Подробнее Запомнить город


Украина закрывает рынки: второй полюс крайности

05.03.09
размер текста:

Вступает в силу законодательная норма о введении 13% временной надбавки к ввозным пошлинам на большинство импортных товаров. Предполагается, что она будет способствовать оздоровлению платежного баланса страны и увеличению бюджетных доходов. Очевидно, что в разгар финансово-экономического кризиса, Украина обязана прямо или косвенно поддержать отечественного производителя и защитить внутренние рынки от наплыва дешевого импорта, однако тот радикализм, с которым власти взялись бороться с импортом может оказаться не лучше политики всяческого его поощрения, приверженцами которой еще недавно были эти же власти.

Идеей обложения дополнительной 13%-ной надбавкой импорта, украинское правительства загорелось еще в ноябре 2008 г., после того, как абстрактные проблемы платежного баланса страны, которые оно игнорировало последние годы, проявились в конкретных и осязаемых проблемах наполнения госбюджета и стабильности курса национальной валюты. Последний фактор является наиболее чувствительным для отечественного бизнеса и населения, поэтому пускать проблемы валютной стабильности на самотек для любого украинского правительства грозит серьезными негативными политическими последствиями.

Однако, стабилизация иностранной валюты, прежде всего, доллара и евро (хотя гривна девальвировала ко всей корзине валют), невозможно без преодоления колоссального разрыва между притоком и оттоком иностранной валюты, иными словами через выравнивания платежного баланса страны. Начиная с 2005 г., сальдо его «материальной» базы - внешней торговли товарами стремительно ухудшалось и за результатами прошлого года достигло рекордного негативного значения «-» 18,5 млрд долл. К слову, кроме торговли товарами на состояние текущего счета давит отрицательное сальдо по доходам, которое в 2008 г. составило - «-» 2 млрд долл.

Столь значительный отток валюты в прошлом году лишь отчасти перекрывался притоком валюты по услугам (+ 5 млрд долл.) В общей сложности отрицательное значение по текущему счету в прошлом году выросло более чем в два раза по сравнению с 2007 г., и составило 6,7% от ВВП. До начала финансово-экономического кризиса финансировать столь значительный отток валюты Украине удавалось с помощью крайне переменчивого и ненадежного финансового счета. Однако, мировой финансовый кризис в конце прошлого года вымыл весь спекулятивный капитал из страны, вследствие чего финансовый счет не смог покрыть потребности Украины в иностранной валюте.

Поскольку перекрыть дефицит валюты наращиванием экспорта в условиях резкого ухудшения условий внешней торговли в IV квартале прошлого года являлось невозможным, правительство решило действовать оперативно и просто – сбить импорт. По инициативе депутатов представляющих коалицию 23 декабря Верховная Рада Украины ввела временную целевую надбавку к ставкам ввозной пошлины в размере 13% на весь импорт, за исключением критического. Перечень критического импорта должен был самостоятельно определять Кабинет министров. Правда депутаты заранее запретили вносить в него мороженую говядину, свежую, охлажденную и мороженую свинину, мясные субпродукты и сало, сосиски, колбасы, мясные консервы, готовую или консервированную рыбу и ракообразных, икру, вино, ликеры, вермуты, крепкие спиртные напитки и этиловый спирт.

Помимо того к критическому импорту правительству запретили относить каменный уголь, ковры, трикотажные полотна, одежду, белье, обувь, головные уборы, печи и отопительные котлы, а также легковые и грузовые автомобили, автобусы, кухонные плиты, газовые колонки, насосы, вентиляторы и вытяжки, холодильники и морозильники, электрические водонагреватели и бытовые электромашины с вмонтированными электродвигателями. Предполагалось, что временные целевые надбавки будут действовать в течение как минимум шести месяцев, после чего правительство может продлить срок их действия еще на полгода.

