Вирус LPG

Публікації

Одним из самых быстрорастущих рынков в Украине является рынок сжиженного газа (LPG). Только в нынешнем году, по оценкам экспертов, он уже увеличился в размерах более чем на 30%. И это повлекло за собой типичные болезни роста. Самая распространенная – чувство легкого, но постоянного голода: традиционные источники поставок газа в Украину уже не справляются с возросшим апетитом.

Миллион – Родине

Согласно статистике World LPG Association Украина входит в Топ-10 стран мира по объемам потребления сжиженного газа автотранспортом. В 2015 г. отечественный парк автомобилей с установленным газобалонным оборудованием вырос на 15%. В том же прошлом году Украина впервые в своей истории преодолела рубеж потребления LPG в 1 млн тонн. 70-80% от этого количества сгорело в автомобильных двигателях, остальное ушло на бытовые и производственные нужды. Уже сейчас из каждых 4 литров топлива, продаваемого в Украине через АЗС, 1 л – это автогаз. Примерно на 7000 заправок, зарегистрированных в стране, приходится более 3000 газовых модулей.

За 10 лет объемы потребления сжиженного газа в Украине выросли вдвое. Оно увеличивалось стабильно год к году за одним исключением в 2013 г., когда было зафиксировано падение на 6%. Но за два следующих года проседание было перекрыто с лихвой, и кривая потребления дальше рвется ввысь. LPG с вирусной настойчивостью занимает все новые ниши на топливном рынке. Когда процесс остановится, не берутся загадывать даже эксперты и участники рынка. Боятся сглазить. По прогнозам консалтинговой компании UPECO, уже за 2016 г. Украина в целом потребит около 1,3 млн тонн LPG, из которых 80-85% уйдет на заправку автотранспорта. С подобной оценкой динамики рынка согласны и в Украинской ассоциации сжиженного газа, где рассчитывают выйти на показатель потребления в 1,5 млн тонн уже в 2017 г.

Секрет такой популярности прост: ездить на сжиженном газе экономнее, чем на любом другом топливе. Проверенная годами шоферская истина утверждает, что если цена сжиженного газа составляет 50% и меньше от цены бензина А-95, на использование LPG можно переходить не колеблясь. В 2015-м такое соотношение держались практически весь год. 2016 год держал подобный тренд на протяжении всего первого полугодия. Но в конце июня случился крупный пожар на далеком Локосовском ГПЗ в Сибири, эхо которого громко аукнулось на рынке автогаза Украины. Во-первых, внутренние розничные цены стремительно взлетели примерно на 30% вверх, оптовые – на все 50%. Во-вторых, к операторам рынка пришло внезапное озарение: сегодня украинский LPG-баланс слишком опасно кренится в сторону РФ. Зависимость от российского ресурса приблизилась к критическому уровню.

Российская рулетка

Если анализировать статистику, то и в 2014-м, и в 2015-м на российский сжиженный газ приходилось около половины от общего объема импорта в Украину, но тогда адекватным противовесом им служила продукция украинских заводов и поставки из Беларуси и Казахстана. Например, еще в 2014 г. более 50% украинского спроса на LPG удовлетворялось за счет внутреннего производства. Однако в 2016-м роль отечественных производителей, судя по всему, опустится ниже 30%. В то же время продукт из РФ вплотную приблизился к 50%-ному уровню покрытия украинского рынка (т. е. каждый второй литр сжиженного газа, покупаемого в Украине, имеет сегодня российское происхождение). В некоторые месяцы российская доля в объемах нашего импорта LPG уже приближалась к 80%.

Главными снабженцами украинских LPG-операторов в 2016 г. выступали компании "Роснефть" и "Лукойл", каждая из которых только в первом полугодии отгрузила свыше 100 тыс. тонн ресурса в адрес клиентов в Украине. При этом лукойловский спурт заслуживает особого внимания. В прошлые годы компания Вагита Алекперова не отличалась особой активностью на украинском газовом направлении. Но в 2016 г. она увеличила отгрузки более чем в 10 раз. В Украину поступал продукт от нескольких перерабатывающих предприятий "Лукойла", но львиная доля приходилась на газ упомянутого выше Локосовского ГПЗ. Пожар вывел это предприятие из строя как минимум до конца года. Но к тому времени, когда его отремонтируют, структура отечественного LPG-рынка может заметно преобразиться.

Многие украинские операторы, работающие со сжиженным газом, одновременно являются игроками и в более традиционных бензиновом и дизельном сегментах. Поэтому им трудно избавиться от неприятных аналогий, касающихся сотрудничества с Россией. После начала войны на Донбассе уже было зафиксировано несколько случаев, когда власти РФ гласно или негласно запрещали отправку нефтепродуктов в Украину, срывая все графики и ломая логистику. Непосредственно LPG эти запреты пока не касались, но риск витает в воздухе все время. Вместе с тем после аварии на Локосовском ГПЗ стала четко наблюдаться тенденция, которую на рынке назвали "черепашьими поставками". Это когда законтрактованный товар вроде бы и поступает, но не в полных объемах и не в оговоренные сроки. Причем эта практика перекинулась и на Беларусь – второго после России импортера сжиженного газа в Украину. По состоянию на первое полугодие 2016 г. Мозырский НПЗ и Белорусский ГПЗ (г. Речица) обеспечивали около 21% нужд украинских LPG-потребителей. Но сейчас вследствие недополучения российского сырья и они перестали отличаться дисциплинированностью при поставках сжиженного газа в Украину. Что ж, свято место пусто не бывает.

