kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Нафтогаз сегодня не в тренде

05.09.17
размер текста:

В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".

Европейский рынок газа привлекает операторов не только масштабами (в 2016-м – около 490 млрд куб. м, +4% к 2015 году), но и своим политическим значением: крупные поставщики оказывают влияние на политику Евросоюза. Так, главным источником газа для него остается Россия – по данным Eurostat, 39,7% импорта в натуральном выражении в 2016-м, или 180 млрд куб. м (и 33% всего еврорынка в целом). В этот объем включен газ из Казахстана и Средней Азии, поставляемый через РФ ее компаниями. На 2-м месте по газоимпорту в ЕС – Норвегия с 34,1% поставок (она не входит в Союз), дальше со значительным отрывом следует Алжир (15,2%).

Европейская диверсификация

Обратим внимание, что в последние 15 лет доля РФ в структуре импорта заметно упала: еще в 2002-м она составляла 47%, отмечает экономист Валерий Щербина. Сокращение происходит в основном за счет развития поставок из Норвегии и Катара. Тем самым европейцам удалось диверсифицировать поставки и ослабить предпосылки политического влияния Москвы, которое остается существенным. А этим летом в борьбу за рынок Европы активно включились США, введя санкции против проекта "Северный поток – 2" и начав отгрузку сжиженного газа (СПГ) через Атлантику, в т.ч. в Польшу и Литву. К настоящему моменту в Евросоюзе построен 21 терминал по приему СПГ, и Вашингтон явно намерен продолжать экспансию (равно как и Катар).

Тем более что Брюссель поддерживает развитие "темы" СПГ во имя диверсификации: кроме регазификационных терминалов для приема с моря, расширяется сеть магистральных и региональных газопроводов (интерконнекторов) и хранилищ, призванных обеспечить странам ЕС либо прямой доступ к сжиженному газу, либо опосредованный, через газовые хабы. Другое направление диверсификации – проект "Южный газовый коридор" (газопроводы TANAP и TAP), предусматривающий ежегодную транспортировку 10 млрд куб. м газа из Азербайджана через Грузию и Турцию, с последующим увеличением до 20 млрд куб. м. Запуск планируется на 2020 год.

Все это ведет к профициту предложения и снижению цен: так, за 2015-16 годы российский газ для Западной Европы подешевел примерно на 50%, до уровня 180 долл./тыс. куб. м, сообщает В.Щербина. В этом году, несмотря на восстановление нефтяных котировок (к которым во многом привязаны газовые), стоимость российского газа осталась на таком же уровне – это говорит о желании сохранить рыночные позиции даже за счет убытков. Для сравнения, американский СПГ стоит 220-225 долл./тыс. куб. м. Партнер консалтинговой компании RusEnergy (Россия) Михаил Крутихин утверждает, что в 2016 году корпорация "Газпром" уже работала на европейском рынке "в минус", реализуя газ по 4,16 долл. за 1 млн британских тепловых единиц (БТЕ) при себестоимости доставки – на примере Германии – в 4,78-5,07 долл. за 1 млн БТЕ. Притом в расчет себестоимости не включены расходы на обслуживание долга, содержание административного аппарата, социальные цели, инвестиции в развитие добычи.

Схожим образом вынуждены действовать и Штаты, и не только на европейском направлении: с учетом транспортировки американский СПГ стоит 6-7 долл. за 1 млн БТЕ, но продается, например, в Южную Америку по 5,5 долл. за тот же объем, а в Евросоюз – еще дешевле, продолжает М.Крутихин. Задача – компенсировать хотя бы часть инвестиций и завоевать рыночные ниши на будущее, когда цены могут вырасти. Пока же, по самым скромным прикидкам, к 2020-му предложение СПГ в мире вырастет относительно 2014 года на 50%, до 480 млн тонн/год. Эксперт консультационной фирмы Energy Aspects Тревор Сикорски считает, что мировой газовый рынок стоит на пороге ценовых войн, в которых поставщики будут отчаянно демпинговать в борьбе за сбыт (как это сейчас происходит на рынке нефти). В результате в Европе стоимость импортного газа может достигнуть Henry Hub (хаб в шт. Луизиана, США) плюс 1 евро за 1 млн БТЕ, т.е. порядка 110 долл./тыс. куб м.

Это ударит и по "Газпрому", и по прочим игрокам. Да, против него работает "евродиверсификация" при политподдержке США, но есть у россиян и козыри. Во-первых, это потенциал уже готовых к эксплуатации промыслов, которых хватило бы на постоянное снабжение еще одного ЕС, говорит М.Крутихин. Во-вторых, уже сейчас РФ располагает разветвленной инфраструктурой доставки в Европу, мощности которой задействованы меньше чем наполовину, в-третьих – в критической ситуации Москва вполне может дать "Газпрому" новые налоговые и другие льготы. В 2016-м он уже нарастил экспорт в Евросоюз на 13,5%, в нынешнем году тенденция сохранилась: +9,8% за І полугодие, до 76,7 млрд куб м. Интересно, что российский поставщик начал чаще привязывать контрактные котировки не к нефти, а к ценам европейских газовых хабов – так он меньше зависит от "нефтяных" колебаний.

