Атака стального дракона

Публікації

США и ЕС отказались предоставить статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали. Если же экономика Китая будет признана рыночной, максимально допустимый размер этих пошлин ощутимо уменьшится. В этой ситуации китайские лидеры перенесли спор в ВТО и угрожают оппонентам торговой войной, которая чревата серьезным ущербом для обеих сторон.

Тонкости формулировки

Резкое торможение подъема китайской экономики привело к масштабному перепроизводству во многих отраслях: в былые времена стремительный рост потребления стимулировал опережающие темпы расширения мощностей, а теперь, когда повышение спроса изрядно замедлилось, обнаружился их огромный избыток. В борьбе за выживание китайские производители активно экспортируют продукцию, не востребованную на внутреннем рынке. В первую очередь западные страны обеспокоены ростом китайского экспорта стали, для которого правительство обеспечивает режим благоприятствования. Разумеется, индустриальные страны стремятся защитить свои рынки, при этом в качестве основного инструмента используются антидемпинговые и компенсационные пошлины. Поэтому США, ЕС, Япония, Канада, Мексика и многие другие члены ВТО отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой.

Дело в том, что если страна-экспортер не имеет такого статуса, другие члены ВТО имеют право вводить против нее специальные антидемпинговые тарифы, которые могут в разы превышать пошлины против стран, имеющих данный статус. Что, собственно, и происходило до сих пор с поставками из Китая. Дело в том, что договор о присоединении к ВТО ограничивает страну в возможностях правительственной поддержки государственных предприятий и крупного бизнеса, включая дешевые кредиты и налоговые льготы. В Китае же, на момент присоединения страны к ВТО, такого рода скрытое субсидирование носило системный характер. Из этих соображений в договор Китая с ВТО, подписанном 11 декабря 2001 года, включена статья №15 о специальном регулировании, в которой указано, что в течение 15 лет КНР не будет предоставлен статус страны с рыночной экономикой.

Эти 15 лет истекли 11 декабря 2016 года, но вопрос о статусе китайской экономики пока остается открытым, поскольку мнения сторон разошлись. Китайцы полагают, что этот статус должен быть предоставлен автоматически, но западные оппоненты придерживаются противоположного мнения. С их точки зрения, Китай и сейчас, через 15 лет, не представляет собой страну с рыночной экономикой в части субсидий и демпинга. Они указывают, что против Китая было возбуждено больше антидемпинговых дел, чем против всех остальных стран мира вместе взятых. При этом новый президент США Дональд Трамп открыто заявляет (как и во времена предвыборной кампании), что для защиты американских производителей необходимо ввести пошлины на весь импорт из Китая в размере 45%. Похоже, он намеревается начать масштабную экономическую войну с Поднебесной.

Серьезные проблемы есть у Китая и с Евросоюзом. Из 68 антидемпинговых пошлин, действующих в настоящее время в ЕС, 51 (в размере 65% и выше) направлена против ряда китайских товаров – от стали до солнечных батарей. Правда, единого мнения по Китаю в ЕС пока нет: Еврокомиссия склонна предоставить этой стране долгожданный "рыночный статус", а Европарламент – категорически против. Германия, которая экспортирует в Китай изрядное количество автомобилей, но может лишиться такой возможности в случае встречных санкций, выступает "за", но с оговорками. Испания и Италия – категорически "против".

Важную роль в решениях по Китаю играет Eurofer. Ассоциация развернула масштабную кампанию против предоставления Китаю этого статуса. В Eurofer утверждают, что за последние полтора года импорт китайского проката в ЕС увеличился вдвое, при этом, начиная с 2008 года, сталелитейная промышленность региона сократила 85 тыс. рабочих мест (более 20%). Более того, Eurofer оценила перспективы по всем отраслям европейской экономики и представила доклад с соответствующими оценками, в котором говорится: "Из-за расширения поставок китайских товаров после декабря 2016 года Евросоюз может потерять до 3,5 млн рабочих мест в 25 отраслях промышленности".

В принципе, Eurofer готова согласиться на предоставление Китаю статуса страны с рыночной экономикой, но только при условии, что КНР возьмет на себя обязательства по радикальному сокращению избыточных сталелитейных мощностей. Правда, объем такого сокращения, который устроил бы Eurofer, вряд ли сочтут приемлемым в самом Китае.

