Подробнее Запомнить город


Металлургам все еще нужны машины

23.02.09
размер текста:

В феврале 2009 года появилась информация о возможной сделке группы «Азовмаша» и холдинга «Донецксталь» - часть первой может перейти под контроль второго. На этом фоне интересно в целом проанализировать перспективы металлургического машиностроения Украины.

Вынужденный разговор

Информация о переговорах 2 указанных промышленных групп подтвердилась и в середине второго месяца 2009 года. Как известно, «Азовмаш» - один из лидеров отечественного металлургического и вагонного машиностроения. Показательно, что диалог ведется на высшем уровне – почетного президента концерна Александра Савчука и собственника «Донецкстали» (бывший концерн «Энерго») Виктора Нусенкиса. И совсем недавно наши собеседники в этих объединениях, наконец, сообщили нам, что переговоры прошли успешно и подписано акционерное соглашение. А также готовится договор о совместной деятельности. Пока что на этом подтвержденная конкретика заканчивается. Одновременно источники «Минпрома» указывают на недостаточную удовлетворенность лично А.Савчука достигнутыми условиями сотрудничества. По имеющейся информации, владельцы «Азовмаша» вынуждены вести диалог с заметно более слабых позиций, чем чисто металлургическая «Донецксталь».

Причина проста: украинский металлургмаш попал в более непростую ситуацию, чем сама металлургия. Так как свернуты все или почти все многомиллиардные проекты модернизации метпредприятий – и в нашей стране, и за рубежом. А те, что остались – урезаны и растянуты на более длительные сроки реализации. Не удивительно, что г-н Савчук начал «антикризисные» переговоры с В.Нусенкисом уже в прошлом году.

А закончиться они могут, по экспертным оценкам, продажей некой части холдинга «Азовмаш». Или же ее обменом на погашение кредитной задолженности. В качестве вероятного предмета сделки называется такое входящее в концерн ОАО, как «Азовобщемаш» (занимается производством космического, военного, топливно-энергетического и др. «стратегического» оборудования).

С другой стороны, специалисты «по секрету» говорят, что хозяин «Азовмаша» хочет сохранить в своей собственности основные активы группы – «Азовобщемаш», Мариупольский завод тяжелого машиностроения, «Полтавахиммаш», «АзовЭлектроСталь». Но готов расстаться с ООО «Судоремонтный завод» (ремонт судов, перевалка грузов) и ООО «Торговый флот Донбасса» (33 сухогрузных судна).

Не все так плохо?
В целом металлургическое машиностроение Украины также представлено такими лидерами, как Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ), «Днепротяжмаш», «Славтяжмаш». Притом последние 2 входят в днепропетровскую промышленную группу «Днепротехсервис». И даже в кризисном 2008 г. один только НКМЗ получил нераспределенной прибыли на более чем 8,8 млрд грн. – эта цифра позволяет представить масштаб рынка в целом.

И правда: несмотря ни на кризис, ни на связанные с ним жалостливые публичные заявления, заводам отечественного метмаша удается сохранять серьезные долгосрочные контракты. Тем более что металл сильно подешевел, а это позволяет хоть как-то сдерживать себестоимость машиностроительного производства. Так, «Азовмаш» продолжает работу по контрактам с металлургическим комбинатом Dunaferr (Венгрия), принадлежащим Индустриальному союзу Донбасса (ИСД). На этот год по-прежнему вероятна поставка комбинату конвертера емкостью 140 тонн, собственной проектировки «Азовмаша». Уже поставлены запасные части для конвертеров, технологическое оборудование соответствующих цехов, т.н. трансферкары и 2 единицы вагон-весов.

В этой связи аналитики отмечают нам, что сегодня «Азовмаш» считается крупнейшим в мире пакетным производителем самих конвертеров, а также технологического оборудования конвертерных цехов. И напоминают об еще одной поставке холдинга для венгерского актива ИСД – комплекта засыпного аппарата для доменного цеха, диаметром 4,2 м. С конца 90-х годов это уже 4-й подобный аппарат, поставляемый концерном данному предприятию. Насколько известно, мариупольским изготовителям тогда удалось отвоевать заказы Dunaferr у «Уралмаша» (Россия).

