Подробнее Запомнить город


У металлургов дорожает пропитание

23.11.12
размер текста:

С середины октября на внешних рынках наблюдается подорожание всех основных сырьевых компонентов для черной металлургии – сперва руды и лома, а позже и коксующегося угля. Производители стали двояко оценивают последние поползновения: с одной стороны увеличатся производственные издержки, с другой – а вдруг это сигнал, что и рынок готовой металлопродукции немного оживет.

Руда

В сентябре 2012 года цены на железорудное сырье на спотовом рынке упали до трехмесячного минимума, опустившись ниже 90 долл./тонн. Но затем, оттолкнувшись ото дна, они достаточно резво стали наверстывать упущенное. Во второй декаде ноября расценки на ЖРС уже преодолели рубеж в 120 долл./тонн, а отдельные партии даже продавались по 129 долл. До исторического ценового пика – почти 180 долл./тонн концентрата с 63% содержанием железа – еще не близко, но мировые рудные гиганты опять преисполнены оптимизмом. Уже почти крылатыми стали слова главы компании BHP Billiton Альберто Кальдерона: "Я по-прежнему считаю, что 120 долл. – это замечательная цена. Я хотел бы 180 долл., но стараюсь не быть слишком жадным". Да и с чего тут жадничать, если, по оценкам агентства Reuters, себестоимость добычи тонны железной руды у "большой тройки" колеблется на уровне 40 долл./тонн.

Впрочем, большинство рыночных аналитиков не верят, что руда и дальше будет дорожать такими же быстрыми темпами. Нынешний подъем они склонны объяснять не увеличением глобального спроса на сталь, а тем, что китайские производители решили пополнить свои оскудевшие запасы ЖРС. Британская исследовательская компания Roskill Information Services (RIS) полагает, что ценовая волатильность в рудном сегменте будет продолжаться до конца текущего десятилетия, как это уже происходит на протяжении трех последних лет. Образно говоря, если в прошлом десятилетии график рудных цен выглядел, как плавная восходящая кривая, то в нынешнем он будет напоминать американские горки. В таких условиях, как считают эксперты RIS, следует ожидать большей концентрации рудной добычи в руках китов отрасли, сворачивания независимых проектов и затруднительного выхода на рынок новых игроков. Ну и, конечно, все будет зависеть от Китая. Без этой сакраментальной фразы не обходится сегодня ни один прогноз относительно цен и спроса на ЖРС.

BHP оценивает рост экономики Китая в ближайшей перспективе в пределах 7-8% за год, Vale – 6-7%. Такие показатели дают надежды на стабильный сбыт. Однако существенно выше, чем нынешние 120 долл./тонн, Китай уже вряд ли подтянет рудный тренд. В стране наступает период зимнего межсезонья, для которого характерно снижение активности в строительной отрасли. В провинциях Северного Китая уже выпал снег, что привело как к сезонному закрытию некоторых местных железорудных шахт, так и к замораживанию строительных работ. По прогнозам Reuters, в ноябре динамика цен на железную руду останется положительной, но не выше, чем +2,5%. "Сталевары пока еще покупают руду, но ключевой момент тут: готовы ли они платить больше по отношению к установившейся рыночной цене. Я не думаю, что они смогут сделать это в ближайшие дни", – сказал агентству Reuters один из железорудных трейдеров Гонконга.

Маржа китайских сталелитейных компаний в настоящий момент несколько выше, чем в сентябре, но еще не настолько, чтобы платить любые деньги за сырье. Их поведение во многом будет зависеть от генеральной линии нового правительства КНР. Если оно даст отмашку на запуск новых инфраструктурных программ, это подтолкнет вверх цены и на ЖРС, и на сталь. Сначала внутри Китая, а потом и за его пределами. Если нет, ценовая кривая опять может пойти вниз.

В инвестиционной компании "Велес-Капитал" считают, что обвал цен на ЖРС во многом стал следствием непродуманной политики самих же поставщиков руды. В частности, на протяжении трех первых кварталов 2012 года австралийские добытчики продолжали наращивать рудный экспорт в Китай, невзирая на то, что рост производства стали там заметно замедлился и составил лишь +1,3% за январь-сентябрь против аналогичного прошлогоднего показателя. Такой диссонанс в итоге привел к тому, что из-за избытка сырья на китайском рынке цены на австралийскую железную руду упали вдвое. Сегодня наученные таким горьким опытом рудокопы с Зеленого континента отказались от ранее озвученных планов по наращиванию добычи на 11% в год. Вместо этого они решили в течение трех ближайших лет ограничить производство руды и на 15% сократить персонал. Этих превентивных мер, по мнению "Велес-Капитала", достаточно, чтобы обратить вспять падающий ценовой тренд.

