Подробнее Запомнить город


Мировой ГМК: Китай развивает вертикальную интеграцию

26.02.09
размер текста:

Китайские металлурги медленно, но уверено собирают горнодобывающие активы по всему миру. Дефицит собственного ЖРС и коксующегося угля на данный момент является одним из основных факторов, снижающих конкурентоспособность китайской металлопродукции, и препятствующих полному вытеснению конкурентов с азиатских и африканских рынков. Проблему нехватки ресурсов КНР решает с помощью интеграции в собственные производственные циклы сырьевых активов по всему миру. Однако если до последнего момента китайским инвесторам удалось получить перспективные, но еще не разработанные проекты, то сейчас они близки к поглощению одной из трех крупнейших горнодобывающих компаний, что грозит усилением и без того прочных позиций китайских металлургов на мировых рынках уже в текущем году.

Опережающий рост сталеплавильного передела в Китай еще в начале текущего десятилетия спровоцировал дефицит сырьевых ресурсов. При этом если проблемы с коксом удалось компенсировать, снижением его потребления, то нехватка качественного ЖРС превратилась в основной сдерживающий фактор черной металлургии КНР. Собственная добыча руды покрывает только 60% потребностей страны, при этом сами китайские металлурги из-за низкого качества используют ее неохотно. В настоящее время среднее содержание железа в добываемой в Китае железной руде ниже 28%, а на некоторых рудниках и вовсе – около 20%. К слову, в Украине руда с содержанием ЖРС ниже 30% практически не добывается, поскольку инвесторы считают это нерентабельным.

В связи с низким качеством собственного ЖРС и его острым дефицитом, КНР вынуждена докупать сырье на международных рынках. По мере роста объемов выплавки стали и требований к ее качеству, Китай стремительно наращивал импорт со всех регионов мира, от Индии до Бразилии. В 2008 г. по данным таможенной статистики КНР, местные металлурги закупили за границей 443,6 млн тонн руды, что на 15,9% больше чем в предыдущем году. Примечательно, что падение цен не только не охладило импорт сырье, но и, наоборот, способствовало его наращиванию. В частности, в декабре минувшего года Китай импортировал 34,53 млн тонн железной руды, что на 6,18% больше, чем в ноябре, несмотря на замедление производства стали. Данный факт, по всей видимости, обусловлен тем, что в условиях приближения цен металлопродукции к ее себестоимости, китайским металлургам приходится ориентироваться на более качественную, и в конечном итоге, более дешевую импортную руду.

Однако активизация закупок железной руды со стороны КНР на мировом рынке встретила согласованную реакцию трех крупнейших поставщиков: Vale (бывшая CVRD), Rio Tinto и BHP Billiton, которые контролируют свыше трети производства ЖРС, больше половины рынка, и около 70% морской торговли сырьем.

Синхронизируя свою ценовую политику, они за последние 5 лет сумели поднять стоимость ЖРС более чем в 10 раз. При этом в последние годы скачки цен достигали 70-80%, что наносило существенный урон китайской металлургии. В частности, в 2003 г. стоимость железной руды в среднем выросла на 5,4% по сравнению с 2002 годом, в 2004 г. - на 19%, в 2005 г. на 71,5%, в 2006 г. - на 19%, в 2007 г. - на 9,5%, в 2008 – на 65-80%. Примечательно, что, несмотря на государственную поддержку, более дешевую рабочую силу и более современное оборудование, себестоимость китайской стали в середине 2008 г. была на 10-15% выше, чем себестоимость металла российских и украинских вертикально-интегрированных металлургических компаний.

