Подробнее Запомнить город


Госбюджет поглотил чистый воздух

04.03.09
размер текста:

Cостояние окружающей природной среды в Украине было и остается весьма тяжелым. В отдельных регионах показатели загрязнения атмосферы превысили средний уровень по стране. В частности, в Донецкой области объемы выбросов в расчете на 1 кв.км территории выше в 7,8 раза, а на душу населения - в 3,5 раза, в Днепропетровской - соответственно в 4,4 и 3,2, Луганской - в 2,6 и 2,2, Не лучше обстоят дела и с загрязнением водных, лесных и земельных ресурсов страны. Своим видением возможных направлений решения экологических проблем с корреспондентом "Минпрома" поделился народный депутат Украины от фракции Партии регионов, первый заместитель Министра охраны окружающей природной среды в правительстве Виктора Януковича, секретарь Комитета Верховной Рады по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы Сергей Глазунов.

Сегодня практически все крупные промышленные предприятия-загрязнители давно приватизированы, но экологическая ситуация в стране достаточно тяжелая. Что мешает частным собственникам реализовывать необходимые экологические программы?

К концу 1990-х годов государство наконец-то осознало, что без помощи частных инвесторов украинская промышленность обречена на медленное самоуничтожение, и был дан старт процессам корпоратизации и приватизации крупнейших предприятий. При этом, контрольные пакеты акций государство, как правило, оставляло за собой. Что было делать в такой ситуации частному бизнесу, ставшему младшим партнером государства в управлении созданными на базе госпредприятий акционерными обществами? Естественно, не являясь полноправными собственниками и находясь в условиях перманентной политической и экономической нестабильности, инвесторы не работали на долгосрочную перспективу, стремясь реализовать лишь те проекты, которые позволяли бы получить намеченную прибыль уже сегодня-завтра. О необходимости охраны окружающей природной среды в те годы предпочитали умалчивать.

К 2003-2004 гг. государству удалось окончательно урегулировать отношения собственности и подавляющее большинство предприятий ГМК, химии и нефтехимии были наконец-то приватизированы. Новые собственники анонсировали амбициозные программы комплексной модернизации производства, в том числе и экологической.

И результаты не заставили себя долго ждать. К 2007 году практически все крупные промышленные предприятия вышли на свою проектную мощность. Инвестиции в металлургические предприятия Украины увеличились с 11 долл. на тонну жидкой стали в 2000 году до 44 долл. в 2007 году, т.е. в 4 раза. А такие предприятия как Алчевский МК и Азовсталь ежегодно инвестировали свыше 50 долл. на тонну стали. При этом инвестиции металлургов в природоохранные мероприятия, за тот же период, возросли более чем в 7 раз, с 0,4 долл./тонну до 3,0 долл./тонну, что привело к сокращению вредных выбросов в атмосферный воздух с 2,5 млн. тонн до 1,6 млн. тонн (на 36%) при увеличении объемов производства стального проката более чем на 50%.

Но если инвестиции в природоохранные мероприятия осуществляются, то почему же Украина тогда до сих пор не в числе самых экологически благополучных стран мира?

Даже таких внушительных инвестиций недостаточно, чтобы ликвидировать отставание от конкурентов. За тот же период мощные металлургические корпорации стран ЕС и США инвестировали на 35%-65% больше средств. В конкурентоспособных зарубежных компаниях управление охраной окружающей среды стало отдельным элементом системы управления предприятием. В целом, как свидетельствует сопоставление издержек и выгод, связанных с контролем над загрязнением окружающей среды, обеспечение экологически «чистого» производства у них является, в конечном счете, более экономически выгодным, чем борьба с последствиями загрязнения и уплата штрафов.

То есть наши собственники промышленных предприятий все-таки инвестировали меньше, чем это было необходимо?

Дело не в том: меньше или больше, а в том, что у отечественного бизнеса на модернизацию было намного меньше времени, чем у западных конкурентов, где право частной собственности на производственные активы было предоставлено несколько десятилетий назад. Вполне понятно, что за 4-5 лет решить все копившиеся десятилетиями технологические и экологические проблемы невозможно, когда только на проектные и строительно-монтажные работы иногда необходимо 2-3 года. Трудноразрешимой проблемой являются также значительные объемы промышленных отходов, накопленных за весь период развития промышленности в регионе, деградация почв, нарушение земель. Новые собственники не могут в одиночку отвечать за все то, что было сделано за десятки лет до их прихода.

