Подробнее Запомнить город


Госбюджет поглотил чистый воздух

04.03.09
размер текста:

Cостояние окружающей природной среды в Украине было и остается весьма тяжелым. В отдельных регионах показатели загрязнения атмосферы превысили средний уровень по стране. В частности, в Донецкой области объемы выбросов в расчете на 1 кв.км территории выше в 7,8 раза, а на душу населения - в 3,5 раза, в Днепропетровской - соответственно в 4,4 и 3,2, Луганской - в 2,6 и 2,2, Не лучше обстоят дела и с загрязнением водных, лесных и земельных ресурсов страны. Своим видением возможных направлений решения экологических проблем с корреспондентом "Минпрома" поделился народный депутат Украины от фракции Партии регионов, первый заместитель Министра охраны окружающей природной среды в правительстве Виктора Януковича, секретарь Комитета Верховной Рады по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы Сергей Глазунов.

Сегодня практически все крупные промышленные предприятия-загрязнители давно приватизированы, но экологическая ситуация в стране достаточно тяжелая. Что мешает частным собственникам реализовывать необходимые экологические программы?

К концу 1990-х годов государство наконец-то осознало, что без помощи частных инвесторов украинская промышленность обречена на медленное самоуничтожение, и был дан старт процессам корпоратизации и приватизации крупнейших предприятий. При этом, контрольные пакеты акций государство, как правило, оставляло за собой. Что было делать в такой ситуации частному бизнесу, ставшему младшим партнером государства в управлении созданными на базе госпредприятий акционерными обществами? Естественно, не являясь полноправными собственниками и находясь в условиях перманентной политической и экономической нестабильности, инвесторы не работали на долгосрочную перспективу, стремясь реализовать лишь те проекты, которые позволяли бы получить намеченную прибыль уже сегодня-завтра. О необходимости охраны окружающей природной среды в те годы предпочитали умалчивать.

К 2003-2004 гг. государству удалось окончательно урегулировать отношения собственности и подавляющее большинство предприятий ГМК, химии и нефтехимии были наконец-то приватизированы. Новые собственники анонсировали амбициозные программы комплексной модернизации производства, в том числе и экологической.

И результаты не заставили себя долго ждать. К 2007 году практически все крупные промышленные предприятия вышли на свою проектную мощность. Инвестиции в металлургические предприятия Украины увеличились с 11 долл. на тонну жидкой стали в 2000 году до 44 долл. в 2007 году, т.е. в 4 раза. А такие предприятия как Алчевский МК и Азовсталь ежегодно инвестировали свыше 50 долл. на тонну стали. При этом инвестиции металлургов в природоохранные мероприятия, за тот же период, возросли более чем в 7 раз, с 0,4 долл./тонну до 3,0 долл./тонну, что привело к сокращению вредных выбросов в атмосферный воздух с 2,5 млн. тонн до 1,6 млн. тонн (на 36%) при увеличении объемов производства стального проката более чем на 50%.

Но если инвестиции в природоохранные мероприятия осуществляются, то почему же Украина тогда до сих пор не в числе самых экологически благополучных стран мира?

Даже таких внушительных инвестиций недостаточно, чтобы ликвидировать отставание от конкурентов. За тот же период мощные металлургические корпорации стран ЕС и США инвестировали на 35%-65% больше средств. В конкурентоспособных зарубежных компаниях управление охраной окружающей среды стало отдельным элементом системы управления предприятием. В целом, как свидетельствует сопоставление издержек и выгод, связанных с контролем над загрязнением окружающей среды, обеспечение экологически «чистого» производства у них является, в конечном счете, более экономически выгодным, чем борьба с последствиями загрязнения и уплата штрафов.

То есть наши собственники промышленных предприятий все-таки инвестировали меньше, чем это было необходимо?

