Подробнее Запомнить город


Металлургам все еще нужны машины

23.02.09
размер текста:

В феврале 2009 года появилась информация о возможной сделке группы «Азовмаша» и холдинга «Донецксталь» - часть первой может перейти под контроль второго. На этом фоне интересно в целом проанализировать перспективы металлургического машиностроения Украины.

Вынужденный разговор

Информация о переговорах 2 указанных промышленных групп подтвердилась и в середине второго месяца 2009 года. Как известно, «Азовмаш» - один из лидеров отечественного металлургического и вагонного машиностроения. Показательно, что диалог ведется на высшем уровне – почетного президента концерна Александра Савчука и собственника «Донецкстали» (бывший концерн «Энерго») Виктора Нусенкиса. И совсем недавно наши собеседники в этих объединениях, наконец, сообщили нам, что переговоры прошли успешно и подписано акционерное соглашение. А также готовится договор о совместной деятельности. Пока что на этом подтвержденная конкретика заканчивается. Одновременно источники «Минпрома» указывают на недостаточную удовлетворенность лично А.Савчука достигнутыми условиями сотрудничества. По имеющейся информации, владельцы «Азовмаша» вынуждены вести диалог с заметно более слабых позиций, чем чисто металлургическая «Донецксталь».

Причина проста: украинский металлургмаш попал в более непростую ситуацию, чем сама металлургия. Так как свернуты все или почти все многомиллиардные проекты модернизации метпредприятий – и в нашей стране, и за рубежом. А те, что остались – урезаны и растянуты на более длительные сроки реализации. Не удивительно, что г-н Савчук начал «антикризисные» переговоры с В.Нусенкисом уже в прошлом году.

А закончиться они могут, по экспертным оценкам, продажей некой части холдинга «Азовмаш». Или же ее обменом на погашение кредитной задолженности. В качестве вероятного предмета сделки называется такое входящее в концерн ОАО, как «Азовобщемаш» (занимается производством космического, военного, топливно-энергетического и др. «стратегического» оборудования).

С другой стороны, специалисты «по секрету» говорят, что хозяин «Азовмаша» хочет сохранить в своей собственности основные активы группы – «Азовобщемаш», Мариупольский завод тяжелого машиностроения, «Полтавахиммаш», «АзовЭлектроСталь». Но готов расстаться с ООО «Судоремонтный завод» (ремонт судов, перевалка грузов) и ООО «Торговый флот Донбасса» (33 сухогрузных судна).

Не все так плохо?
В целом металлургическое машиностроение Украины также представлено такими лидерами, как Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ), «Днепротяжмаш», «Славтяжмаш». Притом последние 2 входят в днепропетровскую промышленную группу «Днепротехсервис». И даже в кризисном 2008 г. один только НКМЗ получил нераспределенной прибыли на более чем 8,8 млрд грн. – эта цифра позволяет представить масштаб рынка в целом.

И правда: несмотря ни на кризис, ни на связанные с ним жалостливые публичные заявления, заводам отечественного метмаша удается сохранять серьезные долгосрочные контракты. Тем более что металл сильно подешевел, а это позволяет хоть как-то сдерживать себестоимость машиностроительного производства. Так, «Азовмаш» продолжает работу по контрактам с металлургическим комбинатом Dunaferr (Венгрия), принадлежащим Индустриальному союзу Донбасса (ИСД). На этот год по-прежнему вероятна поставка комбинату конвертера емкостью 140 тонн, собственной проектировки «Азовмаша». Уже поставлены запасные части для конвертеров, технологическое оборудование соответствующих цехов, т.н. трансферкары и 2 единицы вагон-весов.

В этой связи аналитики отмечают нам, что сегодня «Азовмаш» считается крупнейшим в мире пакетным производителем самих конвертеров, а также технологического оборудования конвертерных цехов. И напоминают об еще одной поставке холдинга для венгерского актива ИСД – комплекта засыпного аппарата для доменного цеха, диаметром 4,2 м. С конца 90-х годов это уже 4-й подобный аппарат, поставляемый концерном данному предприятию. Насколько известно, мариупольским изготовителям тогда удалось отвоевать заказы Dunaferr у «Уралмаша» (Россия).

