kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Выйдет ли атомная энергетика Украины из-под контроля?

20.04.17
размер текста:

Вечером 18 апреля энергоблок №6 Запорожской АЭС был отключен от сети действием автоматики. После устранения замечаний на подстанции "Днепровская" был снова подключен к сети. В пресс-службе Запорожской АЭС поспешили заверить, что ситуация контролируемая. "В данный момент на Запорожской АЭС в работе находятся 5 энергоблоков. Суммарная мощность генераторов составляет 4400 МВт. Замечаний к работе основного оборудования действующих энергоблоков и персонала нет. Радиационный фон в районе расположения Запорожской АЭС и в санитарно-защитной зоне (территория вокруг АЭС радиусом 2,5 км) – 8-12 микрорентген в час, что соответствует природному радиационному фону", – сообщили в пресс-службе ЗАЭС.

Случай на Запорожской АЭС можно было бы рассматривать как рядовой, если бы не тот факт, что в 2016 году аварийность на АЭС возросла в пять раз по сравнению с 2015-м – за минувший год было проведено 11 внеплановых (то есть аварийных) ремонтов.

Как известно, в Украине эксплуатируются 15 энергоблоков на четырех атомных электростанциях: 6 блоков – на Запорожской, 4 – на Ровенской, 3 – на Южно-Украинской (Херсонская область) и 2 – на Хмельницкой.

Уже в этом году 7 энергоблоков будут работать после истечения сроков проектной эксплуатации. Процедура продления срока работы сложная и дорогостоящая. Ориентировочные расходы для одного блока – 5-6 млрд грн.

Ни у "Энергоатома", который контролирует атомную энергетику страны, ни у правительства Украины таких денег естественно нет. Это означает, что продлевать эксплуатацию блоков будут формально, что может привести к повышению риска аварий в связи с технической и моральной изношенностью оборудования.

Украина действительно в последнее время значительно увеличила нагрузку на свои атомные станции. В условиях острой нехватки антрацитового угля для теплоэлектростанций (ТЭС) возникает желание заместить тепловую генерацию атомной. Доля атомной энергетики в производстве электроэнергии в Украине резко возросла с 47 до 60%, о чем еще в феврале заявлял президент Украины Петр Порошенко.

В то же время в западной прессе все чаще звучат опасения, что из-за коррупции и непрофессионализма власти в Украине высок риск повторения аварии, подобной взрыву на Чернобыльской АЭС. На то, что ядерная отрасль нашей страны находится в опасном состоянии, в частности, недавно обратили внимание в американском издании Washington Times.

Насколько такие прогнозы оправданы, сказать сложно. Но стоит вспомнить, что комплексная (сводная) программа повышения безопасности энергоблоков украинских АЭС (КсППБ) была утверждена правительством 7 декабря 2011 года. В программу включены мероприятия с учетом уроков аварии на японской АЭС "Фукусима".

В общей сложности на реализацию КсПБ необходимо около 1,4 млрд евро. Программа должна была быть выполнена до конца 2017 года. Однако правительство Владимира Гройсмана не особо торопится в этом вопросе: было принято решение продлить выполнение программы до 2020 года.

Параллельно "Энергоатом" планировал, что в составе расходов в 2017 году (общая сумма 14,1 млрд долл.) затраты на повышение безопасности энергоблоков АЭС составят 6,4 млрд грн. Будут ли инвестированы такие деньги в безопасность АЭС?

С учетом того, что комиссия НКРЭ поставила снизить общую сумму расходов с 14,1 до 5,3 млрд грн., вряд ли. Следовательно, непосредственно на безопасность в этом году выделены и вовсе копейки.

Также напомним, что ранее на обеспечения безопасности Украина привлекла в общей сложности 600 млн евро – это кредиты от ЕБРР и Евратома. Насколько эффективно тратятся средства – неизвестно.

Поскольку о безопасности АЭС правительство беспокоится мало, разгрузка мощности реакторов в ночное время в ручном режиме может привести к нештатным ситуациям. Перераспределение энергии ложится на плечи диспетчеров. Как результат, украинские диспетчеры работают в стрессовой ситуации.

По словам источников в Профсоюзе атомщиков, если диспетчеры отвлекутся, то в данном конкретном случае к Чернобылю это, конечно, не приведет, как опасаются в американской прессе. Но вполне могут выйти из строя трансформаторы на подстанциях и фазовые устройства. Область или несколько областей Украины могут остаться полностью без света – это реально. А если условно Киевская область на несколько часов полностью останется без электроэнергии, то экономические потери будут глобальные. Не исключены и человеческие жертвы.

Между тем в украинском правительстве не просто эксплуатируют устаревшие реакторы и увеличивают на них нагрузку, но и проводят ряд экспериментов. В частности, Украина пытается заменить российское ядерное топливо на топливо американской компании Westinghouse Electric.