Дело не в том: меньше или больше, а в том, что у отечественного бизнеса на модернизацию было намного меньше времени, чем у западных конкурентов, где право частной собственности на производственные активы было предоставлено несколько десятилетий назад. Вполне понятно, что за 4-5 лет решить все копившиеся десятилетиями технологические и экологические проблемы невозможно, когда только на проектные и строительно-монтажные работы иногда необходимо 2-3 года. Трудноразрешимой проблемой являются также значительные объемы промышленных отходов, накопленных за весь период развития промышленности в регионе, деградация почв, нарушение земель. Новые собственники не могут в одиночку отвечать за все то, что было сделано за десятки лет до их прихода.

Сергей Николаевич, какой Вы видите выход из сложившейся ситуации?

Преодоление тяжелого экологического наследия, доставшегося частным собственникам промышленных предприятий, требует эффективного взаимодействия государства и бизнеса на всех уровнях: центральные органы власти, областные и местные советы и администрации. Нужны и экономические стимулы для компаний, которые вкладывают средства в природоохранные мероприятия, в том числе и налоговые льготы по соответствующим платежам и сборам.

Основным источником поступлений местных фондов охраны окружающей природной среды, которые формируются в составе бюджета и средствами которых осуществляются природоохранные мероприятия в сфере экологии, являются отчисления от сбора за загрязнение окружающей природной среды. Для повышения эффективности природоохранных мероприятий необходимо, чтобы максимальная часть экологических и прочих платежей предприятий-загрязнителей оставалась на местах, а не уходила в центральный бюджет.

Например, в 2008 году Днепропетровская область обеспечила доходы общего фонда Госбюджета на сумму более 22,2 млрд грн., что почти в 2 раза больше в сравнении с 2007 годом. При этом лишь 24% из указанной суммы осталось в области, а 76% поступило в Госбюджет. Таким образом, по формированию доходной части общего фонда Госбюджета Днепропетровская область оказалась на 1 месте, а по затратам – только на 18.

Еще более критичная ситуация сложилась по городу Кривой Рог, который на протяжении многих лет уверенно лидирует по объему выбросов в атмосферу вредных веществ от стационарных источников загрязнения. В 2008 году в бюджеты всех уровней предприятиями города было перечислено 10,4 млрд грн., в том числе:

- в государственный бюджет – 8,9 млрд грн., или 85,8 %;
- в областной бюджет – 0,4 млрд грн., или 3,5 %;
- в бюджет города – 1,1 млрд грн., или 10,7 %.

При этом в виде дотаций и субвенций из государственного и областного бюджетов городом Кривой Рог получено лишь 376,5 млн грн., что составляет 4,3% от общей суммы перечисленных в Государственный и областной бюджеты средств.

Понятно, что такие «перекосы» не способствуют стабилизации ситуации в экологически неблагополучных регионах. Поэтому крайне необходимо делегировать регионам значительные полномочия для реализации природоохранных мероприятий, оставить в местных бюджетах максимально возможную часть соответствующих налогов и сборов, а тогда уже спрашивать с региональных чиновников по всей строгости за эффективность использования полученных средств.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 2
10:55 | 04.03.2009
друг
Юлия Владимировна , подумайте о будущем, как будут жить наши дети и внуки, в каком экологическом состоянии вы оставляете им Украину?Свою программу Вы уже показали, как не состоятельную, поэтому мы уверены, что у Януковича эта программа будет для народа
10:50 | 04.03.2009
Денс
С таким подходом правительства к вопросам экологии народ лишится последнего глотка чистого воздуха.Юля, пожалуйста, отойдите в стороу, не мешайте Я.В.Ф. заботится о людях