Кроме того, по нашей информации, группа А.Савчука не оставила работу с Вишакхапатнамским метзаводом (Индия). Здесь по-прежнему не исключается контракт на общую сумму 1,5 млн долл. Дело в том, что на этом индийском заводе уже работает 3 азовмашевских конвертера емкостью по 150 тонн – и они нуждаются в запчастях и оборудовании. Также в концерне не оставляют надежд поучаствовать в реконструкции сталеплавильного цеха №1 на этом же предприятии – в рамках государственной металлургической программы Индии. Для справки, Вишакхапатнамский завод – один из крупнейших в госсекторе индийской металлургии.

Наконец, не будем забывать, что в минувшем году «Азовмаш» запустил вторую очередь своего металлургического производства – ЗАО «АзовЭлектроСталь». Здесь установлены электросталеплавильная печь на 60 тонн, вакууматор, печь-ковш, заканчивается освоение сортовой установки непрерывного литья заготовок. И большинство этого оборудования выполнено собственными усилиями холдинга.

Разнообразить рынки сбыта
В свою очередь, НКМЗ в конце ноября 2008 г. даже заявил об остановке производства продукции для внутренних потребителей. Однако завод продолжает работать по проекту глубокой модернизации стана-2500 горячей прокатки на Магнитогорском меткомбинате (ММК) в РФ. Стан выпущен на НКМЗ и введен в эксплуатацию в 1960 г. Да, специалисты подтверждают, что 11 крупных проектов развития ММК сейчас серьезно пересматриваются – но финансирование данного продолжается. По крайней мере, пока. Добавим, этот контракт стал крупнейшим в истории украинского завода: сумма – 10 млрд руб. (на момент заключения летом прошедшего года это было приблизительно 393 млн долл.). К 2010 г. производитель должен поставить на ММК 37,5 тыс. тонн оборудования. Сделка заключена по результатам тендера, который проиграли такие известные компании, как «Даниэли» (Италия), «Сименс-ФАИ» (Австрия), «СМС-Демаг» (Германия). Предполагается увеличение ежегодной производительности стана до 5 млн тонн, снижение стартовой толщины листа до 1 мм, увеличение массы сляба до 40 тонн.

И уже в феврале руководство краматорского предприятия заявило о планах нарастить в текущем году (относительно 2008 года) инвестиции в техническое перевооружение. Заместитель генерального директора НКМЗ по экономическим вопросам Юрий Чибисов отмечает: в нынешнем году подобные вложения достигнут 410 млн грн. (в 2008 году – 401 млн грн.). «Важную роль для обновления наших мощностей сыграл в свое время закон о свободных экономических зонах и территориях приоритетного развития – с его принятием мы и смогли начать модернизации. Потом этот закон отменили. Но сейчас он снова крайне необходим, - говорит Ю.Чибисов. – Что же касается заказов, то первое полугодие нового года у нас уже загружено, людей не сокращали, рабочая неделя полная. Также разработали и внедряем меры по экономии газа – например, это выплавка стали только в электропечах, пуск новых экономичных нагревательных и термических печей, и др. Результат – если в 2007 году на 1 тонну изделия мы расходовали 1230 куб. м природного газа, то на сегодняшний день это 930 куб. м/тонн».

А «Днепротяжмаш» в конце ушедшего года выиграл тендер на поставку в 2008-09 гг. 18 тыс. тонн (6,104 тыс. шт.) шахтных тюбингов для строительства шахты «Польская медь» (Polska Miedz). Помимо «Днепротяжмаша», в конкурсе участвовали ПО «Беларуськалий» (Беларусь) и компания Zanam-Legmet (Польша). Тюбинги будут производиться из чугуна различных типоразмеров – намечено использование тюбингов с различной шириной стенки, что даст возможность работать на очень большой глубине.

Также в нынешнем году, по информации завода, есть намерение выпустить около 25,5 тыс. тюбингов для строительства метрополитена в Днепропетровске. Напомним, «Днепротяжмаш» начал изготовлять тюбинги еще при сооружении метро в Москве, а затем активно участвовал в аналогичных проектах в Ленинграде, Киеве, Свердловске и Баку.