Перманентный рост цен на сырье, а также острая его нехватка способствовал экспансии китайских инвесторов во все регионы мира с целью приобретения активов по производству ЖРС. Особенно привлекательным для китайцев является Австралия, которая из-за географической близости позволяет экономить на транспортных издержках. Сейчас в КНР отгружается больше половины всей австралийской руды, в свою очередь, китайские потребители на 40% зависят от поставок с Зеленого континента. В последние 2-3 года китайские инвесторы скупили много мелких производителей ЖРС в Австралии, и вкладывают существенные средства в организацию добычи и строительство необходимой транспортной инфраструктуры. В частности, в 2007-08 гг. китайцы установили контроль над компаниями Midwest, Murchison и Gindalbie, в которые она готова инвестировать десятки миллиардов долларов. Реализация уже объявленных проектов даст китайским металлургам в ближайшие 3-4 года более 150 млн тонн качественной австралийской руды, дополнительно к тем 150 млн тонн, которые экспортируются в Поднебесную в настоящее время. При этом, кризис на глобальных рынках металлопродукции, вряд ли, нарушит объемы инвестиций, поскольку китайские власти ориентируются, как правило, на долгосрочную стратегию. Кроме Австралии, приоритетными направлениями китайской экспансии являются очень перспективная Африка и Бразилия.

Однако во всех этих регионах китайские проекты являются перспективными и на данный момент не оказывают резкого влияния на ситуацию на глобальном рынке ЖРС. В то же время, КНР давно заявляла, что готова выложить 250-300 млрд долл. за одну из трех крупнейших компаний, для того, чтобы решить проблему сырьевого дефицита в более оперативные сроки. К тому же ценовой диктат триумвирата приобрел угрожающий масштаб. Это подтолкнуло китайские власти активизировать собственные попытки поглощения одной из трех компаний. Однако в условиях благоприятной конъюнктуры никто из акционеров не хотел расставаться со столь прибыльными активами. Позиции всех трех компаний были прочны и они были готовы отразить попытку враждебного поглощения. Однако, в 2007 г. трещину дал второй по величине производитель ЖРС - Rio Tinto.

Компания и до этого вела авантюрную политику экстенсивного расширения, скупая активы по явно завышенным ценам, однако сделка по покупке канадского производителя алюминия Alcan, за которую она выложила 34,3 млрд долл. стала для нее чрезмерно непосильной. Для финансирования сделки Rio Tinto в августе 2007 г. привлекла синдицированный кредит на 40 млрд долл. Уверенность в собственной платежеспособности топ менеджмент компании (к слову, уволенный на прошлой неделе) основывал на уверенности в росте цен на ЖРС в 2008-2009 гг. Однако, даже после 60-70% повышения цен на свою продукцию в начале 2008 г., компания столкнулась с трудностями по обслуживанию своего долга. Этими проблемами и воспользовались желающие поглотить Rio Tinto, а именно ее конкуренты Vale и BHP Billiton, а также китайские власти в лице госкомпании Chinalco.

BHP Billiton единственная компания, которая сделала официальное предложение о покупке. В общей сложности ВНР была готова заплатить 109 млрд долл. Посредством слияния с Rio Tinto она имела возможность стать самым крупным производителем алюминия и меди в мире, а также сместить с лидирующих позиций по добыче ЖРС бразильскую Vale. Согласно подсчетам Citigroup, объединенная компания контролировала бы около 36% мирового рынка железной руды, а также стала бы ведущим поставщиком энергетического угля (14% рынка) и меди (13%).

Китайская сторона, которой такое объединение сулило значительные проблемы, активизировала свои действия. В ответ Chinalco и американская Alcoa объявили о покупке 12% акций Rio Tinto за 14 млрд долл. Основную часть расходов, связанных со сделкой, взяли на себя китайцы, доля Alcoa в общих инвестициях составила всего 1,2 млрд долл. Примечательно, что эта сделка состоялась всего за несколько дней до того, как истекает срок, в течение которого BHP Billiton должен либо сделать новое предложение о поглощении Rio Tinto, либо отказаться от своих планов как минимум на полгода.