Со своей стороны, власти США сформулировали шесть признаков, по которым можно различать рыночную и нерыночную экономики: степень конвертируемости национальной валюты в валюту других стран; степень свободы в переговорах о зарплате между работниками и менеджерами; широта доступа в страну для совместных предприятий и инвестиций из других государств; степень правительственного контроля или государственной собственности на средства производства; степень правительственного контроля над распределением ресурсов, ценами и производственной деятельностью предприятий. Плюс, разумеется, другие значимые факторы.

Камень преткновения

В отношении избытка сталелитейных мощностей, китайские лидеры полагают, что уже запланированных мер вполне достаточно. Да и отказываться от поддержки своей сталелитейной промышленности они, похоже, не собираются. Тем не менее перепроизводство остается главной проблемой в процессе переориентации китайской экономики с инвестиционно-экспортного направления на подъем, основанный на потребительском спросе. Усилия правительства в сфере сокращения избытка мощностей пока имеют ограниченный успех.

В 2015 году национальный выпуск стали уменьшился впервые после 1981-го, но всего на 2,3%. В том же году совокупный доход членов CISA сократился на 19%, до 2,89 трлн юаней (392 млрд евро), а чистый убыток составил 64,5 млрд юаней (8,7 млрд евро). В первом квартале 2016 года спрос на внутреннем рынке и прибыли предприятий повысились, благодаря правительственному стимулированию экономики, но подъем оказался недолгим: в июне он сменился спадом, и ожидается, что годовое падение спроса составит 4% в 2016-м и 3% в 2017 году. Ожидается, что рыночная ситуация продолжит ухудшаться, а рост ВВП замедлится от 6,9% в 2015-м до 6,5 в 2016-м и 6,3 в 2017 году.

Правительство продолжает продвигаться к намеченной цели – сосредоточить 60% национального выпуска под управлением 10 крупнейших компаний, но успехи в этом направлении весьма ограничены – региональные власти имеют мощную мотивацию сохранять статус-кво и поддерживать местное производство, чтобы сохранять рабочие места и поступления в бюджет. Тем не менее определенные рычаги давления у правительства имеются, и оно начинает использовать их более активно. Поэтому мелкие и неэффективные производства постепенно закрываются, правительство обязало местные власти осуществлять жесткий контроль над добавлением любых новых мощностей и объявило, что нарушители этих правил подвергнутся жестким санкциям. В результате, к концу октября 2016-го был досрочно выполнен годовой план по сокращению объемов производства на 45 млн тонн, а в целом за пять лет были закрыты заводы суммарной мощностью 90 млн тонн. Правда, остается проблема появления новых нелегальных предприятий, которые возникают при очередных скачках цен. Однако Госсовет принял решение о создании специальных команд по расследованию возможных случаев мошенничества в этой сфере и нелегального производства в сталелитейной и угольной отраслях, чтобы обеспечить неукоснительное выполнение поставленных задач по сокращению объемов производства.

Кроме того, обостряются проблемы трудоустройства работников, уволенных с остановленных заводов. Все же эта проблема постепенно решается. В мае 2016 года Министерство финансов ассигновало 100 млрд юаней (14, 5 млрд долл.) для поддержки сталелитейных и угольных компаний в сфере трудоустройства уволенных рабочих. Теперь же правительство потребовало, чтобы региональные власти тоже оказывали финансовую поддержку таким предприятиям и создавали новые рабочие места. Пятилетним планом 2016-2020 годов предусмотрено закрытие 100-150 млн тонн сталелитейных мощностей. Правительство объявило о решении запретить строительство новых сталелитейных заводов и распорядилось прекратить любые инвестиции, которые приведут к увеличению сталелитейных мощностей.

Решительные действия правительство намеревается предпринять и во внешней политике. В ответ на отказ предоставить стране рыночный статус Китай возбудил иск в ВТО против методики определения цен, которую используют США и ЕС в антидемпинговых расследованиях. Причем, похоже, это только первый шаг в разворачивании торговой войны. Правда, угроза встречных санкций может успешно сыграть свою роль и склонить Запад к поискам компромисса.

Галина Резник

МинПром

Новини

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

ВСІ НОВИНИ ⇢