Перевели стрелки: Мининфраструктуры теряет контроль над Укрзализныцей

Точка зору

В правительстве вокруг железнодорожного монополиста "Укрзализныци" разгорается скандал. Причина – отстранение Мининфраструктуры от управления госкомпанией и переподчинение ее напрямую Кабинету министров. Официально чиновники объясняют такое решение необходимостью повысить эффективность работы "Укрзализныци". По информации РБК-Украина, инициатива исходила непосредственно от премьер-министра Владимира Гройсмана. Таким образом, он попытался вмешаться в конфликт между министром инфраструктуры Владимиром Омеляном и главой УЗ Войцехом Балчуном. Однако за этим решением правительства могут стоять и другие мотивы – желание получить контроль над коррупционными схемами на железной дороге.

Прикрываясь законом

Еще до начала заседания Кабинета министров 18 января в открытой повестке дня проекта решения о переподчинении государственного жележнодорожного монополиста ПАО "Укрзализныця" (УЗ) напрямую правительству не было. Не появился проект решения и позже, однако стало известно, что Кабмин изменил в закрытом режиме устав УЗ и ограничил полномочия Министерства инфраструктуры по управлению активом.

Источники РБК-Украина в правительстве рассказывают, что инициатива исходила лично от премьер-министра Владимира Гройсмана. "До начала заседания Кабмина всегда проводятся правительственные совещания. Премьер дал Степану Кубиву (первый вице-премьер-министр экономразвития, – ред.)  документы и сказал, чтобы он их внес. Кубив очень злой, его обвиняют в схеме, а он вообще не в курсе", – сообщил собеседник издания в Кабмине.

Чиновники объясняют свои действия необходимостью привести устав госкомпании в соответствии с нормами закона "Об особенностях образования публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования". В частности, по словам госсекретаря Минфраструктуры Андрея Галущака, согласно закону, учредителем УЗ и ее единственным акционером является Кабинет министров, но до сих пор правительство могло принимать в отношении госкомпании только те решения, которые ему предлагал рассмотреть министр инфраструктуры Владимир Омелян.  

"После внесения изменений в устав "Укрзализныци" эта норма будет исключена, – объяснил Галущак РБК-Украина. – У министра остается право инициировать на заседании Кабмина рассмотрение вопросов функционирования "Укрзализныци" как предприятия железнодорожного транспорта. Но теперь правительство не будет ограничено в возможности рассматривать только те проекты решений, которые вносятся Минифраструктуры".

Фактически, это означает, что выносить на Кабмин инициативы по регулированию работы УЗ сможет любой член правительства, но, по данным источника РБК-Украина на транспортном рынке, это станет компетенцией Минэкономразвития и торговли. "Все что будет закупаться, ремонтироваться, кадровые назначения – все теперь за МЭРТом", – сообщил собеседник издания.

Кроме того, по словам госсекретаря, в действующем до сих пор уставе УЗ предусмотрено, что Кабмин как акционер может передавать полномочия по управлению корпоративными правами Мининфраструктуры. "Но такая норма не предусмотрена в законе. И поэтому ее убрали из устава "Укрзализныци"", – объяснил Галущак.

В Кабмине РБК-Украина уточнили, что  теперь "МЭРТ будет готовить только документы, касающиеся хозяйственной деятельности". Речь идет о назначении набсовета, правления, существенных сделках, кредитах. "Но это не означает, что Минэкономразвития будет принимать решения. МЭРТ будет просто делать "засылку" на Кабмин", – сообщили в правительстве.

При этом, собеседник издания подчеркнул, что многие полномочия за Мининфраструктуры все же сохранятся. Например, пересмотр тарифов на грузовые и пассажирские перевозки по-прежнему будет утверждать Минфраструктуры своим приказом. "УЗ является компанией, которая на этом рынке занимает монопольное положение. Поэтому, исходя из требований законодательства, приказы Мининфраструктуры, изданные в рамках законодательства, будут иметь обязательный характер для УЗ", – уточнил Андрей Галущак.

Сейчас, в соответствии с положением о Мининфраструктуры, к полномочиям ведомства, кроме формирования тарифной политики, также относится принятие норм безопасности на железной дороге, регулирование  перевозок пассажиров и грузов, утверждение правил проведения аварийно-спасательных работ, технической эксплуатации железных дорог.

Попытались возразить

Высокопоставленный собеседник РБК-Украина в Кабмине рассказал, в ходе закрытой части заседания министр инфраструктуры Владимир Омелян согласился с инициативой премьера.

