Подробнее Запомнить город


Госбюджет поглотил чистый воздух

04.03.09
размер текста:

Cостояние окружающей природной среды в Украине было и остается весьма тяжелым. В отдельных регионах показатели загрязнения атмосферы превысили средний уровень по стране. В частности, в Донецкой области объемы выбросов в расчете на 1 кв.км территории выше в 7,8 раза, а на душу населения - в 3,5 раза, в Днепропетровской - соответственно в 4,4 и 3,2, Луганской - в 2,6 и 2,2, Не лучше обстоят дела и с загрязнением водных, лесных и земельных ресурсов страны. Своим видением возможных направлений решения экологических проблем с корреспондентом "Минпрома" поделился народный депутат Украины от фракции Партии регионов, первый заместитель Министра охраны окружающей природной среды в правительстве Виктора Януковича, секретарь Комитета Верховной Рады по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы Сергей Глазунов.

Сегодня практически все крупные промышленные предприятия-загрязнители давно приватизированы, но экологическая ситуация в стране достаточно тяжелая. Что мешает частным собственникам реализовывать необходимые экологические программы?

К концу 1990-х годов государство наконец-то осознало, что без помощи частных инвесторов украинская промышленность обречена на медленное самоуничтожение, и был дан старт процессам корпоратизации и приватизации крупнейших предприятий. При этом, контрольные пакеты акций государство, как правило, оставляло за собой. Что было делать в такой ситуации частному бизнесу, ставшему младшим партнером государства в управлении созданными на базе госпредприятий акционерными обществами? Естественно, не являясь полноправными собственниками и находясь в условиях перманентной политической и экономической нестабильности, инвесторы не работали на долгосрочную перспективу, стремясь реализовать лишь те проекты, которые позволяли бы получить намеченную прибыль уже сегодня-завтра. О необходимости охраны окружающей природной среды в те годы предпочитали умалчивать.

К 2003-2004 гг. государству удалось окончательно урегулировать отношения собственности и подавляющее большинство предприятий ГМК, химии и нефтехимии были наконец-то приватизированы. Новые собственники анонсировали амбициозные программы комплексной модернизации производства, в том числе и экологической.

И результаты не заставили себя долго ждать. К 2007 году практически все крупные промышленные предприятия вышли на свою проектную мощность. Инвестиции в металлургические предприятия Украины увеличились с 11 долл. на тонну жидкой стали в 2000 году до 44 долл. в 2007 году, т.е. в 4 раза. А такие предприятия как Алчевский МК и Азовсталь ежегодно инвестировали свыше 50 долл. на тонну стали. При этом инвестиции металлургов в природоохранные мероприятия, за тот же период, возросли более чем в 7 раз, с 0,4 долл./тонну до 3,0 долл./тонну, что привело к сокращению вредных выбросов в атмосферный воздух с 2,5 млн. тонн до 1,6 млн. тонн (на 36%) при увеличении объемов производства стального проката более чем на 50%.

Но если инвестиции в природоохранные мероприятия осуществляются, то почему же Украина тогда до сих пор не в числе самых экологически благополучных стран мира?

Даже таких внушительных инвестиций недостаточно, чтобы ликвидировать отставание от конкурентов. За тот же период мощные металлургические корпорации стран ЕС и США инвестировали на 35%-65% больше средств. В конкурентоспособных зарубежных компаниях управление охраной окружающей среды стало отдельным элементом системы управления предприятием. В целом, как свидетельствует сопоставление издержек и выгод, связанных с контролем над загрязнением окружающей среды, обеспечение экологически «чистого» производства у них является, в конечном счете, более экономически выгодным, чем борьба с последствиями загрязнения и уплата штрафов.

То есть наши собственники промышленных предприятий все-таки инвестировали меньше, чем это было необходимо?

Дело не в том: меньше или больше, а в том, что у отечественного бизнеса на модернизацию было намного меньше времени, чем у западных конкурентов, где право частной собственности на производственные активы было предоставлено несколько десятилетий назад. Вполне понятно, что за 4-5 лет решить все копившиеся десятилетиями технологические и экологические проблемы невозможно, когда только на проектные и строительно-монтажные работы иногда необходимо 2-3 года. Трудноразрешимой проблемой являются также значительные объемы промышленных отходов, накопленных за весь период развития промышленности в регионе, деградация почв, нарушение земель. Новые собственники не могут в одиночку отвечать за все то, что было сделано за десятки лет до их прихода.

Сергей Николаевич, какой Вы видите выход из сложившейся ситуации?

Преодоление тяжелого экологического наследия, доставшегося частным собственникам промышленных предприятий, требует эффективного взаимодействия государства и бизнеса на всех уровнях: центральные органы власти, областные и местные советы и администрации. Нужны и экономические стимулы для компаний, которые вкладывают средства в природоохранные мероприятия, в том числе и налоговые льготы по соответствующим платежам и сборам.

Основным источником поступлений местных фондов охраны окружающей природной среды, которые формируются в составе бюджета и средствами которых осуществляются природоохранные мероприятия в сфере экологии, являются отчисления от сбора за загрязнение окружающей природной среды. Для повышения эффективности природоохранных мероприятий необходимо, чтобы максимальная часть экологических и прочих платежей предприятий-загрязнителей оставалась на местах, а не уходила в центральный бюджет.