Американское экспериментальное топливо, которое дороже российского на 30%, уже используется на пяти реакторах двух АЭС – Южно-Украинской и Запорожской. Хотя, согласно нормам, для того, чтобы работать на нем, нужно строить новые атомные котлы, адаптированные к урановым сборкам США. Поскольку этого дорого и неэффективно, сейчас в реакторы одновременно с американским загружается и российское топливо. Это делается с той целью, чтобы реакторы полностью не "заглохли".

Опыты уже приводили к техническим проблемам и аварийным ситуациям. Так, от высокой температуры в реакторе тепловыделяющие сборки испытывали деформации и системы управления защитой "заедали". Например, в Чехии на АЭС "Темелин" с 2006 года полностью отказались от американского топлива и стали использовать российские ТВЭЛы, так как реакторы приходилось постоянно останавливать из-за течи американского топлива и менять испорченные кассеты. Потому что чехи понимают: деформация кассет содержит угрозу ядерной аварии. Украинскую же власть это, похоже, не беспокоит.

А тем временем возникает не менее серьезная проблема – хранение переработанного на украинских АЭС ядерного топливва. Сейчас украинские отходы хранятся в России (Красноярский горно-химический комбинат). "Росатом", куда входит ТВЭЛ, выполняет весь комплекс услуг для украинских станций по вывозу отработавшего ядерного топлива. Ежегодно такие услуги стоят 150-200 млн долл.

Но со следующего года Украина больше не сможет вывозить ядерные отходы в РФ. Согласно Объединенной конвенции по безопасности обращения с отработавшим топливом от 1997 года все ядерные отходы должны храниться в той стране, где их использовали. Украина ратифицировала документ в 2000 году.

Все это время существовал договор – с Российской Федерацией, которая соглашалась принимать отходы украинских АЭС. Согласно пункту контракта так будет до 2018 года. Теоритически россияне могли бы пролонгировать документ. Но с учетом лоббирования Украиной американского топлива Westinghouse, это вряд ли произойдет.

Теперь Украина не просто не сможет отправлять в Россию отходы, но и вынуждена будет забрать все те продукты переработки, которые вывозились в РФ за почти два десятилетия. Соответственно, украинские власти вынуждены в срочном порядке строить хранилище в Чернобыле.

Контракт по строительству централизованного хранилища для отработавшего ядерного топлива, кстати, выиграла американская компания Holtec International (подрядчик), у которой нет опыта по сооружению подобных объектов. Кроме того, технология Holtec не используется ни в Европе, ни в США.

Для строительства хранилища Украина привлекла в США целевой кредит в размере 300 млн долл. Также было выделено два земельных участка общей площадью 45,2 га в Чернобыльской зоне отчуждения.

Хранить отработанное топливо будут на поверхности земли ("сухая" технология хранения), на расстоянии 70 км от Киева, вблизи реки Днепр, который обеспечивает водой половину страны.

Если правительство не займется всерьез проблемами украинской атомной энергетики, увеличение нагрузки на украинские АЭС, эксперименты с топливом, отходами и мощностью; отсутствие финансирования и истечение сроков эксплуатации блоков – все это может привести к непредсказуемым последствиям, ЧП и авариям, которые ставят под угрозу жизнь и здоровье не только украинцев, но и жителей Европы.

Владимир Никитин

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 9
09:08 | 27.04.2017
Запад поддерживает Украину
долларом, фунтом, евро...
08:42 | 27.04.2017
Дешёвый европейский газ
Украинские АЭС давно вышли из ресурса. Доиграются селяне до нового Чернобыля.
14:58 | 31.05.2017
Аноним
Якщо не купувати ГАЗПРОМОВСЬКИЙ по 600$,то вмить -"З воза впав ,віл всрав,колесо переїхало"???Деригенти чорнобильської залишились в Москві,а в3,14зячити чомусь має в Україні..
10:46 | 23.04.2017
Сергей Георгиевич
И с каких пор Южно-Украинская АЭС оказалась в Херсонской области ?
10:09 | 21.04.2017
Оксана
Остались в стране журналисты которые поднимают действительно важные вопросы для страны а не только "прищик на жопе Путина"... Спасибо за материал, очень важно что происходит на самом деле в стране!
21:14 | 20.04.2017
Anonymus
Глушить их надо, когда рванет столько Украинцев погибнет..
10:36 | 29.04.2017
Аноним
Не только глушить, но и сносить, как памятники голодомора.
15:04 | 31.05.2017
Аноним
І хто боронить.Снєсі чорнобильську в Москву,колиску- "Ум,Чєсть і Совєсть".
20:00 | 20.04.2017
ok
+

...


Статьи
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!