Геометрия кризиса

Публікації

Пессимизм экспертов в отношении глобальных цен на металлопродукцию подкрепляется не только котировками на крупнейших торговых площадках, но и последними событиями в сфере ГМК. Это приводит к неутешительным выводам: до выхода из кризиса металлургам, в том числе украинским, еще очень далеко. А ведь в марте-мае казалось, что свет в конце тоннеля потихоньку начинает пробиваться…

Апрельский взлет цен на ЖРС до 70 долл./тонну на Шанхайской фондовой бирже оказался слишком неустойчивым. Уже в мае они опустились до 50 долл./тонну и пока держатся примерно в этом диапазоне, с колебаниями -/+ 5%. При этом надо понимать разницу между котировками на фьючерсы и теми цифрами, которые значатся в реальных коммерческих контрактах. Так, в апреле средняя цена экспорта ЖРС из Украины составила 45 долл./тонну, по данным ГП "Укрпромвнешэкспертиза". На июнь УПЭ прогнозировала снижение на 10-15%, после роста на 3-7% в мае.

Аналитики инвестбанка Goldman Sachs полагают, что в III квартале железная руда будет стоить в среднем 45 долл./тонну, в IV квартале – 38 долл./тонну. Австралийский инвестбанк Westpac дает похожие ориентиры: по его оценкам, спотовая цена на железную руду во II полугодии опустится ниже 40 долл./тонну. Выделяется оптимизмом разве что американский Citigroup, который ожидает в июле-декабре 49 долл./тонну. Однако предпосылок для такого оптимизма не просматривается.

Китайская пирамида

О том, что значительная часть вины за падение мировых цен на сталь лежит на Китае, где сосредоточены избыточные сталеплавильные мощности на 350-400 тыс. тонн, в ЕС и США заговорили еще в прошлом году. За прошедшее время проблема не только не решилась, но напротив, обострилась. И на нее были вынуждены обратить внимание лидеры G7. На саммите в японском Исэ-Сима 26-27 мая они заявили о намерении принять решительные меры для преодоления кризиса, связанного с глобальным стальным перепроизводством.

После этого в середине июня в Китай с визитом прибыла канцлер Германии Ангела Меркель. Помимо прочих вопросов, на переговорах с премьером Ли Кецяном обсуждалась и ситуация в металлургии. В свое время китайцы с присущим им размахом настроили метзаводов гораздо больше, чем требовалось для их внутреннего рынка. Замедление роста национальной экономики и необходимость поддерживать объемы производства заставляют местные предприятия экспортировать все больше металлопродукции. Отсюда и беспрецедентное давление предложения на рынки развитых стран – где есть и свои производители, и проблемы со сбытом их собственной продукции.

По итогам 2015 китайский экспорт стали вырос на 19,9%, до рекордных 112,4 млн тонн. За январь-апрель текущего года отмечается дальнейший рост на 7,6%, до 36,9 млн тонн. Для сравнения: за 2015 весь годовой объем стальной выплавки в Украине составил 22,94 млн тонн. А Украина по-прежнему входит в топ-10 крупнейших мировых стальных производителей по версии World Steel Association.

Региональные металлургические ассоциации Eurofer, Alacero, SMA неоднократно обращались к местным властям с требованием лишить Китай статуса страны с рыночной экономикой в рамках Всемирной торговой организации. С аналогичными заявлениями-призывами выступали известные политики по обе стороны Атлантики. Тем не менее есть основания полагать, что их голоса так и не будут услышаны. Ведь Китай является важнейшим торговым партнером (читай – рынком сбыта) для США и ЕС, мнение которых в ВТО является определяющим.

В ходе предыдущего визита А.Меркель в Китай в октябре 2015-го в Пекине были подписаны свыше 10 китайско-немецких коммерческих контрактов. Из них одно только соглашение на поставку пассажирских лайнеров Airbus потянуло на 15 млрд евро. Нынешний визит оказался более скромным, и тем не менее: заключены 24 соглашения на 2,73 млрд евро. Аналогично складываются торгово-экономические и финансовые отношения с Китаем и у других членов G7.