Например, в 2008 году Днепропетровская область обеспечила доходы общего фонда Госбюджета на сумму более 22,2 млрд грн., что почти в 2 раза больше в сравнении с 2007 годом. При этом лишь 24% из указанной суммы осталось в области, а 76% поступило в Госбюджет. Таким образом, по формированию доходной части общего фонда Госбюджета Днепропетровская область оказалась на 1 месте, а по затратам – только на 18.

Еще более критичная ситуация сложилась по городу Кривой Рог, который на протяжении многих лет уверенно лидирует по объему выбросов в атмосферу вредных веществ от стационарных источников загрязнения. В 2008 году в бюджеты всех уровней предприятиями города было перечислено 10,4 млрд грн., в том числе:

- в государственный бюджет – 8,9 млрд грн., или 85,8 %;
- в областной бюджет – 0,4 млрд грн., или 3,5 %;
- в бюджет города – 1,1 млрд грн., или 10,7 %.

При этом в виде дотаций и субвенций из государственного и областного бюджетов городом Кривой Рог получено лишь 376,5 млн грн., что составляет 4,3% от общей суммы перечисленных в Государственный и областной бюджеты средств.

Понятно, что такие «перекосы» не способствуют стабилизации ситуации в экологически неблагополучных регионах. Поэтому крайне необходимо делегировать регионам значительные полномочия для реализации природоохранных мероприятий, оставить в местных бюджетах максимально возможную часть соответствующих налогов и сборов, а тогда уже спрашивать с региональных чиновников по всей строгости за эффективность использования полученных средств.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 2

...
Новости партнеров


Статьи
20.01.20, Ярослав Ярош
К концу декабря Украина и Россия пришли к компромиссу в вопросах транзита природного газа. Суть его в том, что российский "Газпром" в течение пяти следующих лет гарантирует прокачку по украинской газотранспортной системе. Но лишь в объемах, обеспечивающих минимальную рентабельность работы отечественной ГТС.
14.01.20, Василий Январев
В январе народные депутаты должны рассмотреть законопроект №2426 об обелении рынка металлолома. Редкий пример совпадения интересов сборщиков и потребителей лома, а также и государства, которое получит профит в виде увеличения сбора налогов и уменьшения уровня коррупции.
24.12.19, Ярослав Ярош
В одном из законопроектов, переданных в начале декабря на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрен переход Украины на автомобильный электротранспорт в период до 2030 г. Это фантастика. Доказано "евробляхерами", чью растаможку переносят энный раз. Хотя спрос на электрокары в Украине сегодня действительно прогрессирует семимильными шагами. Это реальность. Доказано автотрейдерами.
12.12.19, Игорь Воронцов
До завершения срока действия контракта на транзит в ЕС российского газа через Украину остаются считанные дни. А ясности с дальнейшими перспективами до сих пор нет. Будет ли вообще НАК "Нафтогаз Украины" транспортировать газпромовский ресурс и если да – то в каких объемах и на каких условиях? Ответов на эти вопросы сейчас не знают ни в Киеве, ни в Москве, ни в Брюсселе.
06.12.19, Игорь Воронцов
Проблемы крупнейшего стального производителя Германии, концерна Thyssenkrupp AG, оказались гораздо серьезнее, чем можно было предполагать ранее. Сокращение доналоговой прибыли в 20 раз по итогам прошедшего 2018-2019 финансового года (завершился 30 сентября) – закономерный итог работы предыдущего менеджмента, совершившего как минимум две стратегические ошибки.
29.11.19, Игорь Воронцов
Херсонский нефтеперевалочный комплекс получил нового владельца, который за счет этого приобретения усиливает позиции в украинском нефтетрейдинге. Аукцион по продаже ХерсНПК прошел в нужное время: резкий рост морских поставок нефтепродуктов в Украину придал НПК необходимую инвестпривлекательность – несмотря на удручающее техническое состояние.
26.11.19, Ярослав Ярош
В 2018 г. акционерное общество "Укргазвыдобування" поставило национальный рекорд по объемам бурения. Но в 2019-м этот же показатель может упасть до одного из самых низких уровней за всю историю независимости. Буквально за полгода компания кардинально поменяла приоритеты своей буровой программы: от "Полный вперед" до "Холостой ход". Если сформулировать по-другому, то вполне ощутимая перспектива газовой независимости Украины принесена в жертву сиюминутной выгоде.
21.11.19, Игорь Воронцов
Ситуация вокруг итальянского металлургического комбината Ilva наглядно показывает, к чему приводят попытки необоснованного давления на крупный бизнес со стороны властей. Обе стороны остались у разбитого корыта и как дальше будут развиваться события – абсолютно непонятно. Но если разобраться, то в большем проигрыше осталось государство.
14.11.19, Василий Январев
Мировая экономика медленно сползает в кризис и первым под удар попал производственный сектор. В отличие от ситуации десятилетней давности, когда кризис спровоцировала катастрофа на американском финансовом рынке, сегодня в качестве главной причины выступают мировые торговые войны. И тесно интегрированные в глобальный рынок украинские металлургические компании уже работают в кризисных условиях.
12.11.19, Василий Январев
Колесные мощности украинской промышленной компании "Интерпайп" работают с полной загрузкой, но производство труб во втором полугодии начало снижаться из-за ограничений на зарубежных рынках и сокращения закупок со стороны крупнейшего отечественного газодобытчика. Об этом, а также о мировых торговых войнах, защите отечественного рынка от китайской трубной экспансии, реформе украинской энергетики в интервью МинПрому рассказал Денис Морозов, директор по экономике и финансам "Интерпайпа".


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!