Прежние парки на новый лад

Публікації

Верховной Раде предлагают расширить льготы индустриальных парков, чтобы этот формат наконец заработал. Эксперты обращают внимание на риски, которые несут в себе подобные льготные проекты, но отмечают, что их создание может быть полезным.

В октябре Верховная Рада приняла в І чтении законопроекты №№2554а-д и 2555а-д, предполагающие расширение преференций для участников индустриальных парков (ИП) за счет налоговых и таможенных льгот. Так, предлагается на 5 лет обнулить резидентам ИП налог на прибыль, а затем на 5 лет установить его в размере 9%; кроме того, ставится вопрос об их праве на 5-летнюю рассрочку уплаты импортного НДС, о льготах по налогам на недвижимость, землю и др.

Немного о факторах

Напомним, формат ИП был введен в 2012 году законом №5018-VI, который уже предусматривает освобождение участников от ввозных пошлин при импорте оборудования для работы в рамках парка. Данный формат пришел на смену свободным экономическим зонам (СЭЗ) и территориям приоритетного развития (ТПР), которые были закрыты в стране в 2005-м с приходом "оранжевой" власти, по инициативе тогдашнего премьера Юлии Тимошенко. Насчет эффективности СЭЗ и ТПР есть разные мнения, но большинство из них сводится к одному: да, у них были серьезные недостатки, однако в период выхода украинской экономики из кризиса 1990-х эти форматы помогли ей "прийти в себя". Наиболее характерным примером этого исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко считает Закарпатье, где появился автозавод "Еврокар" и другие производства. Также СЭЗ и ТПР работали на Донбассе, Харьковщине, Львовщине и др.; одни только капиталовложения в оборудование превысили 5 млрд грн. в тогдашних ценах, а затраты на сырье и материалы составили 0,9 млрд грн.

Что касается собственно ИП, то их уже появилось больше 10, но создание началось только в 2014-м, т.е. спустя 2 года после принятия основополагающего закона. Причем реальную работу начал только парк "Свема" в г. Шостка Сумской обл., а некоторые другие еще даже не имеют предусмотренной законом управляющей компании. Один из авторов проекта расширения льгот, глава комитета ВР по вопросам промполитики и предпринимательства Виктор Галасюк, связывает это с лакунами существующей схемы: например, освобождение от ввозных пошлин на деле не действует, как и механизмы господдержки (беспроцентные займы, целевое финансирование). "Поэтому инструментарий надо совершенствовать. Среди прочего нужно упростить импортные процедуры, из-за противоречивости которых таможенные льготы пока так и не заработали – это важная причина того, что инвесторы уже годами не могут запустить свои проекты", – говорит депутат. В то же время предлагается конкретизировать требования к резидентам ИП (виды деятельности, минимальное число создаваемых легальных рабочих мест) и ввозимому оборудованию.

В.Галасюк добавляет, что расширенные стимулы коснутся не отдельных отраслей, а всей перерабатывающей индустрии, плюс науки и IT. А вот добыча полезных ископаемых в рамках парков запрещена законом №818-VIII, принятым в ноябре-2015. Это ограничение призвано направить внимание и усилия участников ИП именно на инновационные перспективные проекты. "Все эти новации ни в коем случае не приведут к созданию внутренних офшоров или уклонению от налогов, ведь в предложениях содержится достаточно инструментов контроля, чтобы не допустить злоупотреблений", – считает глава парламентского комитета по налоговой и таможенной политике Нина Южанина.

Впрочем, эксперт по экономической политике Виталий Кулик призывает к осторожности в подобных вопросах, поскольку в условиях недостаточной четкости правового поля и сильноразвитой теневой экономики такие льготные режимы остаются рисковыми: "В нашей новейшей истории мы не раз уже сталкивались с тем, что даже казалось бы максимально четкие и эффективные блоки сдержек и противовесов были не в состоянии уберечь полезные инициативы от негативизации и скатывания в "схемы". Это и былые СЭЗ-ТПР, и различные таможенные, фискальные преференции".

