Подробнее Запомнить город


Госбюджет поглотил чистый воздух

04.03.09
размер текста:

Cостояние окружающей природной среды в Украине было и остается весьма тяжелым. В отдельных регионах показатели загрязнения атмосферы превысили средний уровень по стране. В частности, в Донецкой области объемы выбросов в расчете на 1 кв.км территории выше в 7,8 раза, а на душу населения - в 3,5 раза, в Днепропетровской - соответственно в 4,4 и 3,2, Луганской - в 2,6 и 2,2, Не лучше обстоят дела и с загрязнением водных, лесных и земельных ресурсов страны. Своим видением возможных направлений решения экологических проблем с корреспондентом "Минпрома" поделился народный депутат Украины от фракции Партии регионов, первый заместитель Министра охраны окружающей природной среды в правительстве Виктора Януковича, секретарь Комитета Верховной Рады по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы Сергей Глазунов.

Сегодня практически все крупные промышленные предприятия-загрязнители давно приватизированы, но экологическая ситуация в стране достаточно тяжелая. Что мешает частным собственникам реализовывать необходимые экологические программы?

К концу 1990-х годов государство наконец-то осознало, что без помощи частных инвесторов украинская промышленность обречена на медленное самоуничтожение, и был дан старт процессам корпоратизации и приватизации крупнейших предприятий. При этом, контрольные пакеты акций государство, как правило, оставляло за собой. Что было делать в такой ситуации частному бизнесу, ставшему младшим партнером государства в управлении созданными на базе госпредприятий акционерными обществами? Естественно, не являясь полноправными собственниками и находясь в условиях перманентной политической и экономической нестабильности, инвесторы не работали на долгосрочную перспективу, стремясь реализовать лишь те проекты, которые позволяли бы получить намеченную прибыль уже сегодня-завтра. О необходимости охраны окружающей природной среды в те годы предпочитали умалчивать.

К 2003-2004 гг. государству удалось окончательно урегулировать отношения собственности и подавляющее большинство предприятий ГМК, химии и нефтехимии были наконец-то приватизированы. Новые собственники анонсировали амбициозные программы комплексной модернизации производства, в том числе и экологической.

И результаты не заставили себя долго ждать. К 2007 году практически все крупные промышленные предприятия вышли на свою проектную мощность. Инвестиции в металлургические предприятия Украины увеличились с 11 долл. на тонну жидкой стали в 2000 году до 44 долл. в 2007 году, т.е. в 4 раза. А такие предприятия как Алчевский МК и Азовсталь ежегодно инвестировали свыше 50 долл. на тонну стали. При этом инвестиции металлургов в природоохранные мероприятия, за тот же период, возросли более чем в 7 раз, с 0,4 долл./тонну до 3,0 долл./тонну, что привело к сокращению вредных выбросов в атмосферный воздух с 2,5 млн. тонн до 1,6 млн. тонн (на 36%) при увеличении объемов производства стального проката более чем на 50%.

Но если инвестиции в природоохранные мероприятия осуществляются, то почему же Украина тогда до сих пор не в числе самых экологически благополучных стран мира?

Даже таких внушительных инвестиций недостаточно, чтобы ликвидировать отставание от конкурентов. За тот же период мощные металлургические корпорации стран ЕС и США инвестировали на 35%-65% больше средств. В конкурентоспособных зарубежных компаниях управление охраной окружающей среды стало отдельным элементом системы управления предприятием. В целом, как свидетельствует сопоставление издержек и выгод, связанных с контролем над загрязнением окружающей среды, обеспечение экологически «чистого» производства у них является, в конечном счете, более экономически выгодным, чем борьба с последствиями загрязнения и уплата штрафов.

То есть наши собственники промышленных предприятий все-таки инвестировали меньше, чем это было необходимо?

Дело не в том: меньше или больше, а в том, что у отечественного бизнеса на модернизацию было намного меньше времени, чем у западных конкурентов, где право частной собственности на производственные активы было предоставлено несколько десятилетий назад. Вполне понятно, что за 4-5 лет решить все копившиеся десятилетиями технологические и экологические проблемы невозможно, когда только на проектные и строительно-монтажные работы иногда необходимо 2-3 года. Трудноразрешимой проблемой являются также значительные объемы промышленных отходов, накопленных за весь период развития промышленности в регионе, деградация почв, нарушение земель. Новые собственники не могут в одиночку отвечать за все то, что было сделано за десятки лет до их прихода.

Сергей Николаевич, какой Вы видите выход из сложившейся ситуации?

Преодоление тяжелого экологического наследия, доставшегося частным собственникам промышленных предприятий, требует эффективного взаимодействия государства и бизнеса на всех уровнях: центральные органы власти, областные и местные советы и администрации. Нужны и экономические стимулы для компаний, которые вкладывают средства в природоохранные мероприятия, в том числе и налоговые льготы по соответствующим платежам и сборам.

Основным источником поступлений местных фондов охраны окружающей природной среды, которые формируются в составе бюджета и средствами которых осуществляются природоохранные мероприятия в сфере экологии, являются отчисления от сбора за загрязнение окружающей природной среды. Для повышения эффективности природоохранных мероприятий необходимо, чтобы максимальная часть экологических и прочих платежей предприятий-загрязнителей оставалась на местах, а не уходила в центральный бюджет.