За лесами, за морями

18 сентября в порт Черноморск под Одессой (бывший Ильичевск) прибыл танкер с грузом 2,5 тыс. тонн сжиженного газа на борту. Газ произведен в Египте на заводе совместной египетско-бахрейнской компании в г. Рас-Шухейр. Импортером ресурса стала компания "Газтрон-Украина" – один из средних оптовиков на отечественном рынке. По сравнению с общей емкостью рынка, данная партия не имеет существенного значения для его насыщения. Но важность события в другом. Это первый эксперимент по ввозу в Украину LPG морским путем. До сих пор отечественные порты служили лишь для того, чтобы отправлять газ за пределы страны – транзитом или на экспорт. Если практика морского ввоза приживется, она может серьезно перекроить нынешний украинский LPG-рынок и обеспечить ему достойную диверсификацию. В "Газтрон-Украина" утверждают, что уже готовятся к фрахту следующего газового танкера.

По словам аналитика консалтинговой группы "А-95" Артема Куюна, на фоне появившейся угрозы полного прекращения импорта из РФ морские поставки могут стать важнейшим рычагом стабилизации рынка сжиженного газа в Украине. Руководитель компании UPECO Александр Сиренко также считает начало морских поставок LPG позитивным фактором, но отмечает, что на такой эксперимент трейдеров натолкнули не только нестабильность поступлений из традиционных источников, но и повышение внутренних цен в стране. Если они опустятся, экономическая целесообразность альтернативных маршрутов окажется под вопросом. Пока же сложные обстоятельства вынуждают украинских операторов искать ресурс в самых необычных местах. Кроме египетского газа в танкерах, в третьем квартале на рынке Украины появились партии LPG из Польши, Италии, Литвы, Голландии, Швеции. Список стран более чем неожиданный для традиционного украинского рынка. Главным искателем новых ресурсов стала компания "Надежда" – один из самых крупных операторов и в газовой рознице, и в газовом опте Украины. Правда, закупала она LPG в небольших объемах – от нескольких тысяч и меньше, можно сказать, на пробу. Но точно не в убыток.

В период, когда на украинско-польской границе газ стоил почти на 100 долл./тонну дешевле, чем на украинско-российской, такие шопинг-вылазки себя вполне оправдывали. Был даже случай, когда продукт везли с Гданьска в автоцистернах, а не по железной дороге. Но вместе с тем подорожание газа на заправках в Украине и завершение активного автомобильного сезона способны несколько ослабить спрос на внутреннем рынке на LPG, а соответственно, и охладить диверсификационный порыв в трейдерской среде. Зима послана им, чтобы сделать передышку и сформировать обновленную стратегию обеспечения рынка, иначе весной следующего года (при сохранении существующей динамики) дефицит ресурса перейдет из легкой в острую фазу. Дополнительно проблема усугубляется тем, что в Украине и так уже не хватает мощностей для хранения сжиженного газа. 30 имеющихся в стране газонаполнительных станций (ГНС) не справляются с выросшей емкостью рынка, поэтому значительная часть объемов торгуется прямо "с колес". А это значит, что у трейдеров нет запаса LPG и возможностей для маркетинговых маневров.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

16 Квітня 2024

Обсяг металобрухту на майданчиках Міноборони до кінця року може сягнути 200 тисяч тонн

Металургійна промисловість Європи потребує 5 млн тонн водню на рік для декарбонізації

МВФ прогнозує зростання ВВП України цьогоріч до 3,2%

Поляки розблокували пункт пропуску Долгобичув-Угринів

Зеленський підписав закон про мобілізацію

Бронювання працює неефективно: кожен шостий працівник мобілізований – Петрук

Акціонери US Steel схвалили злиття з Nippon Steel

Компанія Дерипаски втратить 36% експорту внаслідок нових санкцій США та Великої Британії 

Українські металургійні компанії у березні скоротили експорт напівфабрикатів на 38,7%

Києву загрожують відключення світла за графіком – ДТЕК

Польська JSW скоротить видобуток вугілля на 850 тисяч тонн

АМКР збільшив виплавку сталі на 93% 

За три місяці китайські металурги відвантажили за кордон 25,8 млн тонн сталі

Майже 19 тисяч компаній переїхали по Україні від початку великої війни

Споживання сталі в Україні впало на чверть у 1 кварталі

Нафтогаз готовий викупити весь газ, запропонований українськими видобувниками

ВСІ НОВИНИ ⇢