"Было четко сказано, что согласно закону, УЗ координируется Кабмином. Именно поэтому необходимо было привести их уставные документы к этому положению. Омелян сказал: "Да, это правда". И на этом дискуссия закончилась. То есть, ее в принципе не было. Но Омелян еще сказал, что необходимо, чтобы его министерство этот акт доработало, и все с этим согласились. Документ принят, вступит в силу после доработки Мининфраструктуры", – заявил изданию член Кабмина.

Однако РБК-Украина Омелян заявил, что он с таким решением он не соглашается: "Не согласен. Сейчас без комментариев". Но позже на своей странице в Facebook он подробно и эмоционально описал ситуацию с УЗ. "18 января Минэкономразвития в стиле легкого анбандлинга (разделение компании по видам деятельности, – ред.) Укртрансгаза'2016 внес предложение изменить устав и переподчинить УЗ себе", – написал министр.

Таким образом Омелян провел параллель с сентябрьским решением Степана Кубива об изменении уставов НАК "Нафтогаз Украины" и ПАО "Укртрансгаз". Тогда МЭРТ фактически забрало у НАКа право управления оператором ГТС.  В результате разгоревшегося скандала между компанией и ведомством, премьер переподчинил "Нафтогаз" Кабмину.

Сейчас в правительстве заинтересованность МЭРТ в ситуации отрицают. "МЭРТу не нужна эта "зализныця", там даже не знают, что с ней делать. Но удобно же навесить всех собак на Кубива", – заявил собеседник РБК-Украина в Кабмине.

При этом он уточнил, что Мининфраструктуры готовит ряд замечаний к принятому правительством решению. Сегодня Владимир Омелян опубликовал в Facebook свое письмо, адресованное Владимиру Гройсману.

В нем, среди прочего, чиновник указывает, что Минэкономразвития нарушило процедуру разработки и согласования проекта постановления, определенную регламентом Кабмина. В частности, по мнению Омеляна, выносить проект постановления об изменении устава УЗ должно было Мининфраструктуры, а не МЭРТ, поскольку компетенция его ведомства – доминирующая в вопросах регулирования железнодорожного транспорта. "Но проект постановления на рассмотрение Кабмина Мининфраструктуры не только не выносил, но и не поступал на обработку", – отмечается в письме министра.

Кроме того, Омелян считает, что, исключив УЗ из сферы компетенции Мининфраструктуры, выполнение задач по формированию и реализации государственной политики в сфере железнодорожного транспорта стало для ведомства невозможным. Несмотря на заверения госсекретаря министерства Андрея Галущака о том, что в своей деятельности компания должна руководствоваться приказами Мининфраструктуры, по словам Омеляна, из устава УЗ этот пункт все же исчезнет.

"Корпоративный" конфликт

В письме Владимир Омелян  предполагает, что поводом для отстранения его ведомства от управления "Укрзализныцей" могла послужить критика министра в адрес руководителя госкомпании Войцеха Балчуна. На Facebook Омелян называет его не иначе, как "шоуменом".

"На номинационном комитете я голосовал против Балчуна. Я не верил, что человек, который бросил работу ради музыки, готов вернуться полноценно в изнурительный мир бизнеса. Но, я был один против всех, и для меня принципы независимого избрания были важнее собственно предчувствия. К сожалению, я не ошибся и в течение первого месяца убедился, что мы получили капризного шоумена, а не акулу с РКР Карго", – написал министр.

В связи с этим Омелян предупредил премьера, что переподчинение УЗ правительству "создает прецедент, когда руководитель предприятия, получая обоснованные замечания к своей деятельности, вместо совместной работы над исправлением ситуации, просто меняет руководство".

Сам Войцех Балчун проигнорировал просьбу РБК-Украина прокомментировать ситуацию. Но в своем Facebook он написал, что приветствует "любые шаги, направленные на повышение эффективности функционирования компании". "Особенно в период создания нового содержания и качества публичного акционерного общества. Правление компании последовательно будет реализовывать стратегию реформ, определенную правительством, как акционером общества", – заявил Балчун.

