Подробнее Запомнить город


Ударим электромобилем по бездорожью Украины

13.09.17
размер текста:

В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка. Для сравнения, во Франции или Норвегии, которые лидируют на европейском рынке, ежегодно продается 20-25 тыс. шт., в целом же на мировом рынке в прошлом году реализовано 600 тыс. шт. А вот в России на сегодняшний день зарегистрировано всего около 1000 электромобилей, в т.ч. до 300 – в Москве.

Цифры и льготы

Импорт к нам идет в основном из США, наиболее популярные модели (в порядке убывания рыночной доли) – Nissan Leaf (более 85% из числа новых машин), Ford Focus Electric, Tesla Model S (бренд бизнесмена-футуриста Илона Маска), BMW i3, Mercedes B-Class Electric Drive. При этом, по данным Минэкономразвития, не менее 80% составляют б/у авто, которые значительно дешевле: Nissan Leaf с пробегом 3-4 года стоит 12-15 тыс. долл., а новая машина такого же класса – до 35 тыс. евро, говорит директор компании Electrocars Александр Кравцов.

Это дороже, чем в Европе, поскольку общая сумма налогов и сборов при покупке новой единицы составляет порядка 5000 евро, включая акциз в 109 евро, дополнительный импортный сбор (5%), НДС. В результате электрокары в стране в среднем на 30-40% дороже обычных автомобилей. Правда, в конце 2015-го отменили 10%-ную ввозную пошлину на электромобили, что и стало стимулом бурного роста рынка. К тому же электричество сегодня стоит 20 грн. за 100 км пробега, а не 200 грн., как жидкое моторное топливо; электроавто не требует замены масла, воздушных и масляных фильтров, тормозные колодки изнашиваются гораздо меньше. Менять необходимо фильтр салона (раз в полгода) и масло в редукторе (раз на 40 тыс. км), на этом базовые регламентные работы заканчиваются.

Большинство специалистов полагает, что для дальнейшего развития поставщикам и покупателям нужны новые, более широкие льготы. Поэтому Мининфраструктуры разработало концепцию развития электротранспорта на 15 лет, в случае принятия которой в первые 5 лет импорт электрокаров (кроме электробусов) и зарядных станций освободят от НДС и акциза, а покупателя, при первой регистрации – от сбора в Пенсионный фонд. Также можно будет получить до 18% скидки от стоимости приобретенной машины. В итоге они будут стоить не под 1 млн грн., как сейчас, а 650-700 тыс. грн., а подержанные – на уровне 300 тыс. грн. Кроме того, до 2033 года владельцам электромобилей хотят предложить бесплатно парковаться на государственных и коммунальных площадках и ездить по полосе для общественного транспорта. В закрепление Концепции уже разработан законопроект "О стимулировании развития электрического транспорта Украины".

На этот же срок в 15 лет предусмотрены льготы и для бизнес-пользователей: службы такси, доставки и арендодатели такого транспорта тоже не будут платить НДС. К слову, некоторые логистические компании закупают электромобили, так как при большом пробеге экономия на топливе оправдывает затраты на машину. Среди прочего, "Укрпочта" ныне тестирует электрофургоны Citroen для своей курьерской службы, а в Одессе открылся первый отечественный сервис кратковременной аренды электрокаров.

Льготная практика широко распространена на Западе: например, в США при покупке электромобиля государство дает налоговый кредит в 7,5 тыс. долл., в дополнение к которому возможны льготы или гранты от местных властей в размере до 6 тыс. долл. Люди в Штатах нередко меняют машины, и неудивительно, что именно отсюда идет основной поток б/у. Во Франции госкомпенсация – 6500 евро, в Германии – 5400, в Румынии – 5000 евро, в Эстонии – до 50% цены (но не более 18 тыс. евро), в Китае – до 18 тыс. долл. В Норвегии отменен налог на регистрацию электрических транспортных средств, лицензионные и дорожные сборы для них. Больше того, Осло рассматривает возможность запретить автодвигатели внутреннего сгорания к 2025 году, а Берлин – к 2030-му.