Сергей Николаевич, какой Вы видите выход из сложившейся ситуации?

Преодоление тяжелого экологического наследия, доставшегося частным собственникам промышленных предприятий, требует эффективного взаимодействия государства и бизнеса на всех уровнях: центральные органы власти, областные и местные советы и администрации. Нужны и экономические стимулы для компаний, которые вкладывают средства в природоохранные мероприятия, в том числе и налоговые льготы по соответствующим платежам и сборам.

Основным источником поступлений местных фондов охраны окружающей природной среды, которые формируются в составе бюджета и средствами которых осуществляются природоохранные мероприятия в сфере экологии, являются отчисления от сбора за загрязнение окружающей природной среды. Для повышения эффективности природоохранных мероприятий необходимо, чтобы максимальная часть экологических и прочих платежей предприятий-загрязнителей оставалась на местах, а не уходила в центральный бюджет.

Например, в 2008 году Днепропетровская область обеспечила доходы общего фонда Госбюджета на сумму более 22,2 млрд грн., что почти в 2 раза больше в сравнении с 2007 годом. При этом лишь 24% из указанной суммы осталось в области, а 76% поступило в Госбюджет. Таким образом, по формированию доходной части общего фонда Госбюджета Днепропетровская область оказалась на 1 месте, а по затратам – только на 18.

Еще более критичная ситуация сложилась по городу Кривой Рог, который на протяжении многих лет уверенно лидирует по объему выбросов в атмосферу вредных веществ от стационарных источников загрязнения. В 2008 году в бюджеты всех уровней предприятиями города было перечислено 10,4 млрд грн., в том числе:

- в государственный бюджет – 8,9 млрд грн., или 85,8 %;
- в областной бюджет – 0,4 млрд грн., или 3,5 %;
- в бюджет города – 1,1 млрд грн., или 10,7 %.

При этом в виде дотаций и субвенций из государственного и областного бюджетов городом Кривой Рог получено лишь 376,5 млн грн., что составляет 4,3% от общей суммы перечисленных в Государственный и областной бюджеты средств.

Понятно, что такие «перекосы» не способствуют стабилизации ситуации в экологически неблагополучных регионах. Поэтому крайне необходимо делегировать регионам значительные полномочия для реализации природоохранных мероприятий, оставить в местных бюджетах максимально возможную часть соответствующих налогов и сборов, а тогда уже спрашивать с региональных чиновников по всей строгости за эффективность использования полученных средств.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 2
10:55 | 04.03.2009
друг
Юлия Владимировна , подумайте о будущем, как будут жить наши дети и внуки, в каком экологическом состоянии вы оставляете им Украину?Свою программу Вы уже показали, как не состоятельную, поэтому мы уверены, что у Януковича эта программа будет для народа
10:50 | 04.03.2009
Денс
С таким подходом правительства к вопросам экологии народ лишится последнего глотка чистого воздуха.Юля, пожалуйста, отойдите в стороу, не мешайте Я.В.Ф. заботится о людях

...
Новости партнеров


Статьи
20.02.19, Игорь Воронцов
Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.
08.01.19, Игорь Воронцов
Регион Юго-Восточной Азии не входит в число основных рынков сбыта для украинских металлургов. Но растущий торговый протекционизм в ЕС и обострение конкуренции в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) делают ЮВА привлекательным для производителей, желающих поддержать и нарастить стальные продажи.
04.01.19, Ярослав Ярош
Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.
27.12.18, Игорь Воронцов
Рост стоимости активов в мировом горно-металлургическом комплексе и оживление процессов M&A свидетельствуют о подъеме и окончательном завершении кризиса в отрасли. При этом "болезни", которые к нему привели, никуда не делись: избыточные сталеплавильные мощности по-прежнему велики, а барьеры торгового протекционизма в уходящем году стали еще выше.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!