В ответ BHP Billiton подняла предложение за компанию до 138 млрд долл., а потом и до 170 млрд долл. Однако, пока она согласовывала и получала разрешения на поглощение Rio Tinto, перегретый рынок металла обвалился, потянув вместе с собой и рынок ЖРС. В новых условиях 170 млрд долл оказались неоправданно высокой ценой за погрязшей в долгах разбалансированную компанию, поэтому BHP Billiton вежливо отказалась от своего предложения.

Между тем, сама Rio Tinto в новых условиях оказалась в очень сложном положении. Компания имеет долги в размере почти 39 млрд долл., при этом ее чистая прибыль в 2008 году составила всего 3,7 млрд долл., что на 50% хуже показателя 2007 г. Для улучшения своего положения она начала массовое сокращение штата, свертывание инвестиционных проектов и распродажу активов. Часть бразильских активов компании она продала своему конкуренту - Vale за 1,6 млрд долл.

Проблемы Rio Tinto дали возможность Китаю продолжить постепенное поглощение компании. В середине февраля стало известно, что Chinalco покупает активы Rio Tinto на сумму в 19,5 млрд долл. Согласно договоренностям, китайские инвесторы купят облигации Rio на 7,2 млрд долл, которые в случае конвертации в акции в будущем позволят ей увеличить свою долю в Rio с 9% до 18%. Срок обращения облигаций - семь лет, по ним будет выплачиваться купон 9-9,5%. Остальную часть денег (12,3 млрд долл.) Chinalco потратит на покупку миноритарных пакетов в девяти активах Rio Tinto по производству меди, алюминия и железной руды, в том числе в нескольких месторождениях. Сделка с Chinalco позволит Rio существенно сократить долг в 38,7 млрд долл. При этом, в октябре этого года Rio должна погасить 8,9 млрд долл. долга, в 2010 г. - еще 10 млрд долл.

Столь благоприятные параметры сделки для горнорудной компании дают основания предполагать, что для китайских инвесторов данные инвестиции, вряд ли, являются портфельными. Формально, Chinalco получит два места в совете директоров Rio Tinto. Кроме того, высока вероятность того, что горнорудная компания проявит лояльность к китайским металлургам во время переговоров по стоимости ЖРС, которая будет заложена в годовых контрактах на 2008 г. (контракты должны быть подписаны до 1 апреля).

Симптоматично, что в отличие от переговорного процесса прошлых лет, когда приблизительные ориентиры цен на ЖРС были известны еще в ноябре, в этом году по состоянию на конец февраля неизвестны даже приблизительные параметры сделок. Этот факт свидетельствует, прежде всего, об отсутствии взаимопонимания между самими производителями ЖРС. При этом Rio Tinto и вовсе вышла из переговорного процесса с китайскими покупателями. Не исключено, что цена на ЖРС для потребителей теперь будет формироваться на индивидуальной основе, с учетом вклада инвесторов КНР в оздоровление компании.

Скорее всего, на данном этапе лояльной ценовой политики Rio Tinto для Китая будет достаточно, поскольку полноценное поглощение компании вызовет широкий протест, начиная от антимонопольных регуляторов Австралии и заканчивая остальными претендентами на компанию. BHP Billiton уже выразил недовольство сделкой и дал понять, что будет стараться помешать ее реализации. Австралийские чиновники также против сделки, их не устраивает то, что иностранное правительство де-факто будет контролировать свыше половины горнорудной промышленности страны.