Лом

Одним из потенциальных рисков для азиатского рынка железной руды является решение правительства Китая переориентировать в перспективе сталелитейную отрасль страны на выплавку стали из лома. Хотя результатом этой стратегии может стать лишь обмен шила на мыло. В стране нет запасов отработанного металла, достаточных для загрузки стальных мощностей. К тому же большинство местных конвертеров могут потреблять лишь ограниченное количество лома в качестве сырья. Наконец, цены на лом еще более чувствительны к росту спроса на него, чем цены на руду. И это, в частности, доказывает динамика нынешней осени.

Своего дна цены на лом достигли на месяц позже, чем на ЖРС, но восстанавливаются они не менее стремительно. В определенной степени этому способствовала стихия. Ураган "Сэнди", пронесшийся по восточному побережью США, ограничил отгрузку американского лома на внешние рынки. Это совпало с сокращением сырьевых запасов у металлургов Турции и Ближнего Востока, вернувшихся с Курбан-Байрама. Как следствие, цены на лом, которые казались неприемлемыми покупателям еще в середине октября, в начале ноября уже шли на ура и продолжают расти дальше. На турецком рынке стоимость основных сортов лома уже преодолела отметку в 400 долл./тонн, а до конца года, как надеются трейдеры, вырастет еще на 50-60 долл. А ведь в первые недели октября она еще вертелась у 350-долл. отметки. Не такими высокими темпами, но тоже уверенно, растут ломовые котировки и на Роттердамской бирже, и на рынках Юго-Восточной Азии. В последнем регионе – и в Южной Корее, и на Тайване, и в Японии – они еще не дотянулись до планки в 400 долл./тонн, но, скорее всего, это лишь вопрос времени. Китай в данном случае стоит особняком, поскольку там внутренние цены на лом уже достигают 450 долл./тонн.

Экспортные цены на лом европейского происхождения, в т.ч украинского, к середине ноября еще чуток недотягивали до важного психологического рубежа в 400 долл./тонн. Но вероятность его преодоления весьма высока, ведь индикатором на этом рынке является американский лом, а он сейчас в дефиците. Если в прошлом году Штаты выбросили на рынок 24,4 млн тонн лома, то в текущем этот показатель составит порядка 23 млн тонн. И эта большая разница позволяет поддерживать растущие цены, даже несмотря на слабый спрос со стороны металлургов. С другой стороны, благодаря эффекту домино, тенденция перекинулась на смежные секторы. К примеру, подорожание лома откликнулось ростом цен на стальную заготовку в Турции и Персидском заливе.

Уголь

Коксующийся уголь дольше всех выходил из ценового пике. Но и он за первую половину ноября отыграл 10-20 долл./тонн относительно минимальных октябрьских цен. Трейдеры не ждут, что в ближайшие месяцы уголь вернется в летние рамки, когда он стоил более 200 долл./тонн, но и отката ниже 150 долл./тонн также не допускают. Генератором оживления в этом сегменте опять же стала китайская экономика. Но и контракты, заключаемые покупателями из Японии и Индии, указывают на позитивную динамику для производителей угля. Хотя европейский рынок продолжает оставаться вялым.

Аналитики ГП "Укрпромвнешэкспертиза" считают, что трендом ближайших месяцев станет движение навстречу друг другу контрактных и спотовых цен на коксующиеся угли, которые в первом квартале 2013 сойдутся у отметки примерно 160 долл./тонн. В данном случае речь идет о наиболее качественных австралийских углях. Угли других марок, естественно, будут продаваться дешевле, но и они тяготеют к плавному подорожанию.

По мнению старшего партнера российской инвесткомпании "Третий мир" Александра Макарина, наметившаяся динамика будет долгосрочной и устойчивой. "Даже если европейские металлурги, испытывающие серьезные трудности из-за кризиса в еврозоне, снизят темп выпуска стали и, соответственно, потребления угля, а их ценовые предложения не будут сверхпривлекательными, рынку угля есть куда уходить. Азиатские рынки, несмотря на кризис, показывают усиливающуюся динамику спроса и потребления", – цитирует его журнал "Металлоснабжение и сбыт". А.Макарин обращает внимание, что 65% потребления угля в мире сегодня приходится на азиатские страны. Причем здесь есть сразу несколько хедлайнеров спроса. Не только Китай, но и Япония, ведущая восстановительные работы в районах, пострадавших от землетрясений и Фукусимской катастрофы 2011, а особенно Индия. Согласно заявлениям министра городского развития Индии Камала Натха импорт коксующегося угля в страну в течение 5 ближайших лет вырастет до 100 млн тонн, т.е. фактически в 3 раза.

