АМКР зарядил батарею

Публікації

В коксохимическом комплексе комбината "АрселорМиттал Кривой Рог" на бумаге все еще числятся 10 коксовых батарей, но большинство из них уже не рабочие, а некоторые и вовсе демонтированы. За 10 последних лет только одна батарея подверглась коренной реконструкции. И только сейчас она подходит к завершению. Заново отстроенная батарея №6 уже поставлена на сушку и разогрев и должна быть введена в эксплуатацию в четвертом квартале 2016 г. Хотя в одиночку она все равно не справится с сырьевыми и экологическими вызовами, стоящими сегодня перед АМКР.

Трамбуй шихту, фильтруй пыль

Сейчас комбинат эксплуатирует четыре батареи суммарной проектной мощностью 2,35 млн тонн валового кокса 6%-ной влажности в год. Пятая и шестая батареи были остановлены на реконструкцию еще в 2012 г. Предусмотренный на их обновление бюджет составляет более 100 млн долл. Батарея №6, как уже отмечалось, на финише готовности. Ввод в действие батареи №5 запланирован на 2018 г. При этом на предприятии намерены вывести из эксплуатации самые старые – первую и вторую батареи. Они были построены в Кривом Роге еще до Второй мировой войны. Дилемма в том, что без "старушек" производство кокса на комбинате будет и дальше проседать по валу. А в последнее время нехватка собственного кокса все больше дает о себе знать на комбинате.

Обновленная батарея лишь немного сгладит эту проблему. Ее потенциальная мощность – 530 тыс. тонн кокса в год, что не сильно больше доремонтного показателя (450-470 тыс. тонн). Главная надежда, что этот кокс будет лучше по качеству и дешевле по себестоимости. В технологическом плане батарея №5 отличается от криворожских сестер увеличенным объемом печи – 35,8 куб. м и возможностью предварительного трамбования и боковой загрузки шихты. В Украине такую технологию пока применяют лишь на "Алчевсккоксе", но она на практике доказала, что помогает увеличить производительность и качество конечного продукта. Например, горячую прочность кокса удается довести до 55% и выше. Сейчас для пятой батареи уже простроены новая 100-метровая дымовая труба и угольная башня, объекты мокрого тушения, установлено новое оборудование в цехе улавливания. В результате на АМКР обещают не только увеличение рентабельности коксохимического производства, но и сокращение вредных выбросов.

Правда, заметный экологический эффект Кривой Рог сможет почувствовать, когда заработает еще и пятая батарея, а первую и вторую отправят на отдых. Но до этого еще нужно дотерпеть. В дирекции АМКР утверждают, что одним из последствий модернизации коксовых батарей №№ 5-6 станет уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на 1,5 тыс. тонн в год. Например, концентрация пыли на выбросе обновленной батареи ожидается в пределах 20 мг/куб. м, при государственных нормативах – 50 мг/куб. м. Правда, до европейских стандартов уровень выбросов на АМКР не дотянется даже после реконструкции коксовых батарей.

Как объясняла 7 июля на круглом столе "Экологические аспекты имплементации Соглашения об ассоциации Украина-ЕС" директор департамента по охране окружающей среды АМКР Лиана Максименко, проект реконструкции батарей №5-6 разрабатывался еще 3 года назад и действующие в Евросоюзе экологические стандарты ВАТ в нем просто не учитывались. Поэтому если Украина примет решение о переходе на указанные стандарты, то на модернизированных батареях необходимо будет достроить ступени очистки на установке беспылевой выдачи кокса. Впрочем, это коснется всех украинских коксохимов.

По словам Л.Максименко, у АМКР нет проблем с выбросами серы и окислами азота по дымовым трубам коксовых батарей №№ 3 и 4, но на первой и второй батареях ситуация хуже, потому и стоит вопрос об их потенциальной остановке. Но до 2018 г. как минимум им еще придется потрудиться и попыхтеть. Впрочем, на комбинате признают, что не выдерживают требований ВАТ и по остальным основным производствам – доменному, конвертерному, агломерационному. Однако у украинских экологических инстанций существенных претензий к комбинату на данный момент нет. По крайней мере, за 2015 г. АМКР заплатил за нарушение природоохранных норм только 239 тыс. грн. штрафов.