На мировом фоне

Отметим, формат ИП широко распространен в мировой практике: сегодня насчитывается порядка 15 тыс. различных индустриальных парков, и этот опыт может быть творчески применен в Украине, уверен О.Устенко. Первые ИП появились в конце XIX века в Западной Европе и США, а в Азии первый парк возник в 1951 году в Сингапуре. Эта тема тесно переплетена с СЭЗ: так, в Польше на 14 СЭЗ приходится почти 80% всех инвестиций, в их составе работают 77 индустриальных и технологических парков, которые активно формировались с конца 1990-х годов. В Венгрии ИП "начались" с 1992 года, и сейчас их уже более 200, в совокупности они обеспечивают порядка 18% ВВП – для сравнения, вся промышленность целиком дает 30-32% ВВП. В Чехии существует примерно 100 ИП, которые уже привлекли в общей сложности 9 млрд евро капиталовложений.

В соседней Турции, которая пару десятилетий назад находилась в схожей с нами хозяйственной ситуации, действует более 210 т. н. организованных промзон (ОПЗ), где в разы ниже стоимость электроэнергии, а инженерные коммуникации подводятся к каждому производственному участку в том объеме, в котором желает предприниматель, подготовивший проект, бизнес-план и заявку. Причем на этом этапе бизнес-план может иметь вид общей идеи. Добавим, для каждой отрасли и региона в Турции существуют нормы госдотации, и максимальные дотации получают ОПЗ. Есть в стране и свыше 20 СЭЗ – преимущественно вблизи морпортов, международных аэропортов и автотрасс; это специальные районы вне таможенной территории Турции и вне национальных правил экспортно-импортных и валютных операций, здесь нет ограничений по ценам, по стандартам и качеству товаров.

В Китае первые ИП появились еще в 1980 году, сегодня же их насчитывается 54, они генерируют около 10% ВВП и 37% товарного экспорта, аккумулируют 30% прямых иностранных инвестиций. Есть и 6 специальных экономических зон, с особым правовым режимом, направленным на привлечение зарубежного капитала (включая льготное налогообложение, облегченный вывод прибыли); в пределах существующих законов и правил резиденты этих зон самостоятельно определяют направления своей деятельности. Кроме того, преференциональные промышленные форматы действуют в таких экономически успешных странах, как США, Нидерланды, Сингапур, Тайвань.

А в России промышленные зоны – 1 из 4 видов особых экономических зон (ОЭЗ), наряду с технико-внедренческими (инновационными), портовыми и туристическими. Сейчас работает 9 различных промзон, которые приоритетно ориентированы на выпуск автомашин и автокомпонентов, стройматериалов, химпродукции, а также быттехники. Всего же в РФ 33 ОЭЗ, в т.ч. 6 инновационных, 3 портовых и 15 туристических. Развитие этого формата стартовало в 2005 году; каждая зона создается на 49 лет без возможности продления, и только на земельных участках, находящихся в госсобственности (кроме туристских зон). Притом в ОЭЗ не допускается добыча и переработка полезных ископаемых, равно как изготовление и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых авто и мотоциклов). Развитием всех ОЭЗ занимается особая управляющая госкомпания, ОАО "Особые экономические зоны". На территории федеральных ОЭЗ действует особый режим предпринимательской деятельности: инвесторы получают созданную за счет госбюджета инфраструктуру, значительные таможенные и налоговые льготы, а система администрирования "одно окно" позволяет упростить взаимодействие с госорганами.

Обобщенная статистика гласит, что в мире на 1 га площади индустриального парка приходится от 1 до 5 млн долл. капиталовложений и от 20 до 50 новых рабочих мест. Однако это не означает автоматической успешности на отечественных "теренах", резюмирует О.Устенко: риски злоупотреблений сохраняются, и реальная эффективность ИП будет зависеть от способности государства эти риски контролировать и минимизировать. Если это удастся, позитивную мировую практику можно будет перенести и в украинские реалии.

Максим Полевой

МинПром

Новини

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

НБУ погіршив прогноз зростання української економіки до 3%

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

ВСІ НОВИНИ ⇢