Тем не менее большинство экспертов склонны давать более осторожные прогнозы. "Недавнее оживление цен на сырье стало следствием пополнения запасов данных материалов сталеварами в свете ожидаемого улучшения спроса на металлопродукцию в конце года, – сказал МинПрому аналитик компании Eavex Capital Иван Дзвинка. – С большой вероятностью можно предполагать, что цены на сырье для выпуска стали прошли свои минимумы этой осенью. К примеру, спотовые мировые цены на железную руду снизились до уровня 89 долл./тонн в начале сентября, что на 40% ниже максимума – 149 долл./тонн 2011 года – и на 26% ниже текущих уровней. До конца года ожидаем восходящий тренд по ценам на сырье. Однако устойчивость такой динамики в начале 2013 года будет во многом зависеть от спроса на конечную продукцию".

Ярослав Ярош

МинПром

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
23.11.20, Ярослав Ярош
На территории Украины залегает около 11% мировых запасов титановых руд. В стране имеется продолжительный опыт их добычи и обогащения, но переработка в продукты более высокого передела постепенно сходит на нет. Производство титанового пигмента за последнее десятилетие сократилось втрое, а выпуск металлического титана (в виде губки) вообще находится на грани исчезновения. Но, возможно, медленно умирающую отрасль еще получиться превратить в локомотив цветной металлургии.
17.11.20, Василий Январев
В поисках средств на покрытие долгов перед зелеными энергетиками Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг в очередной раз повысила тариф на передачу электроэнергии. Эксперты и участники рынка предупреждают – подобная практика углубит кризис в промышленности, что неизбежно повлечет за собой катастрофу, как в энергетике, так и во всей украинской экономике.
27.10.20, Ярослав Ярош
В современном бизнесе человеческий капитал набирает все больший удельный вес и все чаще становится главным активом компаний. Причем не только в высокотехнологических отраслях, но и в классической промышленности. Конкуренция за квалифицированный персонал на рынке обостряется. И чтобы избежать утечки, как "белых", так и "синих воротничков", корпорации в XXI веке значительно увеличили бюджеты на программы создания комфортных условий труда для персонала, в т. ч. и в промышленную безопасность.
23.10.20, Василий Январев
Продвигаемая Министерством инфраструктуры инициатива списания якобы изношенных грузовых вагонов напоминает старый одесский анекдот про "шашечки или ехать". Обновление парка грузовых вагонов предлагается провести исключительно по формальному признаку срока их службы – "шашечки", более того в случае реализации этой инициативы "ехать" по железным дорогам станет гораздо сложнее.
12.10.20, Ярослав Ярош
В сентябре цены на железорудное сырье на глобальных рынках достигли своего шестилетнего максимума. В октябре они немного двинули вниз, но в первой декаде еще оставались в пределах 120 долл/тонну. Это на 30% с лишним выше, чем было в начале коронавирусного года. Никто тогда на ожидал столь стремительного подъема. Да и сейчас прогнозы относительно дальнейшего поведения котировок ЖРС разновекторные. Но больше экспертов склонны к тому, что в обозримой перспективе они сохранятся на достаточно высоком уровне.
08.10.20, Елена Курашина
Министерство инфраструктуры намерено ввести временные ограничения на срок эксплуатации вагонов. Цель благая – обновить вагонный парк в стране, но в сегодняшних украинских реалиях эта инициатива обернется жесточайшим дефицитом подвижного состава.
08.10.20, Василий Январев
Стабильный госзаказ в течение последних лет на продукцию украинских производителей пожарной техники позволил им встать на ноги. Однако данный положительный эффект может быть нивелирован если Украина не будет защищать внутренний рынок. Или еще хуже – начнет за кредитные средства массово закупать пожарную технику за рубежом.
07.10.20, Василий Январев
Отсутствие требований локализации и открытость украинского внутреннего рынка коммунальной техники делает его весьма доступным для иностранных производителей. От решений, которые примет украинская власть уже этой осенью во многом будет зависеть, кто его освоит – отечественный производитель или иностранный.
28.09.20, Елена Курашина
Начатое президентом Украины Владимиром Зеленским летом прошлого года "экологическое" наступление на крупнейший металлургический комбинат " АрселорМиттал Кривой Рог " закончилось без особых практических результатов. Более того, как стало известно МинПрому, предприятие не успевает провести ряд мер по экологической модернизации и, видимо, будет добиваться очередного продления сроков их реализации.
10.09.20, Ярослав Ярош
Турецкие металлурги восстали против системы квот на импорт стали в ЕС и пытаются ее разрушить, обратившись во Всемирную торговую организацию. Процесс вряд ли будет быстрым, но он тронулся. И Турция уже имеет опыт побед в подобных спорах.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!