Итак, 2009 г. может стать для метмаша Украины не таким уж и провальным. По крайней мере, по иностранным заказам лидеры подотрасли свою загрузку во многом сохранят. Отклонения же ситуации в ту или сторону будут зависеть от динамики металлорынков, которая пока что достаточно противоречива. И здесь действительно могут помочь «не совсем профильные» поставки для горнодобычи, строительства и др.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
20.02.19, Игорь Воронцов
Инициатива железнодорожной госмонополии грозит "заморозить" даже тот слабый экономический рост, который сейчас есть в Украине. Предлагаемая руководством Укрзализныци автоматическая индексация тарифов на грузоперевозки означает сверхприбыль для монополиста и многомиллиардные убытки для промышленности и АПК.
13.02.19, Ярослав Ярош
25 февраля собрание акционеров Днепровского металлургического завода намерено утвердить привлечение кредита Ощадбанка на сумму до 30 млн долл. С большой вероятностью средства с этой линии пойдут на финансирование строительства машины непрерывного литья заготовок. Проект анонсировал в 2017 г. еще старый хозяин ДМЗ – российский холдинг "Евраз". Новый владелец завода Александр Ярославский не отказался от задумки.
08.02.19, Игорь Воронцов
Производство металлоконструкций в Украине по итогам 2018 г. вернулось к уровню 2011-2012 гг. Несмотря на уверенный рост показателей, многие участники рынка оценивают прошедший год как менее успешный, чем предыдущий, и констатируют, что подъем в 2019 г. будет ограничиваться скромными возможностями национальной экономики.
25.01.19, Ярослав Ярош
В течение февраля национальная компания "Энергоатом" планирует провести серию общественных слушаний в 9 областных центрах Украины относительно достройки третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС и их влияния на окружающую среду. Это означает, что один из крупнейших долгостроев в истории Украины снова пытаются вернуть в активную фазу. Согласно последним подсчетам проект будет стоить 72,4 млрд грн. Его основная цель – увеличение экспорта электроэнергии в ЕС.
23.01.19, Игорь Воронцов
Увеличение спроса в ряде регионов мира толкает вверх закупочные цены на стальной лом. В результате существующая в Украине экспортная пошлина в размере 42 евро/тонну перестает выполнять свою задачу – обеспечение стабильной работы украинской металлургии, стратегически важной отрасли для национальной экономики.
18.01.19, Игорь Воронцов
Чушковый чугун по итогам января-ноября 2018 г. оказался "палочкой-выручалочкой", вытянувшей в позитивную динамику весь экспорт украинской металлопродукции. Однако и в этом сегменте украинским металлургам становится все сложнее находить сбыт на внешних рынках. К традиционным конкурентам в лице россиян добавились производители из Ирана, Индии, Бразилии.
15.01.19, Ярослав Ярош
Под конец 2018 г. украинский рынок металлолома погрузился чуть ли не в дзен: покупатели не метались из-за нехватки запасов, продавцы наслаждались хоть и медленным, зато стабильным ростом цен. Но любая идиллия недолговечна, а эта тем более. Нынешняя сбалансированность на внутреннем рынке опирается только на одну ногу – административно-тарифное регулирование. Вторая – эффективность ломозаготовки – продолжает хромать.
08.01.19, Игорь Воронцов
Регион Юго-Восточной Азии не входит в число основных рынков сбыта для украинских металлургов. Но растущий торговый протекционизм в ЕС и обострение конкуренции в регионе MENA (Ближний Восток и Северная Африка) делают ЮВА привлекательным для производителей, желающих поддержать и нарастить стальные продажи.
04.01.19, Ярослав Ярош
Украинские производители подшипников празднуют промежуточную победу. В декабре Межведомственная комиссия по международной торговле возбудила антидемпинговое расследование против импорта подшипников с цилиндрическими роликами происхождением из Казахстана. Но конечной мишенью в этом деле является российский холдинг ЕПК, чья продукция давно мозолит глаза Харьковскому подшипниковому заводу – инициатору расследования.
27.12.18, Игорь Воронцов
Рост стоимости активов в мировом горно-металлургическом комплексе и оживление процессов M&A свидетельствуют о подъеме и окончательном завершении кризиса в отрасли. При этом "болезни", которые к нему привели, никуда не делись: избыточные сталеплавильные мощности по-прежнему велики, а барьеры торгового протекционизма в уходящем году стали еще выше.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!