Маленький гигант высокой моды

В Париже на 78 году жизни скончался модельер Аззедин Алайя, последний из французских гениев кутюра, умевший жить без рекламных бюджетов, вне обязательных недель моды и давления больших домов.

В модном мире нет авторитетов, но на смерть Алайи отозвались все. «Кутюрье огромного таланта. Какая печальная новость»,— сказал AFP Пьер Карден. Свое сожаление высказал и президент Франции Эмманюэль Макрон, и бывшие и нынешние министры культуры, а главное — десятки знаменитых красавиц Франции, оплакивающих не только художника, но и друга. «Маленький гигант высокой моды, прощай Азеддин Алайя»,— написала в Twitter Инес де ля Фрессанж.

Несколько дней назад он после случайного падения попал в больницу, впал в кому и в ночь с пятницы на субботу умер, застав врасплох всех, кто называл его другом, братом и «папой» (своих детей у него не было).

Алайя родился в Тунисе. С 15 лет он держал в руках иголку и портновские ножницы. Три года учился скульптуре в тунисской школе искусств и хотя не получил диплома, научился кроить платье как скульптуру по телу. Пока другие мальчишки гоняли мяч и девчонок, он помогал своим родным и сочинял для заказчиц туалеты в духе Бальмен или Баленсиаги, точно так же как сейчас во всех концах света портные пытаются изобразить Алайю.

В Париж он приехал 18-летним юношей в конце 1950-х, прошел через все модные дома, и нигде его не хотели брать на работу. В Christian Dior, куда он было устроился, Алайя никак не мог приступить к своим обязанностям, и через несколько дней его уволили. Он поработал у Guy Laroche и Thierry Mugler, а потом стал заниматься индпошивом.

Аззедин Алайя прославился не тем, что устраивал показы и выходил на публику, давал интервью или размещал рекламу на Елисейских полях. В течение многих лет он работал не как художник-автор-модельер, а как обычный портной: принимал частные заказы, обсуждал их с глазу на глаз и отдавал вещи не в пустоту подиума, а в руки своих клиенток.

Причем попасть к нему было куда сложнее, чем к самому модному пластическому хирургу. Потому что в платьях Алайи женщины были прекрасны и желанны, «его наряды — это ласки для девушек»,— говорит директор музея моды Галлиера Оливье Сайяр. Рассказывали, что ему предлагали вернуться в Dior после Гальяно. Он отказался.

Парижанки буквально подняли провинциала на руки и открыли ему важнейшие столичные двери. И, конечно, он этих женщин обожал. Восхищался и боялся. Во время интервью он говорил мне, как иногда по часу ждал перед очередной дверью в парадном, прежде чем решался нажать на кнопку звонка. Он бравировал своей несветскостью и всегда ходил в бесформенном черном китайском костюме.

В его квартире на улице Бельшасс все происходило в одном пространстве, швейные машинки стояли даже в кухне и в ванной, а юные модели жили у него месяцами и называли его «папой». Ими были и Наоми Кембелл, и Линда Евангелиста, и Стефани Сеймур.

Аззедин Алайя создал собственную марку в 1979 году. С тех пор обстоятельства не раз менялись. В 2000-м он вступил в союз с Prada и расстался с маркой через 7 лет. Потом Azzedine Alaia был куплен швейцарской группой Richemont, но это нисколько не изменило его привычек. Он по-прежнему не участвовал в неделях моды, не приемля саму идею, что мода должна меняться от сезона к сезону.

«Я не люблю моду, но люблю одежду»,— говорил Алайя. Он хотел делать вещи, которые не устареют до второго пришествия. Он считал, что платье можно сделать раз и навсегда, если это настоящее платье, такое как носили его клиентки Арлетти или Грета Гарбо. Так и есть — хотя некоторым платьям уже за пятьдесят, молодые посетительницы продолжают засматриваться на них на выставках.

Он работал над новыми вещами и коллекциями столько, сколько считал нужным. Дедлайна для него не существовало.

Когда я однажды спросил у него, почему он так долго работает и как понимает, что пора остановиться, Алайя ответил: «Когда я вижу, что уже хорошо получилось, тогда и останавливаюсь».

Неделя моды иногда начиналась у него недели на три позже ее конца. Мы встречались с ним для интервью в Маре на улице Мусси. Высоченный зал с галереями под стеклянной крышей, где проходили показы, устраивались праздники и домашние спектакли. По сторонам — мастерские. На верхнем этаже жил он сам.

Но главной во владениях Алайя была столовая с огромной кухней во всю стену. Здесь за прозрачным столом собирались все, кого обеденный час застал в Маре. Продавцы, портнихи, модели, фотографы и даже приглашенные журналисты. Не бывало такого, чтобы за стол садилось меньше пятнадцати человек. Алайя вспоминал свою бабушку в Тунисе, в доме которой стол накрывали всегда с запасом — мало ли кто заглянет.

Он царил за столом, смеялся, угощал гостей очень простой едой с арабским акцентом и выглядел в своей черной одежде и с нетипичными чертами лица как маленький инопланетянин без возраста и пола — не зря фотографы обожали его снимать с моделями, которым он был чуть ли не по пояс.

Алексей Тарханов, Париж

Фото: AGF s.r.l. / REX / Shutterstock / Fotodom

МинПром

 

    

Новини

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

На кордоні з Польщею продовжують стояти майже 4 тисячі вантажівок

ВСІ НОВИНИ ⇢