...
Новости партнеров


Статьи
11.07.19, Ярослав Ярош
1 июля Украина завершила самый быстротечный и самый массовый по количеству претендентов конкурс для частных добытчиков. 9 газоносных блоков получили своих потенциальных хозяев, проявивших готовность работать с государством на условиях раздела продукции. Но если раньше Киеву удавалось подписывать СРП с мировыми грандами, такими как Shell, Chevron, Eni, то сейчас список победителей не настолько звездный. В нем преимущественно отечественные компании, а также иностранцы из второго эшелона. Кабмин уже не может позволить себе переборчивость. На страну надвигается реальный дефицит природного газа.
04.07.19, Василий Январев
Нарастивший объемы производства после вынужденного простоя в 2017 году Днепровский металлургический комбинат столкнулся с новой угрозой – 31 мая Хозяйственный суд Днепропетровской области начал процедуру банкротства предприятия по иску компании "Технобудмонтаж Груп". Впрочем, у меткомбината есть все возможности пройти этот непростой период, не теряя объемы производства и не сокращая производственный персонал.
02.07.19, Павел Вернивский
Одно из первых важных сообщений, прозвучавших от команды президента Владимира Зеленского, – работа с Международным валютным фондом будет продолжена. При этом почти каждый политик, пытаясь убедить народ в необходимости работы с МВФ, говорит людям: другой альтернативы нет. Но действительно ли это так?
20.06.19, Василий Январев
На шахтоуправлении "Покровское" входит в финальную фазу крупнейший в угледобывающей отрасли страны инвестиционный проект. Компания готова вложить более 160 млн долл. в разработку нового угольного блока №11. Строительные работы стартовали на этом блоке еще в 2011 г., но у прежнего хозяина Виктора Нусенкиса не хватило ресурсов, чтобы завершить начатое. Приход на "Покровское" в качестве владельца холдинга "Метинвест" дал проекту второе дыхание.
14.06.19, Игорь Воронцов
Банкротство второго по величине стального производителя Великобритании, официально объявленное 22 мая, наглядно показывает, к чему приводят необдуманные регуляторные решения правительства страны. Это хороший повод задуматься и для украинских высокопоставленных чиновников: ведь всегда лучше учиться на чужих ошибках, чем самим наступать на грабли.
10.06.19, Игорь Воронцов
Импорт известкового камня в Украину растет опережающими темпами по сравнению с показателями местных добывающих предприятий. Отрасль находится под воздействием ряда общеэкономических негативных факторов, которые сохранятся и в текущем году. Несмотря на это, планы отдельных производителей на 2019 г. довольно оптимистичны. Они надеются расширить долю рынка, потеснив импортеров. Хотя последним пока удается наращивать объемы поставок.
06.06.19, Ярослав Ярош
Холдинг Виктора Пинчука взялся системно блокировать проникновение чужеродного импорта на внутренний рынок труб. В январе 2019-го "Интерпайп" добился от Антимонопольного комитета решения, которым был разблокирован доступ компании для ряда тендеров ДК "Укргазвыдобування". В мае он получил поддержку и со стороны Минэкоразвития. Межведомственная комиссия по международной торговле начала антидемпинговое расследование в отношении импорта стальных бесшовных горячедеформированных труб из Китая.
30.05.19, Игорь Воронцов, Виктория Финчук
Начавшийся спад в жилищном строительстве негативно сказался на загрузке мощностей украинской цементной промышленности. Основные надежды предприятий связаны с планами правительства по масштабному строительству цементобетонных дорог. Это может стать драйвером роста для всей украинской экономики – поскольку одно рабочее место в дорожном строительстве создает 12 рабочих мест в смежных отраслях. А при строительстве цементобетонных дорог создается 20 рабочих мест, по подсчетам ассоциации "Укрцемент".
21.05.19, Игорь Воронцов
Металлургические предприятия Китая наращивают стальную выплавку стремительными темпами. По итогам апреля показатель повысился на 12,7% по сравнению с тем же месяцем 2018 года, до 85,03 млн тонн. В целом за январь-апрель прирост составил 10,1%, до 314,96 млн тонн.
17.05.19, Ярослав Ярош
За последнюю декаду апреля российской "Транснефти" удалось загрязнить ядовитой хлорорганикой около 6000 км трубопроводной системы "Дружба". Только по предварительным подсчетам российские потери составят свыше 1 млрд долл. Как говорится, и диверсантов не надо. Украина же на истории с грязной нефтью может даже подзаработать в краткосрочной перспективе, хотя потерять – в длинной.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!