Ценовой слалом

Публікації

В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен. После исходного спада происходят периодические скачки, которые впоследствии объясняют действием тех или иных факторов, но предсказать их заранее трудно, главным образом, из-за непредсказуемых поворотов на китайском рынке.

Клубок противоречий

Прогноз рыночного баланса остро зависит от тенденций на рынке крупнейшего потребителя – Китая. Но их развитие крайне трудно оценить из-за массы противоречий, существующих в китайской экономике. Точнее, из-за непредсказуемой реакции экономики на меры, которые правительство использует для устранения этих противоречий. Спрос на железную руду зависит от объемов производства стали, и понятно, что если учитывать объявленные правительством планы сокращения мощностей, то следует ожидать снижения спроса. В 2016 году Госсовет Китая объявил о планах сокращения 100-150 млн тонн сталелитейных мощностей – в порядке выполнения программы перевода экономики от инвестиционно-экспортной ориентации к ориентации на внутреннее потребление. Однако эти декларации не вызывают доверия – китайские власти говорят об этом уже около 10 лет, но такие намерения приносятся в жертву более насущным потребностям.

Типичный пример крушения подобных планов продемонстрировал мартовский скандал в сталелитейном центре страны – провинции Хэбей. В январе прошлого года губернатор Хэбей сообщил, что провинция намерена, по соображениям экологии и снижения уровня перепроизводства, в 2016 году сократить выпуск стали на 8 млн тонн, а чугуна – на 10 млн тонн. Однако через год выяснилось, что, несмотря на официальные заявления, сталелитейные компании продолжали наращивать выплавку металла.

В марте центральное правительство потребовало, чтобы власти провинции Хэбей произвели расследование деятельности сталелитейных компаний города Таншань, занявшего 7-е место в перечне самых загрязненных городов страны, который расположен в 100 милях от Пекина и ощутимо влияет на экологическую ситуацию в столице. Там производится 90 млн тонн стали, и китайские лидеры пожелали выяснить, почему заводы Таншаня "ограничили, но не сократили производство, ограничили производство, но в реальности не уменьшили эмиссию и сократили мощности, но в реальности увеличили выпуск". Расследование затронет, в первую очередь, второго в мире производителя стали Hebei Steel Group, образованного в 2006 году слиянием государственной компании Tangsteel Group с группой других заводов Хэбей.

Факт возбуждения расследования указывает на серьезность намерений китайского правительства в аспекте сокращения масштабов перепроизводства, но Reuters цитирует слова своих источников в отрасли, которые подтверждают наличие такого документа, но сомневаются, что расследование может изменить ситуацию.

Дело в том, что здесь имеется очевидный конфликт интересов. Глядя в недалекое будущее, центральное правительство стремится сократить перепроизводство из соображений не только экологии, но и укрепления цен. Политики опасаются, что без повышения выручки начнутся массовые банкротства перегруженных долгами предприятий, которые обеспечивают занятость миллионов рабочих с низкой квалификацией. Их увольнение приведет к социальному взрыву. С другой стороны, местные власти, выполняя указания Пекина, столкнутся с той же проблемой, причем в гораздо более близкой перспективе, и то, что центральное правительство рассматривает как "меньшее зло", на местах обернется полномасштабной катастрофой.

Помимо сокращений, обещанных компаниями Таншаня в 2016 году, обещано сократить еще 8,6 млн тонн мощностей в 2017-м, а в целом – 40 млн тонн за 2013-2017 годы. Занятно, что формально эта задача уже на три четверти решена: к концу прошлого года в городе было закрыто 31,9 млн тонн мощностей. Маленькая хитрость заключается в том, что закрыты были и без того остановленные устаревшие предприятия, а в реальности компании наращивали выпуск на действующих заводах и, фактически, "работали на склад", чтобы замаскировать этот факт.

Такая ситуация наблюдается и в целом по Китаю. По данным Greenpeace East Asia, действующие китайские сталелитейные мощности в 2016 году были увеличены на 35 млн тонн, поскольку программа закрытия заводов была ориентирована на уже остановленные предприятия. А Национальное бюро статистики сообщило, что годовой прирост объемов производства составил примерно 1%.

Власти Хэбей обещали до конца 2020 года сократить производство нерафинированной стали до менее 200 млн тонн от 286 млн тонн в 2013-м. Кроме того, они обещали сократить 15,6 млн тонн в 2017 году. Но слабо верится, что эти обещания будут выполнены: скорее всего, просто сообщат, что определенные компании сократили мощности или были закрыты, или обанкротились, но никто не станет проверять, какие из заводов "предположительно закрыты", а какие – закрыты в действительности.

Единство мнений

Нетрудно объяснить тот факт, что, хотя сейчас цены на руду упали, они все же существенно превышают уровень 12-месячной давности. За прошлый год они повысились более чем на 80%, поскольку потребление и производство стали в Китае оказались более стабильными, чем ожидалось. Однако реальные перспективы китайского рынка стальной продукции оценивать трудно. В первом квартале спрос на сталь в Китае неожиданно увеличился. Сейчас понятно, что это было последствием дефицита, возникшего в конце прошлого года. Но теперь все вернулось на круги своя. В последние месяцы китайские власти притормозили очередной взлет цен на рынке недвижимости новыми ограничениями. В частности, в марте Центробанк потребовал, чтобы банки производили более строгие проверки при выдаче ипотек недавно разведенным парам. Соответственно, снизился спрос на жилье, затормозилось строительство и сократилось потребление конструкционной стали. Синхронно, по данным пекинской Antaike Information Development Company, цены на горячекатаные рулоны в Китае упали почти на 20%.