Впрочем, критику министра в адрес руководителя УЗ премьер может оставить без внимания. Как рассказал РБК-Украина источник в наблюдательном совете компании, в этом конфликте Гройсман – на стороне Балчуна. "Надо дать возможность Балчуну спокойно работать, принимать решения и не ставить палки в колеса, как это пытался сделать набсовет. Они написали письмо премьер-министру, что Балчун – неэффективный менеджер. Но не знаю, отправили это письмо или нет", – сообщил собеседник. По его словам, "палки в колеса" Балчуну ставят и некоторые чиновники из Мининфраструктуры, "а Омелян там по сути свадебный генерал". "Помимо тарифов (решения о повышение тарифов на перевозки, – ред.), блокировалось и назначение представителей региональных дорог, которых предлагал Балчун. Но знаю, что Балчуна поддерживает Гройсман", – уточнил источник в набсовете.

Но на транспортном рынке есть и другое мнение.  "Я не думаю, что Омеляну очень комфортно в этой ситуации. Он пришел в министерство принимать решения, а у него отбирают целые направления. Вдвойне неприятно, когда люди, которых он искал, грубо говоря, посылают его", – уточнил РБК-Украина участник рынка, знакомый с ситуацией.

Лакомый кусок

Как бы не развивались взаимоотношения руководства УЗ и Мининфраструктуры дальше, решение правительства будет иметь долгосрочные негативные последствия, уверены эксперты.

"Если сейчас Войцеха Балчуна хоть как-то контролирует Владимир Омелян, то кто будет в Кабмине его контролировать? Премьер-министру есть чем заниматься, помимо управления УЗ, – говорит бывший первый заместитель министра инфраструктуры Владимир Шульмейстер. – Во время моего пребывания в Министерстве инфраструктуры нам вернули из подчинения Кабмина проект "Воздушного экспресса" (проект ж/д сообщения между Киевом и аэропортом "Борисполь", – ред.). Мы выявили, что в то время, когда "Воздушный экспресс" был подконтролен непосредственно правительству, из этого проекта исчезло много миллионов долларов. Это пример неэффективного контроля госпредприятий непосредственно Кабмином".

По мнению бывшего чиновника, в случае потери контроля над "Укрзализныцей", значимость Мининфраструктуры значительно уменьшится. "По сути, сейчас УЗ – это 70% Мининфраструктуры. После переподчинения "Укрзализныци" непосредственно Кабмину министерство можно закрывать", – уверен Шульмейстер.

Не верит в эффективность решений, принятых кулуарно, и глава совета Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник. "Качество решений зависит от качества подготовки. Возможно, это решение было и правильным, но уже со старта оно вызывает недоверие. Если бы параллельно обсуждались и принимались финплан на 2017 год, отчет по 2016 году, инвестиционный план, стратегия развития, я бы поверил в искренность намерений. А так речь идет о перераспределении ресурсов и сфер влияния", – заявил он РБК-Украина.

Основная борьба за влияние на активы разгорелась между "Народным фронтом", по квоте которого в Кабмин попал Владимир Омелян, Администрацией президента и БПП, а также олигархами, говорит Шульмейстер.

"Все они имеют какие-то свои интересы в УЗ. Переподчинение УЗ от Мининфраструктуры непосредственно Кабмину свидетельствует об усилии влияния на УЗ представителей БПП, в частности руководителя комитета Верховной Рады по вопросам транспорта Ярослава Дубневича, – рассказал он. – Ежегодно на коррупционных схемах УЗ теряет около двух миллиардов долларов. Это – лакомый кусок. К примеру, когда мы пришли в руководство Мининфраструктуры два года назад, неофициальная доплата за подачу вагона грузоотправителю составляла 200 гривен за один вагон, с чем мы всячески боролись. По моим данным, сейчас она достигла одной тысячи гривен. Кроме того, коррупционные схемы присутствуют при закупках, предоставлении скидок на перевозку грузов и тому подобное".

Источники РБК-Украина в окружении президента говорят, что министр на самом деле он уже давно находится под влиянием БПП. "Ситуация с УЗ –  образцово-показательная история. Так было с Укравтодором. Сначала Гройсман его курировал, потом – Кононенко (Игорь Кононенко, первый замглавы фракции БПП, – ред.). Все то же самое развивается с портами. А министр играет в политиканство".

Получить комментарии депутатов Ярослава Дубневича и Игоря Кононенко РБК-Украина не удалось – они не реагировали на телефонные звонки и обращения издания.

Наталья Непряхина, Дмитрий Уляницкий
 

Новини

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

На кордоні з Польщею продовжують стояти майже 4 тисячі вантажівок

ВСІ НОВИНИ ⇢