Например, КНР – крупнейший держатель гособлигаций США, на него приходится 7,93% внешних обязательств Вашингтона. Поэтому антидемпинговые расследования против китайского стального проката в США и ЕС и далее будут проводить, но обещанных решительных мер в борьбе с перепроизводством мы не увидим. Таких, как лишение статуса страны с рыночной экономикой, например. Это значит, что глобальный избыток стальных мощностей и все связанные с ним проблемы остаются головной болью металлургов – в том числе и в Украине.

Российский треугольник

Несмотря на такие нерадужные перспективы ГМК, финансисты опять поверили в устойчивость металлургических компаний. Об этом свидетельствуют результаты долговых операций, проведенных в первой декаде июня Новолипецким меткомбинатом и холдингом "Евраз". Первый эмитент разместил облигационный займ на 700 млн долл., второй – на 500 млн долл. со сроком обращения 7 и 6 лет соответственно.

Обращают внимание низкие ставки: 4,5% и 6,75% годовых, как в старые добрые докризисные времена. Давно уже металлургическим компаниям не удавалось добиться от финансовых кредиторов таких "жирных" для себя условий. Например, крупнейший в мире концерн ArcelorMittal в 2009 размещался на 1 млрд долл. под 16% годовых.

Отсутствие перспектив для дальнейшего развития заставляет российских металлургов отказаться от инвестиций. Но нет худа без добра, во всяком случае, для акционеров: львиная часть полученной прибыли теперь направляется на дивиденды. С этой целью Магнитогорский меткомбинат и холдинг "Норникель" даже внесли изменения в дивидендную политику. По итогам 2015 НЛМК направил на выплату дивидендов 624 млн долл. – 67% чистой прибыли. ММК выплатил промежуточные дивиденды за I полугодие – 101,7 млн долл. и 150 млн долл. – финальные дивиденды. "Норникель" решил заплатить акционерам 570 млн долл. Столько же заплатила "Северсталь" – причем в качестве промежуточных дивидендов.

Правда, для того же "Норникеля" нынешние выплаты не самые большие: за 2014 на дивиденды пошло 3,56 (!) млрд долл. И это на фоне постоянного снижения мировых цен на цветные металлы. Кстати, тот же "Газпром" за 2015 потратил на дивиденды "каких-то" 480 млн долл. Т.е. в разгар второй волны кризиса доходность ценных бумаг российских металлургических компаний превысила показатели многолетнего лидера.

Неудивительно, что иностранные инвестфонды и банки проявили такой ажиотажный интерес к новым выпускам облигаций металлургов РФ. Другое дело, что российский ГМК испытывает те же проблемы, что и остальные участники глобального рынка. На отраслевом совещании в Перми 31 марта премьер РФ Дмитрий Медведев заявил, что потенциал роста производства металлургической продукции за счет внутреннего рынка практически исчерпан. И предложил меткомпаниям сосредоточиться на развитии экспорта. С учетом продолжающейся китайской экспансии это означает дальнейшее обострение конкуренции со сбытом в ЕС, Северной Америке, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии.

Украинский круг

Исходя из статистических данных, украинским металлургам пока удается справляться с вызовами на внешних рынках и держаться на плаву. Так, в январе-мае 2016 года они нарастили производство стали на 14%, до 10,548 млн тонн. Однако на самом деле радужная картинка получается только из-за низкой базы – в сравнении с прошлогодним провалом даже текущая загрузка сталеплавильных мощностей позволяет показать уверенный рост.

При более тщательном рассмотрении оказывается, что все не так уж и замечательно. Директора крупных металлургических комбинатов утверждают, что вынуждены браться за заказы на уровне текущей себестоимости – лишь бы сохранить присутствие на рынке и рабочие места. Исходя из вышеописанной ситуации с китайским и российским демпингом в большинстве регионов, им вполне можно верить.

