Одноэтажную Америку надстроили вторым сюжетом

В прокат вышел «Субурбикон» — фильм, поставленный Джорджем Клуни по забытому сценарию братьев Коэн. Трейлер картины обещал черную комедию в лучших коэновских традициях, однако Клуни, по мнению Юлии Шагельман, так и не смог определиться, что за кино он снимает.

Субурбикон — идеальный пригород идеальной Америки 1950-х, в котором живут 60 тыс. человек, как будто сошедших с рисунков Нормана Рокуэлла. Рекламный ролик в начале фильма демонстрирует аккуратные белые домики, изумрудные лужайки, свой торговый центр и бесконечно доброжелательных соседей, готовых встретить каждого новоприбывшего улыбками и свежеиспеченным пирогом.

В городе приветствуют разнообразие, ведь его жители перебрались сюда со всех концов страны, из Нью-Йорка, Огайо и даже Миссисипи, чтобы зажить одной большой дружной семьей.

Но, как учит нас весь американский кинематограф от мелодрам Дугласа Сёрка до «Дороги перемен» Сэма Мендеса, именно такие мирные пейзажи обычно и становятся ареной катастроф.

Мир и покой в Субурбиконе рушатся, когда сюда перебирается первая в этих краях чернокожая семья. Выясняется, что любовь горожан к «разнообразию» имеет пределы, и недовольство новыми соседями Майерсами (ничем, кроме цвета кожи, не отличающимися от других субурбиконцев) быстро перерастает в травлю, а потом и в самый настоящий бунт.

Участие в этих событиях не принимает только проживающее буквально через забор от Майерсов семейство Лодж: менеджер среднего звена Гарднер (Мэтт Деймон), его жена-домохозяйка Роуз, парализованная после аварии, виновником которой был муж, ее сестра-близнец Маргарет (обеих играет Джулианна Мур в париках разного цвета) и сын Ники (Ноэ Джуп). У них свои проблемы.

Однажды ночью в их дом врываются грабители с рожами, достойными теории Ломброзо, и усыпляют всю семью хлороформом. Наутро Роуз так и не приходит в себя. Муж и сын тяжело переживают ее смерть, а любящая тетя Мэгги, конечно, остается с ними, чтобы помочь справиться с этой потерей. Она даже готова перекрасить волосы, чтобы еще больше походить на безвременно погибшую сестру.

Джордж Клуни и его давний соавтор Грант Хеслов (сценарист фильмов «Доброй ночи и удачи», «Мартовские иды», «Охотники за сокровищами») взяли для своей картины сценарий, написанный Итаном и Джоэлом Коэнами еще в 1980-х, и добавили к нему подлинную историю расовых беспорядков в городе Левиттауне, штат Пенсильвания, в 1957 году.

Очевидно, вторая история должна была помещать первую в более широкий исторический контекст и усиливать общую картину лицемерия и жестокости идиллической «одноэтажной Америки», но вместо этого фильм просто распался на две отдельные сюжетные линии, искусственно связанные между собой.

В одной с искренним возмущением и без капли иронии обличается расовая нетерпимость. Фильм снимался до потрясших США в августе 2017 года событий в Шарлотсвилле, однако теперь трудно не увидеть в нем комментарий к актуальной политической ситуации, а то и пророчество. Неотвратимая эскалация насилия показана весьма прямолинейными приемами, но как раз поэтому не может не вызывать нужную реакцию.

И все было бы хорошо, не будь Майерсы для создателей фильма тем же, чем и для белых жителей Субурбикона: ходульными инструментами для выражения своих взглядов («Эти черные, чего доброго, скоро захотят смешанных браков» в одном случае и «Эти черные такие же люди, как мы» — в другом). Только у миссис Майерс (Карима Уэстбрук) есть пара сцен со словами и эмоциями, но ее муж и сын так и остаются бессловесными статистами.

Параллельно с этим развивается совсем другая по стилю и интонации типично коэновская история преступления, пошедшего не так, как было задумано, и накал абсурда растет с каждой следующей сценой. И возможно, это не лучший сценарий братьев: ему недостает идеальной сбалансированности «Фарго» или «Человека, которого не было», но в нем есть действительно удачные и остроумные моменты.

Например, блистательный выход Оскара Айзека в роли следователя страховой компании, легко и изящно крадущего пару сцен у главных героев.

При этом на протяжении всего фильма Клуни так и не удается сделать белые нитки, которыми сшиты два сюжета, менее заметными. Смешные эпизоды без всякого перехода сменяются серьезными, и это чередование, вместо того чтобы создавать контраст, вызывает некоторую растерянность, которая чувствуется и в режиссуре. «Субурбикон» получается похожим на своего героя Гарднера Лоджа — взрослого мужчину, взгромоздившегося на детский велосипед. Он, конечно, едет, но с большим скрипом.

Фото: Black Bear Pictures

МинПром

    

Новини

25 Квітня 2024

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

Єврокомісія хоче запровадити санкції проти суден, які перевозять військову техніку з КНДР до рф

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників у прифронтових регіонах

На півдні Україні окупанти пошкодили обладнання вітрової станції

BHP Group запропонувала купити Anglo American за 38,8 млрд дол

Бразилія запроваджує квоти на імпорт 11 видів сталевої продукції

Україна отримає €380 млн на підтримку відновлюваної енергетики

Данія може інвестувати у портову інфраструктуру України

Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

ВСІ НОВИНИ ⇢