Успеть заработать, пока горячо

Публікації

Стремительный рост мировых цен на коксующийся уголь в августе-сентябре сделал этот вид сырья наиболее "горячим" для биржевых торговцев. Позади остались прежние лидеры ралли: золото, цинк, серебро и железная руда. Насколько долгосрочным может быть этот тренд, приведет ли он по цепочке к подорожанию готовой металлопродукции и смогут ли извлечь из этого выгоду украинские производители?

До недавнего времени цены на коксующийся уголь вели себя вполне обычно для сырьевых товаров – т.е. болтались на исторических минимумах. Так, за период с 2010 года максимальные значения на твердый коксующийся уголь премиальных марок на условиях FOB Австралия (базовый индикатор) были зафиксированы во II квартале 2011 года: 330-340 долл./тонну. Это был исторический максимум: даже в 2008-м, на пике мировых цен в ГМК, коксующийся уголь FOB Австралия стоил "всего" 300 долл./тонну.

Затем началось постепенное скольжение по наклонной и уже в III-IV кв. 2013-го показатель упал до 150 долл./тонну, т.е. более чем в 2 раза. Однако и это было еще не дно. Снижение цен на нефть, газ, цветные металлы и железную руду тянуло за собой и коксующийся уголь. Но в 2014-2015-м котировки на него как-то продержались на уровне 120 долл./тонну. После чего опять пошло падение. Нащупать дно удалось в I кв. текущего года на уровне 65-70 долл./тонну. И стартовал обратный отсчет: во II кв. средняя стоимость австралийского коксующегося угля премиальных марок отскочила до 84 долл./тонну. Такой прирост был вполне нормальным, по мнению аналитика ГП "Укрпромвнешэкспертиза" Александра Крайникова.

Но вот уже 11 августа уголь в австралийских портах перемахнул психологический барьер в 100 долл./тонну, а 24 августа была взята отметка в 120 долл./тонну – при том, что зарубежные отраслевые аналитики ранее дружно предсказывали, что даже к концу года цена не поднимется выше 90 долл./тонну. Но и на этом ралли не закончилось: 7 сентября котировки уже были на 158 долл./тонну, через неделю, 14 сентября – 185 долл./тонну. Новый психологический порог преодолен 16 сентября – зафиксированные предложения портовых трейдеров в среднем по 204,5 долл./тонну.

Таким образом за каких-то пару месяцев ценовая конъюнктура по коксующемуся углю легко и непринужденно вернулась к раскладу 4-летней давности. Для этого есть несколько причин, часть из них можно считать ситуативными. Например, в начале сентября Coal India, один из крупнейших мировых производителей, объявила, что в нынешнем году из-за акций протеста местных шахтеров добыча коксующегося угля у компании будет самой низкой за последние 3 года.

Ажиотажа добавили синоптики, сообщив об аномальном понижении температуры поверхности воды в центральной и восточной частях Тихого океана. Такое явление обычно является предвестником интенсивных тропических ливней в Австралии, Индонезии. В 2011 годах это привело к подтоплению угольных шахт в Австралии и Индонезии – как раз тогда стоимость коксующегося угля и взлетела до 335 долл./тонну FOB Австралия. И, наконец, вишенкой на торте стало разрушение железной дороги в китайской провинции Шаньси, по которой в страну импортировался уголь из Монголии. Т.е. часть объемов предложения оказалась временно выключена с рынка.

Но "разогреть" рынок до такой "температуры" только на ситуативных факторах, конечно же, невозможно. У нынешнего "бычьего" тренда есть и более фундаментальная причина – сокращение добывающих мощностей в Китае, на который в 2015-м пришлось 56% всего мирового производства коксующегося угля. В текущем году в КНР по распоряжению правительства закрыты шахты на 150 млн тонн. Неудивительно, что, по сообщениям портовых трейдеров в Австралии и Южной Африке, именно клиенты из Индии и Китая резко увеличили объемы импорта – потянув цены вверх. Остается добавить, что официальный Пекин не намерен останавливаться на достигнутом, декларируя планы по закрытию угледобывающих мощностей всего на 250 млн тонн.

