирме NLV Private Equity and Investments Ltd. Сумма сделки, по словам О. Свинарчука, - $13,3 млн, притом в собственности SV-Motors осталось 45% уставного капитала.
В целом считается, что падение украинского автопроизводства в 2009 г. может составить от 27% до 40%. Окончательная цифра будет зависеть от развития экономической ситуации.


... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
15:22 | 11.03.2009
Ytanzyybr
В Москве запчасти для Богданов заказываем в Авто-Академии a-ac.ru

...
Новости партнеров


Статьи
11.07.19, Ярослав Ярош
1 июля Украина завершила самый быстротечный и самый массовый по количеству претендентов конкурс для частных добытчиков. 9 газоносных блоков получили своих потенциальных хозяев, проявивших готовность работать с государством на условиях раздела продукции. Но если раньше Киеву удавалось подписывать СРП с мировыми грандами, такими как Shell, Chevron, Eni, то сейчас список победителей не настолько звездный. В нем преимущественно отечественные компании, а также иностранцы из второго эшелона. Кабмин уже не может позволить себе переборчивость. На страну надвигается реальный дефицит природного газа.
04.07.19, Василий Январев
Нарастивший объемы производства после вынужденного простоя в 2017 году Днепровский металлургический комбинат столкнулся с новой угрозой – 31 мая Хозяйственный суд Днепропетровской области начал процедуру банкротства предприятия по иску компании "Технобудмонтаж Груп". Впрочем, у меткомбината есть все возможности пройти этот непростой период, не теряя объемы производства и не сокращая производственный персонал.
02.07.19, Павел Вернивский
Одно из первых важных сообщений, прозвучавших от команды президента Владимира Зеленского, – работа с Международным валютным фондом будет продолжена. При этом почти каждый политик, пытаясь убедить народ в необходимости работы с МВФ, говорит людям: другой альтернативы нет. Но действительно ли это так?
20.06.19, Василий Январев
На шахтоуправлении "Покровское" входит в финальную фазу крупнейший в угледобывающей отрасли страны инвестиционный проект. Компания готова вложить более 160 млн долл. в разработку нового угольного блока №11. Строительные работы стартовали на этом блоке еще в 2011 г., но у прежнего хозяина Виктора Нусенкиса не хватило ресурсов, чтобы завершить начатое. Приход на "Покровское" в качестве владельца холдинга "Метинвест" дал проекту второе дыхание.
14.06.19, Игорь Воронцов
Банкротство второго по величине стального производителя Великобритании, официально объявленное 22 мая, наглядно показывает, к чему приводят необдуманные регуляторные решения правительства страны. Это хороший повод задуматься и для украинских высокопоставленных чиновников: ведь всегда лучше учиться на чужих ошибках, чем самим наступать на грабли.
10.06.19, Игорь Воронцов
Импорт известкового камня в Украину растет опережающими темпами по сравнению с показателями местных добывающих предприятий. Отрасль находится под воздействием ряда общеэкономических негативных факторов, которые сохранятся и в текущем году. Несмотря на это, планы отдельных производителей на 2019 г. довольно оптимистичны. Они надеются расширить долю рынка, потеснив импортеров. Хотя последним пока удается наращивать объемы поставок.
06.06.19, Ярослав Ярош
Холдинг Виктора Пинчука взялся системно блокировать проникновение чужеродного импорта на внутренний рынок труб. В январе 2019-го "Интерпайп" добился от Антимонопольного комитета решения, которым был разблокирован доступ компании для ряда тендеров ДК "Укргазвыдобування". В мае он получил поддержку и со стороны Минэкоразвития. Межведомственная комиссия по международной торговле начала антидемпинговое расследование в отношении импорта стальных бесшовных горячедеформированных труб из Китая.
30.05.19, Игорь Воронцов, Виктория Финчук
Начавшийся спад в жилищном строительстве негативно сказался на загрузке мощностей украинской цементной промышленности. Основные надежды предприятий связаны с планами правительства по масштабному строительству цементобетонных дорог. Это может стать драйвером роста для всей украинской экономики – поскольку одно рабочее место в дорожном строительстве создает 12 рабочих мест в смежных отраслях. А при строительстве цементобетонных дорог создается 20 рабочих мест, по подсчетам ассоциации "Укрцемент".
21.05.19, Игорь Воронцов
Металлургические предприятия Китая наращивают стальную выплавку стремительными темпами. По итогам апреля показатель повысился на 12,7% по сравнению с тем же месяцем 2018 года, до 85,03 млн тонн. В целом за январь-апрель прирост составил 10,1%, до 314,96 млн тонн.
17.05.19, Ярослав Ярош
За последнюю декаду апреля российской "Транснефти" удалось загрязнить ядовитой хлорорганикой около 6000 км трубопроводной системы "Дружба". Только по предварительным подсчетам российские потери составят свыше 1 млрд долл. Как говорится, и диверсантов не надо. Украина же на истории с грязной нефтью может даже подзаработать в краткосрочной перспективе, хотя потерять – в длинной.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!