Например, в 2008 году Днепропетровская область обеспечила доходы общего фонда Госбюджета на сумму более 22,2 млрд грн., что почти в 2 раза больше в сравнении с 2007 годом. При этом лишь 24% из указанной суммы осталось в области, а 76% поступило в Госбюджет. Таким образом, по формированию доходной части общего фонда Госбюджета Днепропетровская область оказалась на 1 месте, а по затратам – только на 18.

Еще более критичная ситуация сложилась по городу Кривой Рог, который на протяжении многих лет уверенно лидирует по объему выбросов в атмосферу вредных веществ от стационарных источников загрязнения. В 2008 году в бюджеты всех уровней предприятиями города было перечислено 10,4 млрд грн., в том числе:

- в государственный бюджет – 8,9 млрд грн., или 85,8 %;
- в областной бюджет – 0,4 млрд грн., или 3,5 %;
- в бюджет города – 1,1 млрд грн., или 10,7 %.

При этом в виде дотаций и субвенций из государственного и областного бюджетов городом Кривой Рог получено лишь 376,5 млн грн., что составляет 4,3% от общей суммы перечисленных в Государственный и областной бюджеты средств.

Понятно, что такие «перекосы» не способствуют стабилизации ситуации в экологически неблагополучных регионах. Поэтому крайне необходимо делегировать регионам значительные полномочия для реализации природоохранных мероприятий, оставить в местных бюджетах максимально возможную часть соответствующих налогов и сборов, а тогда уже спрашивать с региональных чиновников по всей строгости за эффективность использования полученных средств.

 


Комментарии
комментариев: 2
10:55 | 04.03.2009
друг
Юлия Владимировна , подумайте о будущем, как будут жить наши дети и внуки, в каком экологическом состоянии вы оставляете им Украину?Свою программу Вы уже показали, как не состоятельную, поэтому мы уверены, что у Януковича эта программа будет для народа
10:50 | 04.03.2009
Денс
С таким подходом правительства к вопросам экологии народ лишится последнего глотка чистого воздуха.Юля, пожалуйста, отойдите в стороу, не мешайте Я.В.Ф. заботится о людях

...
Новости партнеров


Статьи
16.01.18, Ярослав Ярош
2016 г. Евразийский экономический союз (читай – Россия) ввел заградительные пошлины на ввоз стального прутка из Украины. Спустя год с лишним Украина обложила пошлиной в размере 15,21% такую же продукцию происхождением из РФ. В обоих случаях в гуще событий оказывался комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог". Первый раз – как главный пострадавший, второй – как основной выгодополучатель.
12.01.18, Максим Полевой
Мировой рынок ежегодно потребляет сотни новых гражданских самолетов и будет расти дальше. Чтобы воспользоваться этим, авиапром Украины должен развивать постпродажный сервис, лизинг и производственную эффективность.
09.01.18, Анна Ганзенко
К исходу четвертого года со времени последнего Майдана и всех последующих событий уже можно прикинуть предварительную цену, которую пришлось заплатить Украине за свой выбор. И если политические последствия данного шага сложно оценить однозначно, то с экономическими параметрами все немного проще: статистические показатели состояния экономики страны беспристрастны и спорить с ними тяжело.
04.01.18, Ярослав Ярош
Конец года оказался необычайно щедрым для меткомбината "Arcelor Mittal Кривой Рог". АМКР подписал документы о получении кредитов от Европейского банка реконструкции и развития и синдиката европейских банков на общую сумму 350 млн долл. Этот заем покроет примерно треть нужд комбината в денежных средствах, которые тот намерен вложить в масштабную модернизацию.
27.12.17, Максим Полевой
По итогам 2017 года в мире ожидается рост прямых иностранных инвестиций на 5%. Значительнее всего увеличатся вложения в переходные экономики. В их числе может оказаться и Украина.
22.12.17, Ярослав Ярош
За 11 месяцев 2017 г. объемы импорта газа в Украину выросли почти на 40%, по сравнению с прошлогодними. Более 50 частных компаний уже оформили разрешения на поставки газа из-за рубежа на украинский рынок, из них около 20 осуществляют ввоз в достаточно больших размерах – от 100 млн куб. м. Отказ Киева от прямого сотрудничества с российским "Газпромом" стал толчком к быстрой либерализации на этом рынке. Государственная компания "Нафтогаз Украины" продолжает оставаться здесь крупнейшим игроком. Но конкуренция уже пошатывает ее устои.
20.12.17, Максим Полевой
В конце года на мировом железорудном рынке наметился новый всплеск, связанный с позитивной динамикой спроса на металл. Заработать на этом смогут и украинские рудники, и горно-обогатительные комбинаты.
18.12.17, Игорь Воронцов
Производство и потребление металлоконструкций в Украине в текущем году продолжило рост, сигнализируя об устойчивости восстановления национальной экономики. Но в целом для металлургов данный рынок остается нишевым в виду незначительных объемов. О том, как их увеличить, говорилось на VI национальной конференции участников рынка стального строительства, которая состоялась 14 декабря в Киеве.
12.12.17, Ярослав Ярош
Надежды на то, что украинским правительственным и промышленным лоббистам удастся уговорить Египет сменить гнев на милость в отношении украинской стальной арматуры, не оправдались. 6 декабря Министерство торговли и промышленности Египта объявило, что временные заградительные пошлины на данную продукцию теперь станут постоянными. По крайней мере, на 5 ближайших лет.
08.12.17, Максим Полевой
В Турции активно развивается собственная металлургия, но быстрорастущий внутренний спрос оставляет шансы и для импортеров металлопродукции, включая Украину.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!