Таким образом, если это будет выполнено, можно ожидать дальнейшего уменьшения предложения по коксующемуся углю на внутреннем китайском рынке. Тогда как сталеплавильные мощности там сокращаются далеко не так стремительно – о чем свидетельствует рост стального экспорта из КНР в 2016-м. А значит, есть предпосылки если не для еще большего подорожания, то как минимум для поддержания котировок по коксующемуся углю. Теоретически такой ход событий можно было бы считать благоприятным для украинских шахтеров: у них появилась прекрасная возможность заработать дополнительную маржу на экспорте. Однако они не смогут этим воспользоваться.

Добыча коксующегося угля в Украине находилась на нисходящем тренде еще до начала вооруженного конфликта на Донбассе. Так, по итогам 2013-го она снизилась на 4,4%, до 23,7 млн тонн. В результате военных действий на неподконтрольной территории оказались такие крупные производители, как ГП "Макеевуголь" и ЧАО "Шахта им.Засядько" (Донецк), "Краснодонуголь" и т.д. По эту сторону линии разграничения сейчас расположено разве что шахтоуправление "Покровское". Закономерно, что за первое полугодие 2016-го добыча коксующегося угля в Украине составила всего 4,36 млн тонн, или 30% от предвоенного показателя.

Эти объемы главным образом поглощаются украинскими металлургами и коксохимиками – которые к тому же вынуждены наращивать импорт сырья из Польши, Казахстана, США и Российской Федерации. Также теоретически подорожание коксующегося угля может толкнуть вверх цены на кокс и далее по цепочке на стальную заготовку и прокат. Однако аналитик ГП "Укрпромвнешэкспертиза" Александр Крайников считает такой сценарий нереалистичным. "Рынок стали не поддерживает этот тренд, нет драйверов со стороны экономики. Динамика цен на прокат отличается в различных регионах мира, но в целом они идут скорее вниз, чем вверх. То же самое и с ценами на железную руду", – отметил он.

По словам эксперта, сейчас сложилась ситуация, при которой металлурги вынуждены переплачивать за уголь, но не могут увеличивать свои отпускные цены. Идет снижение маржинальности по стальной продукции, что в свою очередь продавливает цены на железную руду и другие виды металлургического сырья. Вместе с тем представитель "Укрпромвнешэкспертизы" выразил мнение, что рост цен на коксующийся уголь не будет устойчивым и прекратится уже в IV квартале этого года.

До недавнего времени крупные североамериканские игроки были выключены из рынка низкими ценами на коксующийся уголь, напомнил А.Крайников. "У каждой компании там свои значения себестоимости, но по моим ощущениям, для большинства из них предел – это 110 долл./тонну. Сейчас цены значительно выше и можно ожидать, что компании в США и Канаде расконсервируют свои шахты, поскольку сложилась благоприятная конъюнктура. Понятно, что это не произойдет за неделю – но думаю, за месяц-два это будет сделано", – отметил он. После этого на рынке появятся дополнительные объемы угля, которые остановят рост цен и будут способствовать их снижению, спрогнозировал эксперт.

Он также выразил мнение, что правительство Китая, вероятно, продолжит программу сокращения добывающих мощностей, но будет это делать очень осторожно, чтобы не допустить существенного подорожания угля. Так, ранее Национальная комиссия КНР по реформам приняла решение о сокращении количества рабочих дней на шахтах с 7 до 5 – с целью уменьшить добычу. "Но вот совсем недавно Комиссия приняла новое решение, согласно которому угольные компании могут обращаться и получить разрешение на 6-дневную рабочую неделю. Вероятно, китайцев самих испугал резкий рост цен на уголь", – предположил А.Крайников.

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

На кордоні з Польщею продовжують стояти майже 4 тисячі вантажівок

ВСІ НОВИНИ ⇢