В условиях стремительного падения экспорта такая мера, действительно, выглядела необходимой, тем более что авторы законопроекта четко сослались на подобную практику ВТО. В частности, согласно официальному документу организации под названием «Адекватность резервов» от 12 сентября 2002 года, в условиях угрозы для золотовалютных резервов допускается принятие временных надбавок в диапазоне 3-24% на все ввозимые товары, но на ограниченное время (6-9 месяцев). Более того, украинская сторона могла также сослаться и на тот факт, что после присоединения к ВТО в мае текущего года одна средневзвешенная эффективная таможенная ставка упала сразу же на 11,5%, что является очень сильным ударом по экономике страны.

Однако, имея хорошие аргументы для спокойного принятия организацией этих временных протекционистских мер, Украина не нашла нужным проконсультироваться с ее представителями перед голосованием за законопроект, что на пустом месте подпортило отношения Киева с торговыми партнерами. Более того, осталось не до конца понятным, зачем Украина публично взяла на себя обязательства перед МВФ воздержаться от протекционизма, заранее зная, что она нарушит это обещание.

Вышеперечисленные факторы изначально заполитизировали столь важный законопроект. Примечательно, что В.Ющенко 14 января наложил вето на этот закон. В то же время стоит отметить, что помимо моральных замечаний, введение 13%-й надбавки не отвечает положениям Меморандума об экономической и финансовой политике с Международным валютным фондом, а также учредительным документам ВТО, президент указал ряд неоднозначных сугубо экономических и юридических норм. Прежде всего, В. Ющенко не понравилось то, что ставки пошлин и время их действий будет устанавливаться Кабинетом Министров, тогда как Конституция Украины этим правом наделяет исключительно парламент.

Кроме того, пожалуй, наиболее важным с экономической точки зрения, было замечание, что временная целевая надбавка не может распространяться на страны СНГ и Македонию, которые в общей структуре импорта товаров обеспечивают 40% продукции. Это связано с тем, что Украина подписала с этими странами индивидуальные соглашения о свободной торговле. Стоит отметить, что именно с РФ Украина имеет резкое негативное сальдо внешней торговли, а российские компании являются главными конкурентами украинской продукции. Таким образом, исключение России из перечня стран, товары которой освобождаются от обложения временной надбавкой, резко снижает эффективность всего документа.

Верховная Рада 4 февраля не смогла преодолеть вето президента на закон, вынуждена была частично учесть замечания главы президента. Тогда же закон был принят в новой редакции, который В. Ющенко подписал, но опять таки с оговорками. Во-первых, ему не понравилось, что законом Кабинета министров предоставляется право принимать решение о продолжении применения процедуры введения временной надбавки. В связи с этим президент обратился за разъяснениями в Конституционный суд Украины. Во-вторых, В. Ющенко настаивает, что товарам тех стран, с которыми Украиной заключены международные договоры о свободной торговле, временная целевая надбавка применяться не может. Вместо этого, он предлагает применять к ним исключительно количественные ограничения. В. Ющенко уже обратился в Кабинет министров Украины с предложением «воспользоваться предоставленным ему данным законом правом и упразднить временную надбавку на товары, которые почти полностью импортируются из государств, с которыми Украиной заключены подобные международные договоры о свободной торговле». К слову, подобные замечания демонстрирует то, что даже столь важный документ в Украине стал поводом для личностных политических разборок. Во-первых, законность права правительства, которым призывает воспользоваться президент, он же и оспорил в КСУ, во-вторых, введение количественных ограничений импорта прямо противоречит правилам ВТО, в нарушении которых он упрекал правительство и парламент.