Прекрасное далеко

Вернемся к нашим реалиям. В дальнейшем упомянутая Концепция предполагает организацию украинского производства подобной техники, для чего спустя 5 лет действия Концепции намечено обнулить НДС на выпущенные в стране электромобили, их компоненты и зарядные станции, отмечает советник министра инфраструктуры Александр Озеран. Возможны льготы при изготовлении батарей и добыче лития – налог на прибыль в 0% и 9% соответственно. Украина располагает крупными литиевыми месторождениями Полоховка, Станковатое (оба – Кировоградщина), Шевченковское (Донецкая обл.), Беганское (Закарпатье). Общестрановые запасы литиевых руд – около 500 млн тонн, но разработка не ведется, а литий завозится из РФ.

Интересно, что еще в 1990-х годах Запорожский автозавод производил электрические "Таврии", экспортировавшиеся в Германию, а в 2010-м создал опытный электрофургон Lanos с разовым запасом хода 120 км. Наряду с этим единичные электробусы выпускает группа "Электрон" (г. Львов). Тем самым внутренние наработки уже имеются. Быстро расширяется и сеть зарядных станций: в 2016-м она выросла в 3,8 раза, до 577 станций, преимущественно бесплатных. Пока что большинство из них выполняют полную зарядку автоаккумулятора за 3-4 часа, но уже есть до 50 скоростных станций Supercharge, делающих это за 30-45 мин.

Кстати, проблемой электрокаров остается недостаточная разовая дальность хода, около 150 км, поэтому они пока что лучше годятся для городских и пригородных поездок. На отечественном рынке преобладают б/у модели примерно с такими характеристиками. Однако уже в 2016 году корпорации Nissan, Hyundai и Renault выпустили авто, на одном заряде преодолевающие 250 км, а Tesla – более 500 км, так что дальность увеличивается, сообщает эксперт по экономической политике Виталий Кулик.

Есть на рынке и электро-жидкотопливные гибриды, появившиеся намного раньше, почти 10 лет назад. Тут лидируют Toyota RAV4, Mitsubishi Outlander и KIA Niro, причем в І полугодии "гибридные" продажи увеличились (относительно января-июня-2016) в 9,5 раза, до более чем 900 шт. – но это намного меньше, чем приведенные в начале обзора аналогичные показатели по электромобилям.

Итак, украинский рынок электроавтомашин имеет неплохие перспективы, особенно в случае дальнейшей макроэкономической стабилизации государства, когда все больше людей смогут позволить себе хотя бы подержанные авто. В ближайшие годы спрос будет расти, тем более если будут утверждены вышеописанные госльготы. Этому сопротивляются производители обычных авто и торговцы ими (как и во всем мире), но в будущем уход от нефтегазового автотранспорта неизбежен как минимум из-за исчерпаемости ископаемых углеводородов, не говоря уж об экологичности. "В нашем обществе есть реальный интерес к перспективной экологичной автотехнике, несмотря на сложную социально-экономическую обстановку. А если обстановка улучшится, то интерес будет расти еще быстрее", – резюмирует В.Кулик.

Максим Полевой

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.
08.11.17, Игорь Воронцов
Нынешний отопительный сезон обещает надолго запомниться украинцам. Для этого есть все предпосылки: запасы угля на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях текущей осенью побили антирекорд.
01.11.17, Ярослав Ярош
Группа ТАС Сергея Тигипко после 10-летнего перерыва снова вступает в права владельца крупнейшего в Украине производителя проволоки и гвоздей – завода "Днепрометиз". 27 октября его предыдущий собственник, российский холдинг "Северсталь", сообщил о завершении сделки по продаже актива неназванному покупателю. Но еще за день до этого в наблюдательные органы "Днепрометиза" вошли люди, представляющие группу ТАС.
31.10.17, Максим Полевой
"Зеленая" энергетика в Украине активно развивается, и к 2020 году ее долю в национальном энергопотреблении страны планируется довести до 11%, а к 2035-му – до 25%.
27.10.17, Ярослав Ярош
Российский бизнесмен Олег Дерипаска сделал вполне ожидаемый ход. Все свои украинские активы, в первую очередь, Николаевский глиноземный завод, он уступил крупному сырьевому трейдеру и давнему партнеру – компании Glencore. Теперь у НГЗ появился швейцарский иммунитет, но завод продолжает оставаться в орбите влияния "Русского Алюминия".
23.10.17, Максим Полевой
В мировой экономике наметилось оживление, но нельзя исключать и новую кризисную волну. Это особенно опасно для недостаточно стабильных развивающихся стран, включая Украину.
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!