kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Ударим электромобилем по бездорожью Украины

13.09.17
размер текста:

В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка. Для сравнения, во Франции или Норвегии, которые лидируют на европейском рынке, ежегодно продается 20-25 тыс. шт., в целом же на мировом рынке в прошлом году реализовано 600 тыс. шт. А вот в России на сегодняшний день зарегистрировано всего около 1000 электромобилей, в т.ч. до 300 – в Москве.

Цифры и льготы

Импорт к нам идет в основном из США, наиболее популярные модели (в порядке убывания рыночной доли) – Nissan Leaf (более 85% из числа новых машин), Ford Focus Electric, Tesla Model S (бренд бизнесмена-футуриста Илона Маска), BMW i3, Mercedes B-Class Electric Drive. При этом, по данным Минэкономразвития, не менее 80% составляют б/у авто, которые значительно дешевле: Nissan Leaf с пробегом 3-4 года стоит 12-15 тыс. долл., а новая машина такого же класса – до 35 тыс. евро, говорит директор компании Electrocars Александр Кравцов.

Это дороже, чем в Европе, поскольку общая сумма налогов и сборов при покупке новой единицы составляет порядка 5000 евро, включая акциз в 109 евро, дополнительный импортный сбор (5%), НДС. В результате электрокары в стране в среднем на 30-40% дороже обычных автомобилей. Правда, в конце 2015-го отменили 10%-ную ввозную пошлину на электромобили, что и стало стимулом бурного роста рынка. К тому же электричество сегодня стоит 20 грн. за 100 км пробега, а не 200 грн., как жидкое моторное топливо; электроавто не требует замены масла, воздушных и масляных фильтров, тормозные колодки изнашиваются гораздо меньше. Менять необходимо фильтр салона (раз в полгода) и масло в редукторе (раз на 40 тыс. км), на этом базовые регламентные работы заканчиваются.

Большинство специалистов полагает, что для дальнейшего развития поставщикам и покупателям нужны новые, более широкие льготы. Поэтому Мининфраструктуры разработало концепцию развития электротранспорта на 15 лет, в случае принятия которой в первые 5 лет импорт электрокаров (кроме электробусов) и зарядных станций освободят от НДС и акциза, а покупателя, при первой регистрации – от сбора в Пенсионный фонд. Также можно будет получить до 18% скидки от стоимости приобретенной машины. В итоге они будут стоить не под 1 млн грн., как сейчас, а 650-700 тыс. грн., а подержанные – на уровне 300 тыс. грн. Кроме того, до 2033 года владельцам электромобилей хотят предложить бесплатно парковаться на государственных и коммунальных площадках и ездить по полосе для общественного транспорта. В закрепление Концепции уже разработан законопроект "О стимулировании развития электрического транспорта Украины".

На этот же срок в 15 лет предусмотрены льготы и для бизнес-пользователей: службы такси, доставки и арендодатели такого транспорта тоже не будут платить НДС. К слову, некоторые логистические компании закупают электромобили, так как при большом пробеге экономия на топливе оправдывает затраты на машину. Среди прочего, "Укрпочта" ныне тестирует электрофургоны Citroen для своей курьерской службы, а в Одессе открылся первый отечественный сервис кратковременной аренды электрокаров.

Льготная практика широко распространена на Западе: например, в США при покупке электромобиля государство дает налоговый кредит в 7,5 тыс. долл., в дополнение к которому возможны льготы или гранты от местных властей в размере до 6 тыс. долл. Люди в Штатах нередко меняют машины, и неудивительно, что именно отсюда идет основной поток б/у. Во Франции госкомпенсация – 6500 евро, в Германии – 5400, в Румынии – 5000 евро, в Эстонии – до 50% цены (но не более 18 тыс. евро), в Китае – до 18 тыс. долл. В Норвегии отменен налог на регистрацию электрических транспортных средств, лицензионные и дорожные сборы для них. Больше того, Осло рассматривает возможность запретить автодвигатели внутреннего сгорания к 2025 году, а Берлин – к 2030-му.

Прекрасное далеко

Вернемся к нашим реалиям. В дальнейшем упомянутая Концепция предполагает организацию украинского производства подобной техники, для чего спустя 5 лет действия Концепции намечено обнулить НДС на выпущенные в стране электромобили, их компоненты и зарядные станции, отмечает советник министра инфраструктуры Александр Озеран. Возможны льготы при изготовлении батарей и добыче лития – налог на прибыль в 0% и 9% соответственно. Украина располагает крупными литиевыми месторождениями Полоховка, Станковатое (оба – Кировоградщина), Шевченковское (Донецкая обл.), Беганское (Закарпатье). Общестрановые запасы литиевых руд – около 500 млн тонн, но разработка не ведется, а литий завозится из РФ.

Интересно, что еще в 1990-х годах Запорожский автозавод производил электрические "Таврии", экспортировавшиеся в Германию, а в 2010-м создал опытный электрофургон Lanos с разовым запасом хода 120 км. Наряду с этим единичные электробусы выпускает группа "Электрон" (г. Львов). Тем самым внутренние наработки уже имеются. Быстро расширяется и сеть зарядных станций: в 2016-м она выросла в 3,8 раза, до 577 станций, преимущественно бесплатных. Пока что большинство из них выполняют полную зарядку автоаккумулятора за 3-4 часа, но уже есть до 50 скоростных станций Supercharge, делающих это за 30-45 мин.

Кстати, проблемой электрокаров остается недостаточная разовая дальность хода, около 150 км, поэтому они пока что лучше годятся для городских и пригородных поездок. На отечественном рынке преобладают б/у модели примерно с такими характеристиками. Однако уже в 2016 году корпорации Nissan, Hyundai и Renault выпустили авто, на одном заряде преодолевающие 250 км, а Tesla – более 500 км, так что дальность увеличивается, сообщает эксперт по экономической политике Виталий Кулик.

Есть на рынке и электро-жидкотопливные гибриды, появившиеся намного раньше, почти 10 лет назад. Тут лидируют Toyota RAV4, Mitsubishi Outlander и KIA Niro, причем в І полугодии "гибридные" продажи увеличились (относительно января-июня-2016) в 9,5 раза, до более чем 900 шт. – но это намного меньше, чем приведенные в начале обзора аналогичные показатели по электромобилям.

Итак, украинский рынок электроавтомашин имеет неплохие перспективы, особенно в случае дальнейшей макроэкономической стабилизации государства, когда все больше людей смогут позволить себе хотя бы подержанные авто. В ближайшие годы спрос будет расти, тем более если будут утверждены вышеописанные госльготы. Этому сопротивляются производители обычных авто и торговцы ими (как и во всем мире), но в будущем уход от нефтегазового автотранспорта неизбежен как минимум из-за исчерпаемости ископаемых углеводородов, не говоря уж об экологичности. "В нашем обществе есть реальный интерес к перспективной экологичной автотехнике, несмотря на сложную социально-экономическую обстановку. А если обстановка улучшится, то интерес будет расти еще быстрее", – резюмирует В.Кулик.

Максим Полевой

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!