Кроме того, по нашей информации, группа А.Савчука не оставила работу с Вишакхапатнамским метзаводом (Индия). Здесь по-прежнему не исключается контракт на общую сумму 1,5 млн долл. Дело в том, что на этом индийском заводе уже работает 3 азовмашевских конвертера емкостью по 150 тонн – и они нуждаются в запчастях и оборудовании. Также в концерне не оставляют надежд поучаствовать в реконструкции сталеплавильного цеха №1 на этом же предприятии – в рамках государственной металлургической программы Индии. Для справки, Вишакхапатнамский завод – один из крупнейших в госсекторе индийской металлургии.

Наконец, не будем забывать, что в минувшем году «Азовмаш» запустил вторую очередь своего металлургического производства – ЗАО «АзовЭлектроСталь». Здесь установлены электросталеплавильная печь на 60 тонн, вакууматор, печь-ковш, заканчивается освоение сортовой установки непрерывного литья заготовок. И большинство этого оборудования выполнено собственными усилиями холдинга.

Разнообразить рынки сбыта
В свою очередь, НКМЗ в конце ноября 2008 г. даже заявил об остановке производства продукции для внутренних потребителей. Однако завод продолжает работать по проекту глубокой модернизации стана-2500 горячей прокатки на Магнитогорском меткомбинате (ММК) в РФ. Стан выпущен на НКМЗ и введен в эксплуатацию в 1960 г. Да, специалисты подтверждают, что 11 крупных проектов развития ММК сейчас серьезно пересматриваются – но финансирование данного продолжается. По крайней мере, пока. Добавим, этот контракт стал крупнейшим в истории украинского завода: сумма – 10 млрд руб. (на момент заключения летом прошедшего года это было приблизительно 393 млн долл.). К 2010 г. производитель должен поставить на ММК 37,5 тыс. тонн оборудования. Сделка заключена по результатам тендера, который проиграли такие известные компании, как «Даниэли» (Италия), «Сименс-ФАИ» (Австрия), «СМС-Демаг» (Германия). Предполагается увеличение ежегодной производительности стана до 5 млн тонн, снижение стартовой толщины листа до 1 мм, увеличение массы сляба до 40 тонн.

И уже в феврале руководство краматорского предприятия заявило о планах нарастить в текущем году (относительно 2008 года) инвестиции в техническое перевооружение. Заместитель генерального директора НКМЗ по экономическим вопросам Юрий Чибисов отмечает: в нынешнем году подобные вложения достигнут 410 млн грн. (в 2008 году – 401 млн грн.). «Важную роль для обновления наших мощностей сыграл в свое время закон о свободных экономических зонах и территориях приоритетного развития – с его принятием мы и смогли начать модернизации. Потом этот закон отменили. Но сейчас он снова крайне необходим, - говорит Ю.Чибисов. – Что же касается заказов, то первое полугодие нового года у нас уже загружено, людей не сокращали, рабочая неделя полная. Также разработали и внедряем меры по экономии газа – например, это выплавка стали только в электропечах, пуск новых экономичных нагревательных и термических печей, и др. Результат – если в 2007 году на 1 тонну изделия мы расходовали 1230 куб. м природного газа, то на сегодняшний день это 930 куб. м/тонн».

А «Днепротяжмаш» в конце ушедшего года выиграл тендер на поставку в 2008-09 гг. 18 тыс. тонн (6,104 тыс. шт.) шахтных тюбингов для строительства шахты «Польская медь» (Polska Miedz). Помимо «Днепротяжмаша», в конкурсе участвовали ПО «Беларуськалий» (Беларусь) и компания Zanam-Legmet (Польша). Тюбинги будут производиться из чугуна различных типоразмеров – намечено использование тюбингов с различной шириной стенки, что даст возможность работать на очень большой глубине.

Также в нынешнем году, по информации завода, есть намерение выпустить около 25,5 тыс. тюбингов для строительства метрополитена в Днепропетровске. Напомним, «Днепротяжмаш» начал изготовлять тюбинги еще при сооружении метро в Москве, а затем активно участвовал в аналогичных проектах в Ленинграде, Киеве, Свердловске и Баку.

Итак, 2009 г. может стать для метмаша Украины не таким уж и провальным. По крайней мере, по иностранным заказам лидеры подотрасли свою загрузку во многом сохранят. Отклонения же ситуации в ту или сторону будут зависеть от динамики металлорынков, которая пока что достаточно противоречива. И здесь действительно могут помочь «не совсем профильные» поставки для горнодобычи, строительства и др.

... ...
 