Комбинация в два хода

Модернизация коксового хозяйства изначально входила в перечень обязательств ArcelorMittal по договору купли-продажи "Криворожстали". На первых порах новый владелец достаточно формально подходил к выполнению этого пункта. Но сейчас слабость коксохимического участка негативно отражается на эффективности работы предприятия в целом – мощности АМКР по выпуску кокса уже достигли своего потолка. Так, в прошлом году они были задействованы на все 99,6%. Для сравнения: загруженность сталеплавильных мощностей достигала лишь 76-78%. Иными словами, потребности комбината в коксе стабильно растут, а резерва для наращивания объемов его выпекания уже нет.

АМКР последовательно увеличивает объемы выпуск кокса в течение уже трех лет подряд. В 2013 г., после остановки двух батарей, этот показатель опустился до уровня в 1,4 млн тонн, в 2014-м – вырос до 1,7 млн тонн, в 2015-м – до 1,9 млн тонн. План на текущий год – получить 2,048 млн тонн собственного кокса. И сейчас комбинат строго следует установленному графику. За первое полугодие комбинат произвел 1,011 млн тонн кокса, медленно, но верно увеличивая месячную производительность. В частности, в июле она была на 3% выше, чем была в июне. Но такая тактика мелких шагов не решает проблему коксового дефицита в целом.

При нынешних объемах выплавки стали (ориентир на текущий год – 6,4 млн тонн) комбинату необходимо более 3 млн тонн кокса в год. В дальнейшем эта цифра будет стремиться к 3,5 млн тонн. Разницу АМКР приходится покрывать за счет закупок на стороне – как у украинских, так и у внешних поставщиков. В 2015-м, а особенно в 2014 г., когда бои на Востоке Украины были наиболее масштабными, предприятие ориентировалось на импортный товар, в т. ч. и на внутрикорпоративные поставки из Польши и Казахстана. Сегодня на рынке выросло предложение украинского кокса, а среди зарубежных производителей по цене наиболее привлекателен российский и китайский продукт.

По прогнозам агентства "Металл-Эксперт", по крайней мере, до сентября включительно ввоз кокса в Украину будет сохраняться, на достаточно высоком уровне – не менее 40 тыс. тонн в месяц. Хоть это заметно ниже июньско-июльских объемов, но все равно выше динамики второй половины 2015 г. Основным заказчиком импортных партий кокса в Украине остается АМКР. Чтобы отказаться от этой практики, комбинату необходимо либо продолжать реконструкцию коксовых батарей, причем в гораздо более активном темпе, чем сейчас, либо внедрять технологии ПУТ. Оба направления в равной степени затратны, но между ними есть одно отличие.

Чтобы самостоятельно выпекать кокс, АМКР необходимы не только современные батареи, но и исходное сырье – коксующийся уголь или угольный концентрат. А это на отечественном рынке еще более дефицитный товар. Так, в прошлом году криворожский меткомбинат пользовался услугами 5 основных поставщиков готового кокса и 9 поставщиков угольного концентрата. Преодолеть эту зависимость АМКР сможет, только включив в свою технологическую цепочку одну из украинских шахт. Вариант ее покупки или аренды руководство предприятия не снимает с повестки дня. Но у Минэнергоугля не так много объектов, которые может предложить компании Лакшми Миттала.

Поэтому более вероятным сценарием является внедрение технологии ПУТ на домне №9 в Кривом Роге. Эта печь особенно удобна для таких инноваций, поскольку у нее более широкий диаметр горна, чем у аналогов, а соответственно, и эффект получится выше. Согласно самым оптимистическим расчетам на этой домне экономия кокса при выплавке чугуна составит до 40-50% по сравнению с традиционным методом.

"ДП №9, объем которой 5 тыс. куб. м, дает львиную долю производства чугуна на предприятии, – объяснял недавно на страницах корпоративного издания директор аглодоменного департамента АМКР Владислав Листопадов. – Ее перевод на ПУТ будет связан со значительной экономией и в целом снижением себестоимости продукции". Кроме того, задача внедрить пылеугольное вдувание стоит и для домны №8. На печах меньшего объема решено обойтись технологией безгазовой шихты. Комбинируя пылеугольное вдувание и модернизацию коксохимического хозяйства, АМКР имеет шансы значительно снизить свою коксовую зависимость.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

НБУ погіршив прогноз зростання української економіки до 3%

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

ВСІ НОВИНИ ⇢