Так или иначе, но 6 марта Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью улучшения состояния платежного баланса Украины в связи с мировым финансовым кризисом» должен вступить в силу. Стоит отметить, что данный документ не только одноразово вводит 13%-ную дополнительную надбавку, но и закрепляет на постоянной основе данный механизм улучшения платежного баланса страны. В законе отмечается, что надбавка «не может использоваться как протекционистская мера для отдельной отрасли или товара». При этом список товаров, на которые вводится временная надбавка, и ее размер утверждаются теперь не Кабмином, а Верховной Радой. О введении надбавки Кабинет министров обязан уведомлять ВТО. При этом если чиновники организации выскажут недовольство, то правительство имеет право снизить или отменить надбавку на указанные товары.

Парламент уже принял решение о введении с 6 марта на шесть месяцев (до 1 октября 2009 г.) 13%-ной дополнительной надбавки на весь импорт, за исключением критического. Под дополнительную тарифную нагрузку попали практически все потребительские товары, продукты питания, а также те товары, которые не способны конкурировать с иностранными, иначе как с помощью более низких цен (в основном продукция машиностроения).

Полученные благодаря внедрению временной надбавки деньги, будут зачисляться в состав доходов стабилизационного фонда. Впервые созданный в прошлом году, он оказался тем бюджетным фондом, на который «повесили» большинство инвестиционных государственных проектов, но который не обладает надежными источниками доходов.

Таким образом, уже в марте Украину ждет усугубление падение импорта, которое из-за 70%-ной девальвации гривны и так достигает уже «-» 30%. На данный момент все еще неизвестны организационные последствия такого решения для Украины со стороны ВТО и МВФ, однако в экономической плоскости можно ожидать продолжение раскручивания инфляции. При этом надежды на стабилизацию курса национальной валюты благодаря протекционистским инструментам могут оказаться крайне преувеличенными. Ограничив импорт потребительских товаров, Украина может встретить в других странах аналогичное отношение к экспорту своей агропродукции, металлопродукции и химии. В данном контексте, высока вероятность того, что последствия от протекционистских мер против национальных производителей, попросту перекроют, если не ухудшат, позитивный эффект от тотальной борьбы с импортом.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 3
15:15 | 14.05.2009
Дмитрий, Киев
Так и надо - убрать импорт. Проблема как раз в том, что СЛИШКОМ МНОГО ИМПОРТА. А наши производства разваливаются. Это давно было пора сделать, может к этому времени и ситуация была бы другая. А ВТО и МВФ - это удавки на шее Украины. И нефиг считаться с ними - они сами же нарушают утвержденные ими же правила. А автор статьи явно фигню написал в выводах.
10:54 | 25.06.2009
Strike
Не ВТО и МВФ удавки на шее Украины, а собственная доморощенная постноменклатурная корупция - вот это удавка на всем. Кредиты никому насильно не дают, вот тебе хоть 1 из банков без справок о доходах много кредитов двст?
Короче, Украина как всегда ударила автопробегом, но теперь уже по кризисным явлениям. Всех воров и баранов от власти. На западе давно в управлении исполдьзуются новейшие технологии, о которых наше правительство только от наших профессоров слышали. Все в экономике не так просто - захотел сотрудничаешь с ВТО и МВФ, захотел нет... и сразу все наладилось и улучшилось. Проблема не в выборе решения, а в его наполнении. А наполнение нету (debilis /лат./ - пустой)
10:34 | 29.04.2009
Андрей
Г-н Винницкий Вы хоть немного понимаете то о чем так лихо пишите. Такую херню написали. Читал обсмеялся.