Между тем обещанной помощи от Кабинета министров Украины стальные производители пока так и не видят. Еще 30 мая премьер Владимир Гройсман посетил мариупольский меткомбинат им.Ильича и был впечатлен проведенной на предприятии программой модернизации, позволившей в том числе существенно улучшить экологические показатели. "Во время пребывания в Мариуполе мы увидели, где сегодня создается национальный продукт", – заявил премьер.

И поручил Министерству экономического развития и торговли провести специальное совещание с участием руководителей Мининфраструктуры, "Укрзализныци", а также других министерств и ведомств для обсуждения государственной политики в сфере поддержки горно-металлургической отрасли. "Я хочу, чтобы мы сели за круглый стол и четко обсудили проблемы, которые требуется решить, чтобы не сокращать производство, а расширять ассортимент продукции и экспортные возможности. Экспорт для нас является принципиально важным", – подчеркнул премьер.

Из высказывания В.Гройсмана следует, что главная проблема, с которой сталкиваются представители ГМК Украины, – их проблемы на правительственном уровне только обсуждаются. А вот до решений дело не доходит. Неудивительно, что меткомбинаты по-прежнему испытывают острый дефицит такого стратегического сырья, как металлолом. В мае на внутренний рынок Украины поставлено 301 тыс. тонн черного лома при расчетной потребности в 375 тыс. тонн. В нарушение решения суда за границу вывезено 113 тыс. тонн металлолома, что составило 27% от общей заготовки месяца.

В 2015 году из-за нехватки лома, который в это время при бездействии правительства Украины вывозился на экспорт, один только элекстросталеплавильный завод "Интерпайп Сталь" простоял 63 суток. Принятие закона о повышении пошлин на экспорт лома в Верховной Раде затягивается на неопределенный период, и ни в президентской администрации, ни в Кабмине, ни в правящей парламентской коалиции даже не делается попыток ускорить законодательный процесс.

По-прежнему не урегулирован и вопрос с грузовым железнодорожным сообщением между метпредприятиями на неподконтрольных территориях Донбасса и их украинскими контрагентами. При том, что эти метпредприятия имеют украинскую регистрацию и платят налоги в украинский госбюджет. Как результат – постоянные простои украинских метзаводов в Енакиево, Алчевске и Макеевке. В последний раз они останавливались с 6 по 16 июня – из-за забастовки железнодорожников, требующих выплат зарплаты.

А она не выплачивается только потому, что руководство Мининфраструктуры и "Укрзализныци" никак не могут утвердить на правительственном уровне порядок таких выплат. Что это – элементарная профнепригодность или умышленная работа в ущерб национальным интересам? Закономерно, что ситуация для украинских металлургов напоминает бесконечное хождение по кругу. От которого не выигрывает никто, кроме зарубежных конкурентов.

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

1 Травня 2024

НКРЕКП нарешті затвердила обсяг підтримки зелених електростанцій за 5 місяців 2023 року

Через санкції прибуток Металоінвесту скоротився на 36%

У Чилі розраховують на збільшення обсягів видобутку міді

Vale, BHP та Samarco пропонують $25,4 млрд на ремонт після обвалення греблі у 2015 році

Вступ України обійдеться Євросоюзу у кругленьку суму – Deutsche Welle

Підвищення акцизу на пальне стане ударом для всіх українців

Австрійська влада застерігає Raiffeisen bank від угоди з Дерипаскою – Reuters

У квітні бізнес позитивно оцінив поточні результати своєї діяльності

Україна вийшла на довоєнні показники експорту – Свириденко

Samarco, Vale та BHP запропонували сплатити 25 млрд дол штрафу за прорив дамби в 2015 році

Acciaierie d’Italia планує у майбутньому виробляти 6 млн тонн сталі на рік

Сенат США підтримав заборону на імпорт російського урану

Ціна на залізну руду в поточному році перевищить $100/тонна

ВВП у ЄС зріс на 0,3% 

Держбюджет у квітні отримав майже 154 млрд грн податків 

В Yasno жаліються, що кияни не сплачують рахунки за електрику

ВСІ НОВИНИ ⇢