Подробнее Запомнить город


Укрзализныця выпускает пар

03.03.09
размер текста:

Министерство транспорта и связи и подконтрольная ему "Укрзализныця" ведут активную работу по ускорению принятия нового Сборника тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанных с ним услуг. По имеющейся информации, указанный Сборник должен быть введен в действие с 1 апреля 2009 года.

Министр транспорта и связи Иосиф Винский и другие высокопоставленные чиновники неоднократно заявляли, что утверждение нового Сборника не приведет к увеличению тарифов для основных перевозчиков. Более того, администрация "Укрзализныци" через СМИ призывала, в частности, металлургов смириться и не препятствовать введению Сборника.

Но тщательный анализ последней редакции проекта данного документа показывает, что эти утверждения заинтересованных должностных лиц, мягко говоря, не соответствуют действительности. На самом деле, в Сборнике задействовано множество механизмов, которые позволят "Укрзализныце", как естественной монополии на рынке железнодорожных перевозок, увеличить свои доходы даже в условиях значительного сокращения объемов перевозок, вызванных кризисом.

В последние годы "Укрзализныця" освоила и успешно применяет технологии громкой PR-компании и широкого общественного обсуждения, которые уже успели стать верными предвестниками очередного повышения тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. Причем такие крайне непопулярные у грузоотправителей инициативы освещаются в дружественных "Укрзализныце" СМИ как примеры эффективного взаимодействия власти и бизнеса.

С виду все так и есть. Любые замечания и предложения к проектам своих приказов Минтранс и "Укрзализныця" с удовольствием принимают в неограниченных количествах в установленные законодательством сроки. Но при этом даже самые обоснованные и профессионально аргументированные возражения либо вызывают у руководства Минтранса и госмонополии откровенное раздражение, либо попросту игнорируются. В любом случае, в 2008 году мнения руководителей крупнейших промышленных предприятий и их отраслевых ассоциаций, местных органов власти и даже официальные запросы народных депутатов Украины чиновниками Минтранса и "Укрзализныци" в расчет абсолютно не принимались.

Не стала исключением и нынешняя наиболее креативная инициатива Министерства транспорта и связи - принятие нового Сборника тарифов. Кроме экономического, она имеет для "Укрзализныци" и стратегическое значение, учитывая возможное проведение корпоратизации и последующей приватизации госмонополии. Ведь после приватизации лоббирование принятия такого нормативного акта станет практически невозможным.

Поэтому "Укрзализныця" охотно откликнулась на предложение Госкомпредпринимательства относительно проведения заседания круглого стола на тему принятия нового Сборника, который состоялся 17 февраля 2009 года. В тот же день на сайте Минтранса оперативно появилась информация об этом мероприятии. Руководители "Укрзализныци" торжественно провозгласили, что новый тарифный Сборник станет базовым документом, в котором наконец-то будут четко прописаны рынку тарифные правила, а уровень новых тарифов практически не отличается от уровня действующих. Основным принципом нового Сборника было названо внедрение прозрачной методики расчета платы за перевозку в подвижном составе железных дорог и частных собственников. А руководитель Госкомпредпринимательства Александра Кужель высказала смелое ожидание, что благодаря новому Сборнику наконец-то удастся найти паритет интересов "Укрзализныци" и предприятий-грузоотправителей.

Но представители пользователей услуг "Укрзализныци" уже неоднократно слышали подобные обещания чиновников, которые заканчивались всегда одним и тем же - банальным ростом тарифов на грузоперевозки. Поэтому на заседании круглого стола они предложили создать рабочую группу по доработке проекта Сборника под председательством Минэкономики. Данное предложение было в целом поддержано Александрой Кужель, и участники заседания сошлись на мнении, что целесообразно будет создать рабочую группу общим приказом Минэкономики, Минтранса и Минпромполитики.

Но уже 23.02.2009 Минтранс грубо нарушило достигнутые в ходе заседания круглого стола договоренности, и приказом № 206 создало соответствующую Рабочую группа под… естественно, своим председательством. И уже через два дня (25-26 февраля) в здании администрации "Укрзализныци" состоялись первые заседания рабочей группы.

26 февраля представители металлургических, химических предприятий, ассоциаций “Металургпром”, “Укррудпром”, “Укрведтранс” на протяжении семи часов безуспешно пытались убедить "Укрзализныцю" в целесообразности учета более чем трех десятков замечаний, которые, по их мнению, как раз и должны были обеспечить вышеприведенные рыночные принципы формирования Сборника, задекларированные железнодорожниками на публичных презентациях. Но все их потуги были напрасными: представители "Укрзализныци" при традиционной поддержке Минэкономики отстаивали «насмерть» свои постулаты.

Основной спор, возник вокруг следующих подходов и положений, которые были заложены при разработке проекта Сборника:

  - Противоречие Закону Украины «О железнодорожном транспорте», в котором предусмотрено, что уровень тарифов на транспорте определяется согласно нормативным расходам на единицу продукции (работ, услуг);

  - Противоречие Закону Украины «О естественных монополиях», в котором предусмотрено, что регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется национальными комиссиями регулирования естественных монополий;

  - Противоречие Указу Президента «О дополнительных мерах относительно преодоления финансового кризиса в Украине», которым установлен мораторий на повышение цен на товары и услуги субъектов естественных монополий.

Кроме того, при разработке новых тарифов учтены фактические затраты "Укрзализныци" в 2008 году. Этот год стал уникальным по уровню роста цен на продукцию базовых отраслей экономики Украины. Соответственно, увеличилась себестоимость и цена услуг "Укрзализныци". Но уже сегодня и металлурги, и горняки, и химики столкнулись с необходимостью резкого снижения себестоимости продукции, чтобы сохранить конкурентоспособность при обвале цен на мировых рынках. "Укрзализныце" необходимо понять, что едва ли в ближайшие 2-3 года отечественной экономике удастся вернуться к показателям первой половины “золотого” 2008 года. Поэтому при построении Сборника необходимо исходить из сегодняшнего положения дел и сокращать расходы, в том числе, и субъектам госмонополий. Ведь все понимают, что в случае внедрения Сборника принцип практического равенства новых и старых тарифов будет некоторое время соблюдаться за счет введения понижающих коэффициентов, но от них Минтранссвязи сможет в любой удобный момент отказаться.

Не смотря на уверения руководства "Укрзализныци" в том, что незначительная разница в уровнях действующих и внедряемых тарифов вызвана погрешностями в расчетах, основные грузоотправители заметили, что почему-то эти погрешности составляют целых 5%-15% и все в пользу железной дороги. Это утверждение касается, в первую очередь, продукции горно-металлургического комплекса.

Еще одним камнем преткновения стало желание "Укрзализныци" выйти из под контроля Минтранса в некоторых вопросах формирования тарифов, в частности, путем получения самостоятельности при предоставлении скидки на тариф до 20% от определенного Сборником уровня. По мнению участников заседания, такая «прозрачность» больше смахивает на крепкий фундамент для коррупции.

Согласно трактовке "Укрзализныци", плата за перевозку грузов рассчитывается в зависимости от расстояния перевозки по маршруту, который фактически определяется самой "Укрзализныцей". Как отметили представители металлургов, сегодня участились случаи, когда маршрут определен "Укрзализныцей" на 30%-50% длиннее, чем оптимальный (кратчайший). Поэтому, по мнению предприятий, важно чтобы расстояние перевозки определялась на основе действительно кратчайшего маршрута.

Не смотря на то, что в новом Сборнике "Укрзализныця" действительно сократила ряд сборов за дополнительные услуги, увеличение стоимости в 1,5-2,5 раза тех услуг, которые остались, вызовет увеличение расходов промышленных предприятий на грузоперевозки на 20%-30%.

Особенно острым получился спор сторон относительно включения в Сборник платы за пользование вагонами. Этот вид услуг является последователем штрафов за сверхнормативную задержку пользователями вагонов на собственных подъездных колеях. Принцип платы за использование вагонов, внедренный "Укрзализныцей", не стимулирует снижение времени простоя вагонов у пользователя. Так, например, при последнем повышении уровня этой платы, наибольший повышающий коэффициент был применен для первых часов нахождения вагонов на подъездных колеях отправителей грузов, что характерно демонстрирует истинные цели данной инициативы – любой ценой найти дополнительный источник доходов госмонополии.

Имели место недоразумения и при рассмотрении других положений Сборника. Так, больше двух часов представители предприятий и «Укрведтранса» делали отчаянные попытки выяснить у представителей "Укрзализныци", каким образом рассчитывается вагонная составляющая в тарифе, которая, по единогласному утверждению всех частных перевозчиков, уж никак не способствует “прозрачности” и “равным условиям” для государственного монополиста и частных структур.
4-5 марта в Киеве должно состояться заключительное обсуждение замечаний и предложений относительно нового Сборника тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом. Хочется верить, что в его ходе действительно будет найдено взаимопонимание между "Укрзализныцей" и ключевыми потребителями ее услуг. Иначе процесс подготовки этого важнейшего для всей отечественной промышленности нормативного документа пойдет не по конструктивному руслу, а выльется в очередную PR-акцию выпускания пара из корпоративных клиентов "Укрзализныци".



... ...
 


Комментарии
комментариев: 1
15:04 | 03.03.2009
работник ЮЖД
ндэ... читаю и каждый раз стыдно, что работаю на ЖД.

...
Новости партнеров


Статьи
20.02.19, Игорь Воронцов
Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.
08.01.19, Игорь Воронцов
Регион Юго-Восточной Азии не входит в число основных рынков сбыта для украинских металлургов. Но растущий торговый протекционизм в ЕС и обострение конкуренции в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) делают ЮВА привлекательным для производителей, желающих поддержать и нарастить стальные продажи.
04.01.19, Ярослав Ярош
Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.
27.12.18, Игорь Воронцов
Рост стоимости активов в мировом горно-металлургическом комплексе и оживление процессов M&A свидетельствуют о подъеме и окончательном завершении кризиса в отрасли. При этом "болезни", которые к нему привели, никуда не делись: избыточные сталеплавильные мощности по-прежнему велики, а барьеры торгового протекционизма в уходящем году стали еще выше.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!