...
Новости партнеров


Статьи
11.07.19, Ярослав Ярош
1 июля Украина завершила самый быстротечный и самый массовый по количеству претендентов конкурс для частных добытчиков. 9 газоносных блоков получили своих потенциальных хозяев, проявивших готовность работать с государством на условиях раздела продукции. Но если раньше Киеву удавалось подписывать СРП с мировыми грандами, такими как Shell, Chevron, Eni, то сейчас список победителей не настолько звездный. В нем преимущественно отечественные компании, а также иностранцы из второго эшелона. Кабмин уже не может позволить себе переборчивость. На страну надвигается реальный дефицит природного газа.
04.07.19, Василий Январев
Нарастивший объемы производства после вынужденного простоя в 2017 году Днепровский металлургический комбинат столкнулся с новой угрозой – 31 мая Хозяйственный суд Днепропетровской области начал процедуру банкротства предприятия по иску компании "Технобудмонтаж Груп". Впрочем, у меткомбината есть все возможности пройти этот непростой период, не теряя объемы производства и не сокращая производственный персонал.
02.07.19, Павел Вернивский
Одно из первых важных сообщений, прозвучавших от команды президента Владимира Зеленского, – работа с Международным валютным фондом будет продолжена. При этом почти каждый политик, пытаясь убедить народ в необходимости работы с МВФ, говорит людям: другой альтернативы нет. Но действительно ли это так?
20.06.19, Василий Январев
На шахтоуправлении "Покровское" входит в финальную фазу крупнейший в угледобывающей отрасли страны инвестиционный проект. Компания готова вложить более 160 млн долл. в разработку нового угольного блока №11. Строительные работы стартовали на этом блоке еще в 2011 г., но у прежнего хозяина Виктора Нусенкиса не хватило ресурсов, чтобы завершить начатое. Приход на "Покровское" в качестве владельца холдинга "Метинвест" дал проекту второе дыхание.
14.06.19, Игорь Воронцов
Банкротство второго по величине стального производителя Великобритании, официально объявленное 22 мая, наглядно показывает, к чему приводят необдуманные регуляторные решения правительства страны. Это хороший повод задуматься и для украинских высокопоставленных чиновников: ведь всегда лучше учиться на чужих ошибках, чем самим наступать на грабли.
10.06.19, Игорь Воронцов
Импорт известкового камня в Украину растет опережающими темпами по сравнению с показателями местных добывающих предприятий. Отрасль находится под воздействием ряда общеэкономических негативных факторов, которые сохранятся и в текущем году. Несмотря на это, планы отдельных производителей на 2019 г. довольно оптимистичны. Они надеются расширить долю рынка, потеснив импортеров. Хотя последним пока удается наращивать объемы поставок.
06.06.19, Ярослав Ярош
Холдинг Виктора Пинчука взялся системно блокировать проникновение чужеродного импорта на внутренний рынок труб. В январе 2019-го "Интерпайп" добился от Антимонопольного комитета решения, которым был разблокирован доступ компании для ряда тендеров ДК "Укргазвыдобування". В мае он получил поддержку и со стороны Минэкоразвития. Межведомственная комиссия по международной торговле начала антидемпинговое расследование в отношении импорта стальных бесшовных горячедеформированных труб из Китая.
30.05.19, Игорь Воронцов, Виктория Финчук
Начавшийся спад в жилищном строительстве негативно сказался на загрузке мощностей украинской цементной промышленности. Основные надежды предприятий связаны с планами правительства по масштабному строительству цементобетонных дорог. Это может стать драйвером роста для всей украинской экономики – поскольку одно рабочее место в дорожном строительстве создает 12 рабочих мест в смежных отраслях. А при строительстве цементобетонных дорог создается 20 рабочих мест, по подсчетам ассоциации "Укрцемент".
21.05.19, Игорь Воронцов
Металлургические предприятия Китая наращивают стальную выплавку стремительными темпами. По итогам апреля показатель повысился на 12,7% по сравнению с тем же месяцем 2018 года, до 85,03 млн тонн. В целом за январь-апрель прирост составил 10,1%, до 314,96 млн тонн.
17.05.19, Ярослав Ярош
За последнюю декаду апреля российской "Транснефти" удалось загрязнить ядовитой хлорорганикой около 6000 км трубопроводной системы "Дружба". Только по предварительным подсчетам российские потери составят свыше 1 млрд долл. Как говорится, и диверсантов не надо. Украина же на истории с грязной нефтью может даже подзаработать в краткосрочной перспективе, хотя потерять – в длинной.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!