Комментарии
комментариев: 0

...
Новости партнеров


Статьи
11.07.19, Ярослав Ярош
1 июля Украина завершила самый быстротечный и самый массовый по количеству претендентов конкурс для частных добытчиков. 9 газоносных блоков получили своих потенциальных хозяев, проявивших готовность работать с государством на условиях раздела продукции. Но если раньше Киеву удавалось подписывать СРП с мировыми грандами, такими как Shell, Chevron, Eni, то сейчас список победителей не настолько звездный. В нем преимущественно отечественные компании, а также иностранцы из второго эшелона. Кабмин уже не может позволить себе переборчивость. На страну надвигается реальный дефицит природного газа.
04.07.19, Василий Январев
Нарастивший объемы производства после вынужденного простоя в 2017 году Днепровский металлургический комбинат столкнулся с новой угрозой – 31 мая Хозяйственный суд Днепропетровской области начал процедуру банкротства предприятия по иску компании "Технобудмонтаж Груп". Впрочем, у меткомбината есть все возможности пройти этот непростой период, не теряя объемы производства и не сокращая производственный персонал.
02.07.19, Павел Вернивский
Одно из первых важных сообщений, прозвучавших от команды президента Владимира Зеленского, – работа с Международным валютным фондом будет продолжена. При этом почти каждый политик, пытаясь убедить народ в необходимости работы с МВФ, говорит людям: другой альтернативы нет. Но действительно ли это так?
20.06.19, Василий Январев
На шахтоуправлении "Покровское" входит в финальную фазу крупнейший в угледобывающей отрасли страны инвестиционный проект. Компания готова вложить более 160 млн долл. в разработку нового угольного блока №11. Строительные работы стартовали на этом блоке еще в 2011 г., но у прежнего хозяина Виктора Нусенкиса не хватило ресурсов, чтобы завершить начатое. Приход на "Покровское" в качестве владельца холдинга "Метинвест" дал проекту второе дыхание.
14.06.19, Игорь Воронцов
Банкротство второго по величине стального производителя Великобритании, официально объявленное 22 мая, наглядно показывает, к чему приводят необдуманные регуляторные решения правительства страны. Это хороший повод задуматься и для украинских высокопоставленных чиновников: ведь всегда лучше учиться на чужих ошибках, чем самим наступать на грабли.
10.06.19, Игорь Воронцов
Импорт известкового камня в Украину растет опережающими темпами по сравнению с показателями местных добывающих предприятий. Отрасль находится под воздействием ряда общеэкономических негативных факторов, которые сохранятся и в текущем году. Несмотря на это, планы отдельных производителей на 2019 г. довольно оптимистичны. Они надеются расширить долю рынка, потеснив импортеров. Хотя последним пока удается наращивать объемы поставок.
06.06.19, Ярослав Ярош
Холдинг Виктора Пинчука взялся системно блокировать проникновение чужеродного импорта на внутренний рынок труб. В январе 2019-го "Интерпайп" добился от Антимонопольного комитета решения, которым был разблокирован доступ компании для ряда тендеров ДК "Укргазвыдобування". В мае он получил поддержку и со стороны Минэкоразвития. Межведомственная комиссия по международной торговле начала антидемпинговое расследование в отношении импорта стальных бесшовных горячедеформированных труб из Китая.
30.05.19, Игорь Воронцов, Виктория Финчук
Начавшийся спад в жилищном строительстве негативно сказался на загрузке мощностей украинской цементной промышленности. Основные надежды предприятий связаны с планами правительства по масштабному строительству цементобетонных дорог. Это может стать драйвером роста для всей украинской экономики – поскольку одно рабочее место в дорожном строительстве создает 12 рабочих мест в смежных отраслях. А при строительстве цементобетонных дорог создается 20 рабочих мест, по подсчетам ассоциации "Укрцемент".
21.05.19, Игорь Воронцов
Металлургические предприятия Китая наращивают стальную выплавку стремительными темпами. По итогам апреля показатель повысился на 12,7% по сравнению с тем же месяцем 2018 года, до 85,03 млн тонн. В целом за январь-апрель прирост составил 10,1%, до 314,96 млн тонн.
17.05.19, Ярослав Ярош
За последнюю декаду апреля российской "Транснефти" удалось загрязнить ядовитой хлорорганикой около 6000 км трубопроводной системы "Дружба". Только по предварительным подсчетам российские потери составят свыше 1 млрд долл. Как говорится, и диверсантов не надо. Украина же на истории с грязной нефтью может даже подзаработать в краткосрочной перспективе, хотя потерять – в длинной.


Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!