Украинское эхо

Понятно, что Украине как импортеру тренд снижения цен выгоден, равно как и ослабление влияния "Газпрома", проводника политических интересов Кремля. Так, для ряда отраслей промышленности стоимость природного газа стала проблемой с тех пор, как "Газпром" начал повышать ее для нашей страны, т.е. с 2006-2007 годов. Скажем, в черной металлургии доля газа в себестоимости достигала 15-17%, а в нынешнем году это 9,3%, информируют аналитики. Причем с ноября 2015 года "голубое топливо" в России не закупается, поступая в основном из ЕС.

А вот газотранзит вырос, несмотря на всю риторику Москвы о неизбежном прекращении пользования отечественной газотранспортной системой (ГТС): за 8 месяцев 2017 года показатели повысились в сравнении с январем на 23,4%, до 61,95 млрд куб. м, что является максимумом за аналогичный период, начиная с 2011 года. Большинство экономистов полагает, что в обозримой перспективе РФ не удастся исключить украинский маршрут транзита, тем более что против этого выступает Запад. При этом он заинтересован участвовать в управлении (и доходах) ГТС Украины; переговоры о различных форматах консорциума по управлению ею идут уже много лет. Тем временем Киев предпринимает усилия по ее посильной модернизации: в І полугодии на эти цели направлено 2,3 млрд грн. – на 64% больше, чем за І полугодие минувшего года.

Добавим, еще в 2011 году наша страна присоединилась к европейскому Энергетическому сообществу, приняв требования т.н. Третьего энергопакета, направленного во многом против влияния "Газпрома". Главный акцент пакета – разделение добычи, транспортировки и продажи газа и электроэнергии для борьбы с монополизацией, которое постепенно реализуется и в отечественном случае (со значительным сопротивлением госбюрократии и других сторон, заинтересованных в сохранении "статус кво"). К этому добавилось требование либерализовать внутренний газовый рынок, создав равные условия доступа любым участникам, в т.ч. на уровне региональных распределительных сетей, "облгазов". Около 70% их, по информации специалистов, по-прежнему контролируется бизнес-структурами Дмитрия Фирташа, но европейцев беспокоит не столько это, сколько монопольное положение НАК "Нафтогаз Украины".

К слову, избавление от диктата "Газпрома" и сближение с Западом принесли украинскому газовому (и не только) рынку другую проблему – поступательное повышение цен ввиду соответствующих требований МВФ и других ключевых кредиторов, а также из-за девальвации. Так, с 01.10.2015 отменено госрегулирование стоимости газа для всех потребителей, кроме населения и теплокоммунэнерго, работающих для его нужд. С этого момента "Нафтогаз" продает промпотребителям, бюджетным организациям и другим субъектам хозяйствования на рыночных условиях. Так, с 01.09.2017 НАК снова увеличила цену газа, отпускаемого промпотребителям по предоплате – на 6,7% до 7921,2 грн./тыс. куб. м (с НДС), это около 305 долл. по актуальному курсу. Уточним, такая цена действует для покупателей более 50 тыс. куб. м в месяц при отсутствии долгов перед НАК, а также для ее 100%-ных дочерних предприятий. Подорожание газа традиционно чувствительно и для металлургии, и для химпрома, где он является не только энергоносителем, но и важным сырьем.

Итак, тенденция уменьшения газовых котировок на рынке Европы в недостаточной мере проявляется в Украине, и промышленники по-прежнему заинтересованы в удешевлении газа. В перспективе этому может помочь развитие собственной добычи, которая в 2016-м укрепилась на 1,5%, до 20,2 млрд куб м. В то же время внутреннее газопотребление упало на 4%, до 30,3 млрд куб. м, и для его покрытия пришлось импортировать около 11 млрд куб. м (для справки, еще в 2013-м объем импорта составлял 28 млрд куб. м). В конце 2016 года Кабмин утвердил концепцию развития газодобычи до 2020 года, предусматривающую рост годовых показателей до 27 млрд куб. м. Ожидается, что потребление продолжит сокращаться, и к указанному моменту собственная добыча сможет полностью обеспечивать внутренний спрос. Возможный возврат Крыма добавит в ежегодный национальный баланс еще 1,7 млрд куб. м газа, с потенциалом наращивания за счет разработки перспективных залежей.

Таким образом, динамика внешних газовых рынков в целом позитивно влияет на рынок отечественный, однако его системные проблемы ограничивают положительный эффект. В дальнейшем, при условии взвешенного реформирования украинского рынка, создания на нем условий для здравой конкуренции и т.п., он сможет успешнее реагировать на внешние факторы, в т.ч. с точки зрения интересов промышленных и других потребителей. Ведь успешная промышленность принципиально важна для любого государства, и освобождение ее от завышенных затрат на газ имеет значение для всей экономики в целом.

Максим Полевой

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!