Подъем на рынке стали в начале года привел к тому, что вместо ожидаемого спада, к середине февраля цены на руду подскочили почти до 95 долл./тонну. В BMI Research (аналитическое подразделение Fitch Group) объяснили этот рост повышением спроса в Китае на руду высокого качества и оптимизмом некоторых сталелитейных компаний и аналитиков в отношении объемов производства в 2017 году. Все же подъем оказался недолгим, поскольку цены на сталь просели, а банки напомнили оптимистам о будущем росте поставок, в том числе от таких компаний, как бразильская Vale, а также от китайских горнорудных предприятий. В обзоре BMI говорится, что начиная с 2018 года стабильная высокая маржа крупных производителей руды, у которых затраты составляют менее 20 долл./тонну, создаст мотивацию для дополнительного увеличения объемов добычи и реализации новых железорудных проектов, а это приведет к снижению цен. Поэтому эксперты BMI считают, что это был последний взлет перед продолжительным спадом. Учитывая грядущий избыток, связанный с ростом поставок из Австралии и Бразилии, они полагают, что среднегодовая цена будет снижаться в течение ближайших пяти лет. По прогнозу BMI, в текущем году цена снизится до 70 долл., в 2018-м – до 55 долл. и дойдет до 46 долл./тонну в 2021 году.

С такой оценкой тенденций согласны в Westpac Banking Corp., которая, по данным Bloomberg, лучше всех предсказала движение цен в первом квартале, но ее аналитики полагают, что спад будет более резким – по их прогнозу, в 2018 году цены снизятся до 41 долл./тонну. При этом аналитики Westpac ожидают, что в третьем и четвертом кварталах текущего года цены составят 62 и 59 долл./тонну соответственно. Правда, после снижения до шестимесячного минимума цены в начале апреля слегка восстановились, но главный экономист Westpac Джастин Смирк объясняет это наложением друг на друга двух тенденций: рост выплавки стали в Китае (в марте зарегистрирован новый рекорд) и перспектива увеличения поставок, особенно – местных. По его словам, когда поставки вырастут, а цены – снизятся, покупатели задумаются о целесообразности хранения запасов.

Аналитики Australia & New Zealand Banking Group настроены более оптимистично: они предсказывают, что до конца текущего года цены будут держаться на уровне 70-80 долл. Тем не менее большинство специалистов не разделяют этот оптимизм.

Эксперты Commerzbank считают, что в обозримом будущем рост поставок будет опережать спрос, по их прогнозу, к концу года цены снизятся до 55 долл./тонну. По мнению аналитиков Goldman Sachs Group, апрельское снижение цен было связано с тем, что заводы реализовывали свои запасы, так же пришлось поступать и трейдерам, поскольку цены двинулись вниз, а маржа производителей стали начала сокращаться.

В Goldman ожидают дальнейшего спада во втором полугодии, поскольку китайские железорудные компании в первом квартале увеличили добычу на 16%, а Vale сообщила о рекордном выпуске руды в связи с началом экспорта с нового комплекса S11D. Внесла свою лепту и Anglo American, увеличив добычу на 31%, до 14,8 млн тонн, в порядке вывода бразильского предприятия Minas Rio на проектную мощность 26,5 млн тонн в год.

Австралийские правительственные эксперты соглашаются, что рост поставок, главным образом из Австралии и Бразилии, будет стабильно опережать спрос до конца 2017 года. По прогнозу министерства промышленности, инноваций и науки, в четвертом квартале уровень цен на руду составит 55 долл./тонну. В свою очередь, Barclays предсказывает, что в четвертом квартале цены составят 50 долл./тонну. Аналитики Barclays, как и банковские специалисты по сырью, полагают, что февральский скачок не может быть устойчивым, поскольку ограничения на рынок недвижимости тормозят рост потребления стали в Китае, а снижение цен на стальную продукцию вынуждает производителей переключаться на руду более низкого качества.

Таким образом, мнения аналитиков, отраслевых экспертов и некоторых производителей руды, хотя и расходятся в количественной оценке ценовой тенденции, в качественном аспекте едины: цены будут падать. Это вполне логичный прогноз, и он, безусловно, оправдается. Если Китай не преподнесет рынку новых сюрпризов.

Галина Резник

МинПром

Новини

20 Грудня 2023

У США не голосуватимуть за допомогу Україні в цьому році

Потребу у зовнішній допомозі на наступний рік вдалось зменшити на 3,7 млрд дол

Зеленський сподівається на розблокування українсько-польського кордону

Україна отримає від ЄІБ 100 млн дол на проекти відновлення

19 Грудня 2023

Туреччина скорочує імпорт нержавіючої сталі

Держприкордонслужба повідомляє про рекордні черги вантажівок на кордонах

Нацбанк підрахував збитки експортерів від блокади кордону

З аеропорту Бориспіль вилетів пасажирський літак

Наступний рік для економіки України буде складнішим – Reuters

ЄС планує виявляти незаконну перевалку російської нафти

ЄС скоротив імпорт українських напівфабрикатів на 11,6%

Споживчі ціни в єврозоні у листопаді збільшилися на 2,4% 

Україна втратила понад 1 млрд євро внаслідок блокади кордону з Польщею

Болгарія заборонила експорт палива з російської нафти

Саудівська Аравія планує різке збільшення виробництва сталі

Новим коридором у Чорному морі пройшли вже понад 300 суден

ВСІ НОВИНИ ⇢