В то же время, вряд ли стоит ожидать, что в среднесрочной перспективе китайцы не воспользуются финансовыми проблемами Rio Tinto и не попытаются усилить свое влияние. Такие перспективы не сулят ничего хорошо для остальных металлургов, поскольку вертикальная интеграция китайских сталеплавильных мощностей и зарубежных сырьевых активов может существенно усилить позиции китайских предприятий на мировых рынках, которые даже с учетом сверхвысоких цен на сырье практически вытеснили конкурентов с большинства регионов Азии и Африки.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
22.05.18, Игорь Воронцов
Комитет Верховной Рады по промышленной политике в нынешнем созыве активно отстаивает интересы украинских производителей, в т.ч. металлургов. Так, на прошлой неделе по предложению комитета Рада одобрила повышение пошлины на экспорт черного металлолома до 42 евро/тонну и продлила срок действия пошлины до сентября 2019 г.
21.05.18, Ярослав Ярош
"АрселорМиттал Кривой Рог" переживает, пожалуй, самую длительную полосу невезения в своей истории. В марте на комбинате обрушилась крыша конвертерного цеха, в апреле разлился жидкий чугун при запуске после ремонта домны №9, в мае выплавку парализовала забастовка железнодорожников. Единственный луч света – успешное завершение масштабной реконструкции коксовых батарей №№ 5-6. Только в нынешних условиях эффект от удачного проекта смазан. Возможность на 100% обеспечивать себя коксом появилась у АМКР как раз тогда, когда он фатально теряет объемы выпуска металлопродукции.
14.05.18, Павел Вернивский
Время, когда промышленность играла важную роль в экономическом развитии, безвозвратно ушло. И теперь ей на смену пришла постиндустриальная экономика. Если посмотреть на экономики развитых стран, то везде сфера услуг имеет важнейшее значение. Ее доля в ВВП колеблется от 60 до 80%. Какие еще нужны доказательства?
08.05.18, Анна Ганзенко
Старт нового сезона навигации по рекам вновь возродил споры о том, чем же является отрасль речных перевозок для нашей страны: ржавым якорем, который тормозит развитие транспортного потенциала страны, либо наоборот – новым драйвером роста, который способен придать дополнительный импульс для развития смежных отраслей экономики.
03.05.18, Ярослав Ярош
23 мая Еврокомиссия должна решить, можно ли холдингу ArcelorMittal приобрести итальянский металлургический комбинат Ilva. Хотя источники Reuters говорят, что проект положительного решения уже готов. Но прежде чем оно вступит в силу, Лакшми Митталу придется продать целую охапку своих активов в Европе. И это обещает нескучный сезон слияний и поглощений в европейском ГМК.
27.04.18, Максим Полевой
В мировом машиностроении активнее всего развиваются электротехника, автопром и авиастроение, а среди регионов в обозримом будущем лидерство от Европейского Союза перейдет к Китаю.
23.04.18, Ярослав Ярош
"Нафтогаз Украины" без особой турбулентности полностью отказался от закупки российского газа, но отказаться от транзитной прокачки намного сложнее. Во-первых, это потенциальная потеря легкого дохода, размеры которого исчисляются миллиардами долларов в год. Во-вторых, это скрытая угроза для реверсных поставок из Европы и газообеспечения страны в целом. Поэтому Киев продолжает политическими, юридическими, экономическими методами добиваться сохранения транзитного потока через украинскую ГТС.
20.04.18, Василий Январев
Добившиеся в августе прошлого года начала специального расследования в Министерстве экономического развития и торговли четверо производителей серной кислоты продолжают лоббировать идею введения спецпошлин на ее импорт в Украину. Впрочем, в случае положительного для них решения данного вопроса под ударом окажутся сразу несколько отраслей отечественной промышленности.
18.04.18, Павел Вернивский
Не секрет, что одной из самых болезненных проблем Украины являются плохие дороги. По данным рейтинга, что ежегодно публикует Всемирный экономический форум, по качеству дорог наша страна находится на 137-м месте из 144 стран.
12.04.18, Ярослав Ярош
Корпорация "Индустриальный союз Донбасса" Сергея Таруты продаст контрольный пакет (около 81% акций) Гданьской верфи польскому государственному Агентству развития промышленности. Принципиального соглашения о сделке стороны достигли в конце марта. В комплекте будет продана и компания GSG Towers, где верфь владеет 50% акций, а украинский инвестор осуществляет операционный контроль. За 10 лет С.Таруте так и на удалось вывести из кризиса легендарное предприятие, где зарождались профсоюз "Солидарность" и движение за